проект "Вся жизнь - театр"
проект (10 класс)

Федотова Анна Григорьевна

Как развивать речь и мышление обучающихся? Как учить постигать тайны слова? Как воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь ко всему живому? Самый короткий путь для развития речи, эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Всё это может дать театрализованная деятельность. Ведь именно театр воплощает в себя развитие очень многих способностей: актёрского, режиссерского, художественного, сценарного, вокального, художественного, музыкального и др. Как говорил Шекспир «Вся жизнь – театр, а люди в ней актёры».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_see_ot_fag.docx186.28 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

«Реализация творческого проекта «Вся жизнь – театр»

как одна из форм практико-ориентированного обучения

русскому языку и литературе»

Единой целью работы нашего лицея является социализация учащихся через практико-ориентированный образовательный процесс. Одним из путей решения этой проблемы является, на мой взгляд, метапредметный подход в образовании, который вводится сейчас в стандарты общего образования.

         В целях   реализации практико-ориентированного обучения, привития любви к чтению, повышения культурного уровня лицеистов и их родителей, а также в целях создания условий для всестороннего развития личности учащихся, возрождения духовной культуры, художественно-эстетической образованности, получения практических навыков мною в 2012-2013 учебном году была разработана экспериментальная программа «Реализация творческого проекта «Вся жизнь – театр» как одна из форм практико-ориентированного обучения русскому языку и литературе» для лицеистов 10-х классов.

Как развивать речь и мышление обучающихся? Как учить постигать тайны слова? Как воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь ко всему живому? Самый короткий путь для развития речи, эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Всё это может дать театрализованная деятельность. Ведь именно театр воплощает в себя развитие очень многих способностей: актёрского, режиссерского, художественного, сценарного, вокального, художественного, музыкального и др. Как говорил Шекспир «Вся жизнь – театр, а люди в ней актёры».

Подобный проект в лицее ещё не осуществлялся. Кроме того, новизна этого вида работы заключалась в расширении возможностей учащихся для  творческой самореализации через их включение как в театральную, так и в проектную деятельность — одного из эффективных способов социализации личности.  

Целью программы была реализация единой темы лицея (воспитание социализированной, успешной, позитивно мыслящей личности через компетентностный подход в обучении и воспитании).

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Цель: поставить и представить зрителю пьесу.

Задачи:

обучающие:

ознакомить с простейшими законами сцены и начальными основами актерского мастерства;

ознакомить с историей и развитием театрального искусства;

расширить представления о театральных профессиях;

закрепить умение действовать в предлагаемых обстоятельствах;

формировать сценическую культуру у подростков;

обучить простейшим приемам театрального творчества.

развивающие:

развивать навыки сценической речи и правильной артикуляции;

выявлять и развивать творческие способности, возможности памяти, речи и воображения с учетом особенностей и дарований каждого;

развивать умения запоминать, воплощать;

развивать творческую и сценическую фантазию, умение свободно владеть голосом, телом, эмоциями;

развивать навыки коллективного творчества.

воспитывающие:

формировать эстетический вкус у детей и игровое поведение;

воспитывать чувство внутренней свободы;

создать творческую атмосферу, основанной на уважении и терпеливом отношении друг к другу.

Основные формы работы: беседа; тренинг; игра-экспромт; занятие-импровизация; занятие-репетиция; сюжетная игра; генеральные репетиции; публичный показ.

В результате освоения программы учащиеся получат целый комплекс знаний и приобретят определенные умения. К концу проекта они должны:

  • уметь правильно говорить;
  • достигнуть состояния актерской раскованности, уметь проживать тот или иной литературный сюжет, импровизировать;
  • воспитать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность;
  • овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.

Результат,  продукт: постановка и показ пьесы.

Сроки реализации: январь – май 2013 года.

        Основным механизмом реализации проекта является регулярная организация занятий для лицеистов с целью постановки пьесы.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этапы

Содержание

Сроки

1-й

Подготовительный:

Анализ литературы;

Выбор пьесы;

Распределение по группам

январь

2-й

Основной:

Знакомство с историей и развитием театрального искусства; с театральными профессиями;

Репетиции; беседы; тренинги; игры-экспромты; занятия-импровизации; сюжетные игры; изучение истории костюма, подготовка эскизов костюмов, шитье костюмов; продумывание декораций, освещения, изготовление декораций, подготовка освещения, подбор музыкального сопровождения.

28 января – первая декада мая

3-й

Заключительный:

генеральная репетиция;

показ пьесы.

Вторая декада мая

В ходе работы этой программы десятиклассники всех трёх классов  подробно изучили эпоху 19 века: историю театра, развитие всех видов искусств, костюмы,  прически, этикет.

Все ученики были распределены на группы: актеры, художники-декораторы, видеоинженеры-звукооператоры.

Актёры и их роли:

Наташа Ростова, графинюшка - 1 (13 лет) – Александра Давыдова;

Наташа Ростова, графинюшка - 2 (16 лет) – Алина Осипова;

Наташа Ростова, графинюшка - 3 (16 лет) – Айта Гуринова;

Наташа Ростова, графинюшка - 4 (17 лет) – Сайаана Сивцева;

Наташа Ростова, графинюшка - 5 (19 лет) – Светлана Прокопьева;

Наташа Ростова, графинюшка - 6 (20 лет) – Ольга Григорьева;

Наташа Ростова, графинюшка - 7 (20 лет) – Сандаара Иванова;

Андрей Болконский,князь – Григорий Федотов;

Лиза Болконская, жена князя Андрея – Ньургуйаана Павлова;

Марья Болконская, княжна – Дайаана Дьяконова;

Пьер Безухов – Юрий Яковлев;

Курагин Василий Сергеевич, князь – Николай Никифоров;

Курагин Анатолий (Анатоль), сын князя Василия - Олег Степанов;

Курагин Ипполит, сын князя Василия – Александр Петров;

Курагина Елена (Элен), позже — графиня Безухова, дочь князя Василия, первая жена Пьера – Анна Петрова;

Граф Илья Андреич Ростов – Яков Чабыев;

Графиня Наталья Ростова – Ууйэ Иванова;

Николай Ростов, граф – Аял Яковлев;

Петя Ростов, граф - Эрхан Лонкунов;

Вера Ростова, графинюшка – Татьяна Захарова;

Соня, племянница графа Ростова – Туяра Архипова;

Перонская, Мария Игнатьевна, фрейлина, родственница графини Ростовой – Татьяна Захарова;

Борис Друбецкой, князь, гвардейский офицер, сын княгини Анны Михайловны – Ипатий Оконешников;

Княгиня Анна Михайловна Друбецкая, княгиня, мать Бориса – Туйаара Бечехова;

Шерер, Анна Павловна, фрейлина вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны – Алина Захарова;

Марья Львовна Карагина –Ньургуйаана Павлова;

 Жюли Карагина, дочь Марьи Львовны – Александра Осипова;

Александр I, император Российской империи – Александр Туваров;

Берг Альфонс (Адольф) Карлович, поручик, полковник; муж Веры Ростовой – Эрхан Лонкунов;

Мортемар, виконт – Тит Спиридонов;

Хозяин бала – Борис Прокопьев;

Хозяйка бала – Галина Федорова;

Миллионерка-невеста – Ольга Акимова;

Барон Фаргоф – Михаил Семенов;

Адъютант-распорядитель бала – Максим Докторов;

Аббат Морио, итальянец – Александр Григорьев;

М.А.Нарышника - Туйаара Бечехова;

Автор (голос из-за кулис) (салон) – Ипатий Оконешников.

Художники-декораторы: Елена Федорова, Мария Попова, Сардаана Васильева, Сардаана Дьяконова, Татьяна Спирова, Саргылаана Ощепкова, Сардаана Иванова, Саргылаана Федорова.

Видеоинженеры-звукооператоры: Мария Уарова, Диана Васильева, Анастасия Саморцева.

 Учащиеся не только прочитали роман Л.Толстого (по программе он изучался в 9 и 10 классах), но и посмотрели оскароносный фильм С.Бондарчука «Война и мир», были восхищены красотой и мастерством актеров. Кто-то выбрал роль в спектакле для себя сам, кому-то подбирали роль совместно, в ходе обсуждений, в итоге все актёры остались довольны.

Необходимо отметить, что одной из важнейших задач учителя является предварительная работа над сценарием спектакля. Ведь словесник ориентирован на школьную программу по литературе, ему важно заинтересовать учащихся именно вечным наследием русской классики. Действительно, не всякая ультрасовременная, зачастую модернистская, пьеса подойдёт для школьной сцены. А сокращение исходного текста требует сохранения целостности и последовательности сюжета пьесы. Кроме того, сцены не должны противоречить авторской идее, они должны, напротив, углублять понимание произведения зрителем.

Таким образом, из романа великого писателя была взята линия Наташи Ростовой. Для нас роман стал историей девушки, которая прошла через многие испытания и не только не потеряла способности любить, но и укрепила её в своём сердце. Это было сделано с определенной целью – показать значимость роли женщины в нашем обществе, ведь от ее умения любить, быть высоконравственным человеком зависит будущее ребенка, общества, страны... А это как никогда актуально в наше время.

Спектакль состоял из следующих сцен: «Салон Шерер», «Именины Наташи», «Ночь в Отрадном», «Первый бал Наташи», «Соня и Наташа. Подруги», «Пьер и Наташа», «Андрей и Наташа», «Наташа и Пьер», «Финальный танец: полонез».

Художники кропотливо, в течение всего учебного года, придумывали эскизы костюмов, рисовали декорации, делали бутафорию, работали над оформлением сцены, сделали билеты на спектакль, грамоты и сертификаты, программки. Продумали всё до мелочей. Видеоинженеры и, звукооператоры создали 4 великолепных видеоряда, посвящённых писателю, роману и героине, продумали освещение и звуковое сопровождение.

Помимо разучивания ролей, дети еще учили и бальные танцы: вальс, полонез, мазурку. К этой работе была подключена наш талантливый хореограф, Ольга Егоровна Захарова. За что мы были ей бесконечно благодарны.

Было приглашено компетентное жюри в лице директора и учителей лицея, которое определило победителей по номинациям: «Лучшая роль Наташи» - Сайаана Сивцева (10 «в» кл.), «Лучшая мужская роль» - Юрий Яковлев (10 «б» кл.), «Лучшая женская роль» - Туйаара Бечехова (10 «а» кл.), «Лучшая роль второго плана» - Александр Петров (10 «б» кл.). Всего в проекте участвовали 47 учащихся.

Спектакль "Наташа", показанный на сцене КЦ «Добун» в 2013 году, стал настоящим событием в жизни лицеистов, их родителей и учителей. Жюри высоко оценило оригинальность жанра и постановку, игру актёров и режиссуру.

Потенциально каждый учитель русского языка и литературы является режиссёром школьного литературного театра. Учитель, поставивший хотя бы один спектакль, имел возможность убедиться в том, насколько мощным мотивационным средством является театральная деятельность.

Подобные проекты – поле для творческого самовыражения как учеников, так и их учителя. Внеурочная деятельность учащихся – прекрасная возможность для использования межпредметных и интегративных связей различных предметов.

C:\Users\User\Desktop\2012-13\Наташа\Программа\Программа 3.jpgC:\Users\User\Desktop\фаг\Наташа\программка\Программа 2.jpgC:\Users\User\Desktop\фаг\Наташа\программка\Программа.jpg

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

театр и музыка в жизни глухих

Приобщение глухих и слабослышащих школьников к миру прекрасного через музыку помогает эмоциональному воспитанию, решение коррекционных задач, способствует воспитанию духовной культуры, интереса ...

Театр жизни

Спектакль, направленный на осознание асоциальных явлений....

Проект «Вся жизнь - театру!»

Цели: - продолжить знакомство учащихся с основными фактами жизни и  творчества  драматурга А. Н Островского; -дать представление о русской драматургии, о месте Островского в развитии русск...

Заочное путешествие в мир театра "Вся жизнь - театр"

Данное мероприятие приурочено к международному Дню театра. Актуальность его состоит в том, что в современном мире школьники далеки от мира театра, они не знают, что это такое. Театры посещаются редко ...

Сценарий выпускного вечера "Вся жизнь - театр"

Любите ли вы театр так, как люблю его я? Если да, то этот сценарий поможет вам и вашим ученикам провести необычайно красивый, торжественный, трогательный выпускной вечер. Спасибо учителям, чьи материа...

Викторина "Вся жизнь - театр!"

Викторина «Вся жизнь- театр!» для обучающихся 5-7 классов....

Сценарий последнего звонка в 9-х классах "Вся жизнь - театр"

Сценарий последнего звонка для обучающихся 9-х классов на тему театра....