Индивидуальный образовательный маршрут ребенка
статья

Рыжова Людмила Петровна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut_rebenka.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка и работа учителя русского языка в коррекционных ОО, реализующих обучение детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями).

Уважаемые коллеги!

 Сегодня мы с Вами поговорим об  индивидуализации обучения  в условиях введения ФГОС, об индивидуальной траектории и индивидуальном   образовательном  маршруте для детей с умственной отсталостью.

 Современное состояние образования характеризуется интенсивным поиском наиболее эффективных форм образовательной деятельности, созданием таких условий обучения и развития  детей, которые способствовали бы максимальному раскрытию их способностей и отвечали  их потребностям. На современном этапе развития общества инициируется создание такой модели образования, которая бы обеспечивала развитие каждой личности в максимальном диапазоне ее интеллектуальных и психологических ресурсов.

 Очевидно, что при максимальном учете индивидуальных особенностей ребенка, для формирования комплекса умений его самосовершенствования (от самопознания до самореализации) в образовании идеальным может считаться  индивидуализация  образования.

 Исследованиями в направлении индивидуальных форм организации обучения занимались многие отечественные и зарубежные ученые — философы, психологи, педагоги. Пока нет устоявшегося, общепринятого понятия "индивидуализация образования".

Принято считать, что процесс индивидуализации образования - это процесс образовательного взаимодействия, ориентированный на интересы, активность, инициативность обучающегося и открыто-рефлексивную позицию педагога. Совместная работа  педагога и обучающегося направлена на формирование предметных умений и универсальных умений (компетентностей), на получение учебных результатов в продуктивной форме.

Об индивидуализации образования упоминается в ряде нормативно-правовых документов РФ:

«… обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по — индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения… Обучение граждан по индивидуальным учебным в пределах государственного образовательного стандарта… регламентируется уставом образовательного учреждения» (Ст. 50, п. 1 ФЗ РФ " Об образовании»);

 

«… Развитие общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования…» («Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики» - 2020);

«… Новая структура стандарта призвана обеспечить наряду с внедрением компетентностного подхода расширение спектра — индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для обучающихся на основе развития профильного обучения…» («Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики »);

«… Уже в школе дети должны получить — возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире…» («Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»).

Итак,  об индивидуализации говорится очень много. Думаю,  надо  разбираться,  тем более что в  стандартах много об этом  пишется. Так  как же нам,  педагогам  понимать теперь индивидуализацию и  как ее реализовать в учебном процессе?

 Индивидуализация обучения – это с одной стороны - организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся. С другой - различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.

 Это общее определение и понимание   индивидуализации обучения. Тут видно и понимание  с точки зрения  организации  образовательного процесса и  методическая  поддержка самого процесса.

Как же   может быть  реализована индивидуалиация обучения,  о которой говорят  ФГОСы?

 Индивидуализированное, функциональное и эффективное образование, успешная подготовка к ГИА и ЕГЭ  детей, в том числе для одаренных детей, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию,  проживающих в труднодоступных и отдаленных местностях, осуществима с помощью индивидуальных образовательных маршрутов ( ИОМ)  обучения.

Маршрутная система обучения позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в образовании  детей, который максимально учитывает  их способности ,  задатки и потребности, определяет личную траекторию развития и образования. Внедрение маршрутной системы образования позволяет создать такие психолого-педагогические условия, которые обеспечивают активное стимулирование  у  личности  ребенка самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.

 Итак,  так что же такое индивидуальный образовательный маршрут?

Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.).

 Если  говорить более доступным языком,  то  ИОМ – это программа  создания образовательной среды развития  ребенка,  которая создается в сотрудничестве и взаимодействии педагога,  учащегося и его родителей.  

Именно поэтому  индивидуальный образовательный маршрут определяется:

- образовательными потребностями,

- индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы),

-  существующими стандартами содержания образования.

 Необходимо  сразу же  оговориться или разобраться   с терминологией  связанной с индивидуализацией образования.  Еще одно понятие напрямую связано с ИОМ -  понятие «индивидуальная образовательная траектория».

Индивидуальная  образовательная траектория обладает  более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации:

-  содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут);

-   деятельностный (специальные педагогические технологии);

-  процессуальный (организационный аспект).

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).

Сегодня такие новые явления в образовании, как «индивидуальная образовательная программа», «индивидуальный образовательный маршрут», «индивидуальная образовательная траектория», требуют четкого определения. Определение понятий  - тема следующего материала темы,  там же Вы найдете и  литературу по теме курса.  В этой лекции  мы  затрагивать эти вопросы не будем.  

А пока  поговорим об индивидуальном образовательном маршруте.

Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) в настоящий момент нет да и быть не может.  Почему?

Все очень просто!

Способ построения ИОМ характеризуется  особенностями   самого конкретного ребенка: обучения и развития его на протяжении определенного времени.   Более того невозможно определить этот маршрут на весь период обучения  сразу, поскольку он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса.

ИОМ  имеет точки соприкосновения с  личностно-ориентированным образовательным процессом, но  не тождественен ему, так как имеет специфические особенности.

  ИОМ  специально разрабатывается для конкретного  учащегося. Причем на стадии разработки ИОМ  учащийся выступает как субъект выбора дифференцированного образования, предлагаемого образовательным учреждением и как заказчик образовательных услуг, предъявляя свои образовательные потребности, познавательные и иные индивидуальные особенности. А на стадии реализации учащийся выступает как субъект осуществления образования..

 Содержание ИОМ определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями, интересом и возможностями учащегося (уровнем готовности к освоению программы) и его родителей в достижении необходимого образовательного результата, содержанием базовой образовательной программы.

Эффективность разработки ИОМ обуславливается рядом условий:

- осознанием всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости ИОМ как одного из способов самоопределения,     самореализации и проверки правильности выбора профилирующего направления дальнейшего обучения;

           - осуществлением психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки ИОМ учащимися;

           - активным включением учащихся в деятельность по созданию ИОМ;

           - организацией рефлексии как основы коррекции ИОМ.

 

Развитие ребенка может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога - предложить обучающемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор.

Выбор того или иного ИОМ определяется комплексом факторов:

- особенностями, интересами и потребностями самого ребенка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;

- возможностями удовлетворить образовательные потребности  личности ребенка;

- ресурсными возможностями.

Выбор ИОМ может осуществляться в трех плоскостях:

 

ВЫБОР ИОМ

-  Осмысление дальнейшего пути получения образования  (кем быть?, каким быть?)

 

-  Совершенствование в выбранной сфере деятельности (например, в выбранном предмете)

- Повышение функциональной грамотности по предмету .

Технологическим средством реализации ИОМ является индивидуальная дополнительная образовательная программа, которая в должна обладать следующими характеристиками:  

- обеспечение реализации права обучающегося и его законных представителей на выбор темпа достижения личностно-значимого результата, направления деятельности (содержание программы выполняет функцию формирующего механизма самообразования и самореализации воспитанника через комплекс основных видов деятельности, в которых он ощущает себя свободным в выборе);

- возможность адаптации программы к меняющимся запросам;

- наличие «индивидуальной составляющей» целевого, содержательного и технологического компонентов, предусматривающей успешность в образовательном процессе и отражающей интересы, возможности и потребности  личности ребенка;

- ориентация образовательного процесса на продуктивность и творчество, развитие индивидуальных особенностей  детей и подростков.

Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:

- целевой (постановка целей получения образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей ученика при получении образования);

- содержательный (обоснование структуры и отбор содержания учебных предметов, их систематизация и группировка, установление межцикловых, межпредметных и внутрипредметных связей);

- технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);

- диагностический (определение системы диагностического сопровождения);

- организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей).

А  какова роль педагога в этом  процессе?

-  структурирование педагогического процесса (согласование мотивов, целей, образовательных потребностей, а, следовательно, и индивидуального образовательного маршрута с возможностями образовательной среды);

-  сопровождение (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута);

- регулирование (обеспечение реализации индивидуального образовательного маршрута через использование адекватных форм деятельности);

- результативный (формулируются ожидаемые результаты).

 

Предоставляем Вашему вниманию общую схему действий в процессе   построения ИОМ.

 

Этапы построения ИОМ

Первый этап. Диагностика педагогом уровня развития и степени выраженности личных качеств учащихся.

На этом этапе проводится конкурс вопросов по темам учебного курса, тестирование, выбор заданий различного типа. Существует множество методик диагностики уровня развития способностей и одаренности. Диагностика:

- образовательных потребностей и мотивов;

- предпочитаемых видов деятельности;

-  начального уровня количества и качества представлений, знаний и умений;

- особенностей нервной системы и стилей переработки информации и т.д.

Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с воспитанником и его родителями определяет цели и задачимаршрута, выстраивает систему общих рекомендаций, включающих:

- содержание, подлежащее усвоению;

- виды деятельности по усвоению учебного содержания;

- ожидаемые индивидуальные результаты;

- формы контроля.

Второй этап. Фиксирование каждым учащимся, а затем и педагогом фундаментальных образовательных объектов. Знакомство с содержание учебного предмета в целом, темы, Интернет - урока и т.д. Каждый учащийся выбирает темы, которые ему предстоит освоить (в знаковой, схематичной, рисуночной, тезисной форме).

При ознакомлении с содержанием темы и Интернет-урока педагог определяет:

- инвариантное содержание (то есть содержание, обязательное для ознакомления всеми учащимися;

- рубрики и их содержание;

- содержание, актуальное для учащихся, обучающихся в рамках того или иного модуля;

- возможные варианты выполнения практических заданий: тренажер, практикум, лабораторная работа, творческое задание, которые могут быть предложены разным учащимся и не все обязательны для выполнения.

Третий этап. Выстраивание системы личного отношения учащегося с предстоящей к освоению образовательной областью или темой. Каждый ребенок выстраивает свой индивидуальный образ темы (то, как он ее видит в идеале, в дальнейшем происходит достраивание этого идеала):

- определение индивидуальных целей;

- отношение к выделенным проблемам;

- определение перспектив своей деятельности, прогнозирование своей успешности и т.д

Четвертый этап. Выстраивание ИОМ. Программирование индивидуальной образовательной деятельности по отношению к «своим» и общим фундаментальным образовательным объектам. Учащийся с помощью педагога выступает в роли организатора своего образования:

- формулировка цели,

- отбор тематики,  

-предполагаемые конечные образовательные продукты и формы их представления,

- составление учебно-тематического плана,

- отбор средств и способов деятельности,

- выстраивание системы контроля и оценки деятельности, установление сроков освоения содержания.

Создается индивидуальная программа обучения на определенный период (занятие, тема, раздел, курс). Этап предусматривает участие родителей в разработке маршрута, определении целей в совместной деятельности со своим ребенком.

Пятый этап. Деятельность по одновременной реализации ИОМ учащихся и общей образовательной программы. Реализация намеченной программы в соответствие с основными элементами деятельности: цели – план – деятельность – рефлексия – сопоставление полученных продуктов с целями – самооценка.

Роль педагога заключается в том, чтобы направить, дать алгоритм индивидуальной деятельности учащегося, вооружить его соответствующими способами деятельности, поиском средств работы, выделить критерии анализа работы, рецензировать, оценить деятельность учащегося.

Учащиеся представляют образовательные объекты, способы работы с ними, демонстрируют, сопоставляют и обсуждают продукцию.

 

Шестой этап. Демонстрация личных образовательных результатов учащимися и коллективное их обсуждение.

Педагог демонстрирует идеальные «продукты» по данной теме: понятия, законы, теории и др.

Организуется работа по выявлению проблем в окружении, элементы которых получены учащимися в собственной деятельности.

Осуществляется через взаимодействие: преподаватель – обучающийся; обучающийся – другие обучающиеся.

Формы взаимодействия:

- дискуссии,

- проблемные семинары,

- творческие мастерские,

- конференции и т.д.

Седьмой этап. Интеграция с другими специалистами. Разработчик маршрута, проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания учебно-тематического плана, решает нужно ли для достижения поставленной цели привлечь к работе с данным учащимся других специалистов.

Восьмой этап. Рефлексивно-оценочный этап. Выявление индивидуальных и общих образовательных продуктов деятельности (в виде схем, материальных объектов), фиксирование видов и способов деятельности. Полученные результаты деятельности сопоставляются с целями образовательной деятельности ребенка. Каждый учащийся оценивает свою деятельность и конечный продукт, уровень личных изменений. Сопоставляются личные заслуги с фундаментальными достижениями в этой области, с достижениями других. После самооценки и оценки создаются условия для коррекции и планирования дальнейшей коллективной и индивидуальной деятельности.

Форма подведения итогов используемых в индивидуально-образовательном маршруте для  детей могут быть  разными. Самооценку своей деятельности по ИОМ учащийся может провести по анкете самоанализа, а тьютор - опираясь на оценочные таблицы.

Завершением работы по ИОМ может стать портфолио, как одна из основных форм оценивания достижений человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: "Индивидуальный образовательный маршрут ребенка - логопата".

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка-логопата....

Реализация индивидуально-образовательного маршрута ребенка с ОВЗ, в условиях общеобразовательного учреждения

Построение эффективной системы психолого-медико-педагогического сопровождения позволяет решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения. Оказание образовательных услу...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ

Примерный индивидуально-ориентированный образовательный маршрут, разработанный специалистами ДОУ для ребенка с ОНР (III уровень речевого развития, старшая группа, 1 год обучения) . Отражает специфику ...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ Мир фантазии

обучение навыкам работы с бумагой, формирование позитивного отношения к художественному творчеству, развитие личностного потенциала через ...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ Палитра

создание условий для самовыражения и самореализации обучающегося через овладение техникой рисования и декоративно – прикладного искусства....

индивидуальный образовательный маршрут ребенка с нарушением речи

индивидуальный образовательный маршрут ребенка с нарушением речи...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ

Пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника с ОВЗ (нарушения интелектуального развития)...