Стратегия активного обучения
статья

Бочарова Юлия Юрьевна

Современное образование в Российской Федерации девять лет назад перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). В основу ФГОС положена совершенно новая идеология. Перед образовательной организацией поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. В связи с этим проблема эффективности обучения как никогда актуальна в современной школе. Изменилась позиция учителя как по отношению к ученику, так и к самому себе. Учитель стал не столько носителем предметных знаний, сколько помощником в становлении и развитии личности ученика, уважающий эту личность независимо от его знания или незнания. Изменился характер воздействия на ученика. Позиция учителя стала более активной. Поменялась и позиция ученика, для которого главным стала не полученная оценка, а активное взаимодействие с учителем и другими учениками с целью получения знаний. Ведь знание (если оно представлено в духе современного информатизированного общества – как системное, междисциплинарное, обобщенное) в наше время дает возможность человеку занять место в современной культуре и цивилизации. Для достижения этой задачи в своей работе применяю "Стратегию активного обучения". Какие же современные образовательные технологии применяются мною для более эффективного ее внедрения? Предлагаю познакомиться с некоторыми из них. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodiki_aktivnogo_obucheniya.doc205.5 КБ

Предварительный просмотр:

Стратегия активного обучения

Современное образование в Российской Федерации девять лет назад перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). В основу ФГОС положена совершенно новая идеология. Перед образовательной организацией поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. В связи с этим проблема эффективности обучения как никогда актуальна в современной школе. Изменилась позиция учителя как по отношению к ученику, так и к самому себе. Учитель стал не столько носителем предметных знаний, сколько помощником в становлении и развитии личности ученика, уважающий эту личность независимо от его знания или незнания. Изменился характер воздействия на ученика. Позиция учителя стала более активной. Поменялась и позиция ученика, для которого главным стала не полученная оценка, а активное взаимодействие с учителем и другими учениками с целью получения знаний. Ведь знание (если оно представлено в духе современного информатизированного общества – как системное, междисциплинарное, обобщенное) в наше время дает возможность человеку занять место в современной культуре и цивилизации.

Какие же современные образовательные технологии применяются мною для более эффективного внедрения «Стратегии активного обучения»? Это:

  • проблемное обучение;
  • разноуровневое обучение;
  • исследовательские методы;
  • технология коллективного обучения;
  • проектные методы;
  • игровые технологии;
  • технология сотрудничества;
  • информационно-коммуникационные технологии.

Хочу немного остановиться на некоторых из них. Широко использую в своей работе проблемное обучение.

Описание: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/587471/Image3376.gif

Суть проблемного обучения заключается в создании проблемных ситуаций и их решении в процессе совместной деятельности учащихся и педагога при максимальной самостоятельности первых и под общим руководством последнего, направляющего деятельность обучающихся.

Вариантами проблемного обучения являются поисковые и исследовательские методы, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют и добывают знания.

  1. Сопоставительный анализ (например, видеофрагмента фильма С.Бондарчука «Война и мир» с текстом романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир», видеофрагмента фильма В.Бортко и романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»).
  2. Урок-исследование:
  1. Урок теоретического исследования.

Предполагает изучение критической литературы, мемуаров, статистических данных, справочной литературы (например, «Образ Катерины Кабановой в русской литературной критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев, М.А. Антонович)).

  1. Урок практического исследования.

Объектом исследования здесь становятся тексты произведений, их фрагменты (например, «Художественное мастерство Гончарова в романе “Обломов”»; текстуально исследовать проблему «Роль любви в жизни: 1. Базарова; 2. Павла Петровича Кирсанова; 3. Николая Петровича; 4. Аркадия»).

  1. Урок творческого исследования.

Например, один из уроков по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: «Образы - двойники Раскольникова» (для анализа предлагаю выбрать персонаж самим учащимся). Даю рекомендации по логике развития исследования:

- составить цитатную характеристику героя;

- отметить различие и сходство между ним и Раскольниковым;

- предложить своё понимание смысла их противопоставления.

4. Урок проектного исследования.

На уроке проектного исследования учащиеся планируют свою деятельность, отбирают необходимый материал, проводят анализ, синтез, активно взаимодействуют (распределяют роли в группе, создают проект или моделируют проблему, организуют её представление и защиту). Например, урок проектного исследования обобщающего характера «Современные проблемы на страницах романа Л.Н.Толстого “Война и мир”».

Урок теоретического исследования предполагает изучение критической литературы, мемуаров, статистических данных, справочной литературы.

Часто использую технологию коллективного обучения, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, малых группах, когда каждый учит каждого.

Вид общения

Организационная форма обучения

Способ обучения

1. Общение в паре (два человека)

Индивидуально-парная (один учит другого)

Индивидуальный (парно-индивидуальный) способ обучения

Описание: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/595423/img1.jpg

2. Общение в парах сменного состава (диалогические сочетания)

Коллективная (каждый учит каждого)

Коллективный способ обучения; включает все четыре формы: коллективную, групповую, парную и индивидуальную

Описание: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/595423/img2.jpg

Работа организуется так, чтобы весь учебный материал был последовательно проработан сначала с позиции ученика, затем с позиции учителя.

Парную работу использую в трёх видах:

- статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями «учитель» - «ученик», так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимного расположения;

- динамическая пара: выбираются четверо учащихся, и готовится одно задание, но имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля ученик обсуждает задание трижды с каждым партнером, причем, каждый раз ему необходимо менять логику изложения, темп, то есть включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей;

- вариационная пара, в которой каждый член группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.

             

Чаще всего использую технологию взаимообмена заданиями: теоретический материал и упражнения распределяются по карточкам, которые выдаются учащимся с заданием освоить или повторить в самостоятельной работе (прием “самозапуска”). Затем каждый выбирает партнера и происходит взаимообучение, выполнение упражнения на закрепление, обмен карточками, поиск нового партнера. При этом ведется экран учета работы учащихся, применяются маршрутные карты, различные формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.

Примеры технологии коллективного обучения:

- взаимные диктанты со сменой партнёра;

- работа по вопросникам;

- организация работы сводной группы;

- работа учащихся с текстом.

Информационно-коммуникационные технологии. Эффективное использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой. Сегодня педагог по любой дисциплине должен уметь подготовить и провести занятие с использованием ИКТ. Занятие с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время педагога и обучающего, позволяет обучающему работать в своем темпе, позволяет педагогу работать с обучающимися дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Интерактивные технологии  используются мною на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, при закреплении, контроле, во внеурочной деятельности.

  1. Создание презентаций как для объяснения нового материала учителем, так и учащимися. Самостоятельная работа учащихся по созданию презентаций развивает их самостоятельность, поисковую деятельность, инициативность, творчество. Защита презентаций помогает детям обрести уверенность в себе, способствует выработке коммуникативных качеств.

                 

  1. Тестирование при закреплении изученного материала с анализом допущенных ошибок:

  1. Контроль знаний:  

  1. Диктанты с грамматическим заданием:

V. Подготовка к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.

  VI. Просмотр видеолекций, авторитетнейших профессионалов в литературоведении и языкознании, художественных фильмов, заочные экскурсии по литературным местам России и мира и т.д.

Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале.

В завершении хочется сказать, что обязательно проводится работа по организации рефлексивной деятельности на каждом этапе урока. Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.

Классификация

Приемы

Предполагаемый результат

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

цветопись,

букет настроения,

дерево чувств,

художественные изображения,

картина,

музыкальный фрагмент,

эмоциональное состояние,

настроение телом,

карточки с изображением лица показ большого пальца вверх или вниз,

гномики,

маятник настроения.

         Формирование благоприятного микроклимата на уроке, снижение уровня психологических и физиологических проблем со здоровьем у учащихся за счёт реализации здоровьесберегающей

технологии.

Рефлексия деятельности

лестница успеха,

наряди дерево,

дерево достижений,

солнышко,                                    интеллект- карта.

         Рост мотивации учения и развитие умения определять степень достижения цели.

         Учащиеся выходят на более высокий уровень осмысления

способов и приемов своей работы, проявляют умение

 работать в разных режимах (индивидуальном, коллективном, групповом).

         Рост активности каждого учащегося.          

Рефлексия содержания учебного материала

 

незаконченное предложение (я не знал… - теперь я знаю…).

выбор афоризма,

точка зрения,

достижение цели,

дерево цели,

отношение к проблеме,

умозаключение,

кластер,

синквейн,

работа с текстом,

работа с фрагментом фильма.

 

          Рост уровня осознания содержания пройденного материала.

         Развитие речи учащихся (речь становится более яркой, выразительной, образной, насыщенной).

         Учащиеся размышляют, не бояться выражать свое отношение к проблеме, сами ставят цели, осмысливают то, что поняли, что усвоили.

         Информацию могут передавать в более сжатой форме, выявляя основное.

        Могут рефлектировать в письменной форме, более подробно излагая свои мысли.

         Формирование и развитие новых способов самовыражения

учащихся.

          Повышение мотивации учения, получения новых знаний.

          Рост активности каждого учащегося.

 

Рефлексия как способ обратной связи

тесты,

сочинения,

стихотворения,

эссе,

размышления над вопросами,

составление таблицы,

многоточие,

открытый финал.

            Стимулирование речемыслительной деятельности

учащихся.

           Возможность нового взгляда учащихся на проблему.

           Формирование и умение выдвигать свои предположения, гипотезы развития событий.

           Развитие гипотетического мышления учащихся.

Таким образом, я стараюсь воспитывать аналитические навыки (поиск слов, анализ лексики), что отвечает главной задаче, которая ставится перед образовательной организацией в данное время: научить учиться, заложить основы, чтобы ребенок мог заниматься самообразованием в информационный век.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы активного обучения АКС

В данной статье речь идет о методах активного обучения...

Методический семинар «Деловая игра как метод активного обучения школьников»

В различного рода профессиональных конкурсах учителей и других работников системы образования одним из испытаний является проведение методического семинара за ограниченный промежуток времени (15-20 ми...

Социально-эмоциональные стратегии в обучении английскому языку

Реферат на тему как научить ребенка распознавать и управлять своими эмоциями на материале уроков английского языка и не только....

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

Развитие эффективных учебных стратегий при обучении аудированию на уроках немецкого языка

Аудирование – это процесс восприятия звучащей речи, помимо слушания предполагающий еще слышание, понимание и интерпретацию воспринимаемой на слух информации. Оно даёт возможность овладевать звуковой с...

Выступление "Использование компьютерных игр-стратегий в обучении истории в 5-9 классах"

Выступление "Использование компьютерных игр-стратегий в обучении истории в 5-9 классах" на собрании ШМО МБОУ "Школа №1" г. Балашиха...

Статья «Современные педагогические технологии на уроках английского языка: технологии активного обучения, технология смыслового чтения, технология проектного обучения"

Основной задачей педагога в современных условиях является умение так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. ...