Холина Елена Васильевна. Личностные достижения учащихся в образовательном процессе, их мониторинг.
статья

Участник III Городской научно-практической конференции ФГОС СОО

 

Холина Елена Васильевна,

учитель биологии ГБОУ Лицей №101 Выборгского района СПб,

методист ГБУ ИМЦ Выборгского района СПб

 

Личностные достижения учащихся в образовательном процессе, их мониторинг.

Времена меняются. На определённом этапе в педагогической науке возникла проблема личностных достижений учащихся, она пришла на смену модели образования, ориентированной лишь на формирование знаний, умений и навыков учащихся. Новая модель образования направлена на развитие человека, личности, как сложного и целостного индивидуума, на воспитательные цели образовательной деятельности. Это правильно, так как каждый человек уникален и индивидуален, как биологический и социальный объект, он «единственный источник продуктивного действия»(1).

Необходимо отметить, что на целый ряд вопросов по проблеме личностных достижений учащихся, однозначно ответить сложно.

Во-первых, чем отличается понятие «достижения» от традиционного понятия «результат»?

Во-вторых, если образование – целостный процесс, как развести понятия «личностные достижения» и «учебные достижения»?

В-третьих, какова структура личностных достижений? Структура «личности» в произведениях разными авторами рассматривается по-разному, например в философских, психологических, педагогических.

В-четвёртых, развитие личности не может разниться с формированием ответственности личности за свои поступки (2, стр. 206-209). Об этом же пишет профессор Гарвардского университета Б.Ф. Скиннер в книге «По ту сторону свободы и достоинства»: «Наша цивилизация нуждается в науке и технологии, и она создает их, чтобы спасти себя. Она богата и деятельна. И в значительной мере проявляет заботу о своем будущем. Но если она и далее будет считать своей высшей ценностью свободу и достоинство, а не собственное выживание, то очень может быть, что будущее будет принадлежать какой-то другой цивилизации. В своей книге я хочу показать, как плохо идут дела, когда свободу и достоинство личности превращают в фетиш» (2, стр. 207).

Пятый вопрос, очень важный, как измерить личностные достижения учащихся?

Личностные достижения позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Исследования в области биологии и медицины занимают ведущее место в современной науке. В XXI веке в мировой науке лидирует биология, что определяет приоритет учебного предмета «Биология». Для эффективного развития общего биологического образования необходимо решить проблему мотивационного характера:  недооценка обучающимися значимости биологического образования для реализации личностных познавательных потребностей и мотивов. Один из путей решения данной проблемы – ведение мониторинга, проведение необходимой корректировки, планирование дальнейшей работы по развитию личностных достижений учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл holina_lits_101.docx23.54 КБ
Файл holina_lits_101_prezentatsiya.pptx1.18 МБ

Предварительный просмотр:

Холина Елена Васильевна,

учитель биологии ГБОУ Лицей №101 Выборгского района СПб,

методист ГБУ ИМЦ Выборгского района СПб

Личностные достижения учащихся в образовательном процессе, их мониторинг.

Времена меняются. На определённом этапе в педагогической науке возникла проблема личностных достижений учащихся, она пришла на смену модели образования, ориентированной лишь на формирование знаний, умений и навыков учащихся. Новая модель образования направлена на развитие человека, личности, как сложного и целостного индивидуума, на воспитательные цели образовательной деятельности. Это правильно, так как каждый человек уникален и индивидуален, как биологический и социальный объект, он «единственный источник продуктивного действия»(1).

Необходимо отметить, что на целый ряд вопросов по проблеме личностных достижений учащихся, однозначно ответить сложно.

Во-первых, чем отличается понятие «достижения» от традиционного понятия «результат»?

Во-вторых, если образование – целостный процесс, как развести понятия «личностные достижения» и «учебные достижения»?

В-третьих, какова структура личностных достижений? Структура «личности» в произведениях разными авторами рассматривается по-разному, например в философских, психологических, педагогических.

В-четвёртых, развитие личности не может разниться с формированием ответственности личности за свои поступки (2, стр. 206-209). Об этом же пишет профессор Гарвардского университета Б.Ф. Скиннер в книге «По ту сторону свободы и достоинства»: «Наша цивилизация нуждается в науке и технологии, и она создает их, чтобы спасти себя. Она богата и деятельна. И в значительной мере проявляет заботу о своем будущем. Но если она и далее будет считать своей высшей ценностью свободу и достоинство, а не собственное выживание, то очень может быть, что будущее будет принадлежать какой-то другой цивилизации. В своей книге я хочу показать, как плохо идут дела, когда свободу и достоинство личности превращают в фетиш» (2, стр. 207).

Пятый вопрос, очень важный, как измерить личностные достижения учащихся?

Личностные достижения позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Исследования в области биологии и медицины занимают ведущее место в современной науке. В XXI веке в мировой науке лидирует биология, что определяет приоритет учебного предмета «Биология». Для эффективного развития общего биологического образования необходимо решить проблему мотивационного характера:  недооценка обучающимися значимости биологического образования для реализации личностных познавательных потребностей и мотивов. Один из путей решения данной проблемы – ведение мониторинга, проведение необходимой корректировки, планирование дальнейшей работы по развитию личностных достижений учащихся.

Овладение учащимися личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

Методическая служба ГБОУ Лицея № 101 систематически проводит разъяснительную работу с учителями по внедрению и использованию новых перспективных направлений в работе с учащимися и по самосовершенствованию. Особое внимание в нашем лицее уделяется диагностике и мониторингу достижений учащихся. Рассмотрим на примере некоторых уроков по биологии и интегрированных уроков.

На интегрированном уроке-исследовании (биология и география) по теме «Особо охраняемые территории» планируемыми личностными результатами были – осознание учащимися степени влияния человека на природу и необходимость её охраны; изучение правил поведения в природе; воспитание чувства ответственности за порученное дело (проведение экологических занятий в младших классах). На этапе «Организация ситуации мотивации; самоопределение к деятельности» учащимся была предложена викторина об амурском тигре. Учащиеся обсуждали результаты, проверяли ответы, оценивали работу группы по шкале: каждые 2 правильные ответа – 1 балл. Максимально, возможное количество баллов – 4. Баллы зачисляются наиболее активному (активным) учащемуся (учащимся). На этапе «Открытие нового знания» учащиеся работали в парах и малых группах по извлечению нужной информации и составляли «ПАСПОРТ Юнтоловского заказника». Оценивание групп учащихся проходило в форме «физкультминутки», что необходимо было для экономии времени и для интересного взаимодействия учащихся и учителей. Учитель предложил оценить работу при помощи различных упражнений, например: оценка «5» - поднятие на носочки и потягивание, руки вверх; «4» - повороты туловища, в одну сторону 3 раза и в другую тоже 3 раза; «3» - повороты головы. Если работа не понравилась, то упражнение для глаз стоя. На уроке учащиеся играли, выступали, решали проблемные задачи. В конце урока им надо было заполнить лист самооценки и перевести полученные баллы в отметку.

Учащиеся оценили свою деятельность (с учётом листа самооценки и тестового контроля).

Успехи в викторине: макс. 4 балла, я получил – … балл.

Лист самооценки.

критерии оценки

выполнение

1

отвечал на поставленный вопрос (или вопросы) 1 ответ – 1 балл

2

оформлял записи в рабочей тетради

(если нет, то минус 3 балла)

3

формулировал аргументы – 3 балла

4

выступал публично с исследованием ООПТ – 5 баллов,

участвовал в подготовке материалов по исследованию – 1 балл

5

участвовал в обсуждении – 2 балла

6

решал познавательные задачи – макс. 4 балла

Озвучиваются дополнительные отметки от учителей, в том числе и за «ПАСПОРТ Юнтоловского заказника».

Шкала оценки: максимально можно было набрать 16 баллов.

 12-16 баллов – «5»;

от 10 до 12 баллов – «4»;

от 6-10 баллов – «3»;

менее 4 баллов – «2»

У всех учащихся была возможность оценить себя на каждом этапе урока, сравнить с эталоном по ответам и баллам. Учитель одновременно с учащимися оценивал их работу и фиксировал у себя, об этом попросили и присутствовавших на уроке коллег. Когда сравнили результаты оценивания учителей и учащихся, удивились – показатели почти все совпали. Самооценивание для учащихся необходимо, это воспитывает ответственность за свои дела, повышает значимость своих поступков, способствует успешности. Для учителя появляется необходимый материал для диагностики личностных достижений.

Система занятий, уроков, на которых учащиеся имеют возможность оценивать свои достижения, предоставляет материал для мониторинга личностных достижений, имеющего важную роль в осуществлении аналитико-проектировочной деятельности процесса общего образования. Благодаря мониторингу организуется, собирается, хранится, обрабатывается и распространяется информация по обследуемой проблеме, что позволяет судить о состоянии объекта мониторинга в любой момент и может обеспечить прогноз его развития.

Список источников:

1 – Мухамеджанова Н.М. Личностные достижения учащихся в образовательном процессе, 2001, интернет-ресурс

2  - Иваненков С.П. Проблемы социализации современной молодежи. - Оренбург: Печатный дом «ДИМУР», 1999

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Е.В.Холина учитель биологии ГБОУ Лицей № 101 Выборгского района Санкт-Петербурга, методист ГБУ ИМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга «Личностные достижения учащихся, их мониторинг» Санкт-Петербург, 2020г.

Слайд 2

Новая модель образования направлена на развитие человека, личности, как сложного и целостного индивидуума, на воспитательные цели образовательной деятельности.

Слайд 3

. В-четвёртых, развитие личности не может разниться с формированием ответственности личности за свои поступки Во-вторых, если образование – целостный процесс, как развести понятия «личностные достижения» и «учебные достижения»? Во-первых, чем отличается понятие «достижения» от традиционного понятия «результат»? В-третьих, какова структура личностных достижений? Структура «личности» в произведениях разными авторами рассматривается по-разному, например, в философских, психологических, педагогических.

Слайд 4

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся: - знание моральных норм; - умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами; -умение выделить нравственный аспект поведения.

Слайд 5

Основные характеристики личностного развития учащихся: 1) самоопределение 2) смыслообразование 3) нравственно-этическая ориентация

Слайд 6

Для диагностики используются методы и методики: - анкетирование -тестирование - метод наблюдения .

Слайд 7

Интегрированный урок-исследование (биология и география) по теме «Особо охраняемые территории»

Слайд 8

Лист самооценки критерии оценки и выполнение 1 отвечал на поставленный вопрос (или вопросы) 1 ответ – 1 балл 2 оформлял записи в рабочей тетради (если нет, то минус 3 балла) 3 формулировал аргументы – 3 балла 4 выступал публично с исследованием ООПТ – 5 баллов, участвовал в подготовке материалов по исследованию – 1 балл 5 участвовал в обсуждении – 2 балла 6 решал познавательные задачи – макс. 4 балла

Слайд 9

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ПО ОЦЕНИВАНИЮ РАБОТЫ ГРУПП ГРУППА ОЦЕНКА РАБОТЫ ГРУППЫ (от 1 до 3 БАЛЛОВ от каждой группы) ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ БАЛЛЫ (до 6 баллов) ИТОГО: (максимальное количество баллов – 36) РЫБА ЛЕБЕДЬ СОБАКА ПЕТУХ КОТ

Слайд 10

ПЕРЕВОД ОЦЕНКИ В ОТМЕТКУ Количество баллов отметка Названия групп От 30 до 36 «5» От 24 до 30 «4» От 18 до 24 «3»

Слайд 11

Благодаря мониторингу организуется, собирается, хранится, обрабатывается и распространяется информация по обследуемой проблеме, что позволяет судить о состоянии объекта мониторинга в любой момент, может обеспечить прогноз его развития.

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зубкова Светлана Александровна Мониторинг личностных достижений учащихся на уроках математики в условиях применения дистанционных технологий обучения

Аннотация. В данной статье говорится о важности мониторинга личностных достижений учащихся в образовательном процессе. Рассматриваются две разные формы обучения – очное и обучение с применением ...

Мониторинг личностных достижений учащихся на уроках математики

В данной статье поднимается вопрос о влияния мониторинга личностных достижений учащихся в образовательном процессе на уроках математики. Предлагаются примерные задания, на примерах которых показываетс...

Мониторинг метапредметных и личностных достижений учащихся на уроке биологии

Учитывая требования современного общества, учитель просто обязан владеть и внедрять в процесс обучения методы и приемы мониторинга сформированности не только предметных, но метапредметных и личностных...

Мониторинг метапредметных и личностных достижений учащихся на уроке биологии

Общество приходит к пониманию того, что истинным результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие учащихся в образовательном процессе. Прои...

Мониторинг метапредметных и личностных достижений учащихся на уроке физической культуры.

Основным результатом образовательного процесса становится формирование универсальных учебных действий школьника, которые могут позволить ему решать широкий круг задач не только в образовательном прост...

Мониторинг метапредметных и личностных достижений учащихся на уроке физической культуры

Преподавание физической культуры в школе, согласно Федерального государственного образовательного стандарта, выдвигает особые требования к мастерству педагога. Реализуемый стандарт ставит во главу угл...

Методика интент-анализа - как инструмент оценки личностных результатов учащихся в образовательном процессе.

Одним из инструментов оценки личностных результатов образовательного процесса может стать методика интент-анализа текста творческих работ учащихся. В чем сущность данного метода, как учитель может при...