Главные вкладки

    Конспект открытого урока по биологии в 7 классе "Класс Птицы".
    план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

    Кривошеева Наталья Александровна

    Разработка открытого урока по биологии в 7 классе по теме "Класс Птицы". Это первый урок о классе птиц, в котором рассматривается общая характеристика птиц и особенности, связанные с полетом. На уроке используется групповая форма работы, лабораторный практикум, работа с интерактивной доской.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 0c4b-00042afa-c686dcdb.docx26.2 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок биологии в 7 классе по теме

    «Класс Птицы: общая характеристика»

    Цель:  создать условия для раскрытия особенностей  строения и жизнедеятельности птиц, как высокоорганизованных групп животных.

    Задачи:

    Образовательные:

    - формировать представление об особенностях строения птиц как одной из высокоорганизованных групп животных биосферы;

    -обеспечить усвоение учащимися знаний об особенностях строения и жизнедеятельности птиц в связи с приспособленностью к полету;

    - совершенствовать навыки работы с текстом, инструкционной картой, навыки составления  схем;

    Развивающие:

    - развивать навыки сравнительно-аналитической мыслительной деятельности;

    - развивать навыки работы с электронными средствами обучения, биологическими объектами, оборудованием;

    Воспитательные:

    - воспитывать стремление познать многообразие животных на Земле;

    - воспитывать  интерес к знаниям и любознательность;

    - формировать информационную и коммуникативную культуру.

    Тип урока: Изучение нового материала.                                                

    Технологии: ИКТ, элементы ТРКМ.

    Формы групповая и фронтальная форма работы учащихся.

    Методы и приемы обучения: метод самостоятельной работы с текстом, прием «Рыбья кость» («Фиш-бон»), прием «Корзина идей».

    Оборудование и материалы:  индивидуальные рабочие карты для учащихся, стикеры с названием птиц, иллюстрации для работы в группах; чучело птицы; набор перьев, препаровальная игла, лупа; компьютер, интерактивная доска; флипчарт; видеоматериал «Полет птицы», «Взлет самолета».

    Ход урока

    Время на этапе

    Этап урока, цели этапа.

    Содержание этапа урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    1

    1 мин

    Организационный момент.

    Цель этапа: подготовка учащихся к работе на уроке.

    На входе в кабинет учащиеся выбирают стикер с названием птицы и садятся за парту. Учащиеся класса рассажены в четыре группы.

    Здравствуйте дорогие ребята и гости нашего урока. Я очень рада вас видеть и надеюсь, что наша встреча оставит только приятные впечатления.  

    Приветствие гостей, учащихся, проверка готовности класса к уроку.

    2

    5 мин

    Актуализация знаний.

    Цель этапа: выявление опорных знаний, выяснение связи с прошлыми уроками.

    В течение этого учебного годы мы с вами совершаем путешествие в мир животных.

    - С какими типами многоклеточных животных мы уже познакомились? - Какой тип животных изучаем в настоящее время?

    - Обратите внимание на слайд: перед вами классы животных и изображения некоторых представителей этих классов. Задание: установите соответствие между иллюстрацией животного и классом, к которому они относятся.

    Классы: костные и хрящевые рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

    Представители: акула, осетр, лягушка, тритон, змея, черепаха, пингвин, ящерица.

    - А к какому классу вы отнесете последнюю иллюстрацию? (Класс птиц)

    - По каким признакам ты определил, что это животное не относится к классу рыб, земноводных или пресмыкающихся?

    - А знакомы ли мы с особенностями животных этого класса?

    - Какова же тогда тема нашего урока?

    Тема: Класс Птицы: общая характеристика.

    Учитель проводит фронтальную беседу с целью актуализации знаний учащихся.

    Учащиеся отвечают на вопросы учителя, выполняют задание у доски.

    Предполагают тему урока, записывают в тетрадь.

    3

    2 мин

    Постановка учебной задачи.

    Цель этапа: создание проблемной ситуации, фиксация учебной задачи.

    Просмотр видео «Полет птицы».

    - Что вы наблюдаете?

    - Назовите животных которые передвигаются таким же способом?

    - Что отличает птиц от этих животных?

    Птицы - это удивительные животные, которые в настоящее время являются наиболее процветающей группой живых организмов. Об этом говорит тот факт, что птиц сейчас насчитывается около 9 тысяч видов, в то время как млекопитающих в 2 раза меньше. Они попытались освоить воздушную среду обитания, и эта попытка им удалась блестяще.  Даже человек, поставивший себя на вершину эволюционной лестницы не способен летать. Что же позволило птицам в процессе эволюции освоить такой способ передвижения как полет? Над этим вопросом мы и будем работать в течение нашего урока.

    - А что нам для этого нужно узнать? (строение тела, особенности жизнедеятельности)

    Итак, цель урока: изучить особенности строения и жизнедеятельности птиц, связанные с полетом.

    Вводный рассказ учителя.

    Просматривают видеоматериал, отвечают на вопросы.

    Самостоятельно формулируют задачи  урока.

    4

    20 мин

    Открытие «нового» знания.

    Цель этапа: изучение нового материала через учебную деятельность учащихся.

     

    Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас веселым пением, разнообразным оперением. Без птиц мир был бы скучен и однообразен.

    Раздел науки зоологии, изучающий птиц, называется орнитология. А так как мы сегодня будем изучать птиц, то побудем немного в роли орнитологов.

    Для изучения нового материала мы с вами разделимся на   творческие группы. На входе в кабинет вы выбрали себе стикер с названием птицы, поднимите руки, у кого название птицы начинается на букву Б - займите стол под номером 1,  Д - 2, К - 3; С - 4. Перед вами на столах лежат инструкционные карты, ознакомьтесь с ходом работы в группах (1 мин). Все ли вам понятно? Если вопросов нет, то можем приступить к работе.

    Самостоятельное изучение материала сопровождается составлением опорного конспекта (прием «Рыбья кость»). В группе учащиеся выполняют каждый свое задание - изучают отдельный вопрос. (Приложение 1).

    Задание:

    1. Познакомьтесь с дополнительным материалом, выданным учителем.
    2. Между участниками группы распределите материал текста и изучите его.
    3. Рассмотрите выданный вам комплект перьев, найдите контурные маховые, контурные покровные и пуховые перья. Изучите их строение.
    4. Обсудите полученные знания, заполните опорную схему «Фишбон».
    5. Ответьте на поставленный вопрос (сделайте вывод).

    Учитель организует работу в группах.

    Учащиеся самостоятельно распределяют работу между участниками и изучают новый материал.

    Составляют схему «Фишбон».

    Выступление групп, составление опорной схемы «Фишбон» на интерактивной доске.

    Учитель заслушивает результат работы учащихся, корректирует ответы.

    Учащиеся отчитываются о проделанной работе.

    5.

    2 мин

    Физминутка

    Вопрос-ответ. Если ответ положительный, то учащиеся встают и хлопают в ладоши, если отрицательный садятся на место.

    1. Птицы относятся к типу хордовых. (да)
    2. Представители класса птиц в основном имеют тяжелый массивный скелет.(нет)
    3. Верхние конечности птиц преобразованы в крылья. (да)
    4. Цевка выполняет амортизирующую функцию при приземлении птиц.(да)
    5. Клюв птиц снабжен острыми зубами. (нет)

    Организует физминутку с целью снятия напряжения.

    Отвечают на вопросы, выполняют упражнения.

    6.

    7 мин

    Первичное закрепление и применение новых знаний.

    Цель этапа: обеспечение усвоения новых знаний на уровне применения в измененной ситуации.

    Выполнение заданий на проверку понимания изученного материала:

        Индивидуальная работа:

    1. Назовите части тела птицы:

    2. Установите соответствие между видами перьев и их изображением.

    Работа в группах:

    3. Какие особенности внешнего строения птиц человек использует в самолетостроении?

    1.Обтекаемая форма тела (уменьшение трения)

    2.Наличие перьевого покрова  (гладкая летательная поверхность).

    3.Наличие хвоста, служащего птице рулём.

    4. 5.Образование цевки как посадочного устройства (шасси).

    4. Объясните с точки зрения физики, почему перо обладает высокой теплоизоляцией?

    (Они сохраняют тепло тела и регулируют теплообмен с окружающей средой: между бородками находятся молекулы воздуха, которые удерживают тепло тела птицы. Распушив перья в мороз, птица как бы “надевает шубу”, а плотно прижав их к телу в жару, меняет ее на легкий “кафтан”. Наибольшей теплоизоляцией обладает пух и пуховые перья).

    5. Как влияют разливы нефти на жизнь птиц?

    (На морских побережьях северного полушария в результате загрязнения моря нефтью ежегодно гибнет до миллиона водоплавающих птиц различных видов. Нефть растворяет жир на птичьих перьях, и холодная вода получает доступ непосредственно к коже птиц, и в конце концов они гибнут от холода. С перьев гнездящихся птиц нефть попадает на яйца и закрывает поры, в результате чего погибают зародыши. Испачканные нефтью птицы не могут летать и становятся легкой добычей хищников.)

    6. В 1861 г в Баварии был найден скелет небольшого животного археоптерикса. По скелету была сделана реконструкция этого древнего животного. Ученые считают, что она является предком современных птиц. Какие признаки это могут подтвердить?

    Задание 3-6 выполняется по группам.

    Затем проводится проверка полученных результатов.

    7.

    1 мин

    Домашнее задание

    Цель этапа: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

    § 27 (стр. 134-136), РТ № 5,6,8-10 (письменно).

    Творческое задание: подготовить сообщение о птице, занесенной в Красную книгу Тюменской области.

    Разъясняет задание.

    Записывают задание в дневник.

     2 мин

    Рефлексия, итоги урока.

    Цель этапа: мобилизация учащихся на рефлексию результата своей деятельности на уроке

    Ребята, давайте вспомним, какова была цель нашего урока?

    Справились ли мы с поставленной целью?

    Комфортно ли вам было на уроке?

    Какая информация вас удивила?

    Что вызвало затруднения?

    Какие из полученных знаний вам могут пригодиться в жизни?

    Проводится оценка работы учащихся на уроке, наиболее активным выставляется отметка в журнал.

    Учащиеся делятся своими впечатлениями.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по биологии в 7 классе по теме: «Цветковые растения. Класс однодольные».

    7 класс. Биология.Учитель – Данн Татьтяна ИвановнаТема урока: «Цветковые растения. Класс однодольные».Имя урока: «Тайны царства растений».Цели и задачи урока:Закрепить знания учащихся об отличительных...

    Открытый урок по биологии в 7 классе по теме "Кишечнополостные"

    Предлагается план урока и подробное изложение хода урока. Урок рассчитан на работу учеников в парах; у каждой пары дожен быть доступ к цифровой технике (ноутбук либо ПК с монитором). Ребята отвечают н...

    Методическая разработка урока по биологии в 7 классе "Птицы - душа и голос природы"

    Методическая разработка урока по биологии в 7 классе "Птицы - душа и голос природы"...

    Открытый урок по биологии в 7-м классе по теме "Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Пресноводная гидра"

    Открытый урок по биологии в 7-м классе по теме "Тип Кишечнополостные. Общая характеристика.Пресноводная гидра"...

    Конспект открытого урока по биологии в 7 классе фгос

    Цель урока : обобщение  и систематизация  знаний обучающихся  об органах  растений  и их взаимосвязи ...