«Конструктор заданий на сравнение как методика подготовки к олимпиаде "Высшая проба"»
статья

Добродеева Наталья Евгеньевна

Разработка акцентирует внимание на развитии такого метапредметного умения, как сравнение (по материалам олимпиады «Высшая проба»), и предлагает алгоритм отработки навыков простого и комплексногоо сравнения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ «Гимназия №11»

Василеостровского района СПб                Автор – Добродеева Наталья Евгеньевна

«Конструктор заданий на сравнение как методика подготовки
к олимпиаде "Высшая проба
 

I)

На первом месте должны быть метапредметные понятия, знания, навыки, умения и т.д. Точно также строится урок по ФГОС: на конкретной теме по истории или обществознанию отрабатывается УУД метапредметные. При подготовке ребят к олимпиадам мы понимаем, что на задание натаскать невозможно – они авторские, текстов не знает никто. Ребята должны уметь решать всё, а это способы, методы, умения, знания… Я хочу остановить своё внимание на таком умении, как сравнение. Сравнение – одно из важнейших умственных умений. Смысл термина «Сравнение» – это выявление  общих и разных черт (свойств, признаков) у объектов, физических тел, явлений, живых существ, закономерностей и т.д. Сравнение требует логической последовательности при раскрытии признаков предметов и явлений. Логическая сущность сравнения характеризуется установлением сходства и различия между указанными признаками. В итоге формулируются выводы из проделанной работы. Удержание сравниваемых объектов в сознании и одновременное выделение их существенных признаков представляет для учащихся значительные трудности. Чтобы удержать в сознании сравниваемые объекты, необходимо сопоставить их одновременно вначале по одному признаку, затем другому и т. д. Чтобы сравнить что-либо с чем-то другим, надо выделить определённые признаки предметов и, только последовательно выделяя один признак за другим и устанавливая, как он представлен в каждом из сравниваемых объектов, можно определить, в чём предметы сходны и различны между собой.

Философы утверждают, что без сравнения процесс мышления невозможен. Физиологи считают, что функции сличения и различения являются основой умственной деятельности.  К.Д.Ушинский рассматривал приём сравнения как основу всякого мышления. Он утверждал: «...сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления. Все в мире мы познаем не иначе, как через сравнение... Если вы хотите, чтобы какой-нибудь предмет внешней среды был понят ясно, то отличайте его от самых сходных с ним предметов и находите в нём сходство с самыми отдалёнными от него предметами: тогда только выясните себе все существенные признаки предмета, а это и значит понять предмет». При сравнении можно выяснить все существенные признаки предмета, следовательно, понять предмет.

Если Вы получили задание: провести сравнение объектов. Как действовать и что делать?

ПАМЯТКА №1

1. Чётко определите (выберите) объекты для сравнения, т.е. узнайте, ЧТО именно надо сравнивать.

2.  Определите признаки  (свойства, качества), по которым будете вести сопоставление объектов.

3. «Возьмите» первый признак и определите, каким он будет у каждого (первого, второго, третьего) объекта.

*Запишите результат. Это можно сделать в столбик или в таблицу, либо в виде схемы. Желательно, чтобы было наглядно.

4.   Выделите одинаковые общие признаки у сравниваемых объектов. Отметьте их и запишите.

5. Выделите разные признаки. Отметьте их тоже и запишите.

6. Шаги 3-5 повторите ещё раз ко второму признаку.

7. Если нужно, шаги 3-5 повторите ещё раз теперь уже применительно к третьему признаку сравнения.

8. На основе полученных результатов сделайте ВЫВОД.  

Как вести записи:

*Таблица может быть такой

Что сравниваем

По каким признакам сравниваем:

1

2

3

4

5

1) Демократический ПР

2) Авторитарный ПР

3) Тоталитарный ПР

Вывод. Общие свойства…

Различные свойства…

Здесь можно провести сравнение по следующим критериям:

степень разделения властей, полномочия главы государства, партийная система, законы и традиции, место и роль силовых структур, открытость власти для контроля со стороны общества, отношения власти с оппозицией, права и свободы личности, роль и место идеологии.

*Запись в столбик

Объект 1 (его назначение)

Свойства, признаки, качества

Объект 2 (его назначение)

Свойства, признаки, качества

Вывод. Общие свойства… Различные свойства…

*Запись в схему (в диаграмму Венна) – см. в Презентации, слайд №13

Как применять сравнение при выполнении тестовых заданий.

Как действовать? Что делать?

ПАМЯТКА №2

1. Вдумайтесь в данное вам задание. Определите, к какой теме или к какому вопросу оно относится, с каким законом, фактом, явлением или процессом оно связано.

2. Выполните задание, получите обоснованный ответ.

3. Сравните свой  ответ с предложенными ответами  для выбора.

4. Выберете из предложенных тот ответ, который совпадает с вашим.

II)

Что можно и что нельзя сравнивать.

- Сравнивать можно сходные тела, объекты, величины,

явления, процессы, свойства, схемы, приборы.

ПРИМЕР №1: 2017, 2 этап, 9 класс.

Задание: «Выберите одну тему из трех предложенных и раскройте её в форме эссе.

Тема 2. «В рамках пропорциональной избирательной системы партия может позволить себе устанавливать собственную уникальную партийную программу, не обращая внимания на своих оппонентов. В английской и американской избирательных системах партии борются за "маргинальные" (периферийные) голоса. Есть люди, которые всегда голосуют за одну и ту же партию, но несмотря на это, чтобы выиграть голоса "плавающих" (колеблющихся) избирателей, партия должна минимизировать идеологические различия с наиболее близкой к ней по духу» (Отто Кирххаймер). Какие ещё различия между перечисленными избирательными системами Вы можете назвать? Согласны ли Вы с тезисом, предложенным известным немецким политологом? О каких партиях, которые борются за голоса колеблющихся избирателей, пишет Кирххаймер? Дайте оценку данной позиции, приведите примеры как подтверждающие, так и опровергающие Вашу позицию».

Для выполнения данного задания необходимо сравнить два типа избирательных систем: пропорциональную и мажоритарную.

ПРИМЕР №2: 2017, 2 этап, 9 класс. Политология.

Задание: «Оцените, насколько корректно приведенное утверждение. Исправьте все встречающиеся в нем ошибки. В некоторых исследованиях политическое участие сводится только к различным видам добровольных политических действий граждан; тем самым из рассмотрения исключаются такие действия, как служба в армии, уплата налогов, голосование на безальтернативных выборах с одним кандидатом в списках и т.п. Критикуя данную точку зрения, С. Хантингтон предлагает в зависимости от мотивации действий различать два вида политического участия: автономное (выражает сознательно обусловленные формы политического поведения индивидов, получило распространение прежде всего в незападных либеральных демократиях) и мобилизованное (добровольное участие в политических действиях под давлением государства, воздействием страха, подкупа, долга и иных неполитических стимулов, характерно для традиционных обществ, авторитарных и тоталитарных политических режимов). По отношению к действующим в государстве законам обычно выделяются неконвенциональные (т.е. легитимные) и конвенциональные формы политического участия. Л. Милбрайт называет четыре основных вида неконвенционального (голосование; участие в работе партий и других политических организаций и проводимых ими кампаниях; участие в политической жизни общины – собрания, денежные пожертвования и т.п.; контакты с официальными лицами на разных уровнях) и приводит примеры конвенционального политического участия (участие в публичных уличных демонстрациях, митингах и других формах протеста с нарушением закона; протест против “безнравственных” действий властей в виде голодовок, сожжений и т.п.; отказ повиноваться несправедливым законам)».

Для выполнения данного задания необходимо сравнить различные виды политического участия. В первом случае речь будет идти о сравнении автономного и мобилизованного видах политического участия (по С.Хантингтону). Во втором случае – о конвенциональном и неконвенциональном формах политического участия (по Л.Милбрайт).

На основе такой работы по сравнению возникает возможность увидеть ошибки в тексте и дать правильные ответы:

Каждая найденная ошибка

Каждая исправленная ошибка

1) в незападных либеральных демократиях

2) добровольное участие в политических действиях

3) обычно выделяются неконвенциональные (т.е. легитимные)

4) четыре основных вида неконвенционального

5) приводит примеры конвенционального политического участия

1) в западных либеральных демократиях

2) вынужденное участие в политических действиях

3) термин «легитимный» не является синонимом термина «неконвенциональный»

4) четыре основных вида конвенционального

5) приводи т примеры неконвенционального политического участия

- Если тела и процессы разной природы, то их сопоставляют по какому-то одному признаку (или признакам) и говорят о похожести или аналогии.

ПРИМЕР №1: 2017, 2 этап, 10 класс. Право.

Задание: «Оцените утверждения на их достоверность (верно/неверно). Приведите аргументы в пользу достоверности утверждения (если оно верно) или опровергните его (если неверно)».

Утверждения

Оценка (верно/неверно), аргументы

1

Единую систему органов исполнительной власти в Российской Федерации возглавляет Президент

2

Счётную палату в Российской Федерации образуют Президент и Правительство

3

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти

4

Основная функция Центрального банка Российской Федерации – защита и обеспечение устойчивости рубля

5

Правосудие в Российской Федерации осуществляется судом и органами прокуратуры

При выполнении данного задания важно сравнить полномочия и основные функции высших органов власти и должностных лиц, представляющих законодательную, исполнительную и судебную ветви власти в Российской Федерации, а также местного самоуправления: Президент РФ, Совет Федерации, Правительство РФ, Судебная власть, Местное самоуправление (разделы №№4-8 по тексту Конституции РФ). Только в этом случае есть возможность дать правильный ответ:

Утверждения

Оценка (верно/неверно), аргументы

1

Единую систему органов исполнительной власти в Российской Федерации возглавляет Президент

Неверно, единую систему органов исполнительной власти в Российской Федерации возглавляет Правительство России

2

Счётную палату в Российской Федерации образуют Президент и Правительство

Неверно, Счетную палату образуют Совет Федерации и Государственная Дума (или Федеральное Собрание)

3

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти

Верно, согласно Конституции РФ, местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно

4

Основная функция Центрального банка Российской Федерации – защита и обеспечение устойчивости рубля

Верно, именно так предусмотрено Конституцией РФ

5

Правосудие в Российской Федерации осуществляется судом и органами прокуратуры

Неверно, правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом

ПРИМЕР №2: 2017, 2 этап, 11 класс. Политология.

Задание: «В гимназии N во время традиционных пятничных дебатов учащиеся и их наставники моделировали предвыборную телевизионную дискуссию между двумя основными кандидатами на пост президента и их командами, которые объявляли себя коммунитаристами и классическими либералами. Ваша задача состоит в том, чтобы выявить все ошибки, сформулированные учащимися при проведении дебатов (не нужно обращать серьезного внимания на инициалы кандидатов – они не являются подсказками и по ним не следует оценивать корректность утверждений). Кандидат Д.Т. и его команда заявили, что они выступают с позиций коммунитаризма и являются приверженцами философии Томаса Гоббса, Аласдара МакИнтайра и Майкла Сандела. А кандидат Х.К. и ее команда заявили, что придерживаются позиций классического либерализма, который, по их мнению, нуждается в возрождении посредством обращения к старым теориям общественного договора, поэтому в качестве своего лозунга они приняли следующий: «Назад к Руссо!». Начавшись с идеологических препираний, дискуссия быстро перешла к взаимным обвинениям, которые касались скорее личностей кандидатов, ч ем принципиальных политических вопросов. После вынужденного перерыва и замечаний наблюдателей кандидат Д.Т. сформулировал свое идеологическое кредо: (1) индивид является органической частью сообщества и не может быть помыслен отдельно от него, (2) гармонично развивающееся общество – это, в конце концов, коммунистическое общество с обобществленной собственностью; (3) сообщество основывается вовсе не на нейтральной системе правил и процедур, как полагают многие либералы, но на гораздо более глубоком основании – единой культуре. Кандидат Х.К., в свою очередь, обвиняла Д.Т. и его сторонников-коммунитаристов в скрытых симпатиях к авторитарной политике и в том, что позиция Д.Т. несет угрозу для свободы индивида. В качестве подтверждения последнего тезиса она вспомнила известную характеристику прав человека коммунитаристом Иеремией Бентамом: будто универсальные права человека суть не что иное, как «возвышенная чепуха». Х.К. также заверила своих избирателей, что она твердо стоит на позиции неукоснительной защиты прав человека и его свобод – как и Жан-Жак Руссо, с таким восторгом когда-то принявший Французскую Революцию».

При выполнении задания необходимо процессы разной природы – различные политические идеологии – сопоставить по таким признакам, как представители и основные идеи. 

В современном западном мире можно выделить несколько основных политических идеологий.

1) Коммунистическая идеология базируется на утопических идеях Т. Кампанелли, Т. Мора, К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина о таком общественном порядке, где не будет частной собственности, классового неравенства, государства, а люди будут получать за свою работу по потребностям. Коммунизм отвергает либерально-демократический порядок как такой, который не заботится о социальных правах "трудящихся" и призывает к революционному свержению этого порядка. Основой коммунистической идеологии есть пролетарский интернационализм, объединение людей по классовым признакам. Современный коммунизм (неокоммунизм) признает конституционные средства достижения власти и национальный идеал государства (а в некоторых случаях становится на позиции интернационализма), однако идеи национализации, перераспределения национального богатства для поддержания социального равенства остаются ведущими для этой идеологии и на современном этапе.

2) Либеральная идеология прошла сложный путь эволюции и приобрела другие черты по сравнению с предшествующей своей парадигмой. Либерализм условно можно разделить на следующие направления:

а) Классический либерализм зародился в недрах идеологии просвещения и отстаивал идеи: абсолютной ценности человека, его прав и свобод, правового государства и гражданского общества, невмешательства государства в экономическую и социальную сферы, свободного рынка и космополитизма. б) Социальный либерализм возник в 20-30-х годах в Америке, базировался на экономических идеях Кейнса и понимании государства как института всеобщего благоденствия. Это направление близко к европейской социал-демократии. в) Неолиберализм базировался на учениях М.Фридмана и Ф.Хайека. Представители этого направления подвергают критике государственное регламентирование экономики как экономически неэффективное, которое порождает беспорядок и коррупцию, отстаивает идеи полной приватизации и рыночных саморегуляторов.

3) Социал-демократическая идеология возникла на идеях Э.Бернштейна о классовом сотрудничестве и социальных реформах как едином пути улучшения социального положения рабочего класса.

Если в 60-х годах социал-демократия предоставляла преимущество государственному регулированию экономики, государственной форме собственности, как наиболее эффективным средствам социальной защиты беднейших слоев населения, то на современном этапе она признает экономическую эффективность частной собственности, однако старается поддерживать социальную равновесомую за счет увеличения бюджетных расходов на социальную сферу. Современная социал-демократия ориентирована не только на рабочий класс, а и на широкие категории представителей нанимаемой работы.

4) Консервативная идеология (традиционализм) направлена на сохранение вечных ценностей, таких как частная собственность, семья, религия, мораль, нация, государство, и их приспособление к современных модернизационным процессам. Консерватизм в отличие от либерализма, который акцентирует внимание на ценностях индивидуализма и прагматизма, старается соединить эти ценности с ценностями таких сообществ, как семья, церковь, надежда и государство. Консерватизм разделяют на следующие направления: а) Традиционалисты, (Э.Берн, Ж.де Местр) возражали против идей революции и конституционализма как разрушительных для существующего монархического порядка, основанного на христианской религии и морали. б) Элитарные теории (Б.Парето, Г.Моска, Р.Михельс, Хосе Ортега-и-Гассет) противопоставляли активную элиту как движущую силу прогресса и инертную массу как объект политических манипуляций; выход масс на историческую арену рассматривался ними как опасность порождения фашизма и коммунизма. в) Современный неоконсерватизм является более модернизационным, чем традиционным, его условно можно разделить на англосаксонский, который больше смыкается с неолиберализмом в социально-экономической политике, и христианско-демократический — близкий в социально-экономической сфере к социал-демократии. Однако в других сферах общественной жизни эти два вида неоконсерватизма отстаивают идеи твердого правового и морального порядка, умного ограничения человека во имя сохранения здоровых начал национального бытия, аристократического государственного управления.

5) Национализм – идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности  нации как высшей формы общественного единства и её первичности в  государство-образующем процессе. К основным ценностям национализма относятся: «Нация – первична, государство – вторично», «национальные ценности», «национальные интересы», «национальная безопасность», «национальная независимость», «национальное самосознание». Национализм зародился в конце XVII в. и противопоставил феодальной преданности монарху, хозяину или религии преданность государственному образованию на основе этнической или языковой принадлежности. Дальнейшее распространение этой идеологии было тесно связано с подъёмом освободительных движений. Фашизм зачастую рассматривается как крайний национализм. Идеология фашизма объединяет все праворадикальные течения, для которых характерны такие признаки: расовое понимание нации как антропо-биологического сообщества, которое имеет унаследованную от природы социальную ступень, укрепление нации за счет расширения территории, признание иерархического строения общества, его деления на высшие и низшие касты, отстаивание расовой чистоты, поиск общественного идеала в прошлом, интерпретация исторического зла как мирового заговора (жидов-масонов), понимание нации, государства и вождя как органического единства, социальная защита населения по этническим признакам. Современный неофашизм немного смягчил расовые и имперские претензии своих предшественников, однако сохраняет враждебность к всему чужеземному, старается защищать национальную самобытность любыми средствами.

6) Анархизм призывает не к утверждению хаоса, а к разрушению государства, чтобы последнее не мешало всем нам свободно объединяться ради всеобщего блага. Но даже притом, что анархисты выступают за ликвидацию государства и всех его институтов, ставить знак равенства между анархизмом и нигилизмом не следует, потому что нигилисты отрицают все ценности, кроме одной – разрушения во имя разрушения. Не стоит смешивать анархистов и с либертарианцами – сторонниками индивидуалистических ценностей в противоположность коллективистским.

Анархисты верят, что люди по натуре своей неиспорченны и готовы бескорыстно сотрудничать друг с другом. Вот только государственная власть развращает их, угнетая и используя в своих интересах. Анархисты выступают и против власти капитала, утверждая, что промышленный капитализм также портит людей, отнимая у них свободу самореализации, Вот почему анархисты, формально относимые к левым, отвергают и традиционный марксизм с его культом централизованной власти, без которого якобы не вымостить дорогу к торжеству коммунизма. Первым, кто сам стал называть себя анархистом, был французский философ Пьер Жозеф Прудон, прославившийся, в частности, афоризмом «Собственность – это кража». Прудон выступал за мирное преобразование общества, а не насильственное свержение власти революционным путём. Русский анархист Михаил Бакунин был приверженцем идеи о необходимости насильственного захвата власти, возможного как посредством массовых выступлений, так и силой индивидуального террора. Анархизм так никогда и не стал широким политическим движением, хотя и оказал влияние на развитие трейд-юнионизма. Базой его поддержки служат группы молодых людей, часто – радикально настроенных выходцев из среднего класса, как, например, во время студенческих волнений 1968 г. в Европе, а также движение антиглобалистов, развернувшееся в наши дни.

7) Коммунитаризм – это молодая идеология, которая заявила о себе в 1990 г., когда в США возникла «коммунитарная сеть» - движение интеллектуалов. Затем коммунитаристские кружки появились в Канаде, Великобритании, Германии и ряде других западных стран. Основатель коммунитаризма – американский социолог А.Этциони. Коммунитаристы выступают за подчинение политики целям гражданского общества. Они имеют цель изменения общества путём внутреннего духовного перерождения каждого отдельного человека в условиях небольшой общины, осуществление которой они готовы начать с самих себя и немедленно. К элементам этой идеологии также относятся: критика рыночной экономики; признание того, что развитие отдельного человека бессмысленно рассматривать в отрыве от развития социальной среды, признание возможности сосуществования разных цивилизаций и необходимости культурной диверсификации, выдвижение в качестве системообразующего понятия «сообщества», приверженность ценностям сообщества («коммуны») как устойчивого объединения людей, связанных общими традициями, историей и моралью, провозглашение важнейшей роли моральных норм.

Такая работа с материалами поможет найти ошибки в предложенном тексте.

Найденные ошибки:

 1) «Философии Томаса Гоббса». Томас Гоббс не был идеологом коммунитаризма.

2) «Назад к Руссо!». Жан-Жак Руссо не причисляется к идеологам классического либерализма.

3) «Коммунистическое общество с обобществленной собственностью». Коммунизм и коммунитаризм – совершенно разные идеологические направления.

4) «Коммунитаристом Иеремией Бентамом». Иеремия Бентам не был коммунитаристом.

5) «Жан-Жак Руссо, с таким восторгом когда-то принявший Французскую Революцию». Жан-Жак Руссо не дожил до Французской Революции.

- Можно сравнивать сходные объекты, явления, процессы  в разных условиях.

ПРИМЕР №1: 2018, 2 этап, 11 класс. Социология.

Задание: «Как пишет социолог Дэвид Попино, «шведская семья, возможно, самая непрочная - если не в мире, то уж среди развитых европейских государств наверняка, а члены семьи - самые автономные и наименее связанные с группой в целом» (Popenoe, 1991). В чем причины ослабления института брака в современных обществах по сравнению с традиционными? Как может быть связано появление нуклеарной семьи с демографической ситуацией в стране? Какие еще факторы определяют количество детей в семье?»

При выполнении данного задания необходимо сравнить:

-  традиционное и современное общество: не только дать определения, но и показать различия между ними с точки зрения того, какую роль в обществе играет институт брака и семьи;

- рассматривая процесс трансформации семьи от традиционной (расширенной) к нуклеарной, сравнить эти виды семьи по линии выполняемых функций (какие из них ослабевают, какие – нет, почему).

ПРИМЕР №2: 2017, 2 этап, 10 класс. Социология. 

Задание: «Как Октябрьская революция 1917 года повлияла на общественное определение «маргинального человека»? Приведите примеры того, как индивид становился маргиналом или, напротив, переставал им быть».

При выполнении данного задания необходимо рассмотреть термин «маргинализация» в тесной связи с теорией социальной мобильности П. Сорокина и понятием «социальной мобильности». Работая по линии сравнения таких видов социальной мобильности, как горизонтальная/вертикальная и  нисходящая/восходящая, необходимо привести примеры, которые будут демонстрировать, как в ходе масштабной перестройки социальной структуры российского, а затем советского общества, менялся статус и общественное положение людей, которые были на тот момент маргинальными и тех, которые ими не были.

- Можно сравнивать различные объекты, явления, процессы, но в одинаковых условиях.

ПРИМЕР: 2017, 2 этап, 11 класс. Социология. 

Задание: «По данным всероссийской переписи населения 2010 года незначительная, однако заметная часть населения России назвала в качестве своей национальной принадлежности «джедаи», «эльфы» и, даже, «орки». С какими социальными явлениями и процессами мы имеем здесь дело? Представьте, что вы консультируете Росстат: какие существуют аргументы для того, чтобы учитывать эти данные, а какие, чтобы эти данные проигнорировать как шутку».

При выполнении данного задания имеет смысл сравнить, сопоставить такие явления и процессы, происходящие в современной обществе, как: субкультура,  воздействие массовой культуры и культурной глобализации, проявление девиантного поведения и т.п. Эта работа поможет найти серьёзные аргументы для подтверждения своей позиции.

Использованная литература:

  1. Браверман Э.М. Учимся и учим думать и создавать/Серия «Развивающее учение». – М., изд-во «Илекса», 2011.
  2. https://soc-ege.sdamgia.ru/test?theme=146 - Сдам ГИА: Решу ЕГЭ/ Образовательный портал для подготовки к экзаменам/Обществознание.
  3. https://olymp.hse.ru/mmo/materials-soc - Олимпиада школьников «Высшая проба/Материалы для подготовки/Обществознание/2015-2016 уч.г., 2016-2017 уч.г., 2017-2018 уч.г.
  4. https://olymp.hse.ru/mmo/tasks-soc - Олимпиадные задания (обществознание) – олимпиада «Высшая проба»/2015-2016 уч.г., 2016-2017 уч.г., 2017-2018 уч.г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конструктор заданий на сравнение как методика подготовки к олимпиаде «Высшая проба» Выполнила: Добродеева Н.Е., учитель истории и обществознания ГБОУ гимназия № 11 Василеостровского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

Философы утверждают, что без сравнения процесс мышления невозможен. Физиологи считают, что функции сличения и различения являются основой умственной деятельности. К.Д.Ушинский писал: «...сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления. Всё в мире мы познаём не иначе, как через сравнение…». СРАВНЕНИЕ – одно из важнейших умственных умений, выявление общих и разных черт (свойств, признаков) у объектов, явлений, живых существ, физических тел, закономерностей и т.д.

Слайд 3

Аудитория: учащиеся могут изучать данный материал в рамках самообразования. Педагоги могут использовать его как на уроках, так и на отдельных внеурочных занятиях или в рамках занятий по дополнительному образованию. Наиболее важное и значимое: формирование любого умения можно разложить на простые алгоритмы, когда они отработаны и заложена основа для сравнения , важно предложить опробовать его в нестандартных заданиях, переходя к комплексному сравнению, усложняя и добавляя задания другими УУД. Компоненты: инвариантный – алгоритм (памятка) , вариативный – содержание заданий и примеров .

Слайд 4

Если Вы получили задание: провести сравнение объектов. ПАМЯТКА 1. Чётко определите (выберите) объекты для сравнения, т.е. узнайте, ЧТО именно надо сравнивать. 2. Определите признаки (свойства, качества), по которым будете вести сопоставление объектов. 3. « Возьмите » первый признак и определите, каким он будет у каждого (первого, второго, третьего) объекта. *Запишите результат 4. Выделите одинаковые общие признаки у сравниваемых объектов. Отметьте их и запишите. 5. Выделите разные признаки. Отметьте их тоже и запишите. 6. Шаги 3-5 повторите ещё раз ко второму признаку. 7. Если нужно, шаги 3-5 повторите ещё раз теперь уже применительно к третьему признаку сравнения. 8. На основе полученных результатов сделайте ВЫВОД.

Слайд 5

Как применять сравнение при выполнении тестовых заданий . ПАМЯТКА 1. Вдумайтесь в данное Вам задание. Определите, к какой теме или к какому вопросу оно относится, с каким законом, фактом, явлением или процессом оно связано. 2. Выполните задание, получите обоснованный ответ. 3. Сравните свой ответ с предложенными ответами для выбора. 4. Выберете из предложенных тот ответ, который совпадает с вашим.

Слайд 6

2017, 2 этап, 9 класс . Задание: «Выберите одну тему из трех предложенных и раскройте её в форме эссе. Тема 2. «В рамках пропорциональной избирательной системы партия может позволить себе устанавливать собственную уникальную партийную программу, не обращая внимания на своих оппонентов. В английской и американской избирательных системах партии борются за "маргинальные" (периферийные) голоса. Есть люди, которые всегда голосуют за одну и ту же партию, но несмотря на это, чтобы выиграть голоса "плавающих" (колеблющихся) избирателей, партия должна минимизировать идеологические различия с наиболее близкой к ней по духу» (Отто Кирххаймер). Какие ещё различия между перечисленными избирательными системами Вы можете назвать? Согласны ли Вы с тезисом, предложенным известным немецким политологом? О каких партиях, которые борются за голоса колеблющихся избирателей, пишет Кирххаймер? Дайте оценку данной позиции, приведите примеры как подтверждающие, так и опровергающие Вашу позицию». - Сравнивать можно сходные тела, объекты, величины, явления, процессы, свойства, схемы, приборы.

Слайд 7

2017, 2 этап, 10 класс . Право. Задание: «Оцените утверждения на их достоверность (верно/неверно). Приведите аргументы в пользу достоверности утверждения (если оно верно) или опровергните его (если неверно)». - Если тела и процессы разной природы, то их сопоставляют по какому-то одному признаку (или признакам) и говорят о похожести или аналогии. № Утверждения Оценка (верно/неверно), аргументы 1 Единую систему органов исполнительной власти в РФ возглавляет Президент 2 Счётную палату в РФ образуют Президент и Правительство 3 Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти 4 Основная функция Центрального банка Р Ф – защита и обеспечение устойчивости рубля 5 Правосудие в РФ осуществляется судом и органами прокуратуры

Слайд 8

2017, 2 этап, 10 класс . Право. Задание: «Оцените утверждения на их достоверность (верно/неверно). Приведите аргументы в пользу достоверности утверждения (если оно верно) или опровергните его (если неверно)». - Если тела и процессы разной природы, то их сопоставляют по какому-то одному признаку (или признакам) и говорят о похожести или аналогии. № Утверждения Оценка (верно/неверно), аргументы 1 Единую систему органов исполнительной власти в РФ возглавляет Президент Неверно, единую систему органов исполнительной власти в РФ возглавляет Правительство РФ 2 Счётную палату в РФ образуют Президент и Правительство Неверно, Счетную палату образуют Совет Федерации и Государственная Дума (или Федеральное Собрание) 3 Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти Верно, согласно Конституции РФ, местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно 4 Основная функция Центрального банка Р Ф – защита и обеспечение устойчивости рубля Верно, именно так предусмотрено Конституцией РФ 5 Правосудие в РФ осуществляется судом и органами прокуратуры Неверно, правосудие в РФ осуществляется только судом

Слайд 9

2018, 2 этап, 11 класс . Социология. Задание: «Как пишет социолог Дэвид Попино, «шведская семья, возможно, самая непрочная - если не в мире, то уж среди развитых европейских государств наверняка, а члены семьи - самые автономные и наименее связанные с группой в целом» (Popenoe, 1991). В чём причины ослабления института брака в современных обществах по сравнению с традиционными? Как может быть связано появление нуклеарной семьи с демографической ситуацией в стране? Какие еще факторы определяют количество детей в семье?» - Можно сравнивать сходные объекты, явления, процессы в разных условиях. 2017, 2 этап, 10 класс . Социология. Задание: «Как Октябрьская революция 1917 года повлияла на общественное определение «маргинального человека»? Приведите примеры того, как индивид становился маргиналом или, напротив, переставал им быть».

Слайд 10

2017, 2 этап, 11 класс . Социология. Задание: «По данным всероссийской переписи населения 2010 года незначительная, однако заметная часть населения России назвала в качестве своей национальной принадлежности «джедаи», «эльфы» и, даже, «орки». С какими социальными явлениями и процессами мы имеем здесь дело? Представьте, что вы консультируете Росстат: какие существуют аргументы для того, чтобы учитывать эти данные, а какие, чтобы эти данные проигнорировать как шутку». - Можно сравнивать различные объекты, явления, процессы, но в одинаковых условиях.

Слайд 11

Здесь можно провести сравнение по следующим критериям: степень разделения властей, полномочия главы государства, партийная система, законы и традиции, место и роль силовых структур, открытость власти для контроля со стороны общества, отношения власти с оппозицией, права и свободы личности, роль и место идеологии. Что сравниваем По каким признакам сравниваем: 1 2 3 4 5 1) Демократический ПР 2) Авторитарный ПР 3) Тоталитарный ПР Вывод. Общие свойства… Различные свойства… Запись в таблицу

Слайд 12

Объект 1 (его назначение) Свойства, признаки, качества Объект 2 (его назначение) Свойства, признаки, качества Вывод. Общие свойства… Различные свойства… Запись в столбик

Слайд 13

Запись в схему (диаграмма Венна)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВИДЫ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ И НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ИХ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ.

Описаны виды диференцированных заданий для максимальной активизацию познавательной деятельности обучающихся  в процессе обучения и  развития из самостоятельности на уроках математики....

Практическое задание по теме «Искусствоведческие методики в преподавании МХК» (Дистанционный курс повышения квалификации, 2012-2013 г.)

проанализировать несколько изображений, объединенных общим сюжетом «Тайной вечери» и общей композиционной структурой. Обратить внимание, что произведения должны принадлежать следующим направлени...

Сравнение настоящего, будущего и прошедшего времён через выполнение заданий на сравнение трёх времён.

Сравнение настоящего, будущего и прошедшего времён через выполнение заданий на сравнение трёх времён.Цель: сравнить  времена глагола по единому плану:1. Название по-русски и по-английски2. Дать о...

Инструкция для выполнения задания на сравнение слов разных частей речи

 Данный материал составлен с целью помочь обучающимся избежать ошибок при написании омонимичных частей речи. Также инструкция поможет при выполнении разных видов разборов и при составлении...

Для подготовкик экзаменам.

Для успешной сдачи ОГЭ....

Сравнение. Виды сравнений. Проба «пера»: создание текстов с разными средствами выразительности (разные виды сравнений, эпитеты, метафоры)

Цель: актуализация знаний о сравнении и его видах.Задачи: 1. Ознакомиться с разными видами сравнений.2. Научиться различать разные виды сравнений.3. Закрепить полученные знания путем создания творческ...

Задание на сравнение обыкновенных дробей 5 класс

Пройдите по ссылке https://learningapps.org/display?v=pg8gi5twa19. и выполните задание.Ответ на вопрос отправьте в вк (ссылка слева в меню) или через сообщение (слева в меню)....