Группа МЖКХ 3 Индивидуальные проекты 28.10. 2020. Тема 2. Формулирование цели, гипотезы, определения задач, предмета и объекта исследования.
учебно-методический материал

Каленюк Галина Николаевна

Тема 2. Формулирование цели, гипотезы, определения задач, предмета и объекта исследования

Задание

1. Изучить теоретический материал по теме «Формулирование цели, определение задач, выбор предмета и объекта». См. файл.

2. Перечислить конкретные эмпирические познавательные задачи Вашего объекта

3. Выделить  и проверить факты Вашего объекта.

4. Сформулируйте  гипотезу  согласно требованиям формулирования гипотезы.

5. Выберите предмет исследования.

6. Выберите объект исследования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekty_2.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

Формулирование цели, гипотезы, определения задач, предмета и объекта исследования

После составления простого плана научного исследования — каркаса будущей работы — можно приступить к формулировке принципиальных положений собственного исследования. Следует четко сформулировать конечную цель предпринятого исследования: что мы хотим установить, доказать, изменить в исследуемом явлении?

Для достижения поставленной цели исследователю необходимо сформулировать в форме исследовательских задач те шаги, которые необходимо совершить в ходе предпринятой работы. В науке исторически выработаны два типа познавательных задач — эмпирические и теоретические.

Эмпирические познавательные задачи

1.  Установление, уточнение, классификация фактов, относящихся к изучаемой предметной области, их качественных и количественных характеристик и эмпирически наблюдаемых зависимостей.

2. Изучение конкретных условий и сферы действия зависимостей, сформулированных в виде закона или принципа, а также теорий, в которых эти законы и принципы получают объяснения.

3.  Разработка и использование точных способов (методов) нахождения и описания фактов, зависимостей.

4. Экспериментальная проверка законов, теорий, гипотез, моделей.

5. Установление реальности тех или иных предполагаемых явлений.

Критерии выделения и проверки фактов:

1)  научные факты должны быть воспроизводимы при заданных условиях;

2)  утверждения о фактах можно эмпирически проверять и уточнять при помощи специальных методов;

3) полученные факты можно однозначно использовать с целью дальнейшего изучения явлений и объектов;

4)  научные факты предполагают разграничение реального содержания и средств его описания, т.е. одни и тс же факты могут быть описаны в разных терминах, но это не создаст новых фактов;

5)  факты, установленные в изучении конкретных объектов, должны сохранять силу для всей данной области при заданных условиях.

Гипотеза (буквально — предположение) является формой развития науки, поскольку в гипотезе мысль ученого «забегает» немного дальше того, что известно науке на сегодняшний день. Это происходит в ситуации, когда имеющихся у науки фактов недостаточно для того, чтобы объяснить тот или иной парадокс. Исследователь, опираясь, естественно, на имеющиеся в его распоряжении факты, делает свое, подчас интуитивное предположение о причинах тех или иных явлений, о закономерности и т.д. Гипотеза является, таким образом, ответом исследователя на основной вопрос (проблему) научного исследования. Поскольку гипотеза — это всего лишь предположение, то она нуждается в проверке (доказательстве или опровержении).

Требованиям формулирование гипотезы

1.  Начальным пунктом формулирования гипотезы являются прежде всего факты, которые относятся к. данной предметной области. Из них исследователь исходит в поисках новых фактов и новых законов. Они являются как исходным, так и конечным пунктом проверки гипотезы.

2. Гипотеза должна быть сформулирована в виде таких обобщений или утверждений, которые позволяли бы по-новому рассуждать о предмете, обращаясь после каждого шага рассуждений к фактам. Введение новых теоретических понятий является важным условием плодотворности новой гипотезы. Новые идеи и исходные понятия, вводимые в гипотезу, должны быть выражены в виде особых обобщений или определений, исходя из которых можно строить новые логические выводы.

3. Гипотезу можно использовать плодотворно, если относится к ней, как к уже принятой системе знаний. Таким образом, можно выяснить, где выводы из гипотезы не соответствуют установленным фактам.

4. Исследователь отбирает конкретные свойства, связи, зависимости, взаимодействия, условия, которые можно объяснить при помощи предполагаемых гипотезой сил или законов.

5.  Наряду с рабочей гипотезой необходимо формулировать альтернативную ей, что позволит, во-первых, более четко уяснить суть выдвигаемых предположений, и, во-вторых, даст возможность в ходе исследования проверить не только выдвигаемое предположение, но и обратное ему.

Выбор предмета исследования

Может показаться парадоксальным, но предмет исследования должен быть определен прежде, чем будет выбираться объект изучения. Предмет исследования не охватывает собой всего объекта, он представляет лишь его сторону, момент и т.д. Таким образом, предмет изучения ограничивает исследователя определенными рамками, которые фиксируют его внимание на определенных параметрах изучаемого объекта. Поэтому, прежде чем приступить к поиску объекта изучения, исследователь должен определиться с предметом собственного исследования, чтобы потом искать такой объект, в котором данная сторона, момент и т.д. представлены наиболее «выпукло», отчетливо.

Выбор и обоснование предмета исследования должны отвечать следующим требованиям:

1.  Должен обладать относительной самостоятельностью, допускающей критический анализ гипотезы.

2.  Не должен допускать неопределенности в познавательных задачах, так как его выбор задает исходные условия для экспериментального и теоретического изучения проблемы.

3.  Выбор и обоснования предполагают разработку контролируемого исследователем перехода от эмпирического способа изучения к теоретическому и наоборот.

4. Результаты, полученные на конкретных предметах исследования, переносятся на весь класс объектов, образующих данную предметную область, при условии, что они находятся в той же системе временных, структурных, смысловых и других связей.

Объект изучения - это конкретные явления действительности в их естественных проявлениях. В психолого-педагогических исследованиях объектом изучения являются люди — дети и взрослые в их взаимодействии.