Епархиальные Рождественские образовательные чтения «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа»
статья (8 класс)

Чанчикова Анастасия Андреевна

Доклада посвящен проблеме воспитания современной молодежи. Актуальность доклада обусловлена многими факторами, связанных с утратой нравственных ценностей молодежи в современном российском обществе, что нередко приводит к негативным последствиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_aleksandr_nevskiy_1.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

X Епархиальные Рождественские образовательные чтения

«Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа»

Православие и молодёжь

(Название номинации)

Имя Александра Невского в воспитании современной молодежи

(Название доклада)

Фамилия, имя, отчество (полностью) Чанчикова Анастасия Андреевна

Название места работы/учёбы МБОУ «Школа № 5», педагог-организатор

Наименование муниципального образования МБОУ «Школа № 5»

Наименование населённого пункта г. Муравленко

2020 г.

ДОКЛАД

Тема: Имя Александра Невского в воспитании современной молодежи

В настоящее время в публикациях российских философов, социологов, психологов и педагогов, особую актуальность обнаруживается проблема воспитания и социализации современной молодежи. Это новые тенденции общемирового цивилизационного процесса. При этом особое внимание в дискуссиях на тему социализации уделяется поиску новых образов личности, более адекватных современной культурной ситуации.

На сегодняшний день, проблема социальной регуляции поведения молодежи, формирования внутренней системы установок, ценностей приобретает особую значимость. 

Актуальность доклада, посвященного проблеме воспитания современной молодежи обусловлена многими факторами, связанных с утратой нравственных ценностей молодежи в современном российском обществе, что нередко приводит к негативным последствиям. Причинами этого стали: негативное влияние средств массовой информации, деградация человеческой личности. У молодежи пропадает интерес к отечественной культуре, истории, ценностям, которые формировались веками. Современная российская молодежь на первое место ставит личный статус в обществе, материальное благополучие и индивидуализм, и только потом идет семья, духовные потребности, патриотизм и т.д. Также сегодняшняя молодежь поставлена в жесткие условия адаптации – переворот в политическом, социально-экономическом и культурном сознании сопровождается обвальным кризисом ценностного сознания.

В нашем обществе, социализация является особо значимой в период, когда происходит смена истинных ценностей, существенно влияющих на процесс формирования социального опыта у подрастающего поколения. От того, какие ценности будут сформированы у молодёжи сегодня, зависит бедующее нашего общества.

Социализация — это процесс формирования и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. И лучшее, что может дать старшее поколение, это обеспечить социализацию по средствам организованного целенаправленного педагогического процесса в условиях образования и воспитания.

Цель современного образования — воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечает базовые национальные ценности. Носителями базовых национальных ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации. К традиционным источникам нравственности относятся: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, совокупность проявлений духа в мире и человеке. Нравственность есть совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу социализации личности и формированию у человека нравственных чувств (совести, веры, ответственности, долга, патриотизма, гражданственности), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к проявлению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли), нравственного облика (милосердия, кротости, терпения).

Для организации образовательного пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов — участников воспитания: семьи, школы, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений.

В условиях духовного кризиса, обращение к образу святого благоверного Александра Невского, является прекрасным примером для духовного и национально-патриотического воспитания современной молодежи. Знакомство с его житием может являться важнейшим источником формирования базовых нравственных ценностей.

Образ героического князя, который сражался с врагами ради русского государства, продолжает быть примером для большего числа людей. Александр Невский объединил русские земли и многочисленные народы, населявшие их, для борьбы с общим врагом на Западе и приложил массу дипломатических усилий для сохранения хороших отношений с Востоком. Будучи мудрым правителем, он на несколько столетий защитил Северо-Восточную Русь от угроз со стороны европейцев и экспансии католичества, а набеги ханов Золотой Орды во время его правления свелись к минимуму.

В характере Александра Невского выделяют такие черты, как мужественность, решительность, твёрдость. В нем также слились воедино три ипостаси человеческого бытия: христианина, гражданина и семьянина. В различные исторические эпохи, художники изображали князя-героя как святого инока, доблестного военачальника, мудрого правителя.

Многообразие произведений, посвященных Александру Невскому, свидетельствует, о том, что общество имеет духовно-нравственную потребность в художественном образе «христианина, гражданина и семьянина», каким был Александр Невский. Работа по приобщению молодежи к наследию Александра - это знакомство с книгами об Александре Невском: «Александр Невский» В.Н. Терехова, «Невская битва» А.Я. Дегтярева, «Александр Невский» Ю. Бегунова. Участие молодежи в исторических квестах на тему «Александр Невский – Имя России», «Александр Невский – Знамя наших Побед» и др.

Воспитание подрастающего поколения на примере подвига Александра Невского способствует формированию базовых национальных ценностей:

  • патриотизм —любовь к России, к своему народу. Готовность положить свою жизнь за отечество. В этом проявляется патриотизм Александра Невского, выраженный не только в военных успехах, но и в проведении им внутренней политики. «Два подвига Александра Невского – подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке – имели одну цель: сохранение православия как нравственно-политической силы русского народа». (Г. В. Вернадский.)
  • социальная солидарность — выражающая в свободе личной и национальной, доверие и справедливость. Фигура Невского - это знаковая фигура для построения межнациональных и межрелигиозных отношений среди народов и конфессий России, она принимается всеми российскими национальностями.
  • гражданственность — мужество, служение Отечеству. «Князь Александр совершил пять поездок в Орду. «Кто-то мог соглашаться или не соглашаться с тем, как Александр защищал раздираемую междоусобицами Русь, как он ездил в Орду, как кланялся хану, как силою смирял новгородцев, отказавшихся платить хану подать. Но князь шел на эту Голгофу, понимая, что именно этими действиями он оградит Русь и не будет никакого порицания его служению» (Патриарх Кирилл).
  • верность семье, целомудрие - образ Александра Невского это образ семьянина, молодой правитель женился на Александре Брячиславне, дочери князя Полоцкого. Сын – Даниил причислен к лику святых.
  • православие, как традиционная религия — спасение православной веры было для князя Александра основным делом его жизни. Православие не на словах, а на деле было – «столп и утверждение истины». Подвиг Невского - подвиг христианского смирения, сопряженный с патриотизмом и христианской нравственности и христианского мировоззрения. Христианское вероучение в корне изменило сознание людей, их образ жизни, культуру и нормы морали.
  • искусство и литература — образ Александра Невского красив, гармоничен, через него раскрывается духовный мир человека, смысл жизни, эстетическое развитие. Очень ярко представлен образ князя и в поэме Константина Симонова «Ледовое побоище».
  • человечество — миролюбие. В последний раз в Орде Александр пробыл почти год. В этот период происходит окончательное формирование новой общеевропейской христианской цивилизации, сплоченной, несмотря на непрекращающиеся войны и усобицы, единой религией.

Выделенные базовые национальные ценности на примере подвига Александра Невского определяют современный национальный воспитательный идеал. Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Нравственные ценности, которые несет в себе православие, должны занимать достойное место среди ценностных ориентаций молодежи. Они должны быть не только регулятором, помогающим осуществить выбор поведения в жизненно важных ситуациях, но и социально значимым индикатором жизни.

В современных условиях социальной и культурной модернизации российского образования, требующих воспитания «высоконравственной, творческой, компетентной» личности образ Александра Невского востребован и педагогически целесообразен.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Авдюшина Т.А. Формирование базовых национальных ценностей у младших подростков в процессе освоения произведений русской музыкальной классики в школе искусств.// Материалы межвузовской научно-практической конференции, Екатеринбург, 2012г.
  2. Васильев Г.Н. Изучение биографии Александра Невского в школе. //«Александр Невский на страже Отечества». 770-летие Ледового побоища. Материалы III Международных Александро-Невских чтений 18-19 апреля 2012 г.
  3. Гусакова В.О. Значение художественного образа Александра Невского в воспитании современной молодежи. //«Александр Невский на страже Отечества». 770-летие Ледового побоища. Материалы III Международных Александро-Невских чтений 18-19 апреля 2012 г.
  4. Данелюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. Просвещение, 2011
  5. Барсенков В.Единоверие: проблемы и перспективы //[Электронный ресурс]: https://media.elitsy.ru/otvety/edinoverie-problemy-i-perspektivy/
  6. Стригуненко И.К. Предупреждение девиантного поведения российской молодежи как социологическая проблема // Историческая и социально-образовательная мысль 2013 № 6 (33). С. 135.
  7. Явон С.В, Ценностные ориентации молодежи среднего Поволжья // Социс 2012 - № 5. С. 94.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Выбор Александра Невского: запад или восток?

Методическая разработка урока с презентацией  направлена на развитие умений и навыков работы с документами и решения проблемных задач....

Урок Выбор Алесандра Невского: запад или восток?

Презентация к уроку ВЫбор Александра Невского:и запад или восток? с постановкой проблемной задачи....

Методическая разработка урока по теме: «Русь между Западом и Востоком: исторический выбор Александра Невского» Предмет: история России. 6 класс.

Методическая разработка  урока истории для 6 класса по теме "Русь между Западом и Востоком: исторический выбор Александра Невского" . УМК образовательной системы "Школа 2100"...

ОМСКИЕ ОБЛАСТНЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ «Традиционные ценности и современный мир» Духовно-нравственное воспитание в семье и общеобразовательном учреждении через реализацию учебного курса ОРКСЭ

         Большое значение в формировании духовно-нравственного воспитания обучающихся имеет преподавание комплексного учебного курса  ОРКСЭ, который...

Своя ирга по теме "Александр Невский: Запад и Восток"

Материал может быть полезен классным руководителям 5-6 классов....

XI Епархиальные Рождественские образовательные чтения «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность»

Номинация: Православие и семья Тема :Православные ценности, их значение для жизни...

XII Епархиальные Рождественские образовательные чтения «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека»

Номинация: Православие и семья Тема: Христианская ценность – смирение,  ведущая к  духовному росту человека...