Языковое многообразие: культурный ресурс или источник конфликтов?
статья

Саая Айдана Артуровна

Эссе

Автор: Саая А.А. (гр. М-23)

Языковое многообразие: культурный ресурс или источник конфликтов?

«Язык народа – это феномен высшего порядка:

каждый язык – достояние общечеловеческого гения.

Мы не вправе пренебрегать ни одним языком,

какому бы народу он ни принадлежал,

на какой ступени развития ни находился.

Бессмертие народа – в его языке».

Ч. Айтматов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_aydana.docx17.05 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе

Автор: Саая А.А. (гр. М-23)

Языковое многообразие: культурный ресурс или источник конфликтов?

«Язык народа – это феномен высшего порядка:

каждый язык – достояние общечеловеческого гения.

Мы не вправе пренебрегать ни одним языком,

какому бы народу он ни принадлежал,

на какой ступени развития ни находился.

Бессмертие народа – в его языке».

Ч. Айтматов

Будучи студентами четвертого курса – без пяти минут бакалаврами лингвистики – мы часто устраивали мини-дебаты на разные темы, таким образом коротая время в промежутках между занятиями. Так, во время очередных «переменных дебатов», когда речь зашла о межгосударственных  и межрасовых конфликтах наш одногруппник Малашкин заявил: «Одна страна, одна нация, один язык – так было бы проще и удобнее». Причину всех конфликтов в мире Малашкин, человек эрудированный и грамотный, видел в многообразии стран, народов и языков. Я и моя одногруппница Сагалакова, являясь представителями народных меньшинств, не смогли разделить его мнение, каким бы не логичным на первый взгляд оно казалось. Иными словами, по мнению Малашкина, мир на планете возможен только при условии объединения всех стран и исчезновения всех народностей и языков. Или в силу наших этноцентрических взглядов, или в силу интереса к иностранным языкам и культурам, присущего тем, кто учится на лингвиста, мы восприняли это суждение весьма остро. В итоге, дискуссия осталась открытой, каждый остался при своём мнении. И спустя время, я вновь возвращаюсь к размышлениям о многообразии народностей и языков, в частности, к вопросу о языковом многообразии.

Народ и язык – понятия неразрывные друг от друга. Язык любого народа является важнейшим компонентом национальной культуры его носителей. За каждым языком стоит история, культура, богатство и опыт, приобретенные и сохраненные народом в ходе цивилизационного развития. Многообразие языков, существующих сегодня в мире, отражает бесконечное разнообразие способов мышления. С исчезновением каждого языка человечество утрачивает еще одну возможность мыслить, существовать и действовать иначе и тем самым отличаться от других культур. Язык как неотъемлемый элемент любой национальной культуры позволяет проникнуть в образ мышления носителя этой культуры и взглянуть на мир его глазами. Вместе с родным языком ребенок усваивает жизненный опыт своего народа, его культуру, традиции и языковую картину мира. Чем длительнее языковая традиция, тем богаче национальная культура и тем яснее проявляется национальное самосознание народа.

Согласно данным крупнейшего в мире каталога языков Ethnologue, в мире насчитывается около 7 тысяч языков, из них более 400 считаются исчезающими. Язык умирает с последним носителем. Так, в южной части Аляски 21 января 2001 года в возрасте 89 лет умерла Мэри Смит Джонс, последняя носительница эякского языка, одного из языков североамериканских индейцев, в январе 2010 года на Андаманских островах скончалась 85-летняя Боа Старшая, последняя носительница одного из андаманских языков, в США в резервации Уарм Спринг 9 марта 2012 года в возрасте 97 лет умерла Глэдис Томпсон, последняя носительница древнего языка штата Орегон кикшт… Повторяясь за В.П.Казариным хочется сказать, что гибель каждого языка – гибель не словаря и грамматики. Это гибель целого мира – неповторимого, оригинального, безмерно глубокого и безмерного важного для понимания, как самого человека, так и вселенной вокруг него. Вымирание любого языка есть невосполнимая утрата для всего человечества.

21 февраля отмечается Всемирный день родного языка – праздник, провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1999 года в целях сохранения языкового и культурного разнообразия нашей планеты. Эта дата была выбрана неслучайно – 21 февраля 1952 года в столице Бангладеш городе Дакка от рук полицейских погибли студенты, участвующие в демонстрации в защиту своего родного языка бенгали. Может быть, наш одногруппник Малашкин был прав? Имело ли место быть этой трагедии в мире, где существовал бы единый язык и единая нация?

        В стремительно глобализирующемся мире всё чаще происходят конфликты, в том числе и языковые. Межэтнические языковые конфликты зачастую являются частью национальных конфликтов, затрагивающих социальные, культурные, политические проблемы. Следует отметить, что языковые конфликты происходят не только между нациями, бывают так же и внутриэтнические языковые конфликты, которые происходят между представителями одного этноса, например, в процессе становления литературного языка во время борьбы за выбор опорного диалекта. В. Ю. Михальченко в своей статье «Языковой конфликт в полиэтническом государстве» отмечает, что и межэтнические, и внутриэтнические языковые конфликты обычно протекают очень остро, поскольку они могут затрагивать жизненные интересы целых языковых общностей, например, языковой конфликт русскоязычных общностей с местным населением республик Балтии, Украины в связи с ущемлением языковых прав русскоговорящих жителей этих стран.

        Отчего людям так тяжело договориться? Если верить Библии, люди утратили общий, понятный всем язык в наказание за «непомерную гордыню», в этом кроется «корень зла и причина всех распрей». Вряд ли человечество должно говорить на одном языке, чтобы люди могли понимать друг друга. И причина конфликтов в современном мире отнюдь не в многообразии – языковом и национальном. Каждый вступающий в коммуникативный акт должен быть готов слышать и слушать, стараться понять другого, говорить так, чтобы быть понятым другим человеком.

        Итак, что же представляет собой языковое многообразие – культурный ресурс или источник конфликтов? Несомненно, обилие языков есть культурное наследие и богатство всего человечества. На мой взгляд, было бы весьма тоскливо в мире, где существовала бы одна нация и один язык. Именно в языковом и этническом многообразии и заключается великолепие и таинство нашего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Красная книга растений. Многообразие культурных растений"

В тесте по теме "Красная книга растений. Многообразие культурных растений"  тридцать вопросов. Имеется ключ и критерии оценивания. Время выполнения теста 15-17 минут. Уровень сложности - средний....

Урок - Устный журнал "Многообразие культурных растений"

Данный урок дает возможность расширить и систематизировать знания учащихся 5 класса о многообразии культурных растений....

Презентация к уроку "Многообразие культурных растений" 5 класс

Презентация содержит иллюстративный материал к уроку "Многообразие культурных растений "....

Презентация к уроку природоведения 5 класс "Многообразие культурных растений"

Презентация в помощь учителю и обучающимся при изучении темы "Многообразие культурных растений",Природоведение 5 класс...

Урок "Многообразие культурных растений". Природоведение 5 класс .

Урок по теме" Многообразие культурных растений"  в 5 классе создан на основе  программы Пасечника В.В....

Формирование представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время

материал подготовлен для представления на научно-практической конференции в МО "Красногвардейский район"...

«Татарстан – наш общий дом. Единство народов, культурное и языковое многообразие как уникальное богатство республики». Единство народов, культурное и языковое многообразие как уникальное богатство республики»

«Татарстан – наш общий дом. Единство народов, культурное и языковое многообразие как уникальное богатство республики». Единство народов, культурное и языковое многообразие как уникальное богатство...