Адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучающегося с тяжелыми нарушениями речи
рабочая программа

Адаптированная общеобразовательная программа (далее–АОП) обучающегося с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №9» определяет содержание и организацию образовательной деятельности обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательных отношений и на основе решения ТПМПК от 28.02. 2020 №471.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_aop_tnr_lumpov_a.docx48.43 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

  Утверждено

на заседании психолого-медико-педагогического консилиума

 Директор  МБОУ СОШ№9

школы

____________А.Ю Мельников

протокол №1 от 30.08. 2020г.

приказ от 31.08.2020г. №305-од

Председатель ППк

_________Н.Н Марченко

Адаптированная образовательная программа основного общего образования

для обучающегося

        с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1)

……… Алексея Андреевича

Рассмотрено

  Утверждено

на заседании психолого-медико-педагогического консилиума

 Директор  МБОУ СОШ№9

школы

____________А.Ю Мельников

протокол №1 от 30.08. 2020г.

приказ от 31.08.2020г. №305-од

Председатель ППк

_________Н.Н Марченко

Адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучающегося

        с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1)

……… Алексея Андреевича

на 2020/2021 учебный год

Составители: 

Бичурина Ю.С.- учитель русского языка и литературы

Луць Л.Д. – учитель – логопед

Берденева Ю. Е.- педагог - психолог

Содержание

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ……………………………

1.1 Пояснительная записка ………………………                                                                                            

1.1.1. Цель реализации АОП  обучающегося с ТНР…………………..                                                    

1.1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося……………..                                      

1.1.3. Особые образовательные потребности обучающегося ………………                                            

1.2. Планируемые результаты реализации АОП……………….                                                                 

1.3. Система оценки достижения обучающимся  с ТНР планируемых результатов освоения   АОП …………………

2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ                                                                                        

2.1. Учебный план 

2.2 План внеурочной деятельности……………….                                                                                                                    

2.3. Расписание занятий с педагогом психологом………..

2.4. Расписание заняьтий с учителем - логопедом…………

1.  Целевой раздел

1.1.  Пояснительная записка

Адаптированная общеобразовательная программа (далее–АОП) обучающегося с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №9» определяет содержание и организацию образовательной деятельности обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательных отношений и на основе решения ТПМПК от 28.02. 2020 №471.

АОП (вариант 5.1) для Л……. Алексея разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» от 19 марта 2001 г. N 196 (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.),

- СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26,

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

- Приказ Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1643  «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2015 N 35916);

- Приказ Минобрнауки РФ от 18.05.2015 N 507 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.06.2015 N 37714);

- Приказ Минобрнауки РФ от 31.12.2015 N 1576 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40936);

- Примерная основная образовательная программа начального общего образования,

- Примерной адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ТНР.

- Устав Школы,

- АООП НОО (вариант 5.1) МБОУ СОШ №9 представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающим духовно-нравственное, социальное, интеллектуальное и общекультурное личностное направления развития обучающихся при получении НОО.

1.1.1. Цель реализации АОП обучающегося Л…….. Алексея с ТНР

Цель АОП (вариант 5.1) овладение учебной деятельностью.

В основу формирования АОП (вариант 5.1) положены следующие принципы:

- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающегося;

- учет типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

- коррекционная направленность образовательной деятельности;

- развивающая направленность образовательной деятельности, развитие личности и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей обучающегося;

- онтогенетический принцип;

- принцип комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей обучающихся;

- принцип преемственности;

- принцип целостности содержания образования (в основе содержания образования не понятие предмета, а понятие предметной области);

- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с ТНР всеми видами доступной им деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

- переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающейся к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

- принцип сотрудничества с семьей.

В основу разработки АОП обучающейся с ТНР заложены дифференцированный, деятельностный и системный подходы.

Дифференцированный подход предполагает учет особых образовательных потребностей обучающейся, которые определяются уровнем речевого развития, этиопатогенезом, характером нарушений формирования речевой функциональной системы и проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. АОП создается в соответствии с дифференцированно сформулированными в ФГОС НОО обучающегося с ОВЗ требованиями к: структуре образовательной программы; условиям реализации образовательной программы; результатам образования. Применение дифференцированного подхода обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ТНР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития; открывает широкие возможности для педагогического творчества, создания вариативных образовательных материалов, обеспечивающих пошаговую логопедическую коррекцию, развитие способности обучающихся самостоятельно решать учебно- познавательные и учебно-практические задачи в соответствии с их возможностями.

Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности обучающейся с ТНР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности.

Реализация деятельностного подхода в контексте АОП обеспечивает: придание результатам образования социально и личностно значимого характера; прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых предметных областях; существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения; создание условий для общекультурного и личностного развития обучающейся с ТНР на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков, позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и социальной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

Системный подход основывается на теоретических положениях о языке, представляющем собой функциональную систему семиотического или знакового характера, которая используется как средство общения. Системного подхода обеспечивает: тесную взаимосвязь в формировании перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения учебными знаниями, действиями, умениями и навыками; воздействие на все компоненты речи при устранении ее системного недоразвития в процессе освоения содержания предметных областей, предусмотренных ФГОС НОО и коррекционно-развивающей области; реализацию интегративной коммуникативно-речевой цели – формирование речевого взаимодействия в единстве всех его функций (познавательной, регулятивной, контрольно-оценочной и др.) в соответствии с различными ситуациями.

АОП разработана с учетом психолого-педагогической характеристики обучающегося с ТНР Вариант 5.1 предназначается:

- для обучающегося с общим недоразвитием речи (далее - ОНР) III речевого развития.

1.1.2.Психолого-педагогическая характеристика обучающегося с ТНР

Психолого-педагогическая характеристика обучающегося с  тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1)  ОНР 3 уровня наблюдается нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляторными признаками: отсутствие, замены (как правило, звуками простыми по артикуляции), смешение, искаженное произнесение (не соответствующее нормам звуковой системы родного языка).

Обучающиеся с ОНР характеризуются остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. Нарушения звукослоговой структуры слова проявляются в различных вариантах искажения его звуконаполняемости как на уровне отдельного слога, так и слова. Отмечается недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о низком уровне сформированности дифференцированного восприятия фонем и являющееся важным показателем незакончившегося процесса фонемообразования.

Недостаточность лексического строя речи проявляется в специфических словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в речевой практике, они по-прежнему затрудняются в продуцировании более редких, менее частотных вариантов. Недоразвитие словообразовательных процессов, проявляющееся преимущественно в нарушении использования непродуктивных словообразовательных аффиксов, препятствует своевременному формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава, что впоследствии сказывается на качестве овладения программой по русскому языку.

Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением.

В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в употреблении грамматических форм слова.

Особую сложность для обучающейся представляют конструкции с придаточными предложениями, что выражается в пропуске, замене союзов, инверсии.

Лексико-грамматические средства языка у обучающегося сформированы неодинаково. С одной стороны, может отмечаться незначительное количество ошибок, которые носят непостоянный характер и сочетаются с возможностью осуществления верного выбора при сравнении правильного и неправильного ответов, с другой – устойчивый характер ошибок, особенно в самостоятельной речи.

Отличительной особенностью является своеобразие связной речи, характеризующееся нарушениями логической последовательности при составлении рассказа на заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картин. При рассказывании о событиях из своей жизни, составлении рассказов на свободную тему с элементами творчества используются, в основном, простые малоинформативные предложения.

Наряду с расстройствами устной речи у обучающегося отмечаются разнообразные нарушения чтения и письма, проявляющиеся в стойких, повторяющихся, специфических ошибках при чтении и на письме, механизм возникновения которых обусловлен недостаточной сформированностью базовых высших психических функций, обеспечивающих процессы чтения и письма в норме.

1.1.3. Особые образовательные потребности обучающегося Л…….. Алексея

 Адаптация АОП предполагает введение четко ориентированных на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающегося с ТНР коррекционных мероприятий и требований к результатам освоения обучающимся программы коррекционной работы. На основании заключения ТПМПК от 28.02.2020 №471 обеспечить следующие особые образовательные потребности:

- обучение по АООП НОО для обучающихся с ТНР на 1 год;

- использование базовых учебников для обучающихся без ОВЗ, специальных учебных пособий и дидактических материалов в соответствии с программой;

- обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению;

- срок повторного прохождения ТПМПК – по запросу ППк образовательной  организации;

- лечебно-консультативная помощь невролога.

АООП НОО (вариант 5.1) для обучающегося с ТНР предусматривает различные варианты специального сопровождения данной категории:

- обучение в общеобразовательном классе по АООП НОО обучающихся с ТНР (вариант

5.1);

- осуществление коррекционно-развивающего процесса не только через содержание предметных и коррекционно-развивающей областей и специальных курсов, но и в процессе логопедической работы (индивидуальной/подгрупповой);

- организация логопедического сопровождения, в рамках коррекционно-развивающих занятий педагогов, специалистов сопровождения школы.

Обязательными условиями реализации АОП обучающегося с ТНР являются логопедическое сопровождение обучающегося, согласованная работа учителя-логопеда, педагога-психолога с учителем начальных классов и родителями с учетом особых образовательных потребностей обучающегося.

1.2. Планируемые результаты реализации АОП         

Общим результатом освоения АООП ООО, обучающихся с ТНР должно стать полноценное среднее общее образование, развитие социальных (жизненных) компетенций. Планируемые результаты освоения обучающимися с ТНР АООП ООО дополняются результатами освоения программы коррекционной работы.

На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:

- междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий», а также её разделов «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ-компетентности учащейся»;

- программ по всем учебным предметам — «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык (английский)», «Всеобщая история», «История России», «Обществознание», «География», «Алгебра», «Геометрия», «Информатика», «Физика», «Биология», «Химия», «ОБЖ», «Физическая культура».

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

1. Личностные результаты, включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

В сфере развития личностных универсальных учебных действий будет сформировано:

Выпускник получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

2. Метапредметные, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации 9 учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий будет сформировано:

Выпускник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- различать способ и результат действия;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Выпускник получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий будет сформировано:

Выпускник научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

- задавать вопросы;

- контролировать действия партнёра;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

В сфере развития познавательных универсальных учебных действий будет сформировано:

Выпускник научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

- устанавливать аналогии;

- владеть рядом общих приёмов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

3. Предметные, включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Русский язык и литература.

Изучение предметной области «Русский язык и литература», как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования российской гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, в том числе при помощи альтернативных средств коммуникации, должно обеспечить:  включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры, воспитание ценностного отношения к русскому языку как носителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения народов России;  осознание тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;  приобщение к российскому литературному наследию и через него – к сокровищам отечественной и мировой культуры;  формирование причастности к национальным свершениям, традициям и осознание исторической преемственности поколений;  обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие культуры владения русским литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета;  получение знаний о русском языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Общественно-научные предметы.

Изучение предметной области «Общественно-научные предметы» должно обеспечить:

 формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

 понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;

 владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды;

 осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;

 приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нем, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.

Математика и информатика. 

Изучение предметной области «Математика и информатика» должно обеспечить:

 осознание значения математики и информатики в повседневной жизни человека; формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки;

 понимание роли информационных процессов в современном мире;

 формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.

В результате изучения предметной области «Математика и информатика»:

- обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях;

- овладевают математическими рассуждениями;

- учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты;

- овладевают умениями решения учебных задач; - развивают математическую интуицию;

- получают представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях.

Естественно-научные предметы. 

Изучение предметной области «Естественно-научные предметы» должно обеспечить:

 формирование целостной научной картины мира;

 понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;

 овладение научным подходом к решению различных задач;

 овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

 овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

 воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;

 овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды;  осознание значимости концепции устойчивого развития;

 формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач;

 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: владение основными доступными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы; 1

 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: владение доступными методами самостоятельного планирования и проведения физических экспериментов, описания и анализа полученной измерительной информации, определения достоверности полученного результата.

Искусство. 

Изучение предметной области «Искусство» должно обеспечить:

 осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

 развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственноэмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами;

 развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;

 формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.

Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности.

Изучение предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» должно обеспечить:

 физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся с учетом исторической, общекультурной и ценностной составляющей предметной области;  формирование и развитие установок активного, экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;

 понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

 овладение основами современной культуры безопасности жизнедеятельности, понимание ценности экологического качества окружающей среды, как естественной основы безопасности жизни;

 понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения;

 развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств и показателях физической подготовленности, формирование потребности в систематическом участии в физкультурноспортивных и оздоровительных мероприятиях;

 установление связей между жизненным опытом обучающихся и знаниями из разных предметных областей.

Планируемые результаты освоения обучающегося с ТНР программы коррекционной работы:

По преодолению нарушений устной речи и профилактике нарушений чтения и письма выпускник:

- не имеет дефектов звукопроизношения;

- умеет различать правильное и неправильное произнесение звука., правильно воспроизводить различной сложности звукослоговую структуру слов, как изолированных, так и в условиях контекста;

- правильно дифференцирует и адекватно использует интонационные средства выразительности;

- умеет правильно изменять основные акустические характеристики голоса, вычленять речевой поток посредством пауз, логического ударения;

- осуществляет операции языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова;

- владеет основными закономерностями грамматического и лексического строя речи: умеет правильно употреблять грамматические формы слов и пользуется как продуктивными, так и непродуктивными словообразовательными моделями;

- владеет синтаксическими конструкциями различной сложности;

- имеет сформированность психофизиологического, психологического, лингвистического уровней, обеспечивающих овладение чтением и письмом;

- владеет письменной формой коммуникации (техническими и смысловыми компонентами чтения и письма);

- позитивно относится и имеет устойчивую мотивацию к изучению языка, понимает роль языка в коммуникации, как средства человеческого общения.

Требования к результатам овладения социальной компетенцией:

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении: умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, физической нагрузке, в приеме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации;

- умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела; умение адекватно оценивать свои речевые возможности и ограничения при участии в общей коллективной деятельности; умение договариваться о распределении функций в совместной деятельности;

- стремление ребенка участвовать в подготовке и проведении праздника; владение достаточным запасом фраз и определений для участия в подготовке и проведении праздника;

- овладение навыками коммуникации: умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие;

- умение поддерживать продуктивное взаимодействие в процессе коммуникации; умение получать информацию от собеседника и уточнять ее;

- прогресс в развитии информативной функции речи; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях коммуникации в соответствии с коммуникативной установкой; - позитивное отношение и устойчивая мотивация к активному использованию разнообразного арсенала средств коммуникации, вариативных речевых конструкций;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- умение излагать свое мнение и аргументировать его;

- умение использовать коммуникацию как средство достижения цели в различных ситуациях;

- прогресс в развитии коммуникативной функции речи;

- дифференциацию и осмысление картины мира: адекватность бытового поведения

ребенка с точки зрения опасности (безопасности) для себя и окружающих;

- способность прогнозировать последствия своих поступков;

- понимание значения символов, фраз и определений, обозначающих опасность и умение действовать в соответствии с их значением;

- осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;

- умение устанавливать причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;

- умение устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку;

- наличие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности;

прогресс в развитии познавательной функции речи;

- дифференциацию и осмысление адекватно возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей: знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса (с близкими в семье, учителями и учениками в школе, незнакомыми людьми в транспорте и т.д.);

- наличие достаточного запаса фраз и определений для взаимодействия в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса; представления о вариативности социальных отношений;

- готовность к участию в различных видах социального взаимодействия;

- овладение средствами межличностного взаимодействия;

- умение адекватно использовать принятые в окружении обучающегося социальные ритуалы;

- умение передавать свои чувства в процессе моделирования социальных отношений; - прогресс в развитии регулятивной функции речи.

Эти требования конкретизируются в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающегося.

Русский язык.

Бабайцева В.В. Русский язык: Теория. 5-9 класс: учебник / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. - 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2017.

Русский язык: Практика. 9 класс: учебник / [Ю.С. Пичугов, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова и др]; под ред. Ю.С. Пичугова. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2017.

Никитина Е.И. Русский язык: Русская речь: 9 класс: учебник / Е.Н. Никитина.- 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2017.

1.3. Система оценки достижения обучающегося Лумпова Алексея с ТНР планируемых результатов освоения   АОП

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются планирование и осуществление комплексного подхода к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования.

Оценка        достижения        обучающегося        с        ТНР планируемых

результатов освоения программы коррекционной работы

Предметом оценки достижения обучающейся с ТНР планируемых результатов освоения программы коррекционной работы является достижение уровня речевого развития, оптимального для обучающегося при реализации вариативных форм логопедического воздействия (подгрупповые, индивидуальные логопедические занятия) с сохранением базового объема знаний и умений в области общеобразовательной подготовки.

 На логопедическом пункте МБОУ СОШ №9 оценка результатов освоения учебного курса коррекционной работы обучающимся с ТНР отслеживается по следующим видам речевой деятельности:

  1. Динамика уровня речевого развития:

 - Фонематическое восприятие (слух)

- Звукопроизношение

- Слоговая структура слова

- Навыки языкового анализа и синтеза

- Грамматический строй речи

- Словарь и словообразовательные процессы

- Связная речь.

2. Динамика учета темпа и специфических ошибок чтения:

        - темп и способ чтения;

        -ошибки фонематические, языкового анализа, семантические, грамматические и оптические.

3. Динамика устранения дисграфических ошибок письма в диктанте и списывании (на конец учебного года):

        - в звуковом составе слова;

        - лексико-грамматические;

        - графические.

4. Динамика состояния речи ребенка (лист коррекционных занятий).

Материалы для обследования состояния устной и письменной речи разработаны с учетом имеющихся нарушений.

Виды и формы контроля

Контроль и оценка предметных знаний и умений учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения учебного материала.

Видами контроля результатов  коррекционно-развивающего  обучения являются:

  • входной контроль, который проводится до 15 сентября. Цель – определить  уровень развития устной речи.
  • текущий контроль. Цель - проверить степень освоения учащимися коррекционного курса.
  • итоговый контроль,  после  завершения коррекционного курса, в конце учебного года. Цель – проверить степень освоения учащимися изучения коррекционного курса и определить отсутствие (наличие) специфических ошибок в письменной речи:

-  в звуковом составе слова;

-  лексико-грамматические;

-  графические.

Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки.

Внутренняя оценка включает:

- стартовую диагностику,

- текущую и тематическую оценку,

- портфолио,

- внутришкольный мониторинг образовательных достижений,

- промежуточную аттестацию.

К внешним процедурам относятся:

- государственная итоговая аттестация;

- независимая оценка качества образования;

- мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального уровней.

В соответствии со статьей 59 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» государственная итоговая аттестация (далее - ГИА) является обязательной процедурой, завершающей освоение основной образовательной программы основного общего образования.

        ГИА включает в себя два обязательных экзамена (по русскому языку и математике). Экзамены по другим учебным предметам обучающиеся сдают на добровольной основе по своему выбору. Цель – установление уровня образовательных достижений выпускников.

Провести анализ коррекционной работы с указанием достижений и затруднений учащихся, направить на ТПМПК для определения дальнейшего образовательного маршрута.

                    

2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ                                                                                        

2.1. Учебный план

Предметные

 области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Русский язык и литература

Русский язык

3

Литература

3

Родной язык и родная литература

Родной язык

-

Родная литература

-

Иностранные языки

Иностранный язык (английский)

3

Общественно-научные предметы

Всеобщая история

История России

3

Обществознание

1

География

2

 Математика и информатика

Алгебра

3

Геометрия

2

Информатика

1

Естественно-научные

предметы

Физика

3

Биология

2

Химия

2

Основы духовно-нравственной культуры народов России

Основы духовно-нравственной культуры народов России

-

Искусство

Музыка

-

ИЗО

-

Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности

ОБЖ

1

Физическая культура

3

Итого:

32

2.3. Расписание занятий с педагогом психологом с Лумповым Алексеем

на 2020/2021 учебный год

День недели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Время

13.30 – 14.10

14.00 – 14.40

2.4. Расписание занятий с учителем русского языка и литературы с Лумповым Алексеем

на 2020/2021 учебный год

День недели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Время

15.40 – 16.20

15.30 – 16.10

2.5. Расписание занятий с учителем – логопедом

Расписание  занятий работы  учителя- логопеда с Лумповым Алексеем

на 2020/2021 учебный год

День недели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Время

14.45-15.25

14.20-15.00

15.10-15.30

14.50-14.30

15.40-16.00

Нормативный срок освоения АОП -  1 год.

Продолжительность учебной недели.

  • в 9 классе – 6 дней.

Продолжительность учебного года:

  • в 9 классе – 34 учебные недели.

В соответствии с п. 10.10. СанПиН 2.4.2.2821-10 в 9 классе  проводятся 6 уроков по 40 минут каждый.

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней  в соответствии   с годовым календарным учебным графиком  МБОУ  СОШ №9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9 класс биология

Рабочая программа по предмету «Биология» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. ...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9классгеография

Адаптированная рабочая программа по географии для обучающихся 9а класса (с умственной отсталостью) на 2022-2023 учебный год составлена: в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29....

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9класс история отечества

Адаптированная рабочая программа по истории отечества для обучающихся 9а класса (с умственной отсталостью) на 2022-2023 учебный год составлена: в соответствии с Федеральным законом Российской Федера...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант9класс история родного края

Настоящая программа внеурочной деятельности по краеведению и туризму «Мой край» разработана на основании следующих документов: 1. Федеральный закон Российской Федерации ...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант9класс математика

Рабочая программа основана на государственной программе образовательных учреждений, работающих по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (инт...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант9класс основы социальной жизни

Коррекционные занятия по предмету «Основы социальной жизни» направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социально...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9 класс ручной труд

Программа «Ручной труд» направлена на воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, настойчивости, уважения к труду. Основная задача обучения – формирование общетрудовых умений и навыков: умения ...