Технологии работы с одаренными детьми
статья

Шапкунова Елена Александровна

 В настоящее время педагогическая практика требует необходимости применения в учебном процессе новых интенсивных педагогических технологий, позволяющих гарантировать достижения заранее спроектированных результатов педагогического взаимодействия. - Литературное творчество – это буря эмоций и страстей, страданий и радостей. Выявив высокий творческий потенциал отдельных учащихся МОУ СОШ №2, нам удалось создать творческое объединение «Исток» на основе общности интересов и желания развивать способности. - В нашей работе прослеживается технология обучения, направленная на развитие личности в учебном процессе. - Мы считаем, что хорошее обучение должно забегать вперёд, обеспечивая развитие. Занятия в объединении строим согласно принципам творческого роста (анализ деятельности).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_raboty_s_odarennymi_detmi.odt33.16 КБ

Предварительный просмотр:

Технологии работы с одаренными детьми

Шапкунова Е. А.

С надеждой и тревогой вглядывается каждый педагог в своего ученика: «Что ты можешь? На что способен?» Одаренный ребёнок, вундеркинд (по точному переводу с немецкого — «чудо-ребёнок») всегда привлекает к себе внимание, является активизатором творческого процесса в педагогике. Способность — это готовность к высокопродуктивной деятельности, это такие индивидуальные отличия, которые не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, но могут объяснить лёгкость и быстроту их приобретения, выбрать единственный путь из многих. В настоящее время педагогическая практика требует необходимости применения в учебном процессе новых интенсивных педагогических технологий, позволяющих гарантировать достижения заранее спроектированных результатов педагогического взаимодействия. Из личностно-ориентированных технологий мы считаем наиболее перспективными технологии:

— сотрудничества (стремление к демократизму, равенству, партнерству, субъектно-субъектным отношениям);

— свободного воспитания (акцентирование на предоставление ребенку свободы выбора, самостоятельности в его жизнедеятельности).

Литературное творчество — это буря эмоций и страстей, страданий и радостей. Выявив высокий творческий потенциал отдельных учащихся МОУ СОШ № 2, нам удалось создать творческое объединение «Исток» на основе общности интересов и желания развивать способности. Любознательность, усидчивость и вера в свои силы — вот три качества, которые определили жизнь и творчество наших талантливых воспитанников. Одним из механизмов создания атмосферы творчества в коллективе, интереса является успех. Интерес потому и развивает способности, что он и сам проявляется лишь там, где какие-то способности уже есть. В объединении мы работаем над развитием поэтических, литературных и артистических дарований. Творчество — это не только атрибут социализации личности, не только средство общения, отдыха, развлечения, но и мощный инструмент самовоспитания, уникальное средство просвещения, эстетического воспитания и организации продуктивного досуга, причем, не только юных поэтов, писателей и артистов, но и зрителей, посещающих открытые мероприятия. У детей может не быть артистических данных, но увлечения, игра на школьной сцене, несомненно, развивает их. Способствует творчеству и развитию чувства юмора, и остроумия, и способности порождать или переживать комическое. Ведь острота — модель творческого акта. Главное — потребность в творчестве. В нашей работе прослеживается технология обучения, направленная на развитие личности в учебном процессе, осуществляемая через личностно-ориентированный подход. Основы стихосложения и навыки написания сочинений ребятам преподаются на уроках словесности, но мы поддерживаем информационно и практически одаренных ребят. Проводим ориентацию учащихся, цель которой — разъяснение основных принципов и оценка результатов, мотивация учебной деятельности. Очень важны партнерские отношения, взаимодействие учителя и ученика на основе взаимоуважения и взаимопонимания, общих целей. Для нашей работы с одаренными детьми характерно стремление к отказу от традиционной классно-урочной системы и от преобладания фронтальных методов обучения, что повлияло на режим обучения и оценку творчества. Поэтому слова «хорошо», «молодец» звучат часто, почти так же, как и слова «давай еще поработаем вместе».

В модульно-рейтинговой технологии основной акцент мы делаем на виды и структуру модульных программ (укрупнение блоков теоретического материала с постепенным переводом циклов познания в циклы деятельности). На занятиях по поэтике отдельные сведения сливаем в циклы, где оживают ритм, рифма, размер, превращаясь в поэзию. Особую роль в творчестве придаем ассоциативности, метафоричности, языку образов, что порождает внутренние динамические модели внешнего мира (модуль), в то время как язык логических операций, язык символов фиксирует и оформляет уже результаты мыслительной деятельности. Язык динамических моделей, образов позволяет ученикам находить в элементах среды новые свойства и устанавливать новые отношения, то есть моделировать творческие ситуации, что недоступно машинам, использующим язык логики.

В технологиях развивающего обучения ребенку мы отводим роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности, каждый из которых вносит свой специфический вклад в развитие личности. Какие же технологии следует считать узловыми, интегративными с точки зрения основных этапов творчества? Те, которые выражают сущность этих этапов. Важным при этом является мотивационный этап, по способу организации которого выделяются подгруппы технологий развивающего обучения, опирающиеся на познавательный интерес, индивидуальный опыт личности, творческие потребности, потребности самосовершенствования.

В завязке творчества сознание наших одаренных ребят сталкивается с чем-то необычным, волнующим, захватывающим (например, с каким-то эмпирическим или теоретическим фактом, толкающим к поиску ответа). Такая способность в физиологии называется рефлексом на новизну, психологи же говорят о возникновении проблемной ситуации. Результат виден сразу, если возник интерес. «Чего только мы не способны сделать под влиянием интереса!», — писал французский материалист Гельвеций. Управляя интересами, регулируя их в какой-то степени, вызывая к жизни, мы действуем на способности занимающихся у нас одаренных детей. Творческие ситуации необычны тем, что для успеха требуется особая «любовь» к противоречиям, к парадоксам, к новому, интуиция. Необходимо удивление, переживание таинственности бытия. Это состояние выразил Расул Гамзатов:

Столетья таинства полны, И не исчезнет жизнь, покуда Есть ощущенье новизны, И удивления, и чуда.

Выход из творческой ситуации обычно не находится сразу, поэтому мы предлагаем обозначить следующее звено творческого процесса — этап творческой неопределённости, «муки творчества», необходимости обнаружения парадокса. Так рождается творческая ситуация.

Следующий этап, над которым мы работаем, — развитие решения, идеи, замысла. Это ситуация «эврики». Идет синтез нового, своеобразная связь несвязуемого, в котором демонстрируем как дедуктивное, так и индуктивное движение к результату.

Последний этап проводим под девизом: «Прочно ли основание?» Этап завершения делим на критику, подтверждая правильность воплощения результатов. Вырабатываем существенно важные качества: самокритичность и упорство в доведении дела до конца. Грани между этими этапами условны, но мы учитываем их при решении педагогических проблем формирования творческой личности. На основе личностной ориентации учебного процесса при проведении занятий с одаренными детьми используем технологию развивающего обучения, педагогику сотрудничества, технологию индивидуализации обучения на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Особое место в методике наших занятий занимают игровые технологии, проблемное обучение, компьютерные технологии (полифонический монтаж, презентация и выпуск школьного периодического издания «Ручейки», авторских сборников учащихся), информационные (формируем знания, умения, навыки), эмоционально-художественные (воспитаем эстетические нормы), эмоционально-нравственные (воспитываем нравственность), саморазвитие (формируем самоуправляющие механизмы развития), эвристические (развиваем творческие способности). Из альтернативных технологий предпочитаем безоценочную творческую деятельность учащихся (театральные постановки, фольклорные праздники, авторское чтение произведений), а также технологию интеграции различных школьных дисциплин, цель которых — создание у учащихся в результате образования более отчетливой единой картины мира и мироощущения. Мы считаем, что хорошее обучение должно забегать вперёд, обеспечивая развитие. Занятия в объединении строим согласно принципам творческого роста.

За время функционирования объединения «Исток» проделана большая работа.
Выпущено 10 альманахов «Ручейки». В первые два вошли пробные стихи учащихся; 3-й — «Памяти павших», посвящённый Победе в Великой Отечественной войне, включает в себя стихи, рассказы, очерки, эссе; 4-й сборник — «Печаль, и радость, и тревога» — выпущен к 150-летию со дня рождения Ф. И. Тютчева; 5-й — «С днем рождения, школа» — посвящен 50-летию МОУ СОШ№ 2; 6—7 альманахи «Капельки России» состоят из стихов и прозы о малой родине, о селе, о Ставропольском крае; 8—10 «Были-небылицы» работы классных коллективов 5Г, 8Г, 11Г. Вышло 6 авторских сборников поэзии наиболее талантливых школьных поэтов Лобанова Сергея «Юности ветра», «Мой путь», Шершнева Андрея «Мысли-облака», «Первоцвет», Чирковой Вики «Виват Виктория», Коломейцевой Алины «Аленький цветочек». В газете «Александровская жизнь» на детской страничке «Алексаша» и молодежной — «Перекресток» постоянно публикуются работы наших ребят, дважды стихи «истоковцев» появлялись на страницах журнала «Литературный Кисловодск», их высоко оценили критики. Мы участвуем в тематических радиопередачах школы. Шершнев А., Лобанов С., Минина В. заняли призовые места в краевом конкурсе «Мой дом. Мой край. Моя Россия» в номинации «поэзия». Дважды принимали участие в районном этнологическом шоу (1 и З места), трижды — в районной акции «Молодежь — против наркотиков, алкоголя, табакокурения» (удостоены призов). Участвовали в районном смотре театральных коллективов в 2002 и в 2003 годах, в «Кашпуровских чтениях» 2003, 2005, 2006 гг, показали учителям района полифонический монтаж «Живое пламя» с использованием компьютерных технологий, являемся призерами и лауреатами районного конкурса «Отечество» и краевого «Вдохновение».
К 225-летию села Александровского силами объединения был составлен полифонический монтаж из сообщений о местных поэтах, об их стихах, о литературной истории села и края. Ребята и сами сочиняли стихи о родном крае —  их стихи звучали в перекличке поколений, как голоса молодых, начинающих поэтов. «Истоковцами» был составлен не один сценарий выступлений, посвященный борьбе с вредными привычками, памятным датам (к юбилею Ф. И Тютчева, А. П. Чехова, М. Ю. Лермонтова, С. Есенина, ко дню Победы) и др. Этому всегда предшествует большая подготовительная работа. Ребята участвуют в этнологических экспедициях, по крупицам собирали сведения о традициях и обрядах, легенды о природных памятниках села Александровского, произведения устного народного творчества.

Все интересы — познавательные, эстетические, направленные на людей, интерес к своей собственной личности, к усовершенствованию своих способностей — все эти интересы вместе и создают интерес к жизни, который делает человека радостным в счастье и стойким в беде, деятельным и полезным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология работы с одаренными детьми.

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые,...

«Эффективное применение технологий работы с одаренными детьми на отделении «Хореографическое искусство» в ДШИ»

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одарённости, выявления, обучения, развития и психолого-педагогического сопровождения одарённых детей. Проблема построения эффективной ...

Педагогические технологии работы с одаренными детьми в школе.

Педагогические технологии работы с одоренными детьми в школе...

Содержание и технология работы с одаренными детьми

Содержание и технология работы с одаренными детьми...

Статья из опыта работы "Индивидуальные технологии работы с одаренными детьми."

В нашей гимназии учатся много талантливых и одаренных детей. Ведущими, профильными предметами являются языки, в первую очередь английский язык. Несмотря на это всегда есть дети, которые серьезно интер...

Презентация "Технология работы с одаренными детьми на уроках ИЗО".

Технология работы с одаренными детьми на уроках ИЗО....