Современные технологии в обучении детей с ОВЗ
статья

Материал о педагогических технологиях применяемых для обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях инклюзивного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №50 г. Шахты

Тема;  «Современные технологии в обучении детей с ОВЗ».

Подготовил: учитель ОБЖ, технологии и физкультуры Шапочкин А.А.

Проблемы специального образования в сегодняшнем обществе являются одними из самых актуальных. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, ежегодно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка

Приоритетной целью образования  при обучении разных детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов является формирование способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - учить учиться.  

При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья нужно опираться на системно - деятельностный подход, включая в процесс коррекции современные образовательные технологии.

Объяснительно–иллюстративные технологии. Результатом их применения является экономия   времени, сохранение сил учителя и учащихся, облегчение  понимания  сложных  знаний.

Игровые технологии –  развивают возможности для формирования личности обучающихся, который осуществляется средствами разумной организации разносторонней   игровой деятельности, доступной каждому  ребенку, с учетом психофизических возможностей,  путем   осуществления   специальных  игровых  программ, имеющих  как  общеразвивающий, так и  специализированный   характер.

Личностно-ориентированные технологии -   направлены   на  организацию  учебно - воспитательного процесса   с учетом  индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся. Применение  данной  технологии  позволяет  формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.

 Инновационные  технологии. В   учебно - воспитательном процессе  используют :

 - компьютерные игры как средство педагогической коммуникации для реализации индивидуализированного обучения;

 -использование мультимедиа презентаций на  уроках  и внеклассных мероприятиях;

 - тестовые технологии  (презентации);

 -аудиовизуальные  технологии;

 - компьютерные  тренажеры.

 Достоинствами компьютерных технологий являются: индивидуализация  учебного процесса, активизация самостоятельной работы учащихся, развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно процессов  мышления.

На  учебных, коррекционно-развивающих   занятиях можно  применять технологии арттерапии. (музыкотерапия,  фототерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия , оригамитерапия).

   Данные  технологии связаны с воздействием разных средств искусства на  обучающихся, они позволяют  с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений  осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.

Технологии дифференциации и индивидуализации обучения.  Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации учащихся в однородные (гомогенные) группы.

 Применение данной технологии  имеет следующие преимущества:

 •  исключается уравниловка и усреднение детей;

 •  повышается уровень мотивации учения в сильных группах;

 •  в группе, где собраны дети с равными способностями, ребенку легче учиться;

 •  создаются щадящие условия для слабых;

 •  у педагога появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному;

 •  отсутствие в группе отстающих позволяет не снижать общий уровень преподавания;

 •  появляется возможность более эффективно работать с трудными обучающимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;

 •  повышается уровень Я-концепции ученика: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать образовательный  успех, избавиться от комплекса неполноценности.

 Индивидуальный подход – это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой педагог взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.

 Индивидуальный подход осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях.

 Технологии компенсирующего обучения. К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой). Это имеет еще более важное значение при работе с детьми-сиротами, часто простое ласковое прикосновение успокаивает ребенка и активизирует его учебную деятельность.

    Коррекционно-развивающие технологии, содержат в себе сочетание инновационных  технологий   с  традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.

В процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей.

Во время работы с детьми данной категории педагог должен проявлять особый педагогический такт.

Важно подмечать и поощрять успехи детей, помогать каждому ребёнку, развивать в нём веру в собственные силы и возможности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Учителю и ученикам недостаточно использования презентации просто как иллюстрации к объяснению материала. Эффективнее всего использование на уроках интерактивных презентаций, которые делают учеников не...

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР "Современные технологии в обучении и воспитании детей"

Тема: Современные технологии в воспитании и обучении детей. Технология социального проектирования, компьютерная и интернет технологии....

Современные технологии в обучении детей с ОВЗ

При формировании у учащихся с ограниченными возможностями здоровья универсальных учебных действий нужно опираться на системно - деятельностный подход, включая в процесс коррекции современные образоват...

Использование современных образовательных технологий при обучении детей специальных (коррекционных) классов 8 вида

Докладна педагогическом совете школына тему« Использование современных образовательныхтехнологий при обучении детей специальных(коррекционных) классов 8 вида »...

Выступление на тему: "Современные технологии в обучении детей с ОВЗ"

Выступление о применении различных педтехнологий в обучении детей с ОВЗ...

презентация "Современные технологии электронного обучения в формировании положительной мотивации к обучению"

Презентация на решение проблемы:"формирование положительных мотивов к изучению предмета с помощью современных технологий электронного обучения"Активное использование в учебном процессе совре...

Использование современных образовательных технологий при обучении детей с интеллектуальными нарушениями

Использование современных образовательных технологий при обучении детей с интеллектуальными нарушениями...