Эссе "Цветок в янтаре"
статья

Бадмаева Надежда Васильевна

 Эссе посвящено  духовно- нравственному воспитанию  подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл эссе "Цветок в янтаре"21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе

 «Цветок в янтаре»

 Есть совершенный талисман.
Он для всего народа дан,
Да смолкнут вольные уста,

Когда сзовут нас все благие!

 Мы ниц склонимся у Креста.

 Воскреснет Бог моей России…

Фирс Болонев «Янтарь и крест»

         Янтарь. Знаменитый  ученый - этнограф Фирс Федосович Болонев  называет  его талисманом наряду с православным  крестом , а культуру  старообрядцев «цветком в янтаре».   Звучит красиво. Но откуда  возник этот образ – «цветок в янтаре»? В своем стихотворении Ф. Болонев «Янтарь и крест» напрямую говорит  о том, что  старообрядческая  культура и  православная вера слиты воедино, как цветок в застывшей капле янтаря. Вот почему  янтарь-это и талисман , и оберег, и  лекарство, и духовность для старообрядцев.  Наверное, в наше непростое время именно  духовность  является  сегодня наиболее актуальным вопросом, так  как современное общество переживает  кризис: в  нем размываются  представления о высших ценностях и идеалах.  Я учитель-словесник, думаю, что  именно  на уроках  литературы, русского языка, родного языка у  детей формируется  духовно-нравственные понятия. Мы не можем забывать свои корни,  традиции своего народа, его духовную культуру, которая складывалась веками.  Вот почему  2022 год объявлен Годом культурного  наследия  народов России. Через призму  культуры, традиций,  истории  и  времени  именно  учитель   - словесник должен заложить в сознание  ребенка духовность, перед которой были бы бессильны все соблазны и искушения современного мира. Задача не из легких, но значимая. Когда-то Теодор Рузвельт сказал: «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, значит, вырастить угрозу для общества». Много  раз  история  доказывала нам это, но всегда ли  мы извлекаем  из неё  уроки? Вопрос риторический, но  ответы  на него можно  найти в литературе.

В произведениях наших выдающихся писателей давно обозначился герой, думающий о смысле жизни и нравственности, ищущий этот смысл, понимающий свою ответственность в жизни. Задумываясь о проблемах и пороках в обществе, думая как их исправить, такой герой всегда начинает с себя.

Произведения, изучаемые в школе, различны по характеру, жанру. Но все они способствуют духовно-нравственному воспитанию школьников. Благодатным материалом являются произведения УНТ, древнерусской  литературы,   именно в них  заложена мудрость  народа, его  размышления  о добре, зле, дружбе, верности.  Былины, пословицы, поучения, сказки – не  только  жанры, в их основе- понимание истории, представление о подвиге, чести, долге, справедливости. Литература XVIII- XIX веков продолжает традиции , заложенные   устным  народным  творчеством  и  древнерусской  литературой. Она  обращает внимание  на  проблемы   вины  и наказания, войны  и мира, бездействие  человека,  деспотизм  и рабство.  А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов,  И.С. Тургенев, Н.В. Гоголь и др. ставят  перед  читателями  не  только  острые  социальные  вопросы, но и проблемы человеческого  существования. Например, пафосом отрицания деспотизма, идеей уважения человека, его чести, достоинства является поэма Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича…” О героических подвигах запорожских казаков – повесть Гоголя “Тарас Бульба”.

Конечно же, главной духовной ценностью является родной язык. Ни для кого не секрет, что наш язык сейчас находится в плачевном состоянии. Сегодня  с трудом ориентируешься в вывесках, афишах, объявлениях, рекламах и т. д. Великий литературный критик Белинский считал, что «употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, – значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус». То есть урок русского языка в духовном  становлении личности не менее важен, чем урок литературы. Ведь без языка – как без души. Русский язык  остается одним из самых развитых и богатых языков мира, а культура пользования родным языком исчезает.     На уроках русского языка важно использовать тексты, влияющие на понимание нравственных ценностей в жизни. Чтобы ученики  смогли осознать, осмыслить  сущность нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках. На уроках русского языка и литературы необходимо показать бережное отношение к родному слову, потому что русское слово открывает для нас всю гамму человеческих чувств и отношений.            

             Конечно,   воспитывающим  потенциалом должен  обладать каждый  предмет,  в связи с чем  урок по  любой  дисциплине  должен стать   не просто формой  организации учебного  процесса, но и  обладать определённым воспитательным потенциалом. Урок обладает уникальными возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся.  К примеру, математика воспитывает дисциплинированность, биология учит любить окружающую среду, химия и физика- учит понимать окружающий мир.

Урок— задача со множеством решений, ведь способов подачи материала очень много. Все, что вы делаете, и все, что вы не делаете, — это ваш выбор. Поэтому любой урок должен быть четко спланирован, учебный материал тщательно  продуман, т.к. именно в   учебном  материале  заложена  воспитывающая  функция  урока. Профессионализм учителя заключается в умении отбирать материал к уроку, определять его образовательные и воспитательные возможности, в тонком чувствовании возможностей своего предмета в формировании моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности.

На одном уроке у детей невозможно воспитать честность или милосердие, мужество или волю, вежливость или какое-либо другое качество. Однако ставить такие задачи и реализовывать их необходимо. Нравственная ситуация на уроке заставляет ученика задуматься о своих отношениях к товарищам, к себе, к родителям, к школе. Возникают чувства, которые побуждают его к нравственной оценке своего поведения и взглядов. Чем чаще эта возможность реализуется, тем сильнее воспитывающее влияние учебного материала на детей.

         Без сомнения, воспитание и обучение – процесс кропотливый. Он требует от учителя сдержанности, терпения, доброты. Для учеников учитель должен быть не только носителем научной информации, но и человеком, рядом с которым ребенок сможет приобрести иммунитет ко злу и ненависти, навыки общения со взрослыми и сверстниками, найти свое место в жизни.

        Нужно помнить, что детство – не подготовка к будущей жизни, это сама жизнь, и она  должна проживаться на  уровне  современной культуры.  Именно жизненные истории как ничто другое обучают и воспитывают наших детей. Но вместе с нашими детьми обучаемся и приобретаем мудрость жизни и мы, учителя.

      Итак, самое важное в воспитании – это духовно пробудить ребёнка. Надо воспитать в его душе будущего победителя, который умел бы внутренне уважать самого себя и утверждать своё духовное достоинство и свою свободу – духовную личность. Наши дети – это наше будущее, будущее России. И нам бы хотелось, чтобы дороги, по которым они пойдут, были светлыми, чтобы спутники наших детей были добрыми.  Чтобы культура, традиции своего народа  стали для  него духовным ориентиром, таким же  талисманом, как  «цветок в янтаре».

         

 Учитель русского языка и литературы : Бадмаева Н.В.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока "Калининградская область - свободная экономическая зона "Янтарь" для 9 класса

Данный урок является одним из уроков темы "Северо-Западнй экономический район". Данный урок сопровождается документальным фильмом о СЭЗ "Янтарь", тремя презентациями: о истории Кенигсберга, об уникаль...

Ролевая игра «Замок Янтаря»

Вы приходите к старшеклассникам и рассказываете, что есть такие игры, которые называются МИГи.  Во время МИГа можно пережить такие ощущения, которые не дает ни одна другая игра:  ни карты, н...

"Янтарь - солнечный камень" 5 класс АООП 1 вариант

материал  к конференции "Хочу все знать!"...