Инновации в педагогической деятельности
статья

Бобырь Александр

Инновации в педагогической деятельности (Интеракция как метод обучения в школе). Актуальность выбранной темы исследования обусловлена рядом факторов.

 Она соответствует целям педагогической деятельности, заявленным ФГОС, который провозглашает компетентностно-деятельностный подход.

Неуничтоженное понятие говорит о том, что чтение – это основа учения. От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться. Хорошее чтение является залогом успешного обучения ребенка по всем предметам. Грамотное письмо связано с грамотным чтением. Грамотность предполагает культуру чтения и любовь к книге. Едва только ребенок переступает порог школы, книги становятся постоянными спутниками его жизни. Из года в год, из класса в класс их приходит все больше. Книги содержат в себе уже накопленные знания, без которых невозможно выучить урок, написать сочинение, осмыслить поступки, научиться чему-то очень важному.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНЦЕПЦИЯ

Интеракция как метод обучения в школе

         

                                                                                                              

  1. Общие положения. Актуальность темы

В апреле 1968 года дипломированный американский психолог Роберт Тейлор написал знаменитое эссе The Computer as a Communication Device («Компьютер как устройство связи»), лёгшее в основу создания персонального компьютера и сети ARPAnet, предшественника Интернета. В основе эссе Тейлора концепция решения проблемы эффективности общения, над чем впоследствии Тейлор и работал, разрабатывая и воплощая инженерную часть этой концепции – взаимодействие технических устройств посредством человеческого управления. Прагматик Тейлор в 1968 году не усмотрел тот факт, что развитие компьютерных устройств может изменить сферу межчеловеческого общения! Это он смог осмыслить только к концу своей жизни: «Большое количество людей в Интернете является большей угрозой, чем на шоссе» (Роберт Тейлор, 2000 год).

Именно опасные тенденции в изменении сферы межчеловеческого общения составляют актуальность выбранной темы исследования.

Человеческая личность не может формироваться вне общества: личность всегда социальна.

Неуничтоженное понятие говорит о том, что чтение – это основа учения, основа социализации личности. Человеческая цивилизация приблизительно шесть тысяч лет назад  имело вескую причину для создания письменности, и сделано было это не для того, чтобы современный человек отказался от неё, отказался от умения, которым он отличается от других существ, соседствующих ему на планете. От умения читать зависят успех ученика и его желание учиться. Грамотное письмо связано с грамотным чтением. Грамотность предполагает культуру чтения и любовь к книге. Книги содержат в себе уже накопленные знания, без которых невозможно выучить урок, написать сочинение, осмыслить поступки, научиться чему-то очень важному.

Педагогическая действительность, однако, изменилась значительно и непредсказуемо. Ни для кого не секрет, что сегодня всё большее количество детей вырастает, так и не взяв в руки книгу. Их литературный опыт в этом случае ограничивается комиксами, журналами для наклеек, детективными литературными поделками. Конечно, кроме книги существуют и другие источники информации. Это телевизор, видео, компьютер. Значение и роль информационных технологий несомненно велика и очень значима, но всё должно быть в меру. Нужно придерживаться главного принципа – не навреди! Посмотрим, как электронная культура воздействует на чтение детей и подростков:

•        Меняется восприятие печатного текста и информации, оно становится более поверхностным и фрагментным;

•        Меняется мотивация чтения и репертуар читательских предпочтений;

•        Происходит ухудшение грамотности школьников, педагоги бьют тревогу по поводу упрощения и огрубления речи учащихся, примитивных  штампов, которыми часто полны их сочинения;

•        Утрачивается не только культура чтения, но и культура речи детей и подростков, которые подверглись агрессивному воздействию внешней виртуальной среды.

Таким образом, в условиях развития информационного общества актуальным является использование интерактивных методов обучения в образовательном процессе.

2. Понятийно-категориальный аппарат

Статистика показывает, что пример и навыки использования компьютера, ориентированности в цифровых продуктах, в основном развлекательных, ребёнок получает и закрепляет вне школы, в семье.

Длительное время психологи и социологи пытаются разобраться: компьютерная зависимость у детей - это болезнь или социальная проблема? Это серьёзная эмоциональная зависимость, и иногда справиться с ней самостоятельно не способен даже зрелый человек. 

Современный цифровой гаджет - удобная штука для отвлечения ребенка! Ребёнок, например, хочет общения с родителями, но они заняты своими, увы, виртуальными развлечениями или, в лучшем случае, домашними заботами. Для нейтрализации ребёнка ему, естественно, даётся всё тот же гаджет. Таким образом, родители воображают, что поступили морально: получают личную «свободу», да и ребёнок вроде как приобщается к компьютерной технике! И это нравится и родителям, и ребёнку! Вот они, первые сигналы зависимости.

Различают несколько видов компьютерной зависимости:

- Игровая, при которой ребёнок увлечённо играет в групповые игры по сети или индивидуально. Игрок может забросить всё: учёбу, работу, семью, вся его жизнь перемещается в плоскость монитора, где он стремится быть победителем, несокрушимым вооружённым до зубов героем, спасающим планету. Удовольствие ребёнок получает от достижения цели – уничтожить как можно больше «врагов» и при этом сохранить себе жизнь.

- Сетевая зависимость, при которой ребёнок не может обойтись без так называемого интернет-общения в социальных сетях или в самых различных форумах.

- Зависимость, проявляющаяся в виде нескончаемого бесцельного брожения по сайтам, так называемый серфинг. Это самый коварный вид зависимости. Ребёнок, обманывая себя, считает, что если он не играет, не зависает в так называемых «социальных сетях», то с ним всё в порядке. На самом деле он убивает время непрерывным поглощением информации, которая ему никогда не пригодится.

Психофизиологическая основа игровой компьютерной зависимости понятна. Это получение удовольствия, к которому организм привыкает. Гормоны «радости», «удовольствия» вырабатываются при условии занятости ребёнка сомнительным делом – играми в виртуальной реальности, причём, реальных физических затрат нет, игра не требует, практически, никаких физических усилий. Интеллектуальные затраты тоже весьма сомнительны, они концентрируются вокруг нескольких умений, которые требуются для прохождения большинства компьютерных игр.

В сложившемся положении вещей всё же  имеет место тот факт, что большая часть накопленного человечеством культурного наследия существует сегодня именно в виде книг, а не в виде кинофильмов и компьютерных программ.

Использование исключительно традиционных методов обучения в образовательном процессе приводит, в частности, к тому, что обучающиеся принимают информацию, которая предлагается преподавателем, избегая поиска дополнительных данных и самостоятельного рассмотрения вопросов. Такой подход не позволяет грамотно разрешить поставленный вопрос, дойти до его сути. У детей доминирует расчётливый потребительский подход.

Школа становится необитаемым островом, на котором не регламентировано потребление развлекающих цифровых продуктов, слабо расписано то, что касается правил, порядка обращения к электронным устройствам. Усвоив якобы существующую необходимость «постоянной связи с семьёй», ребёнок злоупотребляет этим, прикрывает действительную ориентацию своей занятости гаджетами, теряет мотивацию получить удовлетворение от нормальной вовлечённости в образовательный процесс, начинает игнорировать все ещё оставшиеся, но уже сильно поколебленные цифровым цунами нормы и правила поведения.

Создавшаяся педагогическая действительность может завести в тупик, но так ли эта ситуация неожиданна и неповторима?

Нужно вспомнить, что аналогичная ситуация сложилась в 60-70 годы XX века, кстати, в пик письменной и устной грамотности населения. Именно тогда возник прецедент «книжной зависимости»: дети с фонариком читали под одеялом, и родителям загнать ребёнка спать было чрезвычайно проблематично. Доходило до массовых жалоб в школы, родители призывали к ограничению объёма чтения. Книгомания, к сожалению, выродилась в систему конкурсного накопительства книжных корешков на полках домашних библиотек, а взаимодействующая система «родители-школа», фактически, упустила тот  момент, когда у ребёнка изменился канал потребления информации, не важно, на что направленный: на просвещение или на развлечение.

Эрудиция, память переносятся в «Облако», доверяются персональному компьютеру, подключённому к мировой сети. Человек перестаёт понимать правила межчеловеческого общения, отвыкает от развития навыков человеческой логики непосредственного общения.

Сложность реализации концепции в том, что у поколения постмиллениалов, детей, родившихся в первом десятилетии XXI века, изменился потолок эстетического восприятия мира, образы героев современности, образы авторитетных умозаключений и этических правил.

Пожалуй, единственным условием эффективного функционирования и развития процесса образования (просвещения) в создавшейся педагогической действительности становится фактор необходимости именно человеческого управления современными каналами социализации ребёнка. В идеале, если мы не можем изменить мейнстрим, необходимо возглавить его, направляя его, в нашем понимании, по оптимальному курсу применения интерактивных форм образования (просвещения).  

3.Теоретико-методологические основания

Понятие «интеракция» (от англ. interaction – взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии. Для теории символического интеракционизма (основоположник – американский философ Джордж Мид) характерно рассмотрение развития и жизнедеятельности личности, созидания человеком своего «Я» в ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми. Сущность символического интеракционизма заключается в том, что взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. В психологии интеракция – это процесс взаимодействия, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком).

В области педагогики понятие «интерактивное обучение» уходит своими корнями в термин «активное обучение». В обобщении опыта активной педагогики соединились лучшие традиции зарубежной (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Фребель), достижения русской (Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский) и советской (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский) педагогической практики и науки.

Исследователи, характеризуя интерактивное обучение, рекомендуют признать его специальной формой организации познавательной деятельности, имеющей конкретные и прогнозируемые цели.

Одну из таких целей автор видит в создании комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную самостоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

4. Ядро концепции

Роберт Тейлор, предлагая в 1968 году решение проблем взаимодействия, заявил о коммуникационных технологиях с использованием технологий  компьютерных, не зная о том, что взаимодействие через компьютер будет вытесняться   взаимодействием человека с компьютером. Компьютер (цифровой гаджет)  как коммутатор под управлением человека начнёт вытеснять человека, заменив его в роли интерактора. Главенствует разновидность коммуникации, имеющая характер, опосредованный свойствами компьютерного устройства, реализуемая без наличия живого человека в качестве участника общения. Сам человек становится пассивной стороной общения.

Предлагаемая концепция базируется на том, что человек – социальная личность, думающее существо, являющееся активной стороной интеракции (взаимодействия). Драматическая социология (Ирвинг Гофман), как ветвь Символического интеракционизма (Джордж Мид), прекрасно объясняет сущность процесса общения с компьютером: это не что иное, как представление себя другим в повседневной жизни, развитие самооценки и оценки окружающей среды иными методами.

Концепция предлагает развернуть пассивные методы обучения в сторону восприятия понятия того, что человек – активное существо по отношению к ситуации, реагирующее на эту ситуацию своим действием, а социальное действие – это вовлечённость в действие двух или более людей, а никак не пассивное взаимодействие с цифровым гаджетом. Интеракция должна существовать в человеческой среде и быть базой  образовательного процесса, что приводит, в результате, к улучшению его качества. Ребёнок должен быть в процессе усвоения человеческой логики и человеческих правил общения, но не машинных!

Принцип формальной логики «истинно-ложно», лежащий в основе цифровых технологий, должен быть заменён расширенным принципом логики человека, изобретённым ещё в Древней Греции – «строгая или свободная хрия». Ключевым понятием, определяющим сущность концепции, является понятие «взаимодействие» (интеракция).

5. Содержательно-смысловое наполнение концепции

Интерактивное обучение является диалоговым обучением, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика, группы учеников.

По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие учителя и обучающегося: активность учителя уступает место активности ребёнка, а задачей учителя становится создание условий для инициативы детей. Учитель отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, он выполняет активную функцию помощника в работе.

Прогнозируемый результат использования в образовательном процессе интерактивных методов обучения - повышение развивающего и интеллектуального потенциалов занятий, развитие индивидуальных личностных качеств каждого обучаемого, развитие коммуникативных умений и навыков, стимулирование творческой активности обучающихся.

6. Педагогические условия эффективного функционирования и развития исследуемого явления

В образовательном процессе возможно использование следующих интерактивных методов обучения:

творческие задания; работа в группах; игры (ролевые игры, деловые игры);

социальные проекты, обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем, кейс-метод;

разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой штурм», «Анализ казусов»).

7. Верификация

Автором предполагается система промежуточного и итогового тестирования, то есть, применение диагностических и статистических методик получения доказательств эффективности положений концепции.

Определяя систему критериев, которые могут дать достоверные результаты, автор предполагает, во-первых, применение принципов тестирования и оценок качества работы и усвоения информации, принятых в системе PIRLS (международных исследований качества работы с текстовой информацией).

Во-вторых, важнейшим критерием оценки результатов должен стать критерий оценки развитости навыков рассуждений обучающегося во время усвоения учебного материала.

Рассуждение ставит своей целью объяснение, доказательство или опровержение начального тезиса. Это логически последовательные выводы на тему заданного тезиса. Они следуют в определённом порядке, итогом которого и служат заключения по заданному тезису. То есть, критерием становится уровень соответствия работы обучающегося строгой или свободной хрии.

Методика верификации:

Для промежуточного тестирования за основу берутся принципы строгой и свободной хрии (оценка соответствия им работы обучающихся).

Для итогового тестирования – принципы апробированных методик PIRLS и PISA.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Прогресс ?

Слайд 3

2 августа 1939 года Обращение Альберта Эйнштейна к Рузвельту

Слайд 4

Роберт Вильям Тэйлор Эссе «Компьютер как устройство связи», апрель 1968

Слайд 5

«Через несколько лет люди смогут общаться более эффективно через машину, чем лицом к лицу» Роберт В. Тэйлор

Слайд 7

Это уже повседневная реальность!

Слайд 9

Прогресс ?

Слайд 11

Вир Гордон Чайлд, археолог

Слайд 12

«Прогресс человечества от состояния дикости к цивилизации неразрывно связан с прогрессом абстрактного мышления, которое позволило ему подняться над хаосом чувственных восприятий и создать вокруг себя упорядоченный космос. В свою очередь, прогресс разума идёт рука об руку с развитием языка» Вир Гордон Чайлд

Слайд 13

«… если какой-нибудь народ получает в наследство тонкую лингвистическую структуру, это дает ему больше преимуществ на пути к прогрессу» Вир Гордон Чайлд

Слайд 14

«Большое количество людей в Интернете является большей угрозой, чем на шоссе» Роберт Тейлор, 2000 год

Слайд 15

«Мир перестал быть человекомерным !» Т.В. Черниговская

Слайд 16

Есть альтернатива?

Слайд 17

Путь развития: «Образование — это то, во что мы все вместе должны вкладывать свои ресурсы. Всё это можно сделать на основе цифровой системы, которая сопровождает ребенка от младшей школы до момента, когда он пойдёт в производственную среду» Г. Греф

Слайд 18

Путь развития: «Формирование способности жить в цифровом мире и сохранять человечность» Т.В. Черниговская

Слайд 19

ИНТЕРАКЦИЯ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТАМ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА В СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА А.А. Бобырь , учитель истории и обществознания МБОУ «Центр образования №69»

Слайд 20

Актуальность

Слайд 21

Опасные тенденции изменения сферы межчеловеческого общения определяют актуальность темы

Слайд 22

Агрессия Мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей

Слайд 23

Дислексия Н арушение способности к овладению навыками чтения при сохранении общей способности к обучению

Слайд 24

Дисграфия Ч астичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи

Слайд 25

Компьютерная зависимость, игромания Психологическая зависимость, признанная ВОЗ заболеванием, влияющим на здоровье человека, в том числе психическое здоровье

Слайд 26

Что такое интеракция?

Слайд 27

Символический интеракционизм Джордж Герберт Мид (1863-1931) «Индивидуальный разум может существовать только в связи с другими разумами, делясь с ними означающими символами»

Слайд 28

Интеракция должна существовать в человеческой среде Ребёнок должен быть в процессе усвоения человеческой логики и человеческих правил общения, но не машинных! Социализация – результат межличностного общения!

Слайд 29

Что даёт интеракция?

Слайд 30

Развитие навыков логического рассуждения и социального взаимодействия

Слайд 31

Что здесь главное?

Слайд 32

Человек – активное существо по отношению к ситуации, реагирующее на эту ситуацию своим действием ( акция ) Социальное действие – это вовлечённость в действие двух или более людей ( интеракция ), а никак не пассивное взаимодействие с цифровым гаджетом

Слайд 33

Человеческий язык – не (с)только коммуникация. Человеческий язык – инструмент мышления!

Слайд 34

Школа – не пустое место!

Слайд 35

Базовый принцип интеллектуальной работы в школе Чтение Понимание Запоминание Знание

Слайд 36

Правила риторики – в помощь!

Слайд 37

Применение хрии (методов построения рассуждений) в школьной практике - превращения короткого предложения (высказывания) в доказательное выступление; - логического изложения своих мыслей, построения доказательных цепочек. Обучающимися усваиваются навыки и умения: Прогнозируемый результат : - Развитие навыка понимания учебного материала; - Развитие речи (увеличение словарного запаса).

Слайд 38

Применение форм интеракции в школьной практике Индивидуальные: Учитель - Ученик Ученик - Ученик Групповые: Учитель – Малая группа Ученик – Малая группа Коллективные: Учитель - Класс Малая группа - Малая группа Ученик - Класс Малая группа - Класс

Слайд 39

Прогнозируемый результат применения интеракции Повышение развивающего и интеллектуального потенциалов урока; Развитие индивидуальных личностных качеств каждого обучающегося; Развитие коммуникативных умений и навыков; Стимулирование творческой активности обучающихся.

Слайд 40

Путь развития: Образование понимания, а не запоминания!

Слайд 41

Верификация результатов применения интеракции Международная программа сопоставления уровня навыков чтения и понимания текста Международная программа оценки образовательных достижений обучающихся (функциональная грамотность)

Слайд 42

Прогнозируемые проблемы реализации концепции Неумение работать индивидуально и в малых группах; Неспособность преодолеть нежелание участвовать в процессе обучения; Индивидуальные психологические особенности обучающихся; Интеллектуальные возможности и состояние здоровья обучающихся; Этно-социокультурные особенности обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновация:определение, этапы деятельности,классификация

В презентации была создана попытка разобраться с термином "инновация"  в свете новых веяний. Классификация, этапы инновационной деятельности и др....

Об организации работы по освоению инноваций в практической деятельности муниципальной системы образования.

Об организации работы  по освоению инноваций в практической деятельности муниципальной системы образования....

«Инновации в воспитательной деятельности, направленные на социальную адаптацию воспитанников в учреждениях для детей – сирот»

Данная статья раскрывает некоторые инновационные формы воспитательной работы с детьми - сиротами в ксловиях стационарного учреждения. Я представляю материал из опыта работы за последние несколько лет....

Инновация педагогической деятельности

Инновация педагогической деятельностиОсобенностью современного мира стало усложнение связи «учитель - мир», которое обусловлено неопределенностью будущего, динамичными изменениями жизни, п...

Опыт применения современных методик и инноваций в образовательной деятельности

Инновация в образовательной деятельности.Как же определить, какой из используемых инструментов педагогического процесса является инновационным?В контексте своей педагогической деятельности, я бы усомн...

Программа VIII Международной научно-практической конференции ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Программа  VIII Международная научно-практической конференции "ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ" 13 апреля 2024 г., Уральский государственный педагогическии...

Результаты педагогической деятельности в рамках конкурсного отбора на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности

Публичная презентация результатов педагогической деятельности в рамках конкурсного отбора на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности...