Роль учителя-предметника в формировании профессионального самоопределения обучающихся
статья на тему

Павлюкевич Александра Юрьевна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Н.П. Амирова, А.Ю. Павлюкевич, О.С. Петухова,

С.А. Слесарева, С.П. Шишкова

г. Златоуст

Роль учителя-предметника в формировании профессионального самоопределения обучающихся

Согласно Концепции развития естественно–математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП» приоритетное внимание уделяется естественно-математическому и технологическому образованию, последовательная политика в обеспечении его высокого качества является характерной особенностью многих промышленных регионов.

Данная концепция делает акценты на следующие области знаний: "ТЕМП: Технология + Естествознание + Математика + Педагогика", а также обозначает актуальность проблемы и механизм её реализации: "ТЕМП: Требование времени + Единство целей и задач + Мотивация и стимулирование + Пути решения и приоритеты деятельности".

Возрастает потребность в кадрах с инженерной и технической подготовкой для современного производства, Вооруженных Сил РФ, а также в связи с увеличением техногенных аварий. Автоматизированные и компьютерные производства, новые информационные технологии, занявшие устойчивые позиции на современных предприятиях и организациях, предъявляют высокие требования к профессиональным знаниям и умениям работников. Вместе с тем, как показывает практика, профессионально-квалификационный уровень работников многих российских предприятий заметно уступает требованиям рынка труда. Рынок труда Челябинской области не является исключением.

Особое внимание уделяется приоритетам образования, одним из которых является профориентация в общеобразовательных организациях по актуальным для региона профессиям и специальностям.

В старшем звене средней школы обучающиеся начинают задумываться о профессиональном будущем. Но, к сожалению, не всегда они реально представляют связь между обучением профессии и своей будущей специальностью. Выбор профессии часто основывается на первичном интересе и отсутствии представления о трудностях, с которыми придется столкнуться на рабочем месте, а также на моде на определённые профессии.

Исходя из этого профессиональное самоопределение обучающихся является неотъемлемой частью жизненного самоопределения. Выбор профессии – решение человека о выборе будущей трудовой деятельности – кем стать, к какой социальной группе принадлежать, с кем работать. Кроме того, профессиональное самоопределение – одно из самых важных событий на жизненном пути человека.[1]

Профессиональное самоопределение охватывает весь период профессиональной деятельности личности и включает в себя следующие этапы:

1) Первичный выбор профессии (характерен для учащихся младшего школьного возраста): малодифференцированные представления о мире профессий, ситуативное представление о внутренних ресурсах, необходимых для данного рода профессий, неустойчивость профессиональных намерений;

2) Этап профессионального самоопределения (старший школьный возраст): возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда;

3) Профессиональное обучение: осуществляется после получения школьного образования для освоения выбранной профессии;

4) Профессиональная адаптация: формирование индивидуального стиля деятельности, преобладание системы производственных и социальных отношений;

5) Самореализация в труде: выполнение или невыполнение ожиданий, связанных с профессиональным трудом.

Таким образом, о выборе будущей профессии обучающиеся начинают задумываться в процессе изучения школьных дисциплин. Поэтому перед учителем стоит непростая задача: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И это в свою очередь корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности обучающегося. Результаты достигаются с помощью личностно-ориентированного подхода к ученикам. Тем самым происходит развитие у школьников интеллектуальных и творческих способностей, способности учащихся к самореализации, самостоятельному принятию важных решений. [3]

Профессиональная ориентация включается в педагогический процесс. Каждый из учебных предметов V – IX классов имеет профориентационное значение, позволяет глубже познать содержание отдельных отраслей науки и техники. Учителя X –XI классов, систематически связывая темы уроков с профессиональной действительностью, не нарушая структуры преподаваемого предмета и учебного процесса, помогают обучающимся знакомиться с профессиями и специальностями.[2]

Учитель, организуя свой урок, должен спланировать его таким образом, чтобы он носил практический характер. Обучающиеся должны уметь применять те знания, которые они получили на этом уроке. Задача учителя–предметника показать практическое применение знаний по данному предмету (решение задач практического характера, участие в конкурсах, выступления перед сверстниками). Рассказать в каких профессиональных сферах они применяются.

Учитель должен осознавать, что влияет на осознанный выбор профессии обучающимися, поэтому обязательно нужно знакомить школьников с различными видами труда и профессиями; изучать склонности, особенности и профессиональные интересы обучающихся, формировать у них общественно значимые мотивы выбора профессии; консультировать учащихся по вопросам, связанным с продолжением образования и трудоустройством.

Основными формами работы педагога по профессиональной ориентации становятся:

1) беседы о профессиях, связанных с изучаемым материалом;

2) решение различного рода задач с практическим содержанием;

3) участие в олимпиадах, научно-практических конференциях;

4) участие в работе трудовых объединений старшеклассников;

5) экскурсии на предприятия, выставки передового опыта; встречи со специалистами;

6) проведение тематических профессиональных выставок и участие в них.

Формы работы обусловлены, в первую очередь, возрастными особенностями обучающихся, а также типом учебного занятия.

Профориентационные задачи в МАОУСОШ №37 решаются различными способами.

Одним из основных путей повышения мотивации и развития учебных достижений в МАОУ СОШ №37 г. Златоуста является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, предусматривающую постановку практически значимых целей и задач учебно-исследовательской и проектной деятельности, анализ актуальности исследования; выбор средств и методов, совместное планирование деятельности учителем и обучающимися, проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов в соответствующем использованию виде; целенаправленное обучение обучающихся групповым методам работы (прежде всего, в малых группах); формирование у учеников способности видеть перспективу своего учебного продвижения.

Обучающиеся VII классов в 2017-2018 учебном году принимали участие в региональном исследовании качества образования: написании и защите индивидуальных учебных проектов. Реализация проектной деятельности сформировала у школьников способность решать практические задачи обучения через создание общественно значимого проектного продукта.

На уроках математики при изучении новой темы перед учениками ставится проблема нехватки имеющихся знаний для решения задачи. Возникает необходимость поиска самостоятельного решения. Такой метод работы развивает способность вести самостоятельный поиск, делать открытия, решать возникающие проблемы.

Учитель преподносит материал таким образом, чтобы обучающиеся увидели практическую значимость приобретаемых знаний по предмету. Педагог показывает связь между формулами и их применением в различных профессиональных областях: астрономия, механика, научные исследования, экономика, мелиорация, строительство.

Обучающиеся VII-X классов принимали активное участие и стали призёрами в конкурсе технических моделей и физических явлений «Самоделкин», целью которого является пропаганда научных открытий и технических достижений в области физики и астрономии, расширение кругозора, стимулирование самообразования, практическая деятельность.

Обучающиеся старшего звена принимают активное участие  в олимпиадах с техническим содержанием, проводимых ЮУрГУ: Естественные науки и многопрофильная инженерная олимпиада «Звезда».

Систематическая работа учителей физики, биологии и химии по поддержке и развитию творчества одарённых детей состоит в подготовке к выступлению обучающихся в различных мероприятиях: Молодёжный интеллектуальный форум «Шаг в будущее-Созвездие-НТТМ», Малая академия наук Интеллектуал будущего «Юность. Наука. Культура - Урал», Региональный конкурс научно-исследовательских работ учащихся и студенческой молодёжи «Научный потенциал – XXI» (г.Златоуст, г.Трёхгорный, г.Обнинск). Цель этих конкурсов – развитие исследовательской изобретательской деятельности учащейся молодёжи, подготовка к выбору профессии инженера, конструктора, оператора станков с ЧПУ. За годы работы обучающиеся проходят все этапы становления творческой личности.

Для организации профориентационной работы учителем технологии разработана программа элективного курса «Моя профессиональная карьера», в рамках которой обучающиеся IX классов познают мир рабочих профессий, готовятся к будущей карьере, создают портфолио, осознают важность выбора профессии в жизни, знакомятся с профессиями, востребованными в городе и регионе, участвуют в ежегодном городском заочном профориетационном конкурсе презентаций рабочих профессий «От рабочей профессии к вершинам карьеры».

Реализуется программа внеурочной деятельности по технологии по направлению «Творческая мастерская» для V-VII классов, благодаря которой учащиеся имеют возможность дополнительно заниматься различными видами декоративно-прикладного творчества. Программа обучает новым видам рукоделия: квиллинг, изонить, канзаши, плетение из газетных трубочек, скрапбукинг. Основная форма работы с учащимися это практические занятия и проектная деятельность. После отработки основных навыков декоративно-прикладной деятельности, учащиеся выполняют индивидуальные мини-проекты. В ходе занятий формируются учебно-познавательный интерес к декоративно–прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства; чувство прекрасного; эстетические чувства на основе знакомства с культурной картиной  современного мира; навык самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ; возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности.

Обучающиеся VIII класса принимали участие в городском технологическом конкурсе «С ТЕМПом по жизни».

Обучающиеся старшего звена ежегодно участвуют и занимают призовые места в городском кулинарном конкурсе «Праздник вкуса», учредителем которого является Южно-Уральский Государственный Аграрный Университет.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», Трудовым кодексом Российской Федерации и муниципальной программой «Развитие образования и молодёжной политики в Златоустовском Городском Округе» в МАОУ СОШ №37 ежегодно организуется временное трудоустройство несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Главной целью временного трудоустройства несовершеннолетних является приобщение их трудовой деятельности, получение начальных профессиональных навыков, адаптация к трудовой деятельности, решение социальных проблем в каникулярное время.

Все перечисленные мероприятия, а также учет всех особенностей формирования личности помогают выпускникам школы сформировать целостное представление о мире и сделать осознанный выбор своего дальнейшего пути.

Литература

  1. Иовайша, Л. А. Проблемы профессиональной ориентации школьников / Л. А. Иовайша // Проблемы профессиональной ориентации школьников: пер. с лит. – М.: Педагогика, 2011. – С. 37.
  2. Резапкина, Г. Секреты выбора профессии / Г. В. Резапкина // Секреты выбора профессии: Научно – популярное издание.  – М.: Генезис, 2005. – С. 112.
  3. Рыженкова, Н. Формирование личностных, предметных и метапредметных результатов обучения по предметам естественно-математического и технологического циклов посредством предпрофильной и профильной подготовки обучающихся: сборник материалов стажировки / авт.-сост.: Н. В. Рыженкова, В. А. Забанова, А. Г. Обоскалов, И. С. Бегашева и др. – Челябинск: ЧИППКРО, 2016. – 76 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ жизненного и профессионального самоопределения обучающихся

Нравственное и профессиональное самоопределение старшеклассников....

Консультация для родителей «Роль родителей в профессиональном самоопределении обучающихся"

Всем родителям хочется обеспечить благополучное будущее своим детям. Выбор профессии – дело семейное. Конечно, последнее и решающее слово остается за теми, кто выбирает свое будущее, но мнение р...

РОЛЬ НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Составной частью инновационной стала -научно - исследовательская  работа, что дает возможность для роста  учебно  - профессиональной деятельности  обу...

Профессиональное самоопределение обучающихся через организацию профессиональных проб на этапе основного общего образования и профильного обучения на этапе среднего общего образования

Профессиональное самоопределение обучающихся через организацию профессиональных проб на этапе основного общего образования и профильного обучения на этапе среднего общего образования...

«Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся. Проблемы институционального перехода на конкретных этапах развития личности обучающегося"

Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить ...

Формирование профессионального самоопределения обучающихся посредством компьютерной робототехники

Статья определена вопросам новых стандартов образования, сформулирована на развитие творческого потенциала обучающихся, формирование познавательных способностей в траектории собственного развит...