Выступление на педагогическом совете учителя биологии Тема «Сущность и содержание социализации учеников на уроках биологии»
материал по биологии по теме

Мильяненко Алла Матвеевна

Социализация - процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_ped._sovete.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете учителя биологии

ГБОУ СОШ № 629

Мильяненко Аллы Матвеевны.

Тема «Сущность и содержание социализации учеников на уроках биологии»

Москва, 2013г.

  Социализация - процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе.

Составляющие процесса социализации:

    1) процесс приспособления (адаптации) человека как биологического существа к жизни в обществе(усвоения социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит, включения в социальную практику); это происходит преимущественно в ранний период жизни человека– в детстве, отрочестве, юности;

    2) процесс формирования личности – развитие и самоизменение человека в процессе освоения и воспроизводства культуры, которое происходит на всех возрастных этапах.

Современный подход к социализации учеников в школе:

Предполагают решение двух групп задач:

   - Усвоение ребятами нормативного   поведения (умение включаться  в существующие социальные связи, подчиняться сложившимся нормам, правилам и т.д.)

   - Построение своей собственной позиции (своего отношения к усваиваемым нормам и ценностям).

Содержание педагогических ресурсов и технологий:

Педагогические ресурсы (от франц. ressource — вспомогательное средство), средства, ценности, запасы, возможности, приёмы и технологии используемые учителем в учебном процессе.

           Педагогические технологии (от др. греческого τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение)— совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ученика.

Педагогические технологии, применяемые  для решения задач социализации:

  1. Современное традиционное обучение.
  2. Проблемное обучение.
  3. Игровые технологии.
  4. Групповые технологии.
  5. Коллективный способ обучения.
  6. Коллективное творческое дело.
  7. Педагогика сотрудничества.
  8. Технология развивающего обучения.
  9. Здоровьесберегающие технологии.
  10. Метод проектов.
  11. Технология педагогических мастерских.
  12. Модульное обучение.
  13. Информационные технологии.

Проблемное обучение на уроках биологии:

        Проблемное обучение может осуществляться в уроках «мозгового штурма».За определённое время учащимися предлагаются различные варианты решения предложенной проблемы. В ходе дискуссии принимаются лучшие предложения и команды меняются ролями.             Предоставление учащимся на уроке возможности предлагать, дискутировать, обмениваться идеями не только развивает их творческое мышление, но и повышает доверие к преподавателю, делает обучение «комфортным».

Игровые технологии:

  1. биологические лабиринты,
  2. весёлый ботаник,
  3. ролевые игры,
  4. деловые игры,
  5. игра-соревнование.

Метод проектов:

        Проектный метод – это путь, на котором обучающиеся сами создают действительность. Они сами формируют и развивают обучающую ситуацию, пробуют себя в различных видах деятельности и определяют свои предпочтения и интересы, обретают самостоятельность, работая не под присмотром учителя. Учащиеся принимают на себя ответственность за свое обучение.

Исследовательская деятельность:

        Лабораторные работы оказывают существенное влияние на умственное развитие учащихся, так как в ходе самостоятельного изучения натуральных объектов по заданиям учителя, учащиеся приучаются целенаправленно рассматривать их, в результате чего возникает целостное восприятие этих объектов, представление о них, на основе чего формируются различные биологические понятия и умения ими оперировать. Самостоятельно действуя в процессе лабораторных работ, учащиеся постепенно овладевают предметно-действенным анализом, что является неотъемлемым качеством творчески мыслящего человека.

Здоровьесберегающие технологии:

        Для формирования здоровье сберегающей среды использую разнообразные методические приёмы, позволяющие вызвать интерес у ребят, снять напряжение, вовлечь в творческий поиск, а значит, создают условия для успешной социализации каждого ученика. Рассмотрим несколько приёмов социализации:

Смысловые пары: Учащимся предлагаются пары слов, используя которые они должны построить предложение или сконструировать вопрос:

устьица – газообмен

бактерия-болезнь

лейкоцит-иммунитет

сердце – кровообращение

нейрон – рефлекс

Информация к размышлению: Важным принципом здоровье сбережения является организация обучения через разные каналы восприятия информации (зрение, слух, ощущение). Демонстрация слайдов и видеороликов определённой тематики заставляет учащихся задуматься.

Антистресс: В периоды наибольшей утомляемости на уроке предлагаю учащимся две-три пословицы, переведенные на язык биологических терминов. Для обратного перевода ребятам потребуется и образное мышление, и анализ смысла отдельных слов, и чувство юмора.

      Уважаемые участники мастер-класса, прошу Вас выступить в роли учащихся и перевести  пословицы с русского биологического на русский традиционный.

- Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно все равно смотрит в растительное сообщество. (Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит)

      - Сбился с азимута среди 3 растений отдела голосемянных (Заблудился в трех соснах)

- Приблизительно 20 г продукта полукоксования твердого топлива приводит в непригодное к использованию состояние весь продукт переработки нектара растений представителями перепончатокрылых, находящейся в большой деревянной емкости. (Ложка дегтя портит бочку меда).

Рефлексия.  Выделите тот слайд, который для вас имеет практическую значимость. Объясните свой выбор.

Вывод:

        Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт помогает осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, способы существования в границах этих законов (различные социальные роли, межличностные отношения и др.). Передача происходит не только и не столько на уроках и классных часах через публичные выступления и задушевные  разговоры учителей, а всей атмосферой жизни школы, нормами, по которым она живет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете "Новая форма накопительной оценки - портфолио личностных достижений ученика".

Портфолио - современная эффективная форма оценивания, способ фиксирования , накопления и оценки индивидуальных достижений школьника....

Выступление на педагогическом совете школы по теме "Самооценка и оценка на уроках ФГОС"

Выступление на педагогическом совете школы по теме "Самооценка и оценка на уроках ФГОС"...

Выступление на педагогическом совете "Использование проектных технологий в работе с одаренными учащимися на уроках биологии"

Использование проектных технологий в работе с одаренными учащимися на уроках биологии...

Выступление на педагогическом совете. Доклад на тему: "Применение метода критического мышления на уроках иностранного языка".

Выступление на педагогическом совете. Доклад на тему: "Применение метода критического мышления на уроках иностранного языка"....

Выступление на педагогическом совете школы по теме «Применение интернет - ресурсов на уроке географии»

Выступление на педагогическом совете школы по теме «Применение интернет - ресурсов на уроке географии»...

Выступление по патриотическому воспитанию на педагогическом совете учителей по теме «Из опыта работы советника по воспитанию»

В данной статье выступление на педагогическом совете советника директора по воспитанию МОУ СОШ № 3 с.Прасковея....