Задание метапредметной олимпиады МГПУ для 5- 6 классов
олимпиадные задания (5 класс) на тему

Шихалеева Марина Ивановна
Метапредметные задания предполагают, что у учеников будут развиты: уверенная ориентация в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин философских и общепредметных; владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера, умениями организации собственной учебной деятельности, основными универсальными умениями информационного характера, информационным моделированием как основным методом приобретения знаний, широким спектром умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов, способами и методами освоения новых инструментальных средств, основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_metapredmetnoy_olimpiady.docx132.79 КБ

Предварительный просмотр:

Задание метапредметной олимпиады МГПУ   для 5- 6 классов

Школа____________________________________________________________________

Команда___________________________________________________________________

  1. Прочитайте текст и выполните задание

«За невестою своей

        Королевич Елисей

        Между тем по свету скачет…»

Королевич Елисей скакал по свету ровно год, чтобы найти свою невесту. На диаграмме показано, по сколько километров преодолевал он в каждый месяц года. Изучи диаграмму и ответь на вопрос: в какое время года Елисей преодолел на 3 км больше, чем зимой?

Запишите ответ: _______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Героиня сказки стала жить в лесу, где большое количество деревьев.

        «Но живёт без всякой славы,

         Средь зелёныя дубравы…»

        Напишите, в лесу с преобладанием каких деревьев жила царевна.

  1. «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкин написал в 1833 году. Предположим, что события, которые описывает автор в сказке, происходили в 1005 году. Использовался ли в те года хрусталь, если история его развития в России отчитывается с XVIII века? Объясните свой ответ.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Прочитайте отрывок «Знакомые следы» Е. Пермяк

… Довелось как-то им (ребятам) возвращаться со станции в своё село прямой дорогой через лес. Ближе и веселее.

Хорошо бежится по первому снегу. А на снегу множество всяких следов. Какой след чей, ребята не знают, а бегают по ним: вдруг да лисицу увидят или дикого козлика. С зайцем и то неплохо встретиться.

Бегали так они, бегали по следам — и заблудились. Испугались ребята. Кое-кто даже слезу пустил.

— Это твоя затея, Никишка… Как мы теперь выберемся, когда все тропинки снегом засыпало?

Молчит Никита, не оправдывается. Думает, как ребят на дорогу вывести. Кричать стал. Да кто услышит его в глухом зимнем безлюдном лесу.

И вдруг Никита увидел знакомые следы. Изо всех следов, которые ему дед показывал, он только эти запомнил.

— Ура, ребята! — крикнул Никита. — Идите за мной. Я вас к жилью выведу.

Долго шли ребята по этим следам и вышли к жилью. К лесниковой сторожке. А от сторожки до села наезженная дорога. И ночью не заблудишься.

— По каким же таким следам ты нас вывел? — спросили ребята Никиту.

Вопрос

 - Какие следы   помогли детям выйти к дому? Обоснуйте и зарисуйте свой ответ

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Прочитай текст.

Для измерения роста человека на Руси использовали старинную меру длины аршин. Слово аршин турецкого происхождения. При измерении аршином считали расстояние от плеча до кончиков пальцев руки.
https://arhivurokov.ru/multiurok/8/d/0/8d073b87e61a25bff71fe7ef25120a0dcb4de11a/php2pXiL3_Netapredmetnaya-olimpiada_6_1.png

Потом аршином стали называть и линейку, которая использовалась для измерения ткани

 В этом случае аршин был равен примерно 70 см.
https://arhivurokov.ru/multiurok/8/d/0/8d073b87e61a25bff71fe7ef25120a0dcb4de11a/php2pXiL3_Netapredmetnaya-olimpiada_6_2.png

Вершок – старинная мера длины, равная длине основной фаланги указательного пальца. Вершок был равен примерно 4см 4 мм.

Рост дворника Герасима – героя повести «Му-му» составлял 2 аршина и 12 вершков.

https://arhivurokov.ru/multiurok/8/d/0/8d073b87e61a25bff71fe7ef25120a0dcb4de11a/php2pXiL3_Netapredmetnaya-olimpiada_6_3.png         

Пядь – старинная русская мера длины,

известная с XIV века. Пядь была равна примерно 18 см. Это слово произошло от древнеславянского глагола «растягивать, натягивать». Пядью называли расстояние между концами растянутых большого и указательного пальцев.

https://arhivurokov.ru/multiurok/8/d/0/8d073b87e61a25bff71fe7ef25120a0dcb4de11a/php2pXiL3_Netapredmetnaya-olimpiada_6_4.jpeg 

Вопросы:

А) Раньше про умного человека говорили, что у него «семь пядей во лбу». Узнайте, чему равен лоб в сантиметрах. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) Можно ли в жизни встретить человека с таким лбом? _____________________________

______________________________________________________________________________

 В) Узнайте рост Герасима в метрах и сантиметрах. Запиши___________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

   Г) В русском языке сохранилось выражение: «От горшка два вершка». Сколько это сантиметров? Запиши. __________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Д) О ком из литературных героев можно сказать: «От горшка два вершка»? Запиши как можно больше героев. _________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Прочитайте текст

Во время экскурсии на кондитерскую фабрику ребята узнали, что существует специальный прибор – ареометр, с помощью которого можно быстро узнать, сколько сахара в приготовленном сиропе.

Для этого нужно опустить Ареометр в сосуд с сиропом так, чтобы он плавал, не касаясь дна и стенок сосуда с жидкостью (см рисунок 1). На верхней узкой части прибора есть шкала с указанием доли вещества (сахара) в сиропе (измеряется в процентах и обозначается знаком %), которая определяется по границе жидкости.

        Катя решила провести опыт с ареометром. Она налила в стакан теплой воды, растворила в нем столовую ложку сахара и поместила в раствор ареометр (рис 2а). Затем в этот же стакан добавила ещё две ложки сахара и вновь поместила в раствор ареометр

(рис. 2б). Наконец, она добавила в стакан четвёртую ложку сахара и так же, как в предыдущих опытах, поместила в раствор ареометр (рис. 2в). Все этапы опыта изображены на рисунке 2.

 

Что исследовала Катя в этом опыте?

1)    Как меняются показания прибора, если изменять температуру сахарного сиропа.

2)    Сколько сахара нужно добавить в воду, чтобы ареометр утонул.

3)    Зависит ли глубина погружения ареометра от количества сахара в воде.

4)    Влияет ли добавление сахара на прозрачность раствора

Сравнивая три показания, Катя сделала вывод, что

  1. Данный метод можно использовать и для определения солёности воды.
  2. Чем меньше сахара в растворе, тем больше погружается ареометр в жидкость.
  3. Чем больше сахара в растворе, тем меньше погружается ареометр в жидкость.
  4. Для увеличения точности измерений надо определять и температуру раствора.

Мама сказала Кате, что ареометром можно проверять не только долю сахара в сиропе,

но и жирность молока. В доме у Кати есть три пакета молока разной жирности: полтора процента, три с половиной процента и шесть процентов.

Опишите как проверить, можно ли при помощи ареометра измерять жирность молока?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________    

  1. «Прибор».

Какой физический прибор можно создать на основе монеты? Опишите его назначение и принцип действия. Укажите условия и границы применимости прибора.

 Возможен   чертёж   или   рисунок, поясняющий   устройство   и   способ применения вашего прибор



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания школьной олимпиады по природоведению (5 класс)

В разработке содержатся олимпиадные задания по предметам "Окружающий мир" и "Природоведение"; бланки для выполнения работ и ключи. Рекомендуемый срок проведения - октябрь....

Задания школьной олимпиады по биологии 7 класс

Настоящие задания предложены для проведения отборочного тура школьной олимпиады по биологии в 7 классе с целью выявления наиболее сильных и активных ребят....

Задания школьной олимпиады по биологии 8 класс

Данные задания предложены для проведения отборочного тура школьной олимпиады по биологии в 8 классе....

Задания школьной олимпиады по биологии 9 класс

Данный уровень заданий рассчитан на школьников, интересующихся биологией, желающих заниматься этой наукой....

задания школьной олимпиады по экологии 6 класс

Школьная олимпиада по экологии включает задание с выбором одного правильного ответа, задание с выбором нескольких правильных ответов, задание на выбор верного утверждения и экологическую задачу....

Задания для олимпиады по истории 6 класс

Задания для проведения школьного тура олимпиады по истории для 6 класса...

ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ЭКОЛОГИИ (10 КЛАСС)

Задания могут быть использованы для организации школьной олимпиады по экологии....