Искусство управления уроком
методическая разработка на тему

Минина Светлана Анатольевна

Данный материал может быть полезен для проведения методических семинаров в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iskusstvo_upravleniya_urokom.docx30.47 КБ

Предварительный просмотр:

РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Методическое пособие

«ИСКУССТВО УПРАВЛЕНИЯ УРОКОМ»

Минина С.А.,

учитель английского языка

МАОУ «Байкаловская СОШ»

2017-2018 учебный год

Уважаемые коллеги! Согласитесь, что организовать процесс обучения в соответствии с требованиями новых стандартов и профессионального стандарта педагога – непростая задача, требующая от учителя постоянно пребывать в творческом поиске, самосовершенствоваться, отвечать на новые вызовы и вопросы современного образования.

Как же мы, учителя, можем создать максимально эффективные условия в ситуации, когда только урок, во всем его многообразии, является ведущей формой организации  образовательного процесса с различными инструментами реализации учебно-воспитательных задач.

Данный материал может быть полезен для проведения методических семинаров в школе.

Искусство управления уроком с ориентиром на результат

На данном этапе развития общества от школы требуют  новых форм и методов работы. На канале «Россия 2» были представлены результаты социологического опроса «В какой школе хотят учить своих детей  современные родители и где хотят учиться современные дети». В основном запрос идёт на развивающую среду (пространство) и смену формы обучения – урок. Как же мы, учителя, можем создать максимально эффективные условия в ситуации, когда только урок, во всем его многообразии, является ведущей формой организации  образовательного процесса с различными инструментами реализации учебно-воспитательных задач.

Уважаемые коллеги! Согласитесь, что организовать процесс обучения в соответствии с требованиями новых стандартов и профессионального стандарта педагога – непростая задача, требующая от учителя постоянно пребывать в творческом поиске, самосовершенствоваться, отвечать на новые вызовы и вопросы современного образования.

Основная цель современной школы состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель осуществлять мотивационное управление его учением, то есть мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать. Сегодня от выпускника школы ожидают не только умения адаптироваться к реальности, но и осуществлять свои собственные замыслы, но при этом одной из важнейших задач, стоящих перед учителем, остается повышение качества знаний обучающихся по предмету.

Современный урок  – это урок, где нет  строгих, привычных правил, это урок свободный, который рождается благодаря усилиям педагога. Учитель учит ребёнка находить знания, формирует у него устойчивую мотивацию на приобретение знаний, навыков и умений, на их коррекцию, на достижение результата. Сегодня заставить ученика учиться можно лишь тогда, когда он включается в осмысленную деятельность с желанием, когда начинает понимать, для чего он учится. Осознанность действий начинается на уроке с этапа выбора целей и задач урока, плана действий на уроке и заканчивается обязательным этапом рефлексии.

Каждый из нас – и опытный профессионал, и учитель-новичок понимает, что без мотивации действий мы не сможем добиться результата.

Как же мотивировать современного ученика, как показать актуальность и важность знаний? Это можно следующими способами:

- возбудить интерес (например, показать яркий видеофрагмент, дать уроку тему не только по календарно-тематическому планированию, но и по содержательной линии «Написание вывески для больницы доктора Айболита» или по воспитательной составляющей урока «В гостях у Лесовичка»);

- пробудить желание (начать урок  необычно,  с построения в круг, используя приём вопрос-ответ; провести лингвистический эксперимент, выявить эмоциональное восприятие лексического ряда слов: что чувствуете, услышав слова: добрый – злой, заботливый – чёрствый, прилежный – безответственный, составить ассоциативного ряда к слову, использовать метод образного видения:  описать предмет, используя только прилагательные);

- побудить к действию (использовать сингапурский приём «Corners» -  «Конэрс» («Углы»): предложить детям двигаться под музыку, когда музыка остановится, нужно организоваться в микро-группы по какому-либо признаку и выполнить задания, начиная с одного из участников (у кого больше пуговиц), использовать «Мозговой штурм», «Перевернутый класс», организовать лабораторно-практические занятия на основе текста, таблиц, диаграмм, видеосюжетов; использовать метод символического видения: представьте себе, что Вы – гусеница, превращающаяся в бабочку – капустницу, опишите свои ощущения, или: напишите ответ на вопрос с помощью символов, придуманных Вами);

- придумать изюминку урока (например, организовать работу в группах с использованием приёма «МЭНЭДЖ МЭТ»,  дифференциацию с пересаживанием по рядам в зависимости от уровня задания);

- урок должен удивлять. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход даже  при проведении физминутки или рефлексии. (Использовать приёмы «Мешочек», КЛОК БАДДИС – «друзья по часам (времени)», метод фактов: нарисовать зоошутку – необычное насекомое, которого не существует в природе: органы возьмите от разных насекомых, метод образного видения: придумайте рекламу к изучаемой теме, интеллект карты).

Используя разнообразные формы и методы работы, важно не уйти в сторону от главных целей, от сути того, что должны изучить дети, от научных основ методики.

Важно знать основные компоненты современного урока:

Содержательно-целевой. Что и зачем? Ещё его называют: Мотивационно-ориентировочный. Организационно-мотивационный.

Организационно-практический. Как? Операционно-познавательный. Процессуально-содержательный.

Контрольно-оценочный. Что в итоге? Рефлексивно-оценочный.

Цель – это результат, к которому надо прийти; усвоение знаний, умений, навыков. Когда цели учителя совпадают с целями учеников, начинается продуктивный процесс учения. Чтобы урок стал необычным, событийным, необходимо максимально разнообразить задания, виды деятельности, использование средств, источников, даже языка представления изучаемого материала (научный, графический, символический, образный и т.д.), используя разные формы предъявления результатов: озвучивание, афиширование, акцентирование, репортаж, информация о сделанной работе… Использовать надо всё, что помогает не упустить главное, интересное на уроке.

Какой бы предмет или предметы ни изучали ученики, настоящей проверкой завтрашней системы образования станет её способность увлечь учеников процессом обучения и сделать его исключительно радостным для них… это подразумевает, что каждый учащийся обретёт ту уверенность в себе, которая необходима для духовного роста и развития личности.

Исходя из выше сказанного можно сформулировать «30 секретов управления уроком»:

  1. Учителю нужно стремиться самостоятельно разрабатывать поурочные планы (проекты) своих уроков.
  2. Знание системы принципов дидактики, их иерархии, взаимосвязей и отношений, обязательная опора на них при проектировании, организации и осуществления образовательной деятельности на уроке: при определении целей, выборе содержания, методов, форм, средств обучения, учете возможностей и особенностей детей и др. («Практическая педагогика»)
  3. Знание каждым учителем типологии уроков и только обоснованный выбор типа урока, наилучшим образом соответствующий особенностям того или иного класса, темы, раздела (На что направлен действующий в районе методический проект «Его величество урок» ).
  4. Знание каждым учителем современных технологий и техник и использование их в том случае, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока, не превалирует над сущностью учебного материала, не уводит в сторону от главных целей, не ставится самоцелью, не умаляет значения сути того, что должны изучит дети (Базовые технологии).
  5. Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении: безусловный учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей обучающихся разных возрастов, классов, групп; учет особенностей, интересов, склонностей, запросов школьников.
  6. Стремление к поиску и по возможности формулирование кроме темы еще и так называемого «имени» урока в виде яркого афоризма, крылатой фразы, поговорки и т.п., эмоционально выражающих в сжатом виде суть главной идеи урока.
  7. Специально спланированная (то есть продуманная) деятельность учителя по обеспечению не только учебной, но и воспитательной функции урока, то есть воспитания и в процессе обучения (Экологическая тема).
  8. Комплексное планирование задач по трем группам: а) педагогические цели; б) цели развития образовательного процесса; в) цели саморазвития учителя.
  9. Обязательное выделение в содержании учебного материала объекта поурочного усвоения (что нужно знать, отработка умений).
  10. Продумывание и формулирование хотя бы для себя ценностных оснований выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке.
  11. Стремление учителя помочь детям раскрыть для себя личностный смысл изучаемого на уроке материала.
  12. Опора на межпредметные связи с целью формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.
  13. Безусловное обеспечение практической направленности учебного процесса.
  14. Включение в содержание урока упражнений творческого характера по использованию полученных знаний в аналогичной, сходной, частично новой и в полностью незнакомой ситуации (Мини-сочинения, мини-эксперименты).
  15. Только обоснованный выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения исходя их учебных возможностей обучающихся конкретного класса (Учёт психо-физических возможностей).
  16. Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными.
  17. Специально спланированная работа учителя по формированию надпредметных способов учебной деятельности.
  18. Специально продуманная по отношению кобучающимся работа по мотивации их учебной деятельности с целью формирования устойчивой мотивации познания как одной из важнейших целей школы 21 века.
  19. Создание реальных условий для проявления каждым учеником самостоятельности на основе понимания ценности субъектной позиции ребенка в обучении.
  20. Обоснованное, целесообразное, рациональное и комплексное использование тех или иных средств обучения.
  21. Органичное, корректное и целесообразное включение компьютеров в педагогические технологии на уроке по всем предметам.
  22. По возможности дифференциация домашних заданий для разных групп учащихся (однообразие отбивает желание учиться).
  23. Обеспечение максимально благоприятных для работы на уроке эстетических условий.
  24. Общение с обучающимися на уроке только на основе сочетания высокой требовательности с безусловным уважением к личности школьника.
  25. Стремление добиваться действенного воспитательного влияния личности самого учителя наученика.
  26. Выбор учителем оптимального для конкретного урока соотношения рационального и эмоционального в работе с детьми.
  27. Развитие учителем в себе и использование в работе на уроке артистических умений, педагогической техники, исполнительного мастерства.
  28. Четкое следование замыслу плана урока и одновременная готовность гибко перестраивать ход урока при изменении учебных ситуаций, умение переходить к реализации запасных методических вариантов, предварительное продумывание которых должно превратиться в привычку.
  29. Регулярный анализ полученных на уроке результатов обучения, воспитания, развития школьников (Карточки).
  30. Оценка (самооценка) работы учителя по совпадению (или несовпадению) реальной успеваемости с ее прогнозом, сделанном в зоне ближайшего развития ребенка (АУДИТ).

Приложение

ОПРОСНИК

Каждый член команды лично заполняет опросник. Каждое утверждение оценивается по шкале от 0 до 10. Балл, соответствующий вашему мнению, обведите кружком.

  1. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ. Каждый ли обладал ясным видением целей работы над заданиями? Неясное 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ясное
  2. РЕЗУЛЬТАТЫ. Что вы думаете о качестве результатов работы команды?                            Плохие 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 хорошие
  3. УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ. Было доступное время использовано наилучшим образом?           Не наилучшим 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 наилучшим
  4. ОРГАНИЗАЦИЯ. Соответствовал ли подход к работе и разделение работы между членами команды заданиям?                                                                                                                                  Не соответствовали 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 соответствовали
  5. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ. Использовался ли самый эффективный / подходящий способ принятия решений?                                                                                                                                              Не подходящий 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 самый подходящий
  6. УЧАСТИЕ. Все ли стремились к участию?                                                                                            Слабое вовлечение 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 сильное вовлечение
  7. РУКОВОДСТВО. Использовался ли самый подходящий стиль руководства?                                 Не подходящий 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 подходящий        
  8. СОТРУДНИЧЕСТВО. Каково Ваше мнение об эффективности сотрудничества?                       Плохое 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 очень хорошее
  9. КЛИМАТ. Хорошо ли вы себя чувствовали в своей группе?                                                                 Плохо 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 очень хорошо
  10. ВАША СОБСТВЕННАЯ РОЛЬ. Как вы оцениваете свою собственную роль и функцию в команде?                                                                                                                                                                 Плохо 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 очень хорошо

Каждый критерий оценивается баллами от 1 до 5

Критерии оценивания

Самооценка выступающего

Оценка экспертов группы

Согласование позиций

Формулирование рекомендаций

1. Сделан правильный выбор о соотношении содержания и выбора технологии

2. Приведены аргументы, доказательства позиции

3.  Качество презентации  (эмоциональность, логичность, доступность)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) как способ эффективного управления уроком

Обзор электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и их применение на уроке  ...

Искусство управления людьми

Практическая психология за 90мин...

Требования ФГОС к управлению уроком.

Основным элементом системы профессиональной деятельности учителя является образовательная деятельность, а её ведущей организационной формой – урок. Урок - управляемый (целенаправленный, мот...

"Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве". Разработка урока по изобразительному искусству в рамках ФГОС.

Урок по изобразительному искусству. ФГОС.  6 класс по программе Б.М.Неменского.Тема урока: Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве.Тип урока:  Комбини...

Методическая разработка "Управление уроком"

Методическая разработка "Управление уроком"...

Мастер-класс "Тайм-менеджмент или искусство управления временем"

Мероприятие проводиться в форме мастер – класса, в ходе которого участники работают как индивидуально, так и в группе. Место проведения – просторный кабинет. Цель мастер - класса: научить ...

Тренинг «Искусство управления временем»

Цель: расширить представления учащихся о ценности понятия «время» как возможности человека воплотить задуманное. Развитие навыков управления временем для повышения эффективности работы и л...