14.04.2020 Электронный практикум УД Психология личности и профессиональное самоопределение Специалист: личность и профессия гр.318-МТ17 Ушакова О.А
план-конспект

Ушакова Ольга Александровна

Практическое задание

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования  и молодежной политики

Свердловской области

ГАПОУ СО «Ревдинский  многопрофильный  техникум»

        

ЭЛЕКТРОННЫЙ ПРАКТИКУМ

Тема: Специалист: личность и профессия

Учебная дисциплина «Психология личности и профессиональное самоопределение»

для студентов группы 318-МТ/17  «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)»

Автор: Ушакова Ольга Александровна,

Преподаватель

 ГАПОУ  СО «Ревдинский многопрофильный техникум»

Городской округ Ревда

Дата учебного занятия: 14.04.2020

Пояснительная записка к электронному практикуму

группа 318-МТ/17

Задание сдать до 16.04.2020 включительно.

Учебная дисциплина «Психология личности и профессиональное самоопределение»

Преподаватель Ушакова  Ольга Александровна

Все задания делаются  на компьютере и выводятся  на печать. После окончания дистанционного обучения до особого распоряжения задания сдаются в файловой   папке.

В период дистанционного обучения все задания,  выполненные студентами отправляются в личном сообщении по электронной почте  oaushakova_revda@mail.ru, для проверки выполнения и оценивания заданий.

Также все задания будут размещаться в группе в контакте https://vk.com/board163534796 и отчет о выполнении студентами  всех заданий. По всем вопросам звонить по телефону 89089122073 (Ушакова Ольга Александровна).  

Требования к оформлению документа:

Заглавные буквы в наименовании документа, шрифт полужирный, шрифт 16.

Основной текст: Шрифт - Times New Roman, размер шрифта -14.

Выравнивание текста по ширине.

Межстрочный интервал (1,5 пт).

Поля документа (верхнее –1,5см; нижнее –2,0см; левое –2,5см; правое –1,5см.)

Имя файла  задавать в следующем виде: дата_ФИО студента_группа

Тема: Тема: Специалист: личность и профессия

Задачи учебного занятия:

  1. Рассмотреть  понятие о системе профориентационной работы и его подсистемы.
  2. Проанализировать такие определения, как профориентационная работа, профессиональное просвещение (профессиональная информация, профессиональная пропаганда и агитация), предварительная профессиональная психодиагностика, профессиональное воспитание, профессиональная консультация, профотбор и профадаптация.
  3. Составить модель служебной лестницы по своей профессии, специальности  

  1. Лекция (Прочитать, ответить на вопросы)

В начале необходимо изучить теоретическую часть с определениями основных понятий. После этого следует выполнить задания, приведённые в конце темы. Для контроля усвоения материала выполненное задание необходимо прикрепить и отправить на проверку преподавателю.

Лекция

Профессиональное становление личности — процесс сложный, противоречивый, неоднозначный, он начинается не в учреждении профессионального образования, а значительно раньше. Юный человек начинает задумываться, присматриваться и примериваться к будущей сфере деятельности под влиянием родителей, сверстников, школьных педагогов, значимых взрослых, средств массовой информации. Многие вузы начинают профориентационную работу с самых младших классов, присматриваясь к учащимся на проводимых вузом конкурсах, олимпиадах и аналогичных мероприятиях, раскрывая все особенности и прежде всего преимущества предстоящей им деятельности, показывая оптимальные способы приобщения к данной профессии. Оставшихся вне пристального внимания вузовских профориентаторов всевозможные профориентационные центры знакомят с миром профессий. И все равно сделать свой профессиональный выбор нелегко, особенно в условиях, когда профессиональная мобильность становится нормой.

Личностное самоопределение -это определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев становления личности и дальнейшая действенная реализация себя на основе этих критериев. Личностное самоопределение формируется раньше профессионального, на основе личностного самоопределения складываются требования к профессии.

Мотивы  выбора  профессии -основания  для  выбора  той  или  иной профессии. В качестве мотивов могут выступать профессиональные интересы, жизненные предпочтения, материальные и духовные ценности. Направления  деятельности  по профессиональной  ориентации -включают:  профессиональную  активизацию,  профессиональное  просвещение, профессиональную  консультацию,  профессиональное  воспитание  (развитие), профессиональный    подбор,    профессиональный    отбор,    социально-профессиональную адаптацию.

Профессиональная адаптация -это приспособление человека к новым для него условиям труда (ее разновидность -производственная адаптация как приспособление  к  условиям  конкретного  труда  в  данной  производственной группе).

Профессиональная  консультация - совместная   деятельность консультанта  и  консультируемого, направленная  на  решение  вопросов, связанных с выбором профессии, планированием профессиональной карьеры, построением нового профессионального проекта и т.п. с учетом склонностей, интересов и сформировавшихся способностей, а также потребностей общества, народного  хозяйства.  Профессиональная  консультация  должна  располагать сведениями о роли и перспективах каждой профессии, о потребности в кадрах, о содержании трудовой деятельности, социально-экономическом и санитарно-гигиеническом статусе профессий, путях профессионального обучения, с одной стороны, и о тех требованиях, которые предъявляет профессия к человеку, его психическим  особенностям,  о  медицинских  и  физиологических  показаниях  к профессии - с  другой. Профессиональная  консультация  способствует установлению   оптимального   соотношения   между   стремлениями   и возможностями человека и реальными потребностями страны в специалистах соответствующей  квалификации  и  играет  важную  роль  в  профессиональном самоопределении.  Профессиональная  консультация  имеет  своей  целью установление  соответствия  индивидуальных  психологических  и  личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии.Профессиональная  пригодность -совокупность  психических  и психофизиологических  особенностей  человека,  необходимых  и  достаточных для  достижения  общественно  приемлемой  эффективности  в  той  или  другой профессии.  П.п.  не  дана  человеку  изначально,  она  формируется  в  процессе обучения  и  последующей  профессиональной  деятельности  при  наличии положительной  мотивации,  ее  возникновению  и  упрочению  способствует система материальной и моральной стимуляции, удовлетворение, получаемое от деятельности осознание общественной значимости ее результатов и др.Профессиональное  обучение -направлено  на  стимулирование  у учащихся психологических качеств, необходимых для успешного прохождения этапов   профессионализации   (выбора   профессии,   освоения   профессии, адаптации  к  профессии,  овладения  мастерством  и  творчеством  в  профессии, повышения квалификации и т.д.).  

Профессиональное  просвещение -предусматривает   вооружение учащихся определенной совокупностью знаний о социально-экономических и психофизиологических  особенностях  различных  профессий;  об  условиях правильного  выбора  одной  из  них;  воспитание  у  учащихсяположительного отношения   к   различным   видам   профессиональной   и   общественной деятельности; формирование мотивированных профессиональных намерений, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей.

Профессиональное  развитие -формирование  профессиональных  и личностных  качеств,  навыков,  способов  и  стратегий  профессиональной культуры   человека -основы   для   решения   актуальных   социально-профессиональных задач.

Профессиональные  способности -индивидуально-психологические свойства  личности  человека,  отличающие  его  от  других,  отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения.

Профессиональные  склонности -избирательная   направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься.

Профориентация-это   система   мероприятий,   направленных   на выявление  личностных  особенностей,  интересов  и  способностей  у  каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее со ответствующих его индивидуальным возможностям.Профотбор-это  система  мероприятий,  позволяющая  выявить  людей, которые по своим индивидуальным личностным качествам наиболее пригодны к  обучению  и  дальнейшей  профессиональной  деятельности  по  определенной специальности

Профессиональная ориентация

Психологические исследования профессионального самоопределения старшеклассников (Е. А. Климов, П. А. Шавир и др.) выявили ряд закономерностей, на которые необходимо опираться организаторам профориентационной работы.

Прежде всего, нужно помнить, что выбор профессии — лишь один аспект формирования жизненных планов, в котором находят свое выражение идейные и нравственные мотивы. В юности вопрос «кем быть?» неотделим от вопроса «каким быть?» и включен в широкий спектр отношений школьника с различными сторонами действительности. Поэтому вопросы профессиональной ориентации не могут быть автономной сферой воспитания, а могут быть поняты как сложный, длительный, подчас противоречивый процесс, неотделимый от развития личности в целом. Действительно, только воспитанный человек с высоким уровнем общей культуры, уважающий труд и знающий ему цену, в достаточной степени застрахован от выбора «престижных», «модных» профессий.

Необходима специальная работа по формированию резервного профессионального намерения, в особенности у старшеклассников, планирующих продолжение учебы в вузе. Наличие резервного намерения создает оптимальную психологическую основу для преодоления внутреннего противоречия между потребностью в получении высшего образования и необходимостью трудоустройства и способствует не только снятию психологического напряжения, связанного с чувством бесперспективности, уныния, фрустрации, но и формированию чувства удовлетворенности своим трудом на производстве, а, следовательно, более высокой его производительности и стабильности.

В профориентационной работе необходимо делать акцент не на уровень квалификации (кому быть рабочим и какого разряда, а кому — инженером), а на содержание и условия трудовой деятельности, в которой каждый может достичь желаемых результатов. Таким образом, необходимо формировать обобщенную профессиональную направленность, интерес к более общей сфере деятельности, а не к конкретной профессии.

Из сказанного следует, что профессиональная ориентация не может быть ограничена определенным набором мероприятий. Необходим переход на долговременные формы профориентации молодежи, рассчитанные на длительный период и включающие системное использование разнообразных средств. Наивно полагать, что человек, поступивший в высшее учебное заведение, выбрал профессию и профессиональная ориентация в этом случае не нужна. Как раз наоборот: раскрытие достоинств и преимуществ профессии, к осуществлению которой готовится студент, показ ее ограничений способствует формированию необходимой мотивации или, напротив, убеждает в ошибочности профессионального выбора. Вуз после окончания обучения дает право на работу по полученной специальности и минимум знаний и умений, которые надо совершенствовать всю последующую жизнь, поэтому профессиональное становление человека тесно связано с его развитием как личности.

ПРАКТИКУМ

1.Составить модель служебной лестницы по своей профессии, специальности  (вставить название должности в синие прямоугольники) 

2. Определить условия для достижения уровня профессии (вставить текст в зеленые квадраты). Что для этого нужно личности?

C:\Users\Сергей\Desktop\ДЛЯ НОВЫХ ЗАНЯТИЙ\357ef9d0-1.png

Источники информации

1.Гудкова Е.В. Основы профориентации и профессионального консультирования/ Под ред. Е.Л. Солдатовой. -Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005, гл.1. стр. 34-43.

2.Носкова О.Г. Психология труда. –М.: Академия, 2004, гл. 8. стр. 220-227, гл. 9. стр. 231-252.

3.Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. –М.: Академия, 2005, гл. 10. стр. 353-362.

4.Пряжников, Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. –М.: МГППИ, 1999, гл. 6. Стр. 44-58.5.Толочек В.А. Современная психология труда.–СПб.: Питер, 2005, гл. 7. стр. 165-202


По теме: методические разработки, презентации и конспекты