Бинарный урок по теме "Графики", 6 класс (Математика и информатика)
методическая разработка (6 класс)

Газеева Эльвина Гарифьяновна

Вашему вниманию представлены разработки для проведения бинарного урока Математики и информатики в шестом классе при изучении темы "Графики" (Технологическая карта, задания для учащихся и презентация)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_k_binarnomu_uroku.docx168.85 КБ
Файл zadanie_dlya_uroka.docx292.1 КБ
Файл grafiki_i_diagrammy.pptx746.41 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка бинарного урока по информатике в 6 классе (в контексте ФГОС ООО)

Авторы,  разработчики:

Студентка группы ПФ-51215 Мухамедьянова Эльвина Гарифьяновна

Предмет

Математика и информатика

Класс

6 класс

Тема

Столбчатые диаграммы. Графики.

Тип урока

Урок получения новых знаний и первичного закрепление.

Цель темы урока

Научить учащихся 6 касса наглядно представлять процессы изменения величин (строить и читать графики), наглядно представлять соотношение величин (строить и читать диаграммы).

Основные термины, понятия

График, диаграмма, наглядное представление процесса изменения величин, зависимые и независимые величины, столбчатая диаграмма, круговая диаграмма.

Планируемый результат:

Личностные результаты образовательной деятельности:

- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать (Л1);

- Проявлять познавательный интерес и активность в обсуждении предлагаемой проблемы урока (Л2);

- Определять мотив и смысл своей деятельности (Л3);

- Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом (Л4);

-  Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л5).

Метапредметные результаты образовательной деятельности учащихся:

Регулятивные УУД:

- Выстраивание логической цепочки рассуждения (Р1).

- Уметь корректировать действия (Р2);

Познавательные УУД:

- Осмысливать полученную информацию (сравнивать, анализировать) (П1);

- Делать выводы на основе полученного опыта (П2);

Коммуникативные УУД:

- Слушать и понимать речь других (К1);

- Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К2);

- Формулирование и аргументация своего мнения и позиции (К3);

- Публично защищать свою позицию (К4).

Предметные результаты:

- Умение визуализировать большой объем однотипной табличной информации с помощью графиков и диаграмм (Пр1);

- Отслеживать процессы изменения величин при помощи графиков (Пр2);

- Находить ответы о соотношении величин по диаграммам и делать выводы (Пр3);

- Умение применять электронные таблицы Excel для построения таблиц, графиков и диаграмм (Пр4);

- Знание правила построения таблиц, типов таблиц (Пр5);

- Построение координатной плоскости (Пр6).

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы:

Фронтальная

Индивидуальная

Персональный компьютер

Медиапроектор

Презентация «Графики и диаграммы»

Учебники математики и информатики

Электронные таблицы Excel

Рабочие тетради

Этапы урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителей математики и информатики (УМ и УИ)

Планируемые

результаты

  1. Организационный момент (2 мин)

Проверяют свою готовность к уроку и настраиваются на работу.

Открывают тетради и записывают число.

Учитель информатики и учитель математики настраивают учащихся на предстоящую работу:

(УИ) - Здравствуйте, ребята, садитесь! Сегодня у нас с вами урок пройдёт в непривычной форме, мы будем изучать новую тему сразу по двум предметам: информатике и математике. Урок будем вести мы вдвоём с учителем математики (УМ) Слайд 1-2

(УМ) – А пока что давайте настроимся на позитивную работу и улыбнёмся друг другу. Ведь так приятно дарить улыбки окружающим  и что-то положительное получать в ответ. Именно с таким настроением нужно преступать к изучению новой темы сразу по двум предметам: по информатике и математике.

(УИ) - Открываем  тетради, записываем число. Проявите активность, внимательность, любознательность. Результат сегодняшнего урока будет зависеть от того, как вы потрудитесь на уроке.

 Л1

  1. Актуализация знаний и подведение к теме урока (8 мин)

Слушают указания УИ и УМ, затем Отвечают на вопросы учителей по поднятой руке

Вспоминают материал прошедших уроков математики и информатики.

Строят в тетради график по данным первой таблицы и отвечают на вопросы учителей.

Вместе с УИ и УМ формулируют тему урока и записывают её в тетрадь.

(УМ) – Прежде, чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним материал, который мы с вами изучали на прошлых уроках информатики и математики и проверим ваши знания. Вы должны ответить на наши вопросы. Спрашиваем по поднятой руке.

(УИ) – Для чего используются таблицы? (Ответ: для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств; для решения задач)

- Какие типы таблиц вы знаете? (Объекты – Свойства; Объект – Объект  - Один)

(УМ) – Теперь вспомним прошлую тему по математике, мы с вами изучали «Координаты на плоскости»: Какие прямые называются перпендикулярными? (Две прямые, образующие при пересечении прямые углы)

- Какие прямые называются параллельными? (Две непересекающиеся прямые)

(УМ) – Мы с вами на прошлом уроке знакомились с координатной плоскостью и уже знаем, что это такое и знаем, что она имеет две оси Ox и Оy. Посмотрите на экран, вам представлена задача: «Когда Маше был год, её рост составлял 70 см, когда ей было 3 года – 100 см, 5 лет – 120 см и 7 лет – 130 см. Представьте данную  информацию наиболее наглядным способом». Слайд 3

(УИ) – Мы можем представить эту информацию в виде таблицы, мы это с вами уже умеем:

Рост (см)

70

100

120

130

Возраст (в годах)

1

3

5

7

(УМ) – Как вы думаете, можем ли мы представить более наглядно? Как? (При необходимости делает подсказки, наталкивает на применение координатной плоскости) Слайд 4

Затем учащиеся строят по данным таблицы точки и соединяют их. Учителя спрашивают у учащихся: что же у нас получилось в итоге? Как можно назвать эту ломанную линию? (Ответ: Графиком)

(УИ) – Если же информация будет задана таблицей следующего типа:

Таблица.png

То мы можем представить её наглядно следующим образом: Слайд 5

Диаграммы.png

- Ребята, знаете ли вы как называются изображнные объекты? Сталкивались ли вы где-нибудь с ними?

(УМ) - Тема сегодняшнего занятия «Графики и диаграммы». Запишите тему урока в ваши тетради.

Л2, Р1, К1, К2, К3, К4, Пр5, Пр6

  1. Изучение нового материала (10 мин)

Работают с учебником,  в тетрадь записывают термины и слушают УИ и УМ. Анализируют получаемую информацию.

(УИ) - Переходим к изучению нового материала. Откройте учебник Информатики на стр. 80. Невозможно быстро обрабатывать большие объемы информации, представленной в виде текста или громоздкой таблицы. Графики, применяются для наглядного представления процессов изменения величин. Давайте запишем определение графика и диаграммы: Слайд 6-72.png

(УМ) - На графике изображают две координатные оси под прямым углом друг другу. Эти оси являются шкалами, на которых откладывают значение. Одна из величин является зависимой, другая – независимой. Значения независимой величины откладываются на оси Ox, а зависимой – на Oy. График позволяет отследить динамику изменения данных. По графику быстро можно установить какую-либо нужную информации. На стр. 81 представлены примеры представления информации в виде графиков.

(УИ) – Наглядное представление о соотношении тех или иных величин обеспечивают диаграммы. Откройте стр. 82 учебника информатики и запишите определение диаграммы:

Диаграммы бывают круговые и столбчатые. Если сравниваемые величины образуют в сумме 100%,то используют круговые диаграммы. В круговой диаграмме показывается, сколько процентов от общего числа занимает то или иное значение.  Круговая диаграмма применяется для 5-6 значений, если их больше, то большое количество секторов затрудняет восприятие информации. 2.png

(УМ) - Обеспечивать и наглядность, и точность информации во многих случаях позволяют столбчатые диаграммы. Учащимся предлагается работа с учебником, где представлены примеры различных видов диаграмм и графиков. Слайд 8-10

Далее рассматриваются алгоритмы построения графиков и диаграмм. На каждый по 2 алгоритма: 1) Алгоритм для построения графиков или диаграмм в тетради, предметная связь – «математика» и 2) алгоритм для построения графиков или диаграмм в электронных таблицах Excel, предметная связь – «информатика». Выводятся алгоритмы на экран, учащиеся переписывают их в тетради или можно подготовить заранее распечатанные материалы для того, чтобы не тратить время, а сразу преступить к практической части урока.

Л1, Л2, Л3, Р1, П1, К1, К2, К3, К4, Пр2, Пр3

  1. Физкультминутка (1 мин)

Выполняют указания УИ.

(УИ) - А теперь, ребята, немного отдохнем.

Ночь. Глаза закрыли, отдыхаем. День. Глаза открыли. Круговые движения глазами по часовой стрелке, против часовой стрелки. Движения глазами в положительном направлении, в отрицательном направлении.

К1

  1. Закрепление изученного материала (14 мин)

Выполняют указания УМ и УИ. Открывают текстовый документ и выполняют задание в тетради и строят таблицы, графики и диаграммы при помощи электронных таблиц  Microsoft Office Excel. При выполнении заданий учащиеся могут отслеживать правильность выполнения заданий на слайдах.

Учащиеся открывают на рабочем столе компьютера текстовый документ «Задания для урока».

(УМ) -  Рассмотрим изменение температуры, влажности воздуха, давления и облачности  с 1 мая по 15 мая 2006 года. В документе представлена большая таблица, с которой мы будем работать. Слайд 11-14

Также задания будут выводиться на экране. Задание 1. Построим график изменения температуры с 1 по 15 мая 2006 года. В начале поработаем в тетради. Построим в тетради таблицу, затем координатную плоскость, отметим на ней точки и соединим их ломанной прямой.

(УИ) – Теперь выполним это же задание при помощи электронных таблиц Excel. Для этого запустим приложение Microsoft Office Excel. На прошлом уроке мы с вами уже строили там таблицы и вы это умеете, давайте построим в Excel таблицу, которую вы строили в тетради. Там же в документе выполняйте задание по шагам, я подойду и проверю. Слайд 15-16

(УМ) – Посмотрите на полученные графики, которые вы строили в тетради и в электронных таблицах Excel. Что вы можете сказать? (Получились одинаковые графики) Теперь выполнить следующее задание, которое вам дано в документе с заданиями.

Учащиеся выполняют второе задание в таком же режиме. Они строят диаграммы в начале в тетради (Слайд 18-19), используя алгоритм построения диаграмм по математике. Затем выполняют задание в электронных таблицах Excel (Слайд 20-21) и сохраняют документ в папке на сервере.

Л1, Л2, Л3, Л4, Л5, Р1,  Р2, П1, П2, К1,  К3, Пр1, Пр4

  1. Выдача домашнего задания (2 мин)

Открывают дневники и записывают домашнее задание.

Задают учащимся домашнее задание:

  • Математика 6 кл, Виленкин §46-47, стр. 249 прочитать;
  • Информатика 6 кл, Босова §12, стр. 79 определения выучить наизусть;
  • Задача: «Из 27 учащихся за контрольную работу 9 человек получили оценку «5», 15 человек получили оценку «4», 3 человека оценку «3». Постройте столбчатую и круговую диаграммы в тетради по математике и на компьютере. Сколько % учащихся получили «5», «4», «3»».
  • Составьте кроссворд на тему сегодняшнего урока (творческое задание, которое не обязательно).

Л1, П1, К1

  1. Подведение итогов урока (3 мин)

Слушают УИ и УМ, отвечают на вопросы преподавателей, подводят итоги урока, оценивают свою работу, по желанию отмечают, что нового открыли для себя на уроке.

УИ и УМ подводят итоги работы, выставляют оценки за урок и организуют  рефлексию:

 (УИ) - А сейчас мы хотим узнать оценку вашего настроения, оценку вашей успешности. На доске написаны незаконченные фразы, выберите любую фразу и закончите ее в соответствии с итогами прошедшего урока, расскажите, что вам понравилось, было ли вам легко, интересно или сложно.

На обратной стороне доски заранее записаны фразы-клише:

«На этом уроке я узнал, что…»

«Мне понравился/не понравился урок, потому что…»

«Было трудно…»

«Я научился/смог…» и т.д

Л3, Л5, П1, П2, К2, К3, К4




Предварительный просмотр:

Задание для урока по теме: «Построение графиков и диаграмм»

Пример 1.

Рассмотрим изменение температуры, влажности воздуха, давления и облачности  с 1 мая по 15 мая 2006 года. (Рис1)

Дата

Температура,

 

Влажность,

 %

Давление, мм

Облачность

1

+16

25

759

Ясно

2

+19

30

759

Ясно

3

+20

30

759

Ясно

4

+22

25

759

20-30%

5

+21

28

760

90%

6

+22

35

759° 

70-80%

7

+19

52

753

60%

8

+12

66

750

90%

9

+14

58

747

Сплошная

10

+13

88

743

Сплошная

11

+13

71

741

90%

12

+10

81

745

Сплошная

13

+17

48

747

70-80%

14

+23

40

743

50%

15

+16

59

743

90%

Работа в тетради: 1) Построим график изменения температуры с 1 по 15 мая 2006 года.

Дата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Температура, C° 

+

16

+

19

+

20

+

22

+

21

+

22

+

19

+

12

+

14

+

13

+

13

+

10

+

17

+

23

+

16

2) На координатной плоскости по точка построим график. (t откладывать на Oy)

Работа с электронными таблицами Excel:

1) Составим таблицу значений температуры, влажности воздуха, давления, облачности с 1 по 15 мая 2006 года в Excel.

2) Выделим одновременно столбцы «Дата» и «Температура воздуха».

3) Выберем в строке меню Вставка, откроется меню для вставки, выберем График.

Пример 2.

Работа в тетради: 1) Работаем с нашей таблицей, возьмем столбец «Облачность» и составим в тетради новую таблицу.

Облачность

Ясно

20-30

50

60

70-80

90

Сплошная

Количество дней

3

1

1

1

2

4

3

2) Теперь строим столбчатую диаграмму. (Параллельные прямоугольники одинаковой ширины)

          Каждый столбик показывает один тип качественных данных ( в нашем примере один тип облачности) и привязан к опорной точке горизонтальной оси – оси категорий ( в нашей задаче это фиксированное значение облачности).

          Высота столбика пропорциональна значению сравниваемых величин ( в нашей задаче – количеству дней той или иной облачности).

С помощью карандаша и линейки строим диаграмму (Количество дней берем за Oy).

Работа с электронными таблицами Excel: 1) Составим таблицу значений  облачности с 1 по 15 мая 2006 года по количеству дней в Excel.

2) Выделим таблицу.

3) Выберем в строке меню Вставка, откроется меню для вставки, выберем Гистограмма.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

БИНАРНЫЙ урок математика - информатика 6 класс. «столбчатые диаграммы. Графики» Выполнила: Студент группы ПФ – 51215 Мухамедьянова Эльвина Курган 2020

Слайд 2

Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать на урок!

Слайд 3

«Когда Маше был год, её рост составлял 70 см, когда ей было 3 года – 100 см, 5 лет – 120 см и 7 лет – 130 см. Представьте данную информацию наиболее наглядным способом». Рост (см) 70 100 120 130 Возраст (в годах) 1 3 5 7

Слайд 4

Рост (см) 70 100 120 130 Возраст (в годах) 1 3 5 7

Слайд 6

График – линия, дающая наглядное представление о характере зависимости какой-либо величины.

Слайд 7

Диаграмма – графическое изображение, дающее наглядное представление о соотношениях каких-либо величин.

Слайд 8

Математика Алгоритм построения графика (в тетради): 1. Построить таблицу с рассматриваемыми величинами. 2. Начертить координатную плоскость. 3. Указать направление осей . 4. Отметить начало координат. 5. Указать на координатной плоскости точки, соответствующие нашему процессу и соединить их прямой линией.

Слайд 9

Информатика Чтобы построить график изменения величин в электронных таблицах Excel необходимо выполнить следующие действия: 1.Создать таблицу значений: 2.Выделить таблицу. 3.Выбрать тип представления данных - график (используется, чтобы показать развитие процесса во времени). 4. Построить график.

Слайд 10

Математика Алгоритм построения диаграммы (в тетради): 1.Задать масштаб изображения рассматриваемой величины. 2. Начертить в виде фигур (в заданном масштабе ) соотношение величин. (прямая линия, прямоугольник, круг разбитый на сектора) .

Слайд 11

Рассмотрим процессы изменения величин на примере. ( построение графиков) Пример 1. Рассмотрим изменение температуры, влажности воздуха, давления и облачности с 1 мая по 15 мая 2006 года.

Слайд 12

Дата Температура, C ° Влажность, % Давление, мм Облачность 1 +16 25 759 Ясно 2 +19 30 759 Ясно 3 +20 30 759 Ясно 4 +22 25 759 20-30% 5 +21 28 760 90% 6 +22 35 759 ° 70-80% 7 +19 52 753 60% 8 +12 66 750 90% 9 +14 58 747 Сплошная 10 +13 88 743 Сплошная 11 +13 71 741 90% 12 +10 81 745 Сплошная7 13 +17 48 747 70-80% 14 +23 40 743 50% 15 +16 59 743 90%

Слайд 13

Пример 1 Построим график изменения температуры с 1 по 15 мая 2006 года. Математика. 1.Создадим таблицу изменения температуры по датам. Дата 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Температура, C ° + 16 + 19 + 20 + 22 + 21 + 22 + 19 + 12 + 14 + 13 + 13 + 10 + 17 + 23 + 16 2.На координатной плоскости по точка построим график.

Слайд 14

Пример 1. 0 10 5 15 20 25 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Слайд 15

Информатика 1. Составим таблицу значений температуры, влажности воздуха, давления, облачности с 1 по 15 мая 2006 года в Excel . 2. Выделим одновременно столбцы «Дата» и «Температура воздуха». 3. Выберем в строке меню Вставка, откроется меню для вставки, выберем График.

Слайд 17

Г рафик построенный руками и на компьютере полностью совпадают. 1 . Построенный график позволяет отслеживать динамику изменения температуры воздуха за 15 дней мая 2. Можем быстро установить самый теплый день за 15 дней – это1 4 мая. 3 . Можем быстро установить самый холодный день – это 12 мая.

Слайд 18

Научимся наглядно представлять соотношение величин. (построение диаграмм) Математика. 1.Работаем с нашей таблицей столбец «Облачность ». Составим новую таблицу. Пример 2. Облачность Ясно 20-30 50 60 70-80 90 Сплошная Количество дней 3 1 1 1 2 4 3 2 . Строим столбчатую диаграмму. (Параллельные прямоугольники одинаковой ширины)

Слайд 19

Пример 2. 0 2 1 3 ясно 20-30% 50% 60% 4 70-80% 90% сплошная Количество дней

Слайд 20

Информатика. 1. Составим таблицу значений облачности с 1 по 15 мая 2006 года по количеству дней в Excel . 2. Выделим таблицу. 3. Выберем в строке меню Вставка, откроется меню для вставки, выберем Гистограмма.

Слайд 22

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок изобразительного искусства и математики «Пропорции человеческого тела»

Изучение математики должно быть связано с практическим применением математических знаний, полученных учащимися, с различными областями деятельности. Данный урок позволяет показать применение математич...

Бинарный урок в 6 классе технология+информатика

Конспект  бинарного урока в 6 классе по технологии по теме "Интерьер жилого дома"...

бинарный урок(русский язык и математика)

Применение интеграции в учебном процессе как способа развития аналитических и творческих способностей учащихся при подготовке к экзаменам в 9 классе....

Бинарный урок английского языка и математики в 3м классе «Путешествие с Лари»

Цель урока: закрепление случаев умножения и деления, основанных на знаниях законов умножения и деления; закрепление изученных чисел на английском языке 1-100....

Технологическая карта бинарного урока "Утилизация мусора" (Обществознание+математика)

Учитель: Попова А.Р.Классы: 6, 7, 8 классы.                       Предметы: обществознание...

Методическая разработка бинарного урока по биологии и математике "Путешествие в мир цветов" в 6 классе.

Бинарный урок биологии и математики "Путешествие в мир цветов" - урок  повторения,, обобщения  и закрепления материала по темам «Обыкновенные дроби» (умения и навыки де...

Бинарный урок в 7 классе математика + письмо с элементами РКМ

Номинация: «Нетрадиционные формы занятий»СБО – «Бюджет семьи. Основные источники доходов и основные статьи расходов»Математика – «Сложение и вычитание чисел, ...