Повышение мотивации обучения иностранному языку посредством суггестивного подхода
методическая разработка (6 класс) по теме

Целью данной работы является познакомить с суггестопедическим методом обучения иностранному языку, повышающим уровень мотивации учащихся.в суггестопедическом методе обучения, который представляет собой систему введения и закрепления речевого материала в различных ситуациях общения, ориентированную на создание естественной речевой среды, активизацию обучающихся в процессе урока и мобилизацию скрытых психических резервов личности. Суггестология – наука о внушении, суггестопедия - ее применение в педагогике. Информация извне может проникать во внутренний мир личности, утверждает ее создатель Г.Лозанов, по двум каналам – сознательному и неосознаваемому. Неосознаваемое может рассматриваться как основной источник «резервных возможностей психики». Использовать эти резервы личности и призвано суггестопедическое направление в психологии. Были сделаны попытки использовать возможности суггестопедии для ускоренного обучения иностранным языкам. Так появились интенсивные языковые курсы, опирающиеся на идеи суггестопедии. Суггестопедический метод обучения представляет собой систему введения и закрепления материала в различных ситуациях общения, ориентированную на создание естественной речевой среды, активизацию обучающихся в процессе урока и мобилизацию скрытых психических резервов личности. Отечественные модификации суггестопедического метода широко представлены в методе активизации резервных возможностей личности учащегося, разработанного Г.А.Китайгородской., Эмоционально-смысловом методе, разработанным И.Ю.Шехтером., интенсивном методе обучения устной речи взрослых, разработанного Л.Ш.Гегечкори

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shevcova_ped_idei.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Главное управление общего и профессионального образования

Иркутской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №12»

Фестиваль педагогических идей

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ

ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

ПОСРЕДСТВОМ СУГГЕСТИВНОГО ПОДХОДА

Материал представлен:

учителем английского языка

Шевцовой Ириной Николаевной

Байкальск, 2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

I. Актуальность темы в современном процессе обучения………………………4

II. Проблема мотивационной поддержки образовательного процесса…………6

III. Основы суггестопедического подхода………………………………………..7

а) Принципы суггестопедический процесс обучения иностранным языкам..…8

б) Суггестопедическая модель обучения иностранному языку…………………9

в) Учебники ………………………………………………………………………..10

г) Оценка метода……………………………………….…………………………..11

IV.Заключение………………………………..…….….…………….………….…13

V.Список используемой литературы……………………….………………….…14

VI. Приложение…………………………………………………………………….15

I. Актуальность темы в современном процессе обучения

На современном этапе развития нашего общества мы сталкиваемся с проблемой отсутствия желания учиться у учащихся средне-образовательных школ. И даже изучение иностранного языка, которое само по себе является мощным мотивом для достижения  радужных горизонтов в будущем не вызывает особого интереса. Отрицательные мотивы подкрепляются реалиями жизни, свидетелями которых и являются наши ученики, которые своими глазами видят, что умственная работа оплачивается также, а зачастую и ниже физического труда. И как следствие молодежь считает, что нет необходимости сидеть корпеть над учебниками, если в будущем их не ожидает перспектива получения престижной высокооплачиваемой работы, а всю необходимую информации они могут найти, узнать, прочитать, перевести и решить с помощью компьютера.

Учителя средней школы используют весь арсенал средств, повышающих мотивацию учеников к обучению, это и беседы и личные примеры и интересные тексты с занимательными упражнениями, но эффект непродолжительный, а иногда и нулевой.

Целью данной работы является познакомить с суггестопедическим методом обучения иностранному языку, повышающим уровень мотивации учащихся.   

Продолжая разговор о мотивации процесса обучения иностранному языку, хотелось бы привести результаты опроса, проводимого в одной из частных языковых школ, целью которого было выяснить: «Что является ключом к успешному освоению иностранного языка?» и ответы не стали полной неожиданностью. Однако есть над чем поразмыслить.
          Безусловное лидерство среди ответов досталось пункту «Большое желание освоить язык». Явное предпочтение именно этому условию успешного освоения языка выявляет одну из самых серьезных проблем образования – проблему мотивации.  Респонденты полагают, что без сильной мотивации эффективное обучение невозможно. На первый взгляд, ничего тревожащего в таком результате нет. Но это лишь на первый взгляд. В действительности, два следствия этого утверждения заставляют задуматься:
1) Едва ли необходима сильная мотивация, например, для того, чтобы сделать что-либо приятное, интересное, вызывающее положительные эмоции. Как правило, большое желание требуется в тех случаях, когда на пути к достижению результата имеется большое количество препятствий, и человек не уверен, что он может с ними справиться без особого труда. Тут и начинаются разговоры о мотивации, трудоспособности и иных психологических феноменах, о которых мы впервые начинаем слышать в школе, когда нас пытаются понудить к обучению. Стало быть, обучение не относится к категории приятных составляющих нашей жизни. Выходит, само по себе обучение не является эмоционально позитивным, желаемым опытом и, следовательно, нуждается в дополнительных «пряниках», а то и в «кнуте».
2) Потребность в сильной мотивации еще и в том случае, когда от нас требуется прикладывать усилия долгое время без видимых результатов. Это утверждение в особенности справедливо для изучения иностранных языков – соответствующие ощущения знакомы всем взрослым со школьной скамьи. Судите сами, как протянуть месяцы и годы занятий, когда результат почти не ощущается? И вновь мы слышим рассуждения о мотивации, трудоспособности, ответственности и т.п. Интересно, что оба приведенные выше следствия обычно ставятся в вину обучающемуся. Дескать, это он повинен в том, что у него не хватает мотивации. Это его родителей вызывают в школу, его угрожают исключить из школы и ему разъясняют, что он не получил обещанного результата, потому что недостаточно сильно горел стремлением овладеть языком…. Но. Давайте задумаемся. Но не абсурд ли это? Ведь перечисленные выше две проблемы, совершенно очевидно, являются значительными и, увы, типичными недостатками не обучающегося, а самого процесса обучения, как он существует на сегодняшний день в образовании. В идеале процесс обучения должен быть организован так, чтобы сильная дополнительная мотивация не требовалась. Обучение должно быть само по себе мотивирующим.
           II. Проблема мотивационной поддержки образовательного процесса 

Проблема мотивационной поддержки образовательного процесса обучения это не только проблема качества жизни обучающегося – насколько интересно и комфортно ему в процессе обучения. Это еще и проблема эффективности образования - благодаря повышению уровня мотивации повышаются показатели работы памяти как с точки зрения скорости и глубины запоминания, так и с точки зрения продолжительности последующего хранения информации в памяти. Примите во внимание то обстоятельство, что на обучение каждый из нас тратит от 10 до 18 лет жизни, и вы сами придете к неизбежному выводу: исследования в области мотивации обучения и создание систем эффективной мотивационной поддержки образовательного процесса - это ресурс значительного повышения скорости и качества обучения, а значит, экономии многих лет жизни, которые могли бы быть потрачены с большей пользой.
             Увы, на сегодняшний день в психологии нет единой теории мотивации. Разные научные школы по-разному видят природу мотивационного процесса.
Так в работах А. А. Алхазишвили, И. А. Зимней, А. А. Леонтьева, Н. М. Симоновой и др. под мотивацией следует понимать систему побуждающих импульсов, направляющих учебную деятельность, в случае положительной установки преподавателя, на более глубокое изучение иностранного языка, его совершенствование и стремление развивать потребности познания иноязычной речевой деятельности.

Перед преподавателем возникает целый ряд задач, основные из которых заключаются в использовании межличностных отношений и создании эмоционального благополучия, что в свою очередь обеспечит повышение эффективности обучения иноязычному общению.  

III. Основы суггестопедического подхода

Все вышеперечисленные задачи выполняются в суггестопедическом методе обучения, который представляет собой систему введения и закрепления речевого материала в различных ситуациях общения, ориентированную на создание естественной речевой среды, активизацию обучающихся в процессе урока и мобилизацию скрытых психических резервов личности.

Суггестология – наука о внушении, суггестопедия -  ее применение в педагогике. Информация извне может проникать во внутренний мир личности, утверждает ее создатель Г.Лозанов, по двум каналам – сознательному и неосознаваемому. Неосознаваемое может рассматриваться как основной источник «резервных возможностей психики». Использовать эти резервы личности и призвано суггестопедическое направление в психологии. Были сделаны попытки использовать возможности суггестопедии для ускоренного обучения иностранным языкам. Так появились интенсивные языковые курсы, опирающиеся на идеи суггестопедии.

Важнейшими приоритетами  суггестивного воздействия на обучающихся являются:

  1. Авторитет
  2. Инфантилизация
  3. Двуплановость
  4. Интонация
  5. Ритм
  6. Концертная псевдопассивность.

а )Принципы суггестопедического процесса обучения иностранным языкам

Суггестопедический процесс обучения иностранным языкам базируется на трех основных принципах: 1) «принципе радости и ненапряженности, 2) «принципе единства сознательного и подсознательного», 3) «принципе суггестивной взаимосвязи».

Первый принцип подразумевает, что обучение должно проходить в приятной атмосфере и не сопровождаться каким-либо напряжением. «Умственная релаксация и внутреннее сосредоточение, если их правильно развивать, - пишет Г.Лозанов, - приносят удовлетворение и снимает стресс».

        Второй принцип означает, что наряду с сознательными факторами, действующими в педагогическом процессе, необходимо использовать множество факторов бессознательных.

Третий принцип предполагает, что преподаватель должен по принципу обратной связи получать информацию об усвоении учащимися предмета урока. При этом он должен опираться на индивидуальный подход к учащимся, сообразно их способностям.

б) Суггестопедическая модель обучения иностранному языку

 Суггестопедическая модель обучения иностранному языку предусматривает следующие этапы работы: дешифровка – знакомство с новым материалом; активный сеанс – чтение преподавателем нового материала; концертный сеанс – повторное чтение преподавателем текста на фоне звучащей музыки; разработка учебного материала с помощью суггестивных этюдов. В конце цикла проводится заключительный «спектакль» - драматизация текста, а также тестирование. Весь период обучения делится на две части: устный вводный курс и основной курс с использованием учебного пособия. Устный курс называется также досеансовой фазой. Затем следует основной курс, включающий активный и концертный сеансы, первичную и вторичную разработку материала. Во время досеансовой фазы преподаватель знакомит учащихся с содержанием текста, как правило, в форме диалога, используя при этом различные приемы беспереводной семантизации (мимика, жесты), а также и перевод. На последующих занятиях учитель читает и переводит текст, комментирует лексико-грамматические трудности. Практикуется повторение отдельных частей диалога. Важнейшим моментом в работе считается усвоение интонации диалога, поэтому преподаватель читает диалог с разной эмоциональной окраской, сопровождает чтение мимикой и жестами.

Во время активного сеанса преподаватель читает текст, а учащиеся проговаривают его про себя в паузы. Текст разбивается на части, каждая часть читается с особой интонацией («интонационные качели»): интонация первой части – нейтральная, второй – мягкая, загадочно-нерешительная, третьей - торжественная.

На концертном сеансе преподаватель читает текст в естественном темпе на фоне специально подобранных музыкальных произведений. Во время послесеансовой фазы  происходит закрепление материала и его активизация в речи. Главными методическими приемами здесь являются: этюды, проблемные ситуации, мыслительные задачи, игры, парные диалоги.

в) Учебники

 Создание Г.Лозановым учебника является одним из главных его достижений, принципы построения данного учебника были взяты на вооружение практически всеми интенсивными методами. Мы в своей работе используем аутентичный учебник оксфордского издания «Small Talk», в основу которого легли принципы суггестивного подхода. Учебник построен по тематическому принципу и состоит из диалогов, каждый из которых имеет собственную фабулу и интригу. Каждая тема распределена на подтемы, сообразно с моментами развивающегося действия. К каждому тематическому диалогу добавлен текст на основе монологической речи и краткие комментарии. Все учебные тексты имеют подчеркнуто эмоциональный и занимательный характер, что облегчает суггестивность.

Учебный материал в лозановском курсе подается «глобально», большими кусками, без предварительного запоминания отдельных элементов, без зазубривания лексики, грамматики и моделей, преобладает смысловое начало и незамедлительное включение в коммуникативную практику, а запоминание отдельных составных частей подразумевается как бы «на втором плане», хотя это не означает, что преподаватель не следит за усвоением отдельных фонетических, лексических и грамматических элементов. Такой подход к обучению также является особой заслугой Г.Лозанова и используется абсолютным большинством интенсивных курсов.

г) Оценка метода

Суггестопедический метод обучения представляет собой систему введения и закрепления материала в различных ситуациях общения, ориентированную на создание естественной речевой среды, активизацию обучающихся в процессе урока и мобилизацию скрытых психических резервов личности. Г.Лозанову принадлежит идея интенсивного обучения в современном его понимании, в рамках созданной им суггестопедической системы. Он обратил внимание на резервные возможности психики обучаемого, а активизация психической деятельности в процессе занятий позволила ему существенно повысить эффективность обучения. Г.Лозанов первым подчеркнул роль неосознаваемой психической деятельности в процессе обучения и показал возможности целенаправленного воздействия на нее.

Отечественные модификации суггестопедического метода широко представлены в методе активизации резервных возможностей личности учащегося, разработанного Г.А.Китайгородской., Эмоционально-смысловом методе, разработанным И.Ю.Шехтером., интенсивном методе обучения устной речи взрослых, разработанного Л.Ш.Гегечкори.

IV.Заключение

Используя идеи Г.Лозанова, преподаватели достигают ярко выраженного эффекта в обучении языкам. Практика показала богатые возможности, заложенные в системе суггестопедического обучения. Наиболее ярко они были представлены на модели краткосрочного обучения иностранному языку в системе различных курсов, но, кроме того, использование данного метода на уроках иностранного языка также позитивно повлияло на отношение учащихся к обучению и самому предмету. Суггестопедия привела на практике к пересмотру некоторых традиционных педагогических принципов, в частности принципов активности и сознательности.

        На практике использование суггестопедического подхода в процессе обучения позволяет создать позитивный настрой, комфортный учебный климат в классе и необходимые условия для появления у ребенка желания учиться.

Таким образом, согласованность содержания обучения и способов его подачи с познавательными потребностями и интересами учащихся повышает уровень мотивации обучающихся.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Лозанов Г. Суггестопедия при обучении иностранным языкам/Методика интенсивного обучения иностранным языкам; Под ред.С.И. Мельник. М., 1973.
  2. Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. М., 1982.
  3. Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: Учебное пособие. 2-е изд.- М.: Филоматис, 2010. – 188 с.
  4. Carolyn Graham. Small Talk. Oxford University Press. 2003

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание обучения и психолого-педагогические предпосылки включения в него социокультурного компонента в целях повышения мотивации изучения иностранных языков в общеобразовательной школе.

Проблема содержания в методике обучения иностранным языкам (ИЯ) остаётся одной из самых актуальных. Особо важное значение имеет взаимосвязь содержания обучения (СО) с социальными требованиями ...

Роль музыки и песен в повышении мотивации изучения иностранных языков

Презентация подготовлена для районного заседания метод. объединения учителей иностранных языков в августе 2013 года.Тема - "Роль музыки и песен в повышении мотивации изучения иностранных языков" на пр...

Педагогический проект "Проектирование интегрированного урока английского языка и изобразительного искусства для повышения мотивации изучения иностранного языка".

Педагогический проект «Проектирование интегрированного урока английского языка и изобразительного искусства для повышения мотивации изучения иностранного языка» представляет собой межпредметный, внутр...

Мастер-класс "Нетрадиционные формы урока как средство повышения мотивации к иностранному языку"

Мастер-класс "Нетрадиционные формы урока как средство повышения мотивации к иностранному языку"...

Повышение мотивации изучения иностранного языка с помощью информационно-коммуникационных технологий

В статье рассматривается применение ИКТ в процессе преподавания иностранного языка в школе.Главное внимание уделяется приемам использования технологий в изучении различных аспектов языка....