Сущность и содержание понятия самообразование учителя.
статья

Лемешкина Ксения Вячеславовна

В статье раскрывается интерпретация термина «самообразование», определены его роль и значение в деятельности педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сущность и содержание понятия самообразование учителя.

Информационные технологии развиваются с невероятной силой. Это приводит цепную реакцию: учебники и учебные пособия быстро устаревают, методические разработки и технологии теряют свою актуальность. Также проблема заключается в том, что учебные занятия, ограниченные определенными временными рамками, ввиду обоснованных факторов  не позволяют раскрыть все богатство изучаемых наук, охватить всю важную информацию, инновационные технологии.

В нынешних реалиях острым  становится вопрос выявления психолого-педагогических условий, стимулирующих готовность учителя к постоянному профессионально - ориентированному саморазвитию и потребность в нем. В связи с этим, Н.К. Сергеев признает профессионально-личностное саморазвитие педагогов важнейшим элементом профессиональной деятельности, вне которого последняя неэффективна.

Вышеприведенные  основания определяют необходимость подготовки преподавателей к самостоятельной творческой деятельности, формирования у них правильных умений и навыков работы с различной информационной литературой, навыков научно-исследовательской работы.

Как говорится в книге Г. Хасановой и Р.  Исхаковой «Психология управления трудовым коллективом», Самообразование — это самостоятельное приращение знаний, возвышение в мастерстве, так как чем разностороннее и глубже знания и обширнее опыт, тем точнее выбор решения и действий для его реализации. Самообразование является частью саморазвития.

Под саморазвитием понимается собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личностного потенциала.

В связи с этим вытекает логический вопрос: а в чем цель самообразования?

Цель самообразования — приобретение знаний, умений и навыков в определенных областях наук, успехи в практической деятельности, которые для личности являются желательными и определяют направление и содержание деятельности, нацеленной на решение поставленных задач и достижение намеченных профессиональных и жизненных целей и планов.

Наметив цель самообразования, педагог выбирает доступные средства для ее осуществления.

Если самообразовательная деятельность не приводит к желаемым результатам, это значит, что либо поставленные цели, либо технология ее перевода в конкретную задачу были ошибочными, либо же деятельность по решению задачи была плохо организована.

Для успешного результата необходимо иметь четко разработанный план действий. Правильный алгоритм позволит облегчить выполнение поставленных задач и  рационализировать действия педагога.

На этапе определения цели производится предварительный анализ внешних и внутренних условий самообразования. В первую очередь необходимо четко понимать доступные средства, которыми можно оперировать.

Под внутренними условиями процесса самообразования имеется в виду, прежде всего, отношение личности к самообразованию, мотивы, индивидуальные особенности, запас знаний, умений, навыков в данной области — все то, что оптимизирует возможности личности в активном достижении поставленной цели.

Под внешними условиями самообразования понимается реальное окружение личности, в первую очередь, — наличие или отсутствие эффективных средств самообразования.

Фактором, определяющим направленность и интенсивность самообразования и одновременно степень его реализации, выступает не просто окружение, не само по себе воспитание, а вырабатываемая самим человеком позиция на эти влияния, которым подвержен каждый человек, мера его понимания и принятия их для самого себя, то есть личное решение, личностная самооценка учителя.

Самостоятельная работа—это важный метод обучения, предполагающий индивидуальную активность при закреплении научных знаний, навыков, умений, синтезе и анализе материала.

Самостоятельный поиск представляет собой вид самостоятельной работы, который позволяет преподавателю, опираясь на имеющийся багаж знаний, умений и навыков, а также на индивидуальные способности, ставить перед собой творческую поисковую задачу, консультироваться  в процессе образовательной деятельности, оценивать, интерпретировать и использовать в учебном процессе результаты этой деятельности.

Обучающий результат самостоятельного поиска проявляется в приобретении новых знаний, умений, расширяющих общий и профильный кругозор.

Формирование у человека умений планировать собственную деятельность и успешно реализовывать эти планы — сложный и длительный процесс, которому зачастую не хватает мотивации.

Поэтому, чтобы достичь успеха на этом пути, учителю необходимо решить три основные задачи:

  1. Вызвать у себя стремление заниматься самообразованием;
  2. Вооружиться системой умений и навыков, без которых невозможны эти знания;
  3. Создать условия, чтобы приобретенные знания, умения могли быть реализованы в деятельности.

Занятие самообразованием требует от личности учителя немалых волевых усилий. В этом случае, когда эти усилия способствуют совершенствованию профессиональной деятельности, они стимулируются сознанием их практической значимости, полезности - с одной стороны - и благотворно влияют на формирование организационных умений — с другой.

Организационные умения рассматриваются как комплекс умений, необходимых человеку, чтобы рационально организовать сам процесс познавательной деятельности в определенной последовательности.

В этот комплекс  включается умение определить цель и задачи предстоящей интеллектуально-познавательной и практической работы, наметить пути и средства достижения поставленных задач, планирование своей работы и умение контролировать ее процесс и результат.

Каждое умение сложно по своей структуре, оно проявляется не обособленно, а в системе умений выделять главное в прочитанном,  анализируемом в условиях временных ограничений, строить умозаключения из данных посылов, решать нестандартные ситуации или находить нестандартные приемы, подходы к решению каких-то задач и др.

Список литературы.

А.В. Вольтов, И.В. Муштавинская (и д.р.) «Работаем по новым стандартам.

А.В. Гаврилов «Организация процесса самообразования в педагогической деятельности учителя»

А.В. Хуторской « Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать ФГОС (электронный ресурс)».

Г. Хасанова, Р. Исхакова «Психология управления трудовым коллективом»

И.И. Донова «Самообразование как условие профессионального роста»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете учителя биологии Тема «Сущность и содержание социализации учеников на уроках биологии»

Социализация - процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе....

Психологический анализ содержания понятия имидж.

Ежегодная научная сессия «Шаг в науку» МГГУ им. М. А. Шолохова...

Сущность и содержание социального воспитания

Сущность и содержание социального воспитания...

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

         На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи...

Сущность и содержание понятия «Патриотизм»

Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к родине, Отечеству, его народу, культуре, языку, родной природе, историческим корням. ...

Сущность и содержание понятия "базовые учебные действия" (БУД)

В работе расскрыты сущность и содержание понятия "базовые учебные действия", определена цель формирования БУД у детей с ТМНР, дана сравнительная характеристика УУД и БУД....

Сущность и содержание понятия «дети группы риска»

Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти....