Методические рекомендации по организации самостоятельной работы для студентов.
методическая разработка (11 класс) на тему

Порядина Галина Алексеевна

Методические рекомендации по организации самостоятельной  работы  для студентов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по организации самостоятельной  работы  для студентов:

Цель:

  Дать чёткие инструкции по выполнению различных видов самостоятельной работы, рекомендации по построению режима работы, возможности консультирования у преподавателя. Указаны критерии оценивания СРС и перспективы использования накопленных материалов.

   Главное в период обучения своей специальности - это научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения.

Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

    Студентам рекомендуется в каждом семестре выбрать тему реферата, тему домашнего эксперимента и домашней контрольной работы.

 .Методические рекомендации по подготовке и оформлению рефератов.

Для студентов.

Реферат (от лат. rеfеrо - "сообщаю") - краткое изложение в письменном виде или форме публичного доклада содержания книги, статьи или нескольких работ, научного труда, литературы по общей тематике.

Многие крупные научные результаты возникли просто из попыток привести в порядок известный материал.

Реферат - это самостоятельная учебно-исследовательская работа учащегося, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала носит проблемно-поисковый характер.

Этапы работы над рефератом

1.Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.

2.Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 8).

3.Составление библиографии.

4.Обработка и систематизация информации.

5.Разработка плана реферата.

6.Написание реферата.

7.Публичное выступление с результатами исследования. (На семинарском занятии, заседании предметного кружка, студенческой научно - практической конференции).

 Содержание работы должно отражать:

знание современного состояния проблемы; обоснование выбранной темы;

использование известных результатов и фактов; полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой; актуальность поставленной проблемы; материал, подтверждающий научное, либо практическое  значение в настоящее время.

 Требования к оформлению и защите реферативных работ.

1. Общие положения:

1. Защита реферата предполагает предварительный выбор выпускником интересующей его темы работы с учетом рекомендаций преподавателя, последующее глубокое изучение избранной для реферата проблемы, изложение выводов по теме реферата. Выбор предмета и темы реферата осуществляется студентом в начале изучения дисциплины. Не позднее, чем за 2 дня до защиты или выступления  реферат представляется на рецензию преподавателю. Оценка выставляется при наличии  рецензии и после защиты реферата. Работа представляется в отдельной папке

2. Объем реферата – 15-20 страниц текста, оформленного в соответствии с требованиями.

3. В состав работы входят: реферат; рецензия учителя на реферат (представляет отдельный документ).

2. Требования к тексту.

1. Реферат выполняется на стандартных страницах белой бумаги формата А-4 (верхнее, нижнее и правое  поля – 1,5 см; левое – 2,5 см).

2. Текст печатается обычным шрифтом  Times New Roman (размер шрифта – 12 кегель). Заголовки – полужирным шрифтом Times New Roman (размер шрифта – 14 кегель).

3. Интервал между строками – полуторный.

4.Текст оформляется на одной стороне листа.

5.Формулы, схемы, графики вписываются черной пастой (тушью), либо выполняются на компьютере.

6.В случае невозможности выполнить пункты 2.1.-2.5. данного раздела допускается рукописное оформление реферата.

3. Типовая структура реферата.

1.Титульный лист. 

2. План (простой или развернутый с указанием страниц реферата).

3. Введение.

4. Основная часть.

5.  Заключение. 

6.  Список литературы. 

7.  Приложения (карты, схемы, графики, диаграммы, рисунки, фото и т.д.).

4. Требования к оформлению разделов реферата.

1. Титульный лист. 

Титульный лист оформляется по единым требованиям. Он содержит:

название образовательного учреждения; тему реферата; сведения об авторе;

сведения о руководителе; наименование населенного пункта; год выполнения работы.

Верхнее, нижнее и правое  поле – 1,5 см; левое – 2,5 см;  текст выполняется полужирным шрифтом Times NewRoman; размер шрифта – 14 кегель; размер шрифта для обозначения темы реферата допускается более 14 кегель.

2. План.

План реферата отражает основной его материал:

I. Введение ………………………………………………………….стр.

II. Основная часть (по типу простого или

развернутого)………………………………………………….…….стр.

III. Заключение.……………………………………….…………….стр.

IV. Список литературы……………………………………………..стр.

V. Приложения……………………………………………………...стр.

    Введение имеет цель ознакомить читателя с сущностью излагаемого вопроса, с современным состоянием проблемы. Здесь должна быть четко сформулирована цель и задачи работы. Ознакомившись с введением, читатель должен ясно представить себе, о чем дальше пойдет речь. Объем введения – не более 1 страницы. Умение кратко и по существу излагать свои мысли – это одно из достоинств автора. Иллюстрации в раздел «Введение» не помещаются.

     Основная часть. Следующий после «Введения» раздел должен иметь заглавие, выражающее основное содержание реферата, его суть. Главы основной части реферата должны соответствовать плану реферата (простому или развернутому) и указанным в плане страницам реферата. В этом разделе должен быть подробно представлен материал, полученный в ходе изучения различных источников информации (литературы). Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы. Ссылки на авторов цитируемой литературы должны соответствовать номерам, под которыми они идут по списку литературы. Объем самого реферата – не менее 15 листов. Нумерация страниц реферата и приложений производится в правом верхнем углу арабскими цифрами без знака «№». Титульный лист считается первым, но не нумеруется. Страница с планом, таким образом, имеет номер «2». 

     Заключение. Формулировка его требует краткости и лаконичности. В этом разделе должна содержаться информация о том, насколько удалось достичь поставленной цели, значимость выполненной работы, предложения по практическому использованию результатов, возможное дальнейшее продолжение работы.

      Список литературы. Имеются в виду те источники информации, которые имеют прямое отношение к работе и использованы в ней. При этом в самом тексте работы должны быть обозначены номера источников информации, под которыми они находятся в списке литературы, и на которые ссылается автор. Эти номера в тексте работы заключаются в квадратные скобки, рядом через запятую указываются страницы, которые использовались как источник информации, например: [1, с.18]. В списке литературы эти квадратные скобки не ставятся. Оформляется список использованной литературы со всеми выходными данными. Он оформляется по алфавиту и имеет сквозную нумерацию арабскими цифрами.    

       Приложения (карты, схемы, графики, диаграммы, рисунки, фото и т.д.).

Для иллюстраций могут быть отведены отдельные страницы. В этом случае они оформляются как приложение и выполняются на отдельных страницах. Нумерация приложений производится в правом верхнем углу арабскими цифрами без знака «№».

5. Рецензия учителя на реферат.

Рецензия может содержать информацию руководителя об актуальности данной работы, изученной литературе, проведенной работе учащегося при подготовке реферата,  периоде работы, результате работы и его значимости, качествах, проявленных автором реферата.  Рецензия подписывается учителем с указанием его специализации, места работы.

6. Требования к защите реферата.

 Реферат действителен только  с рецензией учителя.

 Защита продолжается в течение 10 минут по плану: актуальность темы, обоснование выбора темы; краткая характеристика изученной литературы и краткое содержание реферата; выводы по теме реферата с изложением своей точки зрения. Автору реферата по окончании представления реферата экзаменаторами могут быть заданы вопросы по теме реферата.

 Методические рекомендации по выполнению домашнего эксперимента.

 Домашний эксперимент формирует навыки работы с оборудованием, развивает умственные способности, творческие, новаторские и креативные подходы к обычным, на первый взгляд, объектам исследования. Перефразируя известную поговорку, что «лучше один раз увидеть, чем сто  раз услышать», можно сказать, что лучше один раз самому провести эксперимент, чем многократно прочитать о нём.

           Рекомендации:

- Обязательно тщательное выполнение правил техники безопасности.

- Исключить случайные возгорания, падения, затопления, опасные для жизни и здоровья эксперименты.

- Продуманная подготовка эксперимента.

- Видео-фиксация моментов эксперимента.

- Выводы и итоги эксперимента.

- Для выбора эксперимента использовать серию книг Я. И. Перельмана «Занимательная физика», И. К. Кикоина «Опыты в домашней лаборатории», интернет-ресурс канала «Наука.20». Лучшие работы принимают участие в конкурсе «Эрудит».

Методические рекомендации по выполнению домашней контрольной работы.

Цель: углубление навыков решения задач, ликвидация пробелов в освоении учебной программы, индивидуальная работа с одаренными студентами.

Контрольная работа по теме выбирается самостоятельно, фиксируется, каждый студент выполняет свой вариант. Проводятся консультации для решения возникающих вопросов.

- Контрольная работа выполняется на отдельных листах. Соблюдаются правила оформления решения физических задач.

- Приводятся расчеты.

- Производится перевод в СИ.

- Ответ записывается в стандартном виде.

- Оценка за работу вносится в журнал.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К УРОКАМ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Представленный ниже материал содержит рекомендации по организации самостоятельного чтения на иностранном языке; предложены упражнения для работы с грамматическим материалом;рекомендации по самостоятел...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ « Детская литература страны изучаемого языка» (Специальность 050144.52 Дошкольное образование)

Печатается по рекомендации ПЦК социально-гуманитарного цикла.Методические рекомендации призваны помочь преподавателям в планировании видов самостоятельной работы студентов, организации различных...

Методические рекомендации по организации самостоятетельной работы студентов

Главная задача "Методических рекомендаций по организации самостоятельной работы студентов" – помочь обучающимся  систематизировать знания, полученные в процессе обучения, дать возможность студент...

Методические рекомендации для организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «История». Доклады

Методические рекомендации содержат информацию о порядке и правилах написания доклада, требования к оформлению, предлагают темы и необходимую для написания работы литературу....

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «МАТЕМАТИКА»

В связи с введением в образовательный процесс  нового Федерального государственного образовательного стандарта все более актуальной становится задача организации сам...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СПО

Сегодня большое значение приобретает самостоятельная работа обучающихся, создающая условия для формирования у них готовности и умения использовать различные средства информации с целью поиска необходи...

Методические рекомендации по организации и методическому сопровождению самостоятельной работы студентов дисциплины ОУД.04 Математика

Данные методические рекомендации помогут преподавателям СПО организовать самостоятельную деятельность студентов на основе деятельностного и компетентностного подходов к обучению в связи с внедрением Ф...