Выступление на тему: " Личностноориентированное развивающее и опережающее обучение – технология работы с одаренными детьми на уроках географии".
статья по географии по теме

 

        Плохой учитель преподносит истину,

                                                                                                                                                                                                    хороший учит ее находить.

А.Дистервег

Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший из даров природы. Особенности, присущие одаренным людям, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым.

Общество всегда нуждается в творческих гармонично развитых личностях. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.

Проблема детской одаренности и ее развитие решается на самых высоких уровнях управления и государственной власти – это создание и реализация Федеральной программы «Дети России» и ее подпрограммы «Одаренные дети». В «Рабочей концепции одаренности», разработанной отечественными учеными (Д.Б. Богоявленская, Ю.Д. Бабаева, А.В. Брушлинский, В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов и др.), проанализирована сложность феномена одаренности, сделан важный вывод о том, что «проблема выявления одаренных детей и подростков должна быть переформулирована как проблема создания условий для интеллектуального и личностного роста детей в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования, с тем, чтобы выявить как можно больше детей с природными задатками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одаренности»[1,2] Возникает необходимость поиска эффективных способов обучения одаренных детей, создания условий для интеллектуального и личностного роста детей и подростков с признаками общей одаренности в общеобразовательных учреждениях разных типов.

Стратегия работы с одаренными детьми на уроках географии заключается в необходимости создания условий для оптимального развития одаренных детей,включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся или не выявленной, а также просто способных детей, в отношении которых есть надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. «…При осуществлении работы с одаренными детьми в педагогическом  процессе вырисовываются три основные задачи:

а)способствовать развитию каждой личности;

б)довести индивидуальные достижения как можно раньше домаксимального уровня;

в)способствовать общественному прогрессу, поставив ему на службу ресурсы дарования» [3]

Все эти задачи очень тесно взаимосвязаны, но, на мой взгляд, доминирующей задачей является первая, поскольку она основы­вается на фундаментальном этическом правиле для любого про­фессионала, которому по роду занятий доверена забота о человеке.

Я убеждена, что изучение особенностей развития одарен­ных детей вносит значимый вклад в распознавание всех детей. «Главным стимулом умственных усилий ученика служит не столько конечная цель обучения - овладение знанием, сколько сам характер умственного труда. Чрезвычайно важно, чтобы каждый ученик, в том числе и слабоуспевающий, почувствовал, что он может преодолеть трудности.  Какие условия для этого необходимы? Прежде всего, возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого осознания где, каким  образом и для каких целей эти знания могут быть применены. Это возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, проявляя при этом определенные коммуникативные умения». [6]

   Изучение любого предмета не должно носить узкоспециализированный характер, а должно быть широким, тогда проблема переноса знаний детей будет иметь компетентностный характер,  и  легче решается проблема  межпредметных связей. Работа с одарёнными детьми является важной составляющей в концепции личностно-ориентированного обучения и предполагает, прежде всего, индивидуализацию обучения, когда учитель взаимодействует с одним учеником или с микрогруппой учащихся. Реализовать этот метод обучения представляется возможным на занятиях с олимпиадниками, где данный метод работы является приоритетным. Главным достоинством такого обучения является то, что «оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности, вносить необходимые коррективы в деятельность обучающихся» [4] .

В системе работы с одарёнными детьми важная роль принадлежит подготовке к олимпиадам, которая максимально способствует развитию интеллектуальных способностей, устойчивого интереса к предмету. С самых первых дней учебного года я кропотливо и с максимальной отдачей занимаюсь с одарёнными детьми, готовя их к выступлению на городских  и областных олимпиадах.

Дети еженедельно получают индивидуальные задания для самостоятельной работы, а так же рекомендации по работе с дополнительной литературой. На последующих занятиях обсуждаются результаты работы, находятся наиболее оптимальные пути решения поставленных задач. Занятия с микрогруппами позволяют проводить экспериментальную работу на более глубоком уровне.  Хочу отметить, что с учениками  олимпиадниками легко работать  тогда, когда у них широкий кругозор и достаточно  добротные знания по разным предметам.  Такие дети осознанно и с пониманием воспринимают  изучаемые и наблюдаемые природные  процессы через призму разнообразных наук о природе и окружающем их мире. Учебные занятия  с одарёнными детьми  в  олимпиадных группах в системе личностноориентированного обучения предполагают широкое использование  различных технических средств обучения.

 Спецификой  работы  с одарёнными детьми  является то, что домашняя работа таких детей  не сводится только к повторению и закреплению  изученного материала на уроках, она должна быть самостоятельной по изучению дополнительного материала по предмету. Особенно важны задания творческого характера. В этом плане важна  проектная и исследовательская деятельность учащихся. Очень интересен эксперимент с разновозрастными группами  учащихся по опережающей   и развивающей программе. Приведу свой пример работы с олимпиадниками. Раньше старших и младших я разделяла в разные группы, а последние годы их объединяю на общих занятиях, и младшие подвергаются эксперименту опережающего и развивающего обучения. Они идут   в познании нового за старшими. Такая форма работы не для всех учащихся приемлема, но все, же возможно и интересно работать и детям и учителям,  если индивидуальные способности учащихся это позволяют. Я стараюсь организовать деятельность учащихся так, чтобы она была им под силу.  Это  очень интересный прием  работы с одарёнными детьми  по опережающему их обучению. Важно сформировать у учащихся привычку к самоконтролю и самооценке своей деятельности, к творческому подходу к делу.   Нельзя ограничивать этих детей каким-то одним конкретным учебником, они черпают знания из самых разных источников. Все одаренные дети обладают невероятной способностью «поглощать» знания, обожают словари, энциклопедии, справочники, первоисточники. Учителю следует быть не столько преподавателем своего предмета, сколько вводить таких детей в науку.

Возможность участия в конкурсах, олимпиадах учащихся, обучающихся по индивидуальным планам развития и обучения,  имеет большой стимулирующий и мотивационный характер, делает  их работу по повышению  интеллектуального  развития более осмысленной  и социально значимой  для  детей. Пример, когда мы отмечаем успешную работу наших учеников на конкурсах, олимпиадах и т. д, то  мы видим  гордость за себя и за гимназию в их глазах, но очень важно, чтобы в них развивалось чувство патриотизма, любовь к гимназии, но не бахвальство. Таким образом, они самоопределяются и самоутверждаются  в коллективе детей, в жизни и определяют свой жизненный путь и профессию. Благодаря применению технологии личностноориентированного  развивающего и опережающего обучения детей  в гимназии стало возможно воспитание каждого ученика внутренне свободной личностью, ищущей свое место в социуме в соответствии со своими способностями, ценностными ориентациями  и склонностями жить полной, осмысленной и творческой жизнью, быть востребованным человеком в нашем обществе.  Они далее по жизни идут  с желанием заниматься интересным делом, работой. Они выбирают  товарищей, друзей  близких по духу,  и интеллекту, с кем им интересно. Возможно, ребенок не свяжет свою жизнь с изучаемыми предметами, но именно они помогут  стать пространством для  его  личностного роста.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему :«Организация работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности»

Работа со способными и одаренными учащимися на уроках географии – разработан широкий спектр заданий, позволяющий при работе делать их выбор, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенност...

Технологии работы с детьми ОВЗ на уроках географии

Технологии работы с детьми ОВЗ на уроках географии...

«Технология личностно-ориентированного обучения при работе с детьми с ОВЗ на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида»

Раскрывается значение использования личностно-ориентированной технологии в развитии позгавательных возможностей учеников с ОВЗ на уроках русского языка и чтения.,...

Выступление на тему «Усиление практической направленности обучения на уроках географии»

Выступление на тему «Усиление практической направленности обучения на уроках географии»...

Доклад по теме "Опыт работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности по предмету"

Доклад по теме "Опыт работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности по предмету"...

Выступление на тему "Приёмы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности" (из опыта работы)

С каждым годом чтение художественной литературы у учащихся занимает низкую позицию, интерес к литературе заметно снижается. Это связано с неумением ученика понимать прочитанное. В данном выступление р...

Выступление на заседании ШМО на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ТЕХНОЛОГИИ» Учитель технологии Жанков В.И.

В выступление говорится о том , что деятельностный подход в обучении технологии позволяет обучающемуся занимать активную позицию,формирует культуру мышления,развивает воображения и фантазии,улучшает п...