Главные вкладки

    Выступление на I Всероссийской научно-практической конференции «Образование в современном мире: вопросы теории и практики», которая состоялась 8-13 декабря 2014 года.
    методическая разработка по теме

    Степанова Нина Викторовна

    В СТАТЬЕ ОСВЕЩАЕТСЯ ВОПРОС РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ И ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ КАК СПОСОБА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ТРУДОВОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РАСШИРЕНИЯ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (ссылка http://nmcsova.ru/konf/konf1/korr/stepanova-nv-razrabotka-programm-fakultativnyh-i-elektivnyh-kursov-kak-sposob

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    РАЗРАБОТКА ПРОГРАММ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ И ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ КАК СПОСОБ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ТРУДОВОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РАСШИРЕНИЯ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ        

    СТЕПАНОВА Н.В.

    ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА–ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ–СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

    с. ИЛИР

              Основная  цель работы  педагогического коллектива  специальной (коррекционной) школы VIII вида  -  подготовка обучающихся к самостоятельной жизни и труду. Организация процессов обучения и воспитания сосредоточена на создание предпосылок социальной адаптации школьников с ограниченными возможностями здоровья.

            Коллектив учителей Илирской СКШ нацелен на то, чтобы как можно больше расширить и дополнить содержательные и организационные компоненты обучения и воспитания школьников, которые могли бы оказать помощь в становлении  их социальной адаптированности.  Самым актуальным для решения данной проблемы становится обновление содержания профессионально-трудового обучения в школе VIII вида посредством включения в учебный процесс программ факультативных и элективных  курсов, охватывая обучающихся начальных классов.

            Для более широкого ознакомления обучающихся начальных классов с ОВЗ  с организацией сельскохозяйственного труда  мною  разработана программа  факультативного курса «Введение в основы  сельскохозяйственного труда»        

     Данный курс является пропедевтическим периодом  для обучения детей по программам элективных курсов сельскохозяйственной направленности на второй ступени обучения; а также    является дополнением к   знаниям учащихся к урокам развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности.

             Цель курса «Введение в основы  сельскохозяйственного труда» в начальных классах – формирование    активной личности, проявляющей   желание трудиться, через  включение ребенка в трудовую деятельность с   раннего возраста, наиболее благоприятного для формирования не только трудовых умений, но и потребности в труде.

    Структурно программа состоит из четырех  разделов: жизнь села, осенние сельхоз работы, овощеводство, весенние сельхоз работы. В третьем и четвертом классе к разделу овощеводство   добавлен раздел цветоводство, так как знания и умения выращивания цветочных культур способствуют  расширению и обогащению практического опыта детей.

    Актуальность данной программы обусловлена тем, что для  сельскохозяйственного (крестьянского) уклада жизни характерно традиционное включение ребенка в трудовую- деятельность с самого   раннего возраста, наиболее благоприятного для формирования не только трудовых умений, но и потребности в труде, уважения и любви к труду на земле.  

    Изучение курса позволяет обучающимся получить систематизированное представление о сельскохозяйственном укладе жизни, о способах выращивания  овощных  и цветочных культур, правилами ухода за ними. Содержание курса включает теорию   естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний, понятия элементов  агротехники, а также практические занятия по выращиванию, уходу за овощными и цветочными растениями (через проведение опытнической работы и наблюдений).

    Курс   направлен на формирование у учащихся активных и сознательных действий в настоящем и будущем, ориентированных на сознательное участие в сельхоз работах;

    -возникновение потребности и желания в выращивании овощных и цветочных растений;

    - познание  радости труда, в результате которого живое растение рождается, развивается, проходит полный цикл от семени до семени.

            Приоритетными методами являются    практические работы, наблюдения. Практические работы в программе  связаны с  выполнением различных приемов обработки почвы, посева, посадки, ухода за овощами и цветами. Учитель в зависимости от материально – технической базы   школы   выбирает  объекты  для практических работ   учащихся. При этом   учитывается посильность объектов труда для учащихся в зависимости от возраста.

    Естественным логическим продолжением курса является внеурочная работа, которая включает в себя мероприятия, направленные на формирование навыков по выращиванию и уходу за сельскохозяйственными растениями, работа на пришкольном участке в летний период. Таким образом, систематически организованная работа в соответствии с представленной программой, позволит сформировать у обучающихся необходимые знания и умения, которые будут необходимы для обучения по программам элективных курсов на второй ступени обучения.

            Многие из выпускников специальной (коррекционной) школы остаются жить в сельской местности, поэтому особенно необходимыми являются навыки, позволяющие эстетически оформить среду обитания человека, сделать ее наиболее комфортной.  

    Для реализации поставленных задачмною, в соавторстве с учителем трудового обучения Степановым Ю.Г. разработана программа элективного курса "Основы ландшафтного дизайна", которая  направлена  на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка на примере организации работы на  школьной территории.

    Задачами курса являются: знакомство со структурой и элементами ландшафтного дизайна; формирование умений учащихся создавать композицию оформления ландшафта с учетом закономерностей дизайна; развитие способностей учащихся к художественно-эстетическому творчеству.

    В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения и навыки:

    -оформлять различные виды ландшафта с учетом закономерностей дизайна;

    -применять различные растения и декоративные элементы в оформлении ландшафта.

    Перечисленные умения и навыки  формируются на основе следующих знаний:

    -понятий "дизайн", композиция, цвет, фон, форма, ландшафт, цветочно-декоративные растения, газон, цветники (регулярные, пейзажные),  рабатка, клумба, партер, бордюр, миксбордер, группы, солитеры, массивы, рокарий, альпийская горка, живая изгородь, контейнерное озеленение, водоем, малые архитектурные формы, пергола, каменистый сад;

    -        правил размещения и выращивания различных растений на участке; основных составных частей оформления различных видов ландшафта;

    -        алгоритма создания ландшафта с учетом закономерностей дизайна.

            Форма проведения занятий:  групповая. Проведение занятий предусматривает  теоретический курс – 21 час, практические работы- 13 часов.

    Формы и методы работы:  практические занятия по овладению умениями выполнять благоустройство территории с учетом закономерностей ландшафтного дизайна, теоретические занятия (беседа, дискуссия,  рассказ, обсуждение). Ожидаемые результаты: учащиеся способны самостоятельно выполнить проект благоустройства территории с учетом закономерностей ландшафтного дизайна и аргументировать его составление.

            В рамках постинтернатного сопровождения выпускников ОГСКОУ «Илирская школа-интернат», был проведен интернет-опрос в социальных сетях бывших воспитанников, прослушавших элективные курсы по сельскохозяйственному направлению. В опросе из 25 выпускников 2011-2012 года, приняли участие 20 человек. На вопрос: «Пригодились ли Вам знания, полученные при изучении программного материала элективных курсов сельскохозяйственного направления», положительный ответ дали 15 бывших воспитанников, что составляет 75%, пятеро опрошенных воспитанников постоянно в настоящее время проживают в сельской местности, выразили огромную благодарность учреждению, которое предоставило им возможность обогатить свой жизненный опыт практическими знаниями в области сельского хозяйства. И только двое бывших воспитанников затруднились ответить на поставленный вопрос.

            Анализ результативности усвоения программного материала  предметов инвариантной части, которые являются базовыми предметами элективных курсов, показал следующие  результаты.

    Диаграмма 1.

    - Предметная область «Природа», предметы - природоведение, естествознание, география.

    • Успеваемость с 2012 по 2014 год – 100%
    • Качество знаний с 2012-2014 год – выросла на 15% (с 78%-93%)
    • Уровень обученности с 2012-2014 год -  увеличился на 2% (с 78%-80%)

         Анализируя результативность, отмечаем тот факт, что показатели на протяжении последних трех лет остаются стабильно высокими, имеют тенденцию положительной динамики. Оценивая результативность и педагогическую целесообразность введения  факультативных и элективных курсов, следует сделать вывод, что коллектив школы  решает такие важные  задачи, как формирование познавательной активности, развитие мотивации к процессу обучения, самореализации и социализации  обучающихся,   расширение кругозора,   ведется профориентационная работа, с возможностью осознания  и способов реализации выбора жизненного пути.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    презентация к выступлению на Всероссийской научно-практической конференции "Визуальное расписание-эффективный способ обучения уч - ся с ДЦП с умеренной УО"

    Презентация к выступлению на Всероссийской научно-практической конференции в СПб  "Визуальное расписание-эффективный способ обучения уч - ся с ДЦП с умеренной УО"...

    Презентация к выступлению на Всероссийской научно-практической конференции «Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации»

    Презентация к выступлению на Всероссийской научно-практической конференции «Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации»...

    Презентация к выступлению на Всероссийской научно-практической конференции в СПб "Визуальное расписание-эффективный способ обучения уч - ся с ДЦП с умеренной УО"

    Презентация к выступлению на Всероссийской научно-практической конференции в СПб  "Визуальное расписание-эффективный способ обучения уч - ся с ДЦП с умеренной УО"...

    Выступление на Всероссийской научно-практической конференции "Коррекционно-развивающее обучение: опыт регионов"

    28 марта мне довелось выступить на Всероссийской конференции с докладом на тему "Организация обучения детей с ЗПР и УО в условиях общеобразовательной школы". В докладе описано как в условиях общеобраз...

    Системно - деятельностный подход на уроках истории и обществознания в школе. Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня

    Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня рождения Н.В. Андреевс...

    Выступление на Всероссийской научно-практической конференции Междисциплинарный подход в реализации дополнительных образовательных программ для детей с ОВЗ

    Выступление на Всероссийской научно-практической конференции  Междисциплинарный подход в реализации дополнительных образовательных программ для детей с ОВЗ...