Конспект открытого урока "Калининградская область - свободная экономическая зона "Янтарь" для 9 класса
план-конспект урока по географии (9 класс) по теме

Данный урок является одним из уроков темы "Северо-Западнй экономический район". Данный урок сопровождается документальным фильмом о СЭЗ "Янтарь", тремя презентациями: о истории Кенигсберга, об уникальности янтаря и особенностях ЭГП Калининградской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sez_yantar.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

         

Калининградская область - Свободная экономическая зона «Янтарь».

Открытый урок в 9 классе

Учебно-воспитательные задачи:

  1. Сформировать у учащихся географический образ Калининградской области. Познакомить с особенностями территории: экономико-географическим положением, историей, природными ресурсами, хозяйством. Проанализировать проблемы, стоящие перед областью. Рассмотреть возможные пути решения.
  2. Продолжить формирование у школьников умения составлять характеристику географических  объектов; умения работать с различными источниками географической информации.

                 

Оборудование:

 1Карты: Политико-административная РФ.

                           2 Документальный фильм о Калининградской области (6 минут).

                           3 Слайды, фотографии (при выступлении учащихся ).

                           4 Атласы.                                                                                                    

                           5 Рабочие листы ( на рабочих листах – контурная карта Калининградской области, куда по ходу урока будет внесена информация)

Опорные знания и умения:

 Умение определять ЭГП по картам, работать с различными  источниками информации, знания понятий «анклав», «Свободная экономическая зона»

                                       Ход урока:

1 Организационная часть:

Учитель: Сегодня тема урока «Свободная экономическая зона «Янтарь»». Наша задача  познакомиться с ЭГП, историей, экономикой Калининградской области. Определить проблемы и перспективы развития области. По ходу урока вы заполняете рабочие листы, которые лежат у вас на столах.

   Доехать до Калининградской области нам поможет песня О. Газманова «Балтийский берег».

Учащиеся: Начинают по ходу урока заполнять рабочие листы.

2 Проверка знаний учащихся:

Учитель: Что такое свободная экономическая зона?

Учащиеся: Самостоятельный территориально-географический анклав, обособленный от остальной территории страны, им предоставляются льготы для привлечения деятельности иностранных фирм.

3 Изложение нового материала

Учитель: Кто желает охарактеризовать ЭГП сводной экономической зоны «Янтарь»?

Учащийся: (работа с картой) Калининградская область расположена в Северо – Западном экономическом районе, имеет выход в Балтийском море. Площадь -15,1 тыс. км.кв. Граничит с Польшей на севере, на  востоке -  с Литвой. После распада Сов. Союза. Этот участок Российской территории стал анклавом, а если быть точнее, полуанклавом, т. к. омывается Балтийским морем. От основного массива российских земель он отдалён

Литвой, Латвией, Белоруссией. В то же время приближен к Зарубежной Европе. От Калининграда до Берлина вдвое ближе, чем до Москвы. Через Калининградскую обл. проходят важные транспортные магистрали. На  Балтийском море крупнейший незамерзающий порт – Калининград.

Просмотр небольшого документального фильма.

Учитель: Послушайте рассказ об истории области. (Опережающее домашнее задание).

Учащийся: Выступление об истории Кенигсберга.

Учитель: Работа со статистическими данными по населению Калининградской обл.

                  Область с городом – 932,2 тыс.чел..

                  Городское население – 78 %

                  Проживают: русские – 78%

                                        белорусы -  8,4%

                                       украинцы – 7,2%

Включает 13 административных районов, 5 посёлков городского типа.

Средняя плотность населения – 61,7 чел. на км.кв..

Какие выводы можно сделать, прочитав данную информацию?

Учитель: Какие природные ресурсы встречаются на территории области?

Учащиеся: (работа с картой) 1 Минеральные ресурсы: янтарь, нефть, поваренная соль, торф.

                                                   2 Водные ресурсы

                                                   3 Лесные

                                                   4 Природно – рекреационные

Учащийся (опережающее задание) Рассказ об янтаре.

Учитель: Определите по карте главные отрасли специализации

Учащийся: Рыбная, машиностроение и целлюлозно – бумажная.

Учитель:   Рыбопромышленный комплекс:

Включает добычу, транспортировку, переработку рыбы, портовое хозяйство, судоремонт. научно-исследовательские, проектные организации, учебные заведения.

                  Машиностроение включает: предприятия электроники, приборостроения, вагоностроения, светотехника.

                  Целлюлозно – промышленное производство: 5 небольших заводов работает на древесине поставляемой с севера России и выпускает продукцию высокого качества (бумагу, картон, целлюлозу).

                 Также развита лёгкая промышленность, пищевая.

                 Сельское хозяйств: ведущая отрасль сельского хозяйства – животноводство (молочное, мясо – молочное скотоводство, свиноводство, птицеводство)  Выращивают зерновые культуры (рожь, пшеница, ячмень, овёс) и кормовые (корнеплоды, кукуруза, травы). Средняя урожайность зерна - 161 ц/га, картофеля – 85 ц/га, овощей – 141 ц/г.

В области развито пушное звероводство.

 Учитель: Перспективы развития: Основное  направление развития Калининградской области – расширение контактных функций, выполнение роли моста «Восток – Запад». Морские порты области могут обслужить потребности не только России, но и Белоруссии и Польши. Главный ресурс области – это её экономико – географическое положение на стыке разных стран. Усилить это преимущество можно за счёт развития транспортной инфраструктуры: строительства новых автодорог, паромных переправ, аэропортов.

Учащиеся: (Работа с картой на рабочем листе) Доработать карту:

                            1 Показать основные центры

                            2 Границы

                            3 Основные центры специализации

                            4 Ресурсы.

3 Закрепление нового материала:

а) Работа «Пресс центра» - работа с периодической печатью « Выбрать информацию об экономических новостях области». Заслушивание информации

б) Выбрать правильный ответ:

    Какие исторические, природные и  экономико – географические особенности определили развитие свободной экономической зоны «Янтарь» :

  1. район древнего старорусского заселения
  2. Положение между развитыми Европейскими государствами – Польшей, Литвой, Латвией.
  3. Самостоятельный территориально – географический анклав.
  4. Историческое прошлое связано с Восточной Пруссией.
  5. Богатство природными ресурсами
  6. Развитая транспортная инфраструктура района
  7. Здесь находится единственный в мире карьер по добыче янтаря
  8. Наличие квалифицированных трудовых ресурсов.

4 Мозговой штурм

Учитель: Представьте, что вам нужно разработать модель развития Калининградской области на основе моста «Восток -Запад» . Какие предложения вы можете внести?

Учащиеся: Развитие транспорта, туризма, привлечение  инвестиций, развитие экономики,

развитие науки, использование новых технологий на территории области и т. д.

5 Подведение итогов

На доске:

 1 Область -  анклав.

2 Богатое историческое прошлое.

3 Главные отрасли: рыбная, машиностроение, цел.-бумажная

4 Перспективы развития

6 Д/З:  Вы проживаете на территории Калининградской области и являетесь предпринимателем в области пищевой промышленности. Каким образом вы будете привлекать иностранных инвесторов для расширения собственного бизнеса? Создайте привлекательную для иностранного капитала рекламу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока "Музыка осени" в 1 классе.

Конспект открытого урока в 1 классе "Музыка осени"....

Конспект открытого урока по математике в 5 классе

Разработка открытого урока по математике в 5 классе...

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого урока, работа над полифонией в классе фортепиано ДШИ.

ПЛАН-КОНСПЕКТоткрытого урока педагога Тураевой Е.Н.  в классе фортепиано. Место проведения: кабинет музыкиДата проведения: 31.10.2011 г. Тема урока:    работа над п...

Конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе "Конституция Российской Федерации"

Урок дает четкое представление о Конституции Российской Федерации как главном документе государства. Прослеживается исторический путь государства к этому документу.В разработке даны при...

План-конспект Открытый урок по теме \'\'Путешествие\'\'\' 9 класс

Конспект открытого урока  по английскому языку. Тема урока:  "Путешествие".  ...

Конспект к уроку: Мое свободное время, 5 класс

Конспект к уроку: Мое свободное время, 5 класс...

Конспект открытого урока по биологии в 7 классе "Класс Птицы".

Разработка открытого урока по биологии в 7 классе по теме "Класс Птицы". Это первый урок о классе птиц, в котором рассматривается общая характеристика птиц и особенности, связанные с полетом. На уроке...