Приемы рефлексии на уроке
методическая разработка

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_1.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

Копилка приемов рефлексии на уроке

В современной школе рефлексия стала неотъемлемой составляющей почти каждого урока и внеклассного мероприятия, .к. является одним из средств достижения целей ФГОС, а именно формирования сознательной и успешной личности.

Данная техника осознать свой образовательный путь, наметить вместе с педагогом, либо самостоятельно план работ над своими ошибками, либо «упущениями».

Существуют различные формы рефлексии:

1. вербальные  - обсуждение, рассказ, опрос, высказывание мыслей по теме.

2.невербальные - сочинение, письменное анкетирование, рисунок или графическая картинка.

Функции рефлексии:

  1. проектировочная  - планирование деятельности;
  2. организаторская – подбор и организация наиболее эффективных методов работы;
  3. коммуникативная – общение между участниками образовательного процесса;
  4. смыслотворческая – осмысление деятельности;
  5. мотивационная – нацеленность на результат;
  6. коррекционная – формирование стремления к коррекции своей деятельности;
  7. ретроспективная - обобщение и систематизация накопленных знаний;
  8. конструктивную - определение целей, программ, средств деятельности.

Рефлексия на уроке – это многогранный процесс, оценка своей  и чужой деятельности, совместная деятельность учащихся и учителя, которая способствует улучшению качества учебного процесса.

Проводя рефлексию важно концентрироваться на положительных результатах, обратить внимание и отметить те приемы, условия, методы, которые привели к успеху, понять причину неудач.

Это будет способствовать улучшению работы  дальнейшем.

Приемы рефлексивной деятельности

  1. «Запрещено»

Учащимся  не разрешается говорить «Я не …». Предложение нужно выразить другими словами – сказать о том, что получилось; какие навыки нужны для этого; какая еще информация нужна и др.

  1. «Мишень»

Дети на доске заполняют «рефлексивную мишень», оценивая

1. свою деятельность

2. деятельность учителя

3. деятельность учащихся.

3. «Дерево предсказаний»

Правила работы таковы: ствол дерева – тема, вид деятельности, ветви - утверждения, которые ведутся по направлениям - "да" и "нет", и"листья" - обоснование этих утверждений.

  1. «Градусник»

Используя такой символ можно определить состояние эмоций, новизну материала, урока, оригинальность и т.д.

  1. «Ступени»

С помощью данного символа можно определить, на каком уровне ученики выполняли задания, какой ступени соответствует их самооценка и т.д.

  1. «Пик взаимопонимания»

Настроение изображено в виде ступеньки .Первая - настроение крайне скверное. Вторая - плохое. Третья - хорошее. Четвертая - уверен в силах. Пятая – отличное. В конце урока, дня ученик ставит себя на ту ступеньку, какое у него настроение.

  1. «Корзина идей»

Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.

  1. «Мордашки»

Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться на различных этапах урока.

Учащиеся рисуют «мордашки», которые соответствуют их настроению или выбирают из имеющихся.

Важно выбрать 2-3 приема рефлексивной деятельности, которые будут использоваться постоянно для того, чтобы учащиеся не испытывали лишних переживаний и ориентировались на успехи  своей работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брошюра Приемы рефлексии на уроках ОБЖ

Брошюра содержит приемы рефлексии, которые можно использовать на уроках ОБЖ и не только...

Брошюра Приемы рефлексии на уроках ОБЖ

Брошюра содержит приемы рефлексии, которые можно использовать на уроках ОБЖ и не только...

мастер- класс на тему:"Использование приемов рефлексии на уроках башкирского языка"

Мастер-класс на тему:" Использование  приемов рефлексии на уроках башкирского языка". Делюсь опытом работы по методике " Шести думательных шляп" и составлению синквейнов....

Приемы рефлексии на уроках

Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смыслову...

Приемы рефлексии на уроках математики в 5-ом классе

В работе представлены  приемы рефлексии, связанные с разными темами курса математики 5 класса.  Разработанные приемы позволяют связать подведение итогов урока, рефлексию, самооценку с ...

Выступление Бородачёвой Е.А. на городском семинаре «Приемы рефлексии на уроках")»

Обучение письму по учебникам И.Н.Верещагиной, О.В. Афанасьевой, "In Touch - 3", "New Opportunities"...

Приемы рефлексии на уроках математики

Данная работа содержит несколько приемов рефлексии, которые были опрбированы мной на уроках математики в основной школе....