Финансовые задачи
методическая разработка
Финансовые задачи для проведения финансовых боев на школьном этапе. ( Азбука финансовой грамотности)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Финансовые задачи ( Азбука финансовой грамотности) | 0 байтов |
финансовые задачи ( Азбука финансовой грамотности) | 34.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Приложение 5.
Задачи для проведения финансовых боев на чемпионате школы по финансовой грамотности.
Задачи по теме 1 «Личные (семейные) финансы. Финансовое планирование и бюджет»
Задача 1.Представьте, что семья Феди Агеева состоит из пяти человек: Федя, его мама, папа, бабушка и дедушка. Мама получает заработную плату, работая врачом в больнице, 35 000 руб. (без учёта налога на доходы физических лиц), папа инженер на заводе, получает зарплату 52 000 руб. (без учета налога на доходы физических лиц), бабушка и дедушка получают пенсию соответственно 12 000 руб. и 14 000 руб.
1. Каков совокупный доход семьи Агеевых?
2. Каков доход семьи в расчёте на каждого члена?
Свой ответ обоснуйте расчетами.
Задача 2. Начисленная заработная плата гражданина составляла с января по июнь включительно 23 000 руб. в месяц, с июля по декабрь – 25 000 руб. В августе гражданин, участвуя в поэтическом конкурсе – акции рекламного характера, был удостоен призового места и награждён электронной книгой стоимостью 10 000 руб.
Какую сумму налога на доходы физических лиц необходимо заплатить в бюджет?
Свой ответ обоснуйте расчетами.
Задача 3. Иван Сергеевич решил выращивать перепелок. За год он продал 100 кг мяса птицы по цене 500 руб. за кг, а также 20 000 яиц по цене 50 руб. за десяток. Расходы за год составили 100 000 руб.
В профиците или дефиците бюджет Ивана Сергеевича в этом году?
Насколько бюджет в профиците или дефиците?
Свой ответ обоснуйте расчетами.
Задача 4. Ежемесячные расходы семьи Михайловых имеют следующий состав:
- коммунальные платежи – 5 250 руб.
- покупка продуктов питания – 15 000 руб.
- покупка бытовой химии и предметов личной гигиены – 3 000 руб.
- покупка одежды и обуви – 15 000 руб.
- оплата кредита на покупку машины – 10 000 руб.
- оплата проезда – 2 000 руб.
- накопления на поездку летом на море – 5 000 руб.
- покупка лекарств и платные медицинские услуги – 1 500 руб.
- оплата телефона и Интернета – 2 000 руб.
- прочие платежи – 3 000 руб.
1. Какой доход должен быть у семьи в месяц, чтобы ещё откладывать от этой суммы 5 % при постоянстве других расходов?
2. Какой размер накоплений в этом случае будет через 10 месяцев?
Свой ответ обоснуйте расчетами.
Задача 5. Ежемесячные расходы в семье Маши составляют 80 000 руб./мес.
Заработная плата папы составляет 50 000 руб./месяц (после вычета налога на доходы физически лиц), мама зарабатывает 30 000 руб./месяц (после вычета налога на доходы физически лиц).
Маша давно мечтает о профессиональных занятиях танцами, стоимость которых составляет 5 000 руб./мес. Родители говорят, что пока не могут позволить такие дополнительные расходы.
Однажды мама сказала, что со следующего года ей повысят зарплату на 10 %, а папа решил найти подработку с доходом 8 000 руб./мес.
Смогут ли в бюджете семьи Маши дополнительно выделять денежные средства на танцы, если инфляция на все товары и услуги прогнозируется в следующем году в размере 7 %?
Свой ответ обоснуйте расчетами.
Задача 6. Сергей является резидентом РФ. В прошедшем году Сергей имел стабильный доход в размере 40 000 руб./месяц и разовую премию к отпуску в размере 20 000 руб.
В прошедшем году Сергей также купил небольшой дом в деревне за 400 000 рублей.
Рассчитайте сумму налога на доходы физических лиц (НДФЛ) после оформления налоговых вычетов, которую Сергей уплатил за прошедший год.
Свой ответ обоснуйте расчетами.
Задача 7. У Петра Ивановича двое детей: годовалый сын Илья и пятилетняя дочь Лиза.
Ежемесячная заработная плата Петра Ивановича в 2018 году составляла 24 000 рублей.
В каком размере Пётр Иванович сможет вернуть уплаченный налог на доходы физических лиц в рамках стандартного налогового вычета, при условии, что он не единственный родитель?
В каком месяце Пётр Иванович утратит право на стандартный вычет на детей?
Свой ответ обоснуйте расчетами.
Задача 8. Представьте, что доходы вашей семьи в начале года составляли 60 000 рублей, а к концу года – 66 000 рублей.
За этот же период инфляция, по официальным данным, составила 5%.
Что произошло с вашими реальными доходами: увеличились они или уменьшились?
Насколько ваши реальные доходы увеличились или уменьшились?
Свой ответ обоснуйте расчетами.
Задача 9. Родители Дмитрия решили купить ему на следующий день рождения ноутбук. Стоимость ноутбука – 32 200 рублей.
Заработная плата мамы – 25 000 рублей, Папы – 32 500 рублей (до вычета НДФЛ).
Родители могут откладывать по 5% в месяц от суммы заработной платы.
Могут ли при таких условиях родители Дмитрия купить ему ноутбук через год?
Свой ответ обоснуйте расчетами.
Задача 10. Известно, что в потребительскую корзину входили молочные, мясные и хлебобулочные продукты.
Соотношение расходов на продукты потребительской корзины – 3:2:5 соответственно.
На молочные продукты начали тратить на 20% больше, на мясные на 40% больше, на хлебобулочные на 12 больше%.
Заработная плата не изменилась.
1. Сколько процентов составила инфляция за этот год?
2. Как и насколько такая инфляция изменит реальные доходы граждан?
Свой ответ обоснуйте расчетами.
Задача 11. Мама дает Леше 5 000 рублей каждый месяц.
20% денег Леша тратит на проезд в транспорте, четыре раза в месяц он ходит в кино (билет стоит 250 рублей), все остальное Леша тратит на еду, занятия английским языком, подарки.
Стоимость проезда в транспорте выросла на 10%, билеты в кино подорожали на 20%, прочие расходы не изменились.
Доля обязательных расходов Лёши среди всех расходов до изменения цен была 60%. Обязательные для Лёши расходы – это траты на еду, транспорт и английский.
Как изменить структуру расходов, чтобы продолжить ходить в кино 4 раза в месяц? В ответе укажите новое распределение 5 000 рублей по статьям расходов.
Свой ответ обоснуйте расчетами.
Задачи по теме 2 «Сбережения семьи. Услуги банковских организаций»
Задача 1. У молодоженов Батарейкиных совместный ежемесячный доход составляет 150 000 рублей.
Ежемесячные расходы (продукты питания, коммунальные платежи, оплата ипотеки и т.д.) составляют 115 000 рублей.
На начало года накопления семьи составляли 45 000 рублей.
Семья планирует купить новую мебель на кухню стоимостью 127 000 рублей только за счёт собственных средств.
В каком месяце семья сможет это сделать?
Нужно учесть, что зарплата за месяц поступает в последний день месяца.
Тогда же семья выплачивает основную часть трат, в том числе платеж по ипотеке.
Свой ответ обоснуйте расчетами.
Задача 2. У Леши есть 2,8 млн. рублей и он хочет положить их на срочные вклады под 7% годовых.
В какое минимальное количество банков их надо положить, чтобы получить полную сумму за счет страховых выплат Агентства страхования вкладов в случае прекращения деятельности банков в течение года?
Свой ответ обоснуйте расчетами.
Задача 3. Алексей планирует купить одну из двух марок автомобиля: «А» стоимостью 900 000 руб. или «Б» стоимостью 600 000 руб.
В среднем Алексей проезжает 15 000 км в год.
Стоимость бензина 40 руб. за литр. Автомобили потребляют одну и ту же марку бензина. Расход бензина марки «А» – 9 литров на 100 км, а марки «Б» – 10 литров на 100 км.
Автомобиль планируется использовать в течение 5 лет, после чего автомобиль марки «А» Алексей сможет продать за 500 000 руб., а марки «Б» – за 350 000 руб.
Насколько дороже Алексею обойдётся покупка и владение более дорогой машиной?
Свой ответ обоснуйте расчетами.
Задача 4. Ежемесячный заработок Олега – 15 000 рублей.
30 % заработка Олег отдаёт маме, обеды ему обходятся в 2500 руб., расходы на проезд составляют 1 200 руб., столько же на посещение кинотеатров, 2 000 руб. расходуются на мелочи, остальное Олег старается откладывать.
Через сколько месяцев Олег сможет купить спортивный велосипед за 25 200 рублей?
Свой ответ обоснуйте расчетами
Задача 5. Найдите прибыль от 15 000 рублей, положенных на депозит на 2 года под 10% годовых, если в конце каждого года проценты добавлялись к депозитному вкладу.
Свой ответ обоснуйте расчетами.
Задача 6. Максиму на день рождения подарили 6 000 рублей, а его старшему брату 8 000. Через три года они мечтают купить мопед за 19 500 рублей.
Есть возможность открыть вклад в 2-х банках.
В первом банке положив 200 000 рублей через год можно снять со счёта 224 000 рублей.
Во втором банке положив 250 000 рублей через год можно снять со счёта 277 500 рублей.
В обоих банках вклады можно сделать с ежегодной капитализацией.
В каком банке нужно открыть счет для того, чтобы Максим и его брат смогли купить мопед.
Свой ответ обоснуйте расчетами.
Задача 7. Вы хотели бы сделать вклад в банк. Когда вы пришли в выбранный вами банк, то консультант вам предложил вклады на выбор:
- 9,8% годовых без капитализации процента;
- 9,7% годовых с ежегодной капитализацией;
- 9,5% годовых с ежеквартальной капитализацией процента.
Какой вклад вы выберете, если захотите сделать вклад на 1 год?
Свой ответ обоснуйте расчетами.
Задача 8. Василий приехал в город N на 5 дней.
Он планирует совершать по 10 поездок на метро каждый день.
Тарифы городе N следующие следующие:
Взрослый билет на одну поездку | 40 рублей |
Безлимитный проездной на день для одного человека | 350 рублей |
Безлимитный проездной на три дня для одного человека | 900 рублей |
Какую минимальную сумму ему придется потратить на билеты при существующих тарифах?
Свой ответ обоснуйте расчетами.
Задача 9. Надежда хочет поместить 3 000 000 рублей на банковские депозиты в четырех банках сроком на 12 месяцев.
Предложения банков представлены в таблице:
Банк | Ставка по депозиту | Вклады застрахованы в АСВ? |
А | 19% | Нет |
Б | 10% | Да |
В | 8% | Да |
Г | 6% | Да |
Все банки принимают вклады на суммы, кратные 1 000 рублей.
По закону, АСВ возвращает вкладчикам разорившихся банков сумму депозита и процентов, начисленных к дате банкротства (но не более 1 400 000 рублей).
На какую сумму Надежде следует открыть депозит в каждом из указанных банков, если она стремится к максимальному доходу, но хочет быть уверена, что в случае разорения каких-либо из банков Агентство по страхованию вкладов (АСВ) полностью компенсирует ее потери? Выполните расчеты с округлением до рублей.
Задача 10. Петя собирается взять дебетовую карту одного из двух банков и оценивает выгоду каждого предложения.
Предложение банка 1:
- Продукты: кэшбэк – 3%
- Одежда: кэшбэк – 4%
- Кэшбэк на все остальные покупки – 1,2%,
Предложение банка 2:
- Транспорт: кэшбэк – 5%, траты
- Развлечения: кэшбэк – 5%, траты
- Спорттовары: кэшбэк – 6%, траты
- Кэшбэк на все остальные покупки – 0,7%
Расходы Пети:
- Транспорт: 2 000 рублей
- Продукты: 5 000 рублей
- Одежда: 3 000 рублей
- Развлечения: 3 000 рублей
- Спорттовары: 1 500 рублей
Предложения какого банка лучше всего выбрать, если Петя хочет получить наибольший кэшбек?
Свой ответ обоснуйте расчетами.
Задача 11. Ваш друг Олег решил накопить на путешествие, о котором долго мечтал.
За два года ему удаётся собрать 90 000 рублей, и в будущем году его расходы и доходы не изменятся.
Олег может отправиться в поездку через несколько месяцев или через год, однако туристическое агентство прогнозирует, что через год стоимость составит 95 000 рублей.
В то же время коммерческие банки предлагают заключить договор вклада на год со ставкой 10% годовых (без пополнения вклада и капитализации), а один из друзей Олега просит его инвестировать 100 000 рублей в свою кофейню с возвратом всей суммы и «бонусом» в 5 тысяч рублей через 8 месяцев.
Что бы вы посоветовали Олегу: инвестировать в кофейню друга или положить деньги на вклад и поехать через год? Учтите, что он хотел бы иметь наибольший доход.
Свой ответ обоснуйте расчетами.
Приложение 6.
Календарь проведения финансовых боев для 5-ти команд на чемпионате школы.
Номера поединков | Номера команд, играющих между собой, роли команд |
1 | 1 (решатели) – 2 (оппоненты) |
2 | 3 (решатели) – 4 оппоненты) |
3 | 5 (решатели) – 1 (оппоненты) |
4 | 3 (решатели) – 2 (оппоненты) |
5 | 4 (решатели) – 5 (оппоненты) |
6 | 1 (решатели) – 3 (оппоненты) |
7 | 2 (решатели) – 4 оппоненты) |
8 | 5 (решатели) – 3 (оппоненты) |
9 | 4 (решатели) – 1 (оппоненты) |
10 | 2 решатели) – 5 (оппоненты) |
11 | 2 (решатели) – 1 (оппоненты) |
12 | 4 (решатели) – 3 (оппоненты) |
13 | 1 (решатели) – 5 (оппоненты) |
14 | 4 (решатели) – 2 (оппоненты) |
15 | 3 (решатели) – 1 (оппоненты) |
16 | 2 (решатели) – 3 (оппоненты) |
17 | 5 (решатели) – 4 оппоненты) |
18 | 1 (решатели) – 4 (оппоненты) |
19 | 5 (решатели) – 2 (оппоненты) |
20 | 3 (решатели) – 5 (оппоненты) |
Приложение 7.
Таблица результатов финансовых боев для 5-ти команд
Название команд | Номер поединка | Объекты оценивания | Команда 1 (название) | Команда 2 (название) | Команда 3 (название) | Команда 4 (название) | Команда 5 (название) | Общее кол-во баллов | Место |
Команда 1 (название) | 1-й поединок | Решение | |||||||
Ответ | |||||||||
Вопрос | |||||||||
2-й поединок | Решение | ||||||||
Ответ | |||||||||
Вопрос | |||||||||
Команда 2 (название) | 1-й поединок | Решение | |||||||
Ответ | |||||||||
Вопрос | |||||||||
2-й поединок | Решение | ||||||||
Ответ | |||||||||
Вопрос | |||||||||
Команда 3 (название) | 1-й поединок | Решение | |||||||
Ответ | |||||||||
Вопрос | |||||||||
2-й поединок | Решение | ||||||||
Ответ | |||||||||
Вопрос | |||||||||
Команда 4 (название) | 1-й поединок | Решение | |||||||
Ответ | |||||||||
Вопрос | |||||||||
2-й поединок | Решение | ||||||||
Ответ | |||||||||
Вопрос | |||||||||
Команда 5 (название) | 1-й поединок | Решение | |||||||
Ответ | |||||||||
Вопрос | |||||||||
2-й поединок | Решение | ||||||||
Ответ | |||||||||
Вопрос |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс для обучающихся 9 класса "Задачи финансовой математики"
Курс рассчитан на 14 часов (в неделю 1 час).Данный курс построен на содержательном материале математики 5-9 классов.Программа курса составлена в соответствии с положением Концепции профильного о...
Мастер-класс "Работаем с табличным процессором (решение финансовых задач)"
Материал мастер-класса содержит последовательное описание решения экономической финансовой задачи рассчет оплаты ссуды посредством электронных таблиц. Может применяться как учебное пособие школьникам,...
Задачи по финансовой математике, как средство формирования финансовой грамотности у школьников
финансовая грамотность...
Финансовые задачи для курса математики 5—6 классов
Финансовые задачи для курса математики 5—6 классов. Финансовые задачи из ВПР для 5—6 классов. Финансовые задачи из ОГЭ, которые можно решить в 5—6 классах....
Методическая разработка изучения раздела "Решение финансовых задач и логических уравнений средствами MS Excel"
Данная работа будет актуальной для ребят, которым предстоит сдавать ЕГЭ по математике в компьютерной форме, так как те математические задачи, которые решаются на уроках математики, оказывается можно р...
Конспект урока информатики в 8 классе "Решение финансовых задач инструментами Excel"
Материал направлен на освоение технологии проектирования электронных таблиц при заданной постановке задачи и исходных данных, а также освоения технологии автоматизированного расчета ежемесячной оплаты...
мастер-класс "Методика решения финансовых задач"
Данна презентация содержит материалы для мастер-класса для учителей по вопросу решения финансовых задач в рамках развития функциональной грамотности....