Образовательный туризм
рабочая программа (7 класс)

Ларина Анна Викторовна

Подготовка квалифицированного туристско-краеведческого, экологически грамотного коллектива, создание и раскрытие социального потенциала личности каждого ребёнка, формирование в подростках ответственного отношения к окружающему миру посредством образовательного туризма.

Программа отражает важную составную часть государственной социально-экономической политики, которой является развитие спортивно-оздоровительного туризма в России. Она предусматривает приобретение детьми основ знаний о родном крае, технике и тактике туризма в особенностях регионального компонета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_obrazovatelnyy_turizm_larina_18-19_godobuch.docx39.54 КБ

Предварительный просмотр:

РП  внеурочной деятельности «Образовательный туризм».

Пояснительная записка

Основными документами, на основании которых составлена программа по внеурочной деятельности «Образовательный туризм», являются:

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

3. Постановление от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”».

4. Основная образовательная программа МАОУ СОШ № 32 г. Томска.

5. Локальные акты МАОУ СОШ № 32 г. Томска, обеспечивающие реализацию внеурочной деятельности в рамках федерального государственного образовательного стандарта.

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории своей Родины, патриотизма.Программа внеурочной деятельности «Образовательный туризм» рассчитана на учащихся 6-х – 8-х классов.

Срок реализации: 1 год, 34 часа.

Цель:

Подготовка квалифицированного туристско-краеведческого, экологически грамотного коллектива, создание и раскрытие социального потенциала личности каждого ребёнка, формирование в подростках ответственного отношения к окружающему миру посредством образовательного туризма

Задачи:

Образовательные задачи:

  • Освоить знаниями, умениями и навыками прикладного характера по устройству и организации бивуака в разных видах туризма
  • освоить технику преодоления препятствий в разных видах туризма на юниорском уровне
  •  Овладеть навыками доврачебной помощи

Воспитательные задачи:

  • Достичь бережного отношения к вещам, природе, внимания к близким и товарищам по увлечению, ответственного отношения к учёбе.
  • Воспитать любовь к Родине, чувство гражданственности
  • Воспитать самостоятельную, находчивую, целеустремлённую личность

Развивающие задачи:

  • Развитие трудолюбия, организаторских способностей, показать актуальность туристского опыта, возможность применить подготовку в жизни, сформировать чувство успешности.
  • Формирование потребности в здоровом образе жизни в развитии физической культуры

Программа отражает важную составную часть государственной социально-экономической политики, которой является развитие спортивно-оздоровительного туризма в России. Она предусматривает приобретение детьми основ знаний о родном крае, технике и тактике туризма в особенностях регионального компонета (рельефа), включает технологии музейной педагогики, представлений о здоровом образе жизни, приёмов и навыков физической подготовки, ориентирования на местности, ведения краеведческих наблюдений, оказания первой медицинской помощи. Инструкторская деятельность в школе и туристском объединении, наличие необходимых знаний, умений и навыков для получения спортивных разрядов по туризму, туристскому многоборью являются закономерным итогом освоения программы в полном объеме. Образовательный материал построен с учетом межпредметных связей, дающих возможность создать в сознании ребенка единую картину мира. Туристская деятельность позволяет раскрыть потенциалы ребёнка, социальные потребности через восприятие красот Родины, преодоления препятствий и трудностей маршрутов, в общении в своём и коллективе единомышленников.Содержание программы направлено на формирование самостоятельности, взаимопомощи, что способствует реализации успешности ребёнка.

Возраст детей,участвующих в реализации данной программы: 11-15 лет.

Формы  проведения занятий: организация и проведение походов выходного дня, посещение музеев, проведениемногодневного некатегорийногопохода

1.Планируемые результаты освоения курса

Личностные универсальные учебные действия

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

• историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, её географических особенностях;

• образ социально-политического устройства – представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;

• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

• уважение к культурным и историческим памятникам;

• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

 • уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

• уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

 • позитивная моральная самооценка и моральные чувства – чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

 В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

• готовность и способность квы • устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Обучающийся получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

 • готовности к самообразованию и самовоспитанию;

• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

 • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

 • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

 • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

 • устанавливать целевые приоритеты;

• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

 • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Обучающийся получит возможность научиться:

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

 • основам саморегуляции эмоциональных состояний;

• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

 • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

 • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

 • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

• работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

 • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• брать на себя инициативу в организации совместного действия;

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию;

• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные универсальные учебные действия

 Обучающийся научится:

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

 • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Обучающийся получит возможность научиться:

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Учебно-исследовательская деятельность

Обучающийся научится:

• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект;

• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

• использовать естественнонаучные методы и приёмы;

 • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; • видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

Обучающийся получит возможность научиться:

• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;

• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности;

 • осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта

Результаты прослеживаются мониторингом участия в творческих, спортивных, интеллектуальных мероприятий. Проводится промежуточная и итоговая аттестация, которая регистрируется на сайте школы – итоговая таблица результатов участия школ города в разных этапах программы, а также личные проекты и исследования.

2. Содержание

I. Туристская- подготовка (18 ч)

1.1. Туристское снаряжение, питание. Туристский быт. Рюкзак и упаковка. Одежда туриста в разных видах туризма. Костры, виды. Биваки в походах. Строительство иглу. Питание: меню, рацион.

1.2. Топография и ориентирование. Компас и его устройство, карта, масштаб. Азимут.

1.3. Безопасность, техника и тактика туристских походов. Техника преодоления препятствий в разных видах туризма: пешеходный, горный, водный, лыжный. Узлы. Применение узлов.Движение группы на маршруте. Контрольные сроки. Техника безопасности при преодолении препятствий в разных видах туризма.

Соревнования и слёты. Осенний слёт, Соревнования по ориентированию, строительство иглу, соревнования по технике лыжного туризма, школа безопасности.

Медицинская подготовка туристов. Оказание первой помощи при переохлаждениях, ожогах, составление аптеки на 1 день, 2-3дня. Профилактика клещевого энцефалита.Физическая подготовка. Нормы ГТО. Нормативная база в туризме.

1.4. Организация туристского похода ( 8 ч). Что такое туризм каково его назначение в духовно-нравственном развитии ученика. Туризм – вид спорта. Виды туризма (пешеходный, горный, лыжный горный). Школьное детско-юношеский туризм, его  цели, задачи, предмет исследования. Значение этой работы для её участников, местного населения, развития науки. Особенности видов туризма.  

Изучение района похода. Подведение итогов похода. Туристский отчёт о походе и его значение. Фото отчёт о состоявшемся походе.  Чемпионаты по спортивному туризму.

Экологическое воспитание туриста. Особо-охраняемые природные объекты Томской области. Заказники и заповедники России.

Туристские возможности  края. Поход выходного дня по разработанному маршруту интересных исторических событий, памятников культуры или природы. Обязанности в группе: руководитель, завхоз, ремонтник, хронометрист, летописец, завснар, заваптекой, фотограф.

Туристская классика: История туристско-краеведческого движения. Туристские традиции, праздники, фестивали. Авторская и бардовская песня. Туристские песни Визбора, Якушевой, Лансберга, песни томских авторов. История нашей страны в песнях бардов.

II.  Краеведение. ( 3ч)  Что такое краеведение. Ведение дневника наблюдений.Что такое свой край, своя местность, ближняя (малая) родина. Границы края, их формирование, условность, подвижность. Легенды и были родного края. Что такое свой край, своя местность, ближняя (малая) родина. Границы края, их формирование, водоёмы. Источники  изучения прошлого, настоящего и будущего своего края.  Знакомство с источниками знаний о своей местности. Понятия: источники изучения края, первоисточник, подлинник, копия, реликвия. Виды источников изучения родного края: вещественные, изобразительные, письменные, устные, записи.

Письменные источники. Рукописные памятники (экскурсия). Как работать в библиотеке с книгой, библиографией, указателями  энциклопедиями, источниками.

Экскурсия на местности. Археологические памятники, памятники архитектуры.. Памятники природы. Занятие в библиотеке. Памятники деревянного и каменного зодчества. Подготовка проекта "Моё открытие родного края" (на основе сбора вещественных источников у населения своей местности с последующим описанием

3. Музейная практика (2 ч)

Источники  изучения прошлого, настоящего и будущего своего края. Правила фиксирования воспоминаний.Экскурсии на местности и в краеведческий музей.подготовительная беседа (куда идём, зачем идём, как себя ведём, что смотрим, что обсуждаем после экскурсии), посещение музея и беседа с экскурсоводом, возвращение и итоговая беседа о проведённой экскурсии (что запомнилось, что понравилось, где и как можно организовать следующую экскурсию). Итоговая беседа о проведённой экскурсии (что запомнилось, что понравилось, где и как можно организовать следующую экскурсию)

Знакомство с источниками знаний о своей местности. Виды источников изучения родного края.

Герои и яркие личности родного края (организация встреч). Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с предметами быта, орудиями труда, их зарисовка и описание. Подготовка мини-музеев.

3.Тематическое планирование

п/п

Название раздела.

Тема занятия

Общее кол-вочас.

Часы ауди-торных занятий

Часы внеауди-торных занятий

1

Туристская подготовка

1.1.

Туристское снаряжение, питание. Туристский быт

6

2

4

1.2.

Топография и ориентирование

4

1

3

1.3.

Безопасность, техника и тактика туристских походов. Соревнования

8

4

4

1.4.

Организация туристского похода. Туристская классика: история традиции и праздники. Туристская песня

8

2

6

2.

2. Краеведение

4

2

2

3.

3. Музейная практика

4

1

3

Итого

34

12

22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный туризм-как элемент социальной и культурной обучающей среды

Статья описывает актульность образовательного туризма в старшей школе. Проект "Санкт- Петербург (Россия) - Гаутинг Германия)" действует в нашей гимназии с 1992 года. Что повышает  мотивацию и инт...

Образовательный туризм

Одна из интересных и эффективных педагогических технологий, помогающая повысить учебную мотивацию ребенка....

Образовательный туризм

Образовательный туризм - туристская поездка, в которой турист совмещает отдых с обучением....

Рабочая программа "Шедевры мировой культуры". Кружок "Образовательный туризм" Фадеев В.Б.

Рабочая программа "Шедевры мировой культуры" кружка "Образовательный туризм"Программа предназначена для общеобразовательных учреждений различного типа и разработана с учётом требований в области истор...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ КАК ФОРМАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ Н.И.ПИРОГОВА И К.Д. УШИНСКОГО ОБ ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ НА БЛИЗКОМ МАТЕРИАЛЕ

Воплощение идей Н.И. Пирогова и К. Д. Ушинского в практике образовательного туризма в духе гуманистических традиций воспитания и обучения на разных уровнях (история - краеведение -туризм)....

Т.Н.Ширямова. Проект "Образовательный туризм"

Путешествие – это педагогический фактор. В любой поездке, даже в деловой командировке, человек получает впечатления и знания, мобилизует внимание, мышление, память, испытывает множество эмоций, ...

Программа внеурочной деятельности "Образовательный туризм"

Актуальность использования юношеского туризма в образовании определяется его способностью объединять детский и педагогический коллективы в единой деятельности. Потенциал образовательного туризма обусл...