Духовно-нравственное воспитание – залог нравственного и интеллектуального развития молодежи.
статья на тему

.Невозможно в современных условиях вседозволенности воспитать молодежь без понимания ими духовной стороны жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание – залог нравственного и интеллектуального развития молодежи.

                                                                                                                                                                  Киселева Г.С., учитель ОРКСЭ

                                                                         МБОУСШ №1 им. М.М.Пришвина

Духовный - …всё относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля.

                                                               В.И.Даль «Толковый словарь»

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка»

 

Духовно - нравственное воспитание - это процесс, который способствует формированию нравственных чувств (совести, долга, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления доброй воли личности).

        В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» подчеркнуто, что школа есть посредник между поколениями, передающий молодым людям ценности, накопленные за предыдущие эпохи. Задача приобщения молодежи к этическим принципам, актуальным для всех времен и восходящим к вечности, выходит сегодня на первый план в процессе школьного воспитания.

Воспитание нравственности должно стать столь же важной задачей, как передача знаний, — говорит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В идеале вся система образования и воспитания молодежи должна исходить из традиционных духовно–нравственных координат.

По мысли Главы Всемирного Русского Народного Собора, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, у традиционных религиозных организаций России и светской педагогики — одна задача: воспитать не только знающего, работоспособного человека, но и полноценную личность, обладающую этическим измерением своих слов и дел, живущую осмысленно и одухотворенно, приносящую пользу не только себе, но и ближним, равно как и Отечеству.

Творчество учителя немыслимо без нравственного примера, лежащего в основе воспитания. Образование — высшее, среднее и начальное — становится полноценным и качественным тогда, когда базируется на фундаменте традиционных, вечных духовно–нравственных ценностей.

На сегодняшний день в России на уровне государственной власти и самого народа произошло понимание, что единственно правильным направлением развития общества является приверженность православным духовным ценностям, на основе которых строилось и развивалось русское государство на протяжении более тысячи лет, явив всему миру несокрушимую силу духа  нации, основанном на высоких идеалах христианской нравственности.

В 90-е годы наше государство переживало очередной кризис. Высказывались разные мнения по поводу выхода из сложившегося положения. Но почти  ничего из предложенного не было сделано. Единственным изменением стало изменение отношения высшей власти к Церкви ( как и в годы Великой Отечественной войны). Началось интенсивное развитие церковной жизни, восстановление храмов, монастырей. С телеэкранов  и со страниц газет мы услышали голос Предстоятеля Русской Церкви – Патриарха Алексия II. Россия стала крепнуть, набирать политическую мощь, с которой сегодня вновь приходится считаться державам, претендующим на нераздельное господство.

История нашей страны парадоксальна: она начинает гибнуть в самые благополучные годы и возрождается среди самых тяжелейших государственных катаклизмов.  Как вышло  сильное централизованное Московское царство из татаро-монгольского ига, как  из Смуты XVII века вырастает Российская Империя, как страна, сломленная революцией, Гражданской войной, террором ,  сталинскими лагерями, становится победителем фашизма?  

На эти вопросы отвечает сподвижник Петра I – Христофор Миних: «Русское государство имеет то преимущество перед всеми остальными, что оно управляется непосредственно Самим Господом Богом. Иначе невозможно объяснить, как оно до сих пор существует».

        Многие европейские мыслители (среди которых – и противники России) признают основой российского государства именно духовный фактор.

«Русские люди никогда не будут счастливы, зная, что где-то творится несправедливость», - Шарль де Голль, французский государственный деятель.

«Жить по правде – это по-русски!» - Уильям Томсон, английский физик.

«Русские люди всегда добросовестно и безвозмездно трудятся, если в обществе есть нравственная идея, праведная цель», - Фридрих Гегель, немецкий философ.

«Русская культура не приемлет разврат!» - Иоганн Вольфганг Гете, немецкий писатель.

«Даже самый благоприятный исход войны никогда не приведет к разложению основной силы России, которая зиждется на миллионах русских… Эти последние, даже если их расчленить международными трактатами, так же быстро  вновь соединяются друг с другом, как частицы разрезанного кусочка ртути…» - Отто фон Бисмарк.

Эти высказывания – не только восхищение русским народом, но и  попытка осмыслить основания  силы  русского государства и , соответственно, способы  борьбы с ним. «Русских невозможно победить…Но им можно привить ложные ценности, и тогда они победят сами себя», - О.Бисмарк.

         И сегодня мы наблюдаем, как с новой силой развязалась информационная война против России. Война за нашу молодежь, за наше будущее. Чтобы понять, что это действительно война, достаточно взглянуть на фотографии «счастливиц» - победителей детского конкурса красоты. Потухшие взгляды, вымученные улыбки этих детей   ничего, кроме жалости не вызывают,  говорят о том, что эти дети лишены детства, как и дети войны.

Информационная война ведется по всем направлениям, разрушая такие фундаментальные для любого общества защитные механизмы, как язык, культура, образование и воспитание подрастающего поколения, точнее вливая в них яд новых смысловых понятий.

        Анна Ахматова  смотрела далеко вперед, когда писала:

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Язык – душа народа. В родном языке мы надежно защищены от всех разновидностей манипулирования сознанием. Язык есть своеобразный «фильтр» этических вирусов, которые моментально «обезоруживаются» вековыми категориями Добра и Зла, выработанными в лоне Православной Церкви.

Не случайно сегодня финансируется негосударственными структурами  так много словарей, «научных изысканий» о ненормативной лексике как  «неотъемлемой части» русского языка. При этом забывается, что эта лексика всегда воспринималась русским народом как «черная», скверная, запретная. Она никогда не ассоциировалась со свободой слова. Сквернословие всегда  считалось  не только разновидностью греха, но и правонарушением, которое в древние времена каралось розгами, а сегодня – штрафами. Ненормативная лексика существовала, но не как культурная ценность, а как духовная болезнь  - и не русского языка в целом, а конкретного человека, употребляющего ее. И школьникам необходимо говорить об этом, не надо прятаться от этой проблемы. На сайте Православие.ру  есть разработанный урок  «Безобидно ли сквернословие», где этот вопрос  рассматривается священником и дается очень точный  недвусмысленный ответ.

Многие русские слова заменяются сейчас иностранными. В качестве примера можно взять слово «толерантность» - эквивалент русскому «терпимость». С какой целью это понятие входит в наш язык?  Ведь каждое слово любого  языка несет в себе не только информацию или описание какого-либо явления, но и его нравственную оценку( и это доказано экспериментальным путем).  «Терпимость» русского народа ( а точнее «долготерпение») связывалась с такими понятиями как «прощение», «кротость», «несение тягот ближнего», т.е. понятиями  Евангельского учения. А слово это пытаются заменить точным по переводу, но совершенно противоположным  по смыслу понятием «толерантность», которое отражает  не традиционное  - «любовь к ближнему», а выражает терпимое отношение к  пороку, возведению его в ранг добродетели или приемлемой формы поведения. И это все на уровне подсознания. В результате  рождаются «ложные ценности».

        На уроках основ православной культуры у учителя есть благодатная тема «Православная молитва». Многие дети знают текст этой молитвы, но читают ее как заученное стихотворение, не понимая смысла. Когда мы разбираем каждую строчку,  каждое слово этой молитвы, то дети сами приходят к выводу, что «Отче наш»  учит человека, как жить в этом мире: верить в Бога, верить Богу, т.е. доверять Ему, не завидовать, прощать, не совершать дурных поступков.

О великой роли молитвы можно посмотреть с учениками телефильм «Сильнее смерти. Молитва», где предлагаются вниманию не только примеры из жизни воцерковленных православных людей, но и данные научных экспериментов, подтверждающих великую силу слова.

 Не секрет, что телевидение приносит больше вреда, чем пользы.    В современных фильмах – откровенная пропаганда аморального поведения, призыв: «Делай все, что хочется!» - это все характеризует многие телеканалы.

Но если подросткам так интересно смотреть фильмы,  давайте показывать им фильмы  хорошие! Зайдите на сайт «Школа радости» в раздел «Киноклуб». Здесь можно взять фильмы, которые никого не оставят равнодушным. Это фильмы о чистой светлой влюбленности, об ответственности перед людьми и перед своей совестью, о борьбе добра и зла.

После просмотра можно обсудить увиденное, поразмышлять о поднятых проблемах, сопоставив их с жизненным опытом подростков, тем самым выполняя высокую задачу интеллектуально развития школьника.

Интеллектуальный уровень развития личности определяется, прежде всего, двумя факторами: объемом приобретенной информации (это эрудиция) и способностью использовать эту информацию (это уже непосредственно интеллектуальное развитие личности). Сейчас имеется множество способов для нравственного, интеллектуального развития.

Ежегодно проходят Всероссийские олимпиады школьников, но олимпиады по православной культуре нет в списке Министерства Образования. Зато она есть на сайте «Праволимп.ру».  Хотелось бы, чтобы учителя ОРКСЭ (модуль ОПК)  организовывали участие детей в этих олимпиадах, проводимых по благословению Святейшего Патриарха Кирилла Православным  Свято-Тихоновским гуманитарным университетом с 2006 года. Всем участникам высылаются сертификаты с подписью ректора и печатью университета, а победителям и призерам – дипломы. Но не подарки, конечно же, главное. Каждое задание потом разбирается, дети размышляют, идут своими путями к  правильному ответу и получают его.

Ежегодные Детско-юношеские Богословские чтения также воспитывают наших детей. В прошлом году ученица 4 класса, конечно, с помощью родителей и учителей, принимала участие в этих чтениях с исследовательской работой , посвященной жизни  святого священномученика архиепископа Сергия (Зверева) Елецкого.  Да, с помощью родителей, но никакой взрослый не может написать такие искренние слова о непонимании того, что было в годы «безбожных пятилеток». Эта работа была отправлена на международный конкурс «Старт в науке» и оценена дипломом 3 степени.

        Эмоционально сопереживая, человек развивается духовно. По мнению В. Сухомлинского эмоциональное состояние оказывает влияние на ум и всю интеллектуальную жизнь ребёнка.         На уроках ОПК  можно использовать притчи, стихотворения, отрывки из фильмов, музыкальных произведений.

Это создает определенный настрой, это подталкивает детей к диалогу, затрагивает нравственные стороны души, вырабатывает правильное, христианское отношение  к нравственным ценностям и отрицательное отношение к пороку.

        Невозможно в современных условиях вседозволенности воспитать молодежь без понимания ими духовной стороны жизни. Все увещевания не делать что-либо, потому что это плохо, выглядит для  молодых людей неубедительно. Надо давать им настоящий идеал духовной красоты и чистоты, который основан не на мнениях старшего поколения, а на понимании истинного смысла жизни и назначения человека.

Потеря духовного смысла жизни приводит к депрессии общества, последствия которой вызывает большинство всех социальных проблем: пьянство, наркомания, распущенность, уход в виртуальное пространство, суициды.

Шарль Монтескье утверждал, что не стоит законами достигать того, чего можно достичь улучшением нравов. А это уже сфера влияния школы и, конечно,  Церкви, т.к. за более чем тысячелетнюю историю русской православной Церкви не было случая усомниться в совпадении интересов православия с национальными интересами России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование системы Монтессори при обучении и воспитании детей с нарушением интеллектуального развития.

Использование системы Монтессори при обучении и воспитании детей с нарушением интеллектуального развития....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.

Данный материал представляет собой отчет о работе в рамках экспериментальной площадки Модель социокультурного оразвитиия образовательного учреждения....

«Воспитание познавательной активности и интеллектуального развития дошкольников посредством ИКТ»

Игра - одна из форм практического мышления ребёнка. Эта статья помогает родителям  понять , как правильно ввести компьютерные технологии в жизнь ребёнка через игру....

Методическая разработка Семинар Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

Целью данного семинара является осознание педагогами смысла понятия духовно-нравственное воспитание, а также систематизирующего значения духовно-нравственного воспитания в современном образовательном ...

Программа занятий внеурочной деятельности по духовно – нравственному ( нравственному) развитию, воспитанию обучающихся 8 -9 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант)

   Программа занятий внеурочной деятельности по нравственному развитию, воспитанию обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана для учащихся...

лекция "Семейное воспитание детей с проблемами интеллектуального развития"

В лекции  рассказывается о проблемах в семье, когда рождаются дети  с проблемами интеллектуального развития. Даются советы и рекомендации семье....