Главные вкладки

    Выступление на педагогическом совете "Новая форма накопительной оценки - портфолио личностных достижений ученика".
    статья на тему

    Портфолио - современная эффективная форма оценивания, способ фиксирования , накопления и оценки индивидуальных достижений школьника.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл portfolio.docx22.35 КБ

    Предварительный просмотр:

    Доклад на тему:

    «Новая форма накопительной оценки -  портфолио личностных достижений ученика».

         

     Планируемые изменения в системе общего среднего образования не могут быть достигнуты без существенной трансформации системы оценки качества учебных достижений учащихся и качества образования в целом.

    Задачей школы является создание таких условий, которые бы обеспечивали запуск механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения.

    Одним из таких средств может стать портфолио.

          Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной, - и является важным элементом практико – ориентированного, деятельностного подхода к образованию. В зарубежной традиции портфолио определяется как «коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует  его усилия, прогресс и достижения в различных областях».

         Важная цель портфолио – представить отчёт по процессу образования подростка, увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретённые знания и умения.

    Оценка тех или иных достижений, отражённых в портфолио, а также всего портфолио в целом за определённый период его формирования может быть как качественной, так и количественной.

    Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

    - поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

    - поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

    - развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

    - формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

    - содействовать индивидуализации образования школьников;

    - закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

           Описанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления учебных достижений конкретного ученика, отвечающей задачам предпрофильной подготовки и в дальнейшем – профильного обучения. Введение портфолио повышает образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что делает выбор дальнейшего направления и формы обучения со стороны старшеклассников более ответственным.

          Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определённый период его обучения. Портфолио активно применяется в зарубежных системах образования, относящих его к разряду аутентичных индивидуализированных оценок, ориентированных на новые формы оценивания, а также самооценивания. Портфолио дополняет традиционные оценочные средства, его можно использовать в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускников основной школы наряду с результатами итоговой аттестации.

        В настоящее время в теории и практике образования выделяют следующие типы портфолио.

    «Портфолио документов» - портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Подобная модель предполагает возможность  как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио. По ним может быть создан  итоговый документ в виде вкладыша в аттестат, содержащий перечень и оценки сертификатов.

          Преимущество этого типа портфолио в том, что итоговая балльная оценка может быть значимой составляющей образовательного рейтинга ученика наряду с оценками, полученными при итоговой аттестации. Однако портфолио этого типа даёт представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т. д.

    В «Портфолио документов» можно выделить следующие блоки:

    Блок А: Сведения об участии в мероприятиях (конкурсах, конференциях, выставках, спортивных соревнованиях).

    Название мероприятия

    Достижение (грамота, сертификат, диплом)

    Дата участия в мероприятии

    Блок Б: Сведения об участии в олимпиадах.

    Предмет

    Уровень (школьная, городская, областная)

    Результат

    Дата участия

    Блок В: Результаты сдачи итоговой аттестации за курс основной школы

    Название предметов по выбору

    Оценка

    «Портфолио работ» представляет собой собрание различных творческих проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, прохождение элективных  курсов, спортивных и художественных достижений.

        Данный вариант портфолио предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения. Портфолио оформляется в виде творческой книжки ученика с приложением его работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий.

         Такое портфолио даёт широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки. Качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей. Однако в ряде случаев она может быть педагогически весьма значимой, поскольку есть много учеников, для которых «Портфолио работ» - дополнительная форма выражения успешности в образовательной карьере. Приведём примерный вариант записей в «Портфолио работ».

    Блок А:

    Название реферата, проекта, исследовательской работы, работы по искусству, модели, макета, участие в концертах

    Количество страниц, экземпляров, иллюстраций и т.д.

    Место выступления, демонстрации

    Дата

    Блок Б: Сведения о прохождении элективных, факультативных курсов.

    Название учебного курса

    Количество часов

    Результат (зачёт, проект и т.д.)

    Дата прохождения

    «Портфолио отзывов» включает в себя характеристики, данные школьнику учителями, родителями, возможно, одноклассниками, а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов. Портфолио может быть представлено в виде заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и т.д.

    Эта форма портфолио, несмотря на сложность учёта собранной информации, дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления.

    Приведём примерный перечень документов «Портфолио отзывов»

    • Заключение о качестве выполненной работы (в научном обществе учащихся).
    • Рецензия на статью, опубликованную в СМИ.
    • Отзыв о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования, о  выступлении на научно – практической конференции старшеклассников.
    • Резюме, подготовленное школьником, с оценкой собственных учебных достижений.
    • Эссе школьника, посвящённое выбору направления дальнейшего обучения.
    • Рекомендательное письмо о прохождении социальной практики.
    • Другое.

    На основании предложенных вариантов портфолио учитель и ученик могут конструировать и апробировать либо «Комплексные» модели портфолио (включающие  в себя описанные типы в качестве разделов), либо «простые» (реализующие один из названных типов).

    Например:

    • Портфолио, состоящее из трёх разделов: «раздел документов» + «раздел работ» + «раздел отзывов»;
    • Портфолио, состоящее из двух разделов:  «раздел документов» + «раздел работ»; «раздел документов» + «раздел отзывов»; «раздел работ» + «раздел отзывов»;
    • Портфолио «простое»: либо «Портфолио документов», либо «Портфолио работ», либо «Портфолио отзывов».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на педагогическом совете по теме «Система оценки планируемых достижений личностных результатов обучающихся».

    В данной разработке представлена система оценки планируемых достижений личностных результатов обучающихся....

    Выступление на педагогическом совете по теме "Система оценки достижения результатов учащихся в рамках введения ФГОС ООО"

    Основное содержание системы оценки достижений результатов учащихся по предмету в рамках введения нового федерального стандарта на ступени основного общего образования...

    Накопительная система оценок. Портфолио.

    Данный материал посвящен накопительной оценке, оценивающей суммарный результат наших усилий, который можно определенным образом связать с достижением того или иного уровня компетентности, по крайней м...

    От индивидуальности педагога – к личностным достижениям ученика. Взгляд молодого педагога.

    Мне бы хотелось рассказать о том, как у меня всё начиналось.......

    Портфолио как новая форма оценки личностных достижений учителя

    Данный материал содержит информацию о портфолио учителя, основных разделах портфолио и его видах....

    Портфолио – форма оценки достижений ученика

     «Портфолио» как понятие, относящееся к образованию, стало достоянием школьной жизни совсем недавно. Строгое словарное значение термина «портфолио» связано с тремя ...

    "Организация системы внутренней накопительной оценки достижений обучающихся" (методическая рекомендация)

    Практическая ценность  данной работы заключается в том, что ее материалы могут быть использованы в практике преподавания истории и обществознания в современной школе....