Воспитательные возможности иностранного языка при деятельностном подходе.
статья

Галимова Эльмира Гаптелшакуровна
Целью образо­вания становятся не просто знания и умения, а определенные качества личности, сформированность ключевых компетенций, кото­рые должны подготовить учащихся к жизни в об­ществе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитательные возможности иностранного языка при деятельностном подходе.

Согласно статье 29 Конвенции о правах ребенка образовательные учреждения должны развивать личность ребенка, его таланты, умственные  и физические способности, воспитывать его в духе уважения к своим родителям, понимания, мира, терпимости, культурных традиций.

Какое образование должна сегодня предоставить школа своим учащимся?

Наш ответ –  качественное.

Сегодня совершенно очевидно, что знания не передаются, а получаются в процессе личностно-значимой деятельности. Сами знания, без определенных навыков и умений их использования, не могут решить проблему образования и подготовки учащегося к его будущей профессиональной деятельности. Следовательно, целью образования становятся не просто знания и умения, а определенные качества личности, сформированность ключевых компетенций, которые должны подготовить учащихся к жизни в обществе.

Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не "впрок", а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации. Предмет нашей гордости в прошлом – большой объём фактических знаний – в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. Все это – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (от результата к  знаниям) на овладение способами взаимодействия с миром (от результата к умениям), мы постепенно приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.

Овладение деятельностным содержанием приводит к изменению учащегося как субъекта деятельности, а элементарной единицей деятельностной системы обучения является принцип деятельности. Освоение способов деятельности в учебной деятельности осуществляется в виде решения учебных задач. Таким образом, обеспечивается развитие деятельностных способностей ученика, позволяющих ему самостоятельно строить и изменять собственную жизнедеятельность, быть ее подлинными субъектом, включаться в существующие виды деятельности и формы общения, а также создавать новые.

Деятельностный подход порождает много различных способов организации процесса обучения. Кроме мотивации, необходимо, чтобы учащийся сам активно учился. Задача учителя – подобрать необходимую технологию обучения, руководствуясь при этом поставленными целями.

Поэтому, педагогической основой обучения иностранным языкам, следуя деятельностному подходу, является мотивация учения, которая осуществляется планомерно с использованием всех возможностей лингвистического  содержания и обусловленных им приемов и средств обучения.

Например, получая задание, направленное на длительную самостоятельную работу, через собственную деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества. Учитель здесь выступает в качестве советника.

Современные политические и экономические процессы полностью связаны с информационной средой. Возросшие возможности информационного регулирования ставят управление информацией  и знаниями на передний план среди наиболее перспективных компетенций в аналитическом пакете.  Характерной особенностью образования  могут быть:

- способность к анализу и синтезу способность к соединению аналитических инструментов в приложении к решению конкретной задачи; владение прикладными методами и методиками анализа: инвент- анализ, рейтингование, ситуативный анализ,  аналитическое тестирование);

- управление проектами как одна из предпочтительных стратегий в сфере управления (способность к эффективному общению как устному, так и письменному; планирование и организация многофункциональных программ; способность управлять в неструктурированной среде);

- управление информацией  (способность к эффективному поиску информации в интернете, включая занесение разнородных данных в каталоги; понимание основных принципов развития информационной среды, применять и делиться полученными данными).

Самое главное, ученик должен желать и быть способным самостоятельно совершенствоваться с овладеваемой им деятельностью, а информационные технологии позволяют эффективно организовать индивидуальную работу учащихся, интегрировать различные формы освоения  знаний.

Но успешность обучения  иностранному языку зависит не только от мотивации и совместной согласованной деятельности учителя и учеников. Важную роль играет также взаимодействие учащихся друг с другом. Однако, совместная учебная работа детей на уроке, предполагающая обращение учеников друг к другу, обмен мнениями, действительно сотрудничество встречаются редко. Дети работают рядом, но не вместе. Но именно взаимодействие их личностей, а также личности учителя, складывающееся между ними взаимопонимание является психологической основой сотрудничества на уроке, где есть место взаимопомощи и поддержке. На своих уроках я применяю такой вид работы, когда учащиеся выступают в роли учителя, помогая друг другу. Благоприятные межличностные отношения позволят ученику не бояться ошибаться, быть непонятым, чувствовать себя раскованно и свободно. Экспериментально доказано, что следствием доброжелательных взаимоотношений учителя и учащихся является повышение уровня мотивации поведения учеников.

И еще один замечательный подарок учителям иностранных языков–   «спонтанный театр». Этот вид деятельности способствует радости познания, пробуждает активность, способствует межличностной коммуникации. И здесь нет предела фантазии. Можно работать с куклами, стихами, песнями и сказками, использовать газетные статьи, фотографии, открытки. Конечно, не все получается гладко и сразу. Но, главное, это процесс, захватывающий и увлекательный. Дети учатся рассказывать о пережитых событиях, делятся своими историями, слушают и смотрят других, оценивают товарищей. Все происходит спонтанно. Да, это трудно, потому что мы сами и наши учащиеся очень зажаты. Но, как сказал Че Гевара: «Будьте реалистами – требуйте невозможного».

Необходимо пробовать и ошибаться, чувствовать и знать для чего все это.

Использованная литература:

  1. Campbell C., Kryszewska H. Learner-based teaching. Hong Kong: Oxford University Press, 2001.

Интернет

  1. Конвенция о правах ребенка. Сайт ООН.
  2. Kindergartenpädagogik- Online-Handbuch -Herausgeber: Martin R. Textor


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение мотивации обучения иностранному языку посредством суггестивного подхода

Целью данной работы является познакомить с суггестопедическим методом обучения иностранному языку, повышающим уровень мотивации учащихся.в суггестопедическом методе обучения, который представляет собо...

Публикация "Организация учебно-воспитательного процесса на основе коммуникативно -деятельностного подхода»

Обучение на основе коммуникативно-деятельностного подхода соответствует современным требованиям к образованию. Коммуникативно – деятельностный подход к обучению предполагает учебное сотрудничество, в ...

Возможности иностранного языка в гражданско-правовом воспитании школьников

В статье "Возможности иностранного языка в гражданско-правовом воспитании школьников" рассказывается об опыте работы учителей по воспитанию гражданской позиции у учащихся средствами иностранного ...

Учебно-тематический план работы тренера-преподавателя Сиротенко Марины Сергеевны, МБОУ СОШ №4 по теме «Современный урок иностранного языка. Системно-деятельностный подход в образовательном процессе»

Цель: повышение профессиональной компетенции учителей английского языка образовательных организаций автономного округа для улучшения качества преподавания английского языка и уровня подготовки обучающ...

Об итогах проведения муниципального дистанционного семинара по родному языку «Системно-деятельностный подход в обучении родному языку»

В целях обобщения и внедрения передового педагогического опыта, повышения квалификации преподавательского состава школ, активизации  деятельности учителей родного ханты языка по внедрению новых п...

Об итогах проведения муниципального дистанционного семинара по родному языку «Системно-деятельностный подход в обучении родному языку»

Об итогах проведения муниципального дистанционного семинара по родному языку «Системно-деятельностный подход в обучении родному языку»...

«Преподавание иностранных языков и новые подходы к повышению качества иноязычного образования»

Выступление на республиканском круглом столе «Преподавание иностранных языков и новые подходы к повышению качества иноязычного образования»...