О трёх существенных причинах трудностей в обучении современных подростков
статья

Мельничук Екатерина Михайловна

Очевидно, сегодня каждый учитель-филолог сталкивается с теми трудностями в обучении школьников, о которых пойдёт речь в данной статье. Безусловно, определение сути проблем в обучении не даёт гарантии того, что непременно найдутся пути их решения, но мы можем наметить направления поиска этих решений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Е.М. Мельничук,

учитель русского языка и литературы,

г. Санкт-Петербург

О трёх существенных причинах трудностей в обучении

современных подростков

Очевидно, сегодня каждый учитель-филолог сталкивается с теми трудностями в обучении школьников, о которых пойдёт речь в данной статье. Безусловно, определение сути проблем в обучении не даёт гарантии того, что непременно найдутся пути их решения, но мы можем наметить направления поиска этих решений.

Во-первых, современного человека с младенчества окружает мультимедиа[1]. Он развивается в окружении бесконечно широкого спектра готовых образов, разработанных легионами специалистов. Мультфильмы, игры, сериалы, рекламные ролики поставляют сегодня яркие готовые образы, зачастую незваные и несвоевременные, в таком количестве, что это неизбежно влияет на восприятие и сознание растущего человека. Богатое воображение, склонность фантазировать, сочинять истории, придумывать игры, мастерить игрушки уже не являются естественными и привычными свойствами ребёнка школьного возраста. В скетчбуке современного школьника часто можно увидеть комиксы и рисунки, героями которых становятся персонажи известных им игр или сериалов. А если на уроке литературы предложить ученикам средней школы нарисовать рисунок к прочитанному рассказу, при проверке тетрадей учитель, скорее всего, встретит перерисовки иллюстраций учебника или рисунки, изображающие те же эпизоды, тех же героев, в тех же или сходных позах.

Таким образом, к первой существенной проблеме обучения, с которой сталкиваются учителя предметов гуманитарной направленности, следует отнести резкое снижение способности генерировать собственные оригинальные образы и кризис креативного мышления[2] среди подростков.  

В итоге чтение художественного текста, понимание прочитанного становится труднейшей задачей. Проблемы низкого уровня техники чтения и понимания прочитанного приобрели необычайный размах. Особенно остро они проявляют себя на уроках литературы и итоговом собеседовании для девятиклассников, выполняющем роль экзаменационного испытания, которое обеспечивает допуск к экзаменам Государственной итоговой аттестации.

Можно предположить, что школьники, в полной мере понимая необходимость успешного прохождения собеседования, так или иначе готовятся к этому испытанию. Учителя анализируют с ними тексты первой части демо-версий собеседования для чтения и пересказа. Но при этом количество девятиклассников, испытывающих серьёзные трудности при выполнении этих заданий, критически велико.

Во-вторых, нельзя не учитывать и факторы, отрицательно влияющие на физическое здоровье школьников. Помимо перегрузки, вызванной превышением времени, которое проводят школьники у экранов[3], существует  проблема курения детей и подростков, которая вырвалась на новый уровень с появлением электронных курительных устройств. Доза никотина в вэйпах, в отличие от табакосодержащей продукции, никоим образом не регулируется. Процесс  приобретения вэйпов через интернет-магазины с оформлением доставки в пункты выдачи и безналичным расчётом на данный момент в нашей стране не подлежит правовому контролю[4].  

В России потребление солевого никотина, входящего в состав жидкостей для вэйпов, приобрело широкое распространение среди молодёжи в последние пять лет. Очевидно, последствия влияния этого вещества на организм недостаточно изучены, информация о них недостаточно широко распространена. Последнее обуславливает устойчивость мифа о безвредности вэйпов среди взрослых. Многие родители легкомысленно относятся к курению детей, не осознавая степень негативного влияния вэйпов не только на органы дыхания, но и на когнитивные способности[5] подростков.

В-третьих, учителя предметов гуманитарного цикла остро ощущают влияние кризиса общения. Кризис живого общения между взрослыми и детьми в семье обусловлен возрастающим темпом жизни современного общества, уровнем эксплуатации работников на производстве и в сфере обслуживания и повсеместным использованием гаджетов[6] в качестве посредников межличностного общения. Кризисные явления проявляются в оскудении словарного запаса в области словесного выражения чувств, впечатлений, характеристики человека и его отношений с другими людьми.

Наблюдая за поведением детей и родителей в транспорте, в кафе, в очереди перед кассой магазина или кабинетом врача, нередко можно видеть, что каждый занят своим делом (перепиской, чтением, игрой, просмотром фильмов, прослушиванием музыки), живого общения не происходит.

В школьной повседневной жизни кризис живого межличностного общения по-своему проявляет себя и неизбежно оказывает влияние на результативность процесса обучения. Стандартизация, цифровизация и прочие процессы, вторгающиеся в школьную действительность сегодня, вытесняют или выхолащивают непосредственное педагогическое общение.

Однако дети остаются детьми, а подростки подростками. Спрос на учительский энтузиазм не снижается. Многие родители с готовностью будут сотрудничать с тем учителем, который готов живо откликнуться на их тревоги. Призыв к совместному поиску преодоления рассмотренных трудностей, с одной стороны, налагает большую ответственность, с другой же стороны, может придать участникам процесса обучения тот оптимизм и стойкость, которые так необходимы сегодня всем нам.

 

Список литературы

1. Андронов В.П. Психологические особенности творческого мышления младших и старших подростков // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2021, № 3, т. 21, с. 312-322 // https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-tvorcheskogo-myshleniya-mladshih-i-starshih-podrostkov 

2. Солевой никотин — что это? / Команда Нано Футур // https://нанофутур.рф/news/obuchayushchie/zhidkosti/solevoj-nikotin/ 

3. Ушаков А.В. Вызов 21 века: гаджеты против живого общения. //  https://samopoznanie.ru/articles/vyzov_21_veka_gadzhety_protiv_zhivogo_obscheniya/ 

4. Черкасская Н.А. Проблемы речевого развития современных школьников. // https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2017/01/19/problemy-rechevogo-razvitiya-sovremennyh 


[1]. Мультимедиа (англ. multimedia) — данные, или содержание, которые представляются одновременно в разных формах: звук, анимированная компьютерная графика, видеоряд. https://ru.wikipedia.org/wiki/Мультимедиа#:~:text=Мультимедиа%20(англ.%20multimedia)%20—%20данные%2C,набора%20аппаратных%20и%20программных%20средств    

[2].  Креативное мышление — это способность создавать или иным образом воплощать в жизнь что-то новое, будь то решение проблемы, метод, устройство, художественные объект или форму.  https://style.rbc.ru/health/5c34bf629a7947c6fce1afdd#:~:text=Креативное%20мышление%20—%20это%20способность,пути%20выхода%20из%20сложных%20ситуаций 

[3]. Роспотребнадзор в 2021 году сообщает, что по данным гигиенических исследований от 30 до 50 % школьников приобретают близорукость ко времени окончания школы и в дальнейшем вынуждены носить очки в течение всей жизни. Общее время использования электронных средств обучения не должно превышать одного часа в школе и двух дома. https://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEMENT_ID=17008#:~:text=При%20использовании%20ЭСО%20с%20демонстрацией,х%20классов%20–%2015%20минут При этом нормативами не определено общее экранное время для подростков. 

[4]. Правовой контроль представляет собой деятельность, направленную на обеспечение законности в принимаемых и принятых правовых актах и соблюдение требований законодательства в правоприменительной практике. https://student-servis.ru/spravochnik/zadachi-i-vidy-pravovogo-kontrolya/ 

[5]. Когнитивные способности — это навыки мозга усваивать и обрабатывать информацию об окружающем нас мире. https://trends.rbc.ru/trends/education/630cda189a79478ce1691c42 

[6]. Га́джет (англ. gadget — приспособление, устройство) — небольшое устройство, предназначенное для облегчения и усовершенствования жизни. Вес типичных гаджетов не превышает 300 граммов, а размеры позволяют им умещаться в карманах одежды. https://ru.wikipedia.org/wiki/Гаджет 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные причины трудностей в обучении в 5 классе.

Основные трудности обучения в 5 классе....

Статья "Основные причины "трудности" подростков"

В статье раскрваются основные причины отклонения в поведении подростков и пути решения проблемы в общеобразовательном учреждении совместно с семьей....

Устранение причин трудностей в обучении математике у детей с ОВЗ

Практические рекомендации по устранению причин трудностей обучению математике у детей с ОВЗ....

Причины трудностей в обучении у первоклассников

В статье раскрываются основные виды трудностией, которые испытывают первоклассники в учебе....

Статья "О трёх барьерах на пути развития когнитивных способностей современных подростков"

В статье освещаются проблемы обучения современных подростков, вызванные засилием массмедиа-культуры, вытаснением живого общения опосредованным гаджетами, влиянием вэйпинга на растущий организм....