Проблемы формирования познавательного интереса в работах отечественных педагогов
статья

Глухова Наталья Павловна
В данной работе отражены точки зрения знаменитых отечественных педагогов на формирование и развитие познавательного интереса, рассмотрены исследования различных учёных в области мотивации, особенности различных теорий, понятие учебной мотивации и познавательного интереса в её системе. Общим в этих работах является мнение, что познавательный интерес - это важнейший мотив учения. Он проявляется в активности и внимании учеников на уроке, в их эмоциональных реакциях, вопросах к учителю и т. д. Познавательный интерес играет мотивационную роль в формировании и развитии навыков интеллекта, обеспечивает трудоспособность человека и является обязательным элементом творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема формирования познавательного интереса в работах отечественных педагогов 

До второй половины 18 века определенных высказываний об интересе к обучению не было, так как грамотность и просвещение были доступны лишь немногим и обучение сводилось к зазубриванию текстов. Но далее стало очевидным, что схоластические знания не отвечали уже потребностям общественно-экономического развития России.

        Поиском новых путей усвоения знаний занимались такие видные учёные писатели, педагоги как Л.Толстой, А.Н. Радищев, Н.И.Новиков, А.И.Герцен,  В.Г. Белинский, И.И. Бецкой и Ф.И. Янкович. По мнению И.И. Бецкого детей нужно приохотить детей к занятиям, вызвать у них любовь к учению, а  Ф.И. Янкович   выступал за использование элементов занимательности, игры в обучении.

        Линия связи интереса с нравственным воспитанием отчетливо прослеживается во взглядах Н.И. Новикова, который отмечал важность развития у детей любопытства, приобщающего их к знаниям. Н.И. Новиков впервые увидел в любопытстве одну из форм проявления интереса, возбуждения желания к учению.

        Несколько по-иному, с материалистических позиций развивал эту проблему А.Н. Радищев (1749-1802). Он рассматривал интерес не как самостоятельную категорию, а отождествлял его с потребностью, стремлением, жаждой знаний. С точки зрения А.Н.Радищева учение должно быть без навязывания детям готовых рассуждений и зубрежки, без перегрузки памяти, меньшими предметами, а с опорой на  собственные силы детей и их стремление к познанию многих наук. Он отстаивал учение, способное развить в ребенке потребность в знаниях.

        Большой вклад в изучение феномена интереса внесли В.Г. Белинский и А.И. Герцен доказав, что только стимуляция познавательной деятельности с раннего детства позволяет вызвать у детей интерес к ней. Они считали, что интерес, являясь стимулом овладения знаниями об окружающем мире, обогащает личность, воспитывает ее. В этой позиции А.И. Герцена и В.Г. Белинского просматривается связь интереса к познанию с интересом социальным. Требуя интересной постановки преподавания, они защищали при этом серьезное, глубокое содержание обучения, они считали, что только обучение, которое дает пищу для ума, может вызвать настоящий интерес. В связи с этим необходимо использовать содержание учебных предметов для развития интереса: нужно начинать с введения элементарных понятий, знакомых детям, с живого занимательного их раскрытия, а не с отвлеченностей, фантастики, которые уводят детей от жизни.

        К. Д. Ушинским была разработана психолого-педагогическая теория интереса в обучении на основе учета возрастных и психических особенностей детей. Видя в интересе основную движущую силу познания, К.Д.Ушинский подчеркивал, что "воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет"[1].  Это высказывание перекликается с мыслью Н.И. Пирогова о необходимости обучения учителей методическому мастерству для успешного развития познавательных интересов у детей.

        Привлекает наше внимание педагогическая идея Л.Н. Толстого о том, что познавательный интерес как феномен имеет большую значимость в развитии личности школьника, его познавательной сферы. Ученик учится хорошо, охотно, с желанием только тогда, когда ему интересно.

Таким образом, можно утверждать, что педагогическая мысль в России в конце 19 века была единодушна в том, что для того, чтобы вызвать интерес к учению, особенно важно его развивать уже на первоначальном этапе.

        Среди отечественных психологов начала XX века, поднимавших вопросы о мотивации поведения человека, которые  не утратили актуальности и в настоящее время, следует отметить, прежде всего, А.Ф. Лазурского, опубликовавшего в 1906 году книгу "Очерк науки о характерах", в которой обстоятельно рассматриваются вопросы, связанные с желаниями и влечениями, борьбой мотивов и принятием решений. Другой крупный отечественный психолог Н.Н. Ланге (1914) также рассуждал в своих работах о влечениях, желаниях и "хотениях" человека, в связи с вопросами о воле и волевых актах, а также в частности, он дал свое понимание отличий влечений от "хотений", полагая, что последние - это влечения, переходящие в активные действия. В 20-х годах и позже вопросы мотивации поведения рассматривал В.М. Боровский (1927), Н.Ю. Войтонис (1929, 1935), стоявший на биологизаторских позициях.         Нельзя оставить без внимания работы Л.С. Выготского. В учебном пособии "Педология подростка" (1930-1931) он рассматривает проблему соотношения влечений и интересов, которая является ключом к пониманию психического развития подростка, которое обусловлено, прежде всего, эволюцией интересов и поведения ребенка, изменением структуры направленности его поведения. В другой работе - "Истории развития высших психических функций" - Л.С. Выготский уделяет большое внимание вопросу о "борьбе мотивов". Одним из первых он стал разделять мотив и стимул, говорил о произвольной мотивации. В 40-х годах мотивацию, с позиции "теории установки", рассматривал Д.Н. Узнадзе (1966), говоривший, что источником активности является потребность, которую он понимал очень широко, а именно как то, что является нужным для организма, но чем он в данный момент не обладает.

        Проблема интереса не меньшее звучание получила в современных исследованиях, изучающих ее с различных позиций. В работах ученных М.Ф. Беляева, А.А. Невского; в работах Ю.К. Бабанского познавательный интерес выступает в основном как средство обучения. Интерес как источник побуждения, как мотив поведения и деятельности изучен психологами В.И. Загвязинским, А.Н. Леонтьевым, Л.И. Божович. Исследователи решают такие проблемы как определение структуры интереса, рассматриваемого во взаимосвязи с потребностями. (А.С. Айзикович, Г.Е. Глезерман). Изучается роль интересов в поведении личности, определяются основные направления его воздействия на социальные процессы, в частности, интерес исследуется как причина социального действия и непосредственная основа познавательной деятельности.

        Для теоретического обоснования рассматриваемой проблемы особого внимания заслуживают труды Г.И. Щукиной, в которых подчеркнута значимость развития познавательного интереса как важнейшего образования личности в социальном возрасте, как самого энергичного стимулятора его деятельности. Рассматривая познавательный интерес как мотив учения, Г.И. Щукина отмечает, что он становится ценнейшим мотивом познавательной деятельности, в том случае, если школьник проявляет готовность, стремление совершенствовать свое учение.[2] При этом познавательный интерес как мотив деятельности должен опираться на потребности самой личности, на то, что представляет для нее необходимость и ценность.

        Познавательный интерес как мотив является звеном в системе мотивации и не обособлен от других мотивов, которыми одновременно руководствуется школьник. Он взаимосвязан с мотивами долга, ответственности, необходимости самоутверждения и другими. Это необходимо учитывать, формируя познавательный интерес, потому что взаимосвязь мотивов обогащает личность, а интерес к познанию благотворно влияет на другие мотивы.

        Однако, взаимосвязь мотивации и познавательного интереса – явление сложное. Прежде всего, следует определить место познавательного интереса в общей структуре мотивации: он может играть ведущую роль, а может быть и подчиненным у учащихся с ярко выраженной общественной направленностью.

        Изоляция познавательного интереса как мотива деятельности – это явление крайне нежелательное. Система предварительных условий, необходимых для формирования у учащихся интереса к познанию в наиболее четком виде представлена в работе Н.Г. Морозовой.14 Автор подчеркивает, что познавательный интерес является частным случаем интереса к учебной деятельности, к приобретению знаний и определяется как эмоционально познавательное отношение к предмету.

Идею обучения, основанного на интересе, развивают П.И. Пидкасистый и Б.В. Горячев. В работе "Процесс обучения в условиях демократизации и гуманизации школы" [3] они подчеркивают, что познавательная активность обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка. Обучение эффективно лишь тогда, когда ученики проявляют интерес к знаниям. Опора на интерес повышает познавательную активность у школьников, сознательность в усвоении учебного материала, помогает более успешно самореализовываться в учебно-воспитательном процессе.

        Итак, проблема формирования интереса широко рассмотрена в историко-педагогической литературе, в том числе и в теории школьного образования. Сегодня проблема познавательного интереса все шире рассматривается в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет учителям, воспитателям успешно формировать и развивать познавательный интерес учащихся, обогащая личность, воспитывая в ней активное отношение к жизни.


[1]         Ушинский К.Д. Собрание сочинений Собрание сочинений / К. Д. Ушинский, Акад. пед. наук. РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики. – М.; Л. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948-1952.

[2]         Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. – Москва : Педагогика, 1971. – 352 с. : ил.

[3]         Процесс обучения в условиях демократизации и гуманизации школы : Учеб. пособие / Пидкасистый П. И., Горячев Б. В. ; Моск. обл. пед. ин-т им. Н. К. Крупской, Фак. подгот. и повышения пед. квалификации ОНО, Каф. науч. основ управления шк., 75,[1] с. 22 см, М. МОПИ 1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской работы на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса обучающихся.

Описание опыта работы по теме  "Организация исследовательской работы на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса обучающихся."...

“ Формирование познавательного интереса к математике с помощью внеклассной работы”

Для современного образования остаётся представление об  учении как о тяжёлом , обязательном труде.Важной задачей образования становится привитие у  учащихся интереса к учению.Однако с достат...

Влияние организационных форм внеклассной работы на формирование познавательного интереса учащихся к географии (на примере географических игр)

Влияние организационных форм внеклассной работы на формирование познавательного интереса учащихся к географии (на примере географических игр)...

«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида». Выступление на семинаре в Нижнекамской школе-интернате I-II вида»

«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида».Выступление  на семинаре в Нижнекамской школе-инте...

«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида». Презентация на семинаре в Нижнекамской школе-интернате I-II вида» по теме: «Формирование познавательного инт

«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида».Презентация к выступлению на семинаре в Нижнекамской шк...

Продолжение презентации «Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида" к выступлению на семинаре в Нижнекамской школе-интернате I-II вида

Продолжение презентации «Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида».к выступлению  на семинаре...

Формирование познавательного интереса учащихся в процессе изучения математики на уроках и во внеклассной работе

Фор­мирование познавательного интереса учащихся в процессе изучения математики на уроках и во внеклассной работеПроблема формирования познавательного интереса к математике пред­ставляет собой особую з...