Специфика учебной деятельности младших школьников
статья

Фатьянова Оксана Александровна

Младший школьный возраст представляет собой сложный этап психического и физиологического развития ребенка. Это этап стремительного и интенсивного развития всех систем организма человека. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetsifika_uchebnoy_deyatelnosti_mladshih_shkolnikov.docx35.75 КБ

Предварительный просмотр:

 Специфика учебной деятельности младших школьников

Младший школьный возраст представляет собой сложный этап психического и физиологического развития ребенка. Это этап стремительного и интенсивного развития всех систем организма человека. Как пишет Д.Б. Эльконин, этот возрастной этап связан с коренными изменениями уклада жизни и соответственно личности ребенка. Помимо изменения социального статуса, изменяется ведущая деятельность ребенка, появляются новые обязанности, новыми становятся отношения ребенка с окружающей действительностью. Этот возраст выступает сензитивным периодом для формирования многих новообразований, это период в окончании которого происходит формирование учебной деятельности ребенка. Именно поэтому данный этап отличается такой высокой значимостью в плане формирования педагогической позиции учителя и организации обучающей деятельности. От прохождения ребенком данного возрастного этапа зависит развитие его мышления и личности в целом.

Характеризуя схему развития мышления младших школьников, Д.Б. Эльконин писал: «В действительности эта схема отражает лишь вполне определенный и конкретный путь умственного развития детей, протекающего в конкретно-исторических формах той системы обучения, внутри которой, во всяком случае, на начальных этапах главенствующее место занимают эмпирические сведения и слабо представленные способы усвоения знаний, опосредствованные подлинными понятиями как элементами теории предмета»[33, с. 23], то есть мышление младшего школьника ещеносит конкретно-предметный характер, однако, благодаря пластичности психики в данном возрасте и развитию воображения, появляется возможность абстрактного, теоретического мышления, путем формирования учебной деятельности. В.В. Давыдов пишет: «младший школьный возраст сензитивенк развитию у детей основ теоретического сознания и мышления в процессе их учебной деятельности как главной и ведущей в этом возрасте»[16, с.1].

Более детально рассмотрим особенности психического развития младшего школьника:

  1. Восприятие. Восприятие младших школьников вначале носит непроизвольный характер. Так же данный возраст характеризуется  «полевым» поведением - привлекает то, что ярко. А потому сохраняется требование к наглядности материала. Так же отмечается нечеткое восприятие текста на слух и зрительного восприятия текста, в связи с этим пропуски и замены букв в словах. Трудности в восприятии объемных фигур (путают объемные тела и плоские). Для развития восприятия формы и пространства большое значение имеет измерительная деятельность ребенка на уроках. Сложности в восприятии времени. Способствует увеличению точности восприятия времени четкая организация дня и деятельности ребенка (режим дня, расписание). К концу начальной школы восприятие изображения проходит процесс качественного преобразования: от перечисления к интерпретации.
  2. Внимание. Преобладающим видом внимания младшего школьника в начале обучения так же является непроизвольное внимание. Первичным для ребенка выступают впечатления, они же и направляют его активность. В процессе формирования произвольности внимания ученые фиксируют этап, когда, несмотря на все старания ребенка, сосредоточится на сути, он упускает самое главное, существенное. Это происходит из-за несформированности способа деятельности - произвольности, в целом. Ребенок старается удерживать внимание тем способом, который эффективен при непроизвольном внимании, но бесполезен при непроизвольном. Непроизвольное внимание получает своё развитие исключительно в деятельности и управляется её содержанием. Так, развитию произвольного внимания способствует целеполагание, сначала, управляемое учителем, а затем самостоятельная постановка целей и определение задач в учебной деятельности ребенка, при участии контроля деятельности.

Свойства внимания младших школьников:

- высокая неустойчивость;

- легкая отвлекаемость;

- очень длительное переключение;

- небольшой объем;

- плохое распределение.

Развитию произвольного внимания способствуют: тренировка воли и специфика организации урока: оптимальный темп, содержательность и четкая структура организации урока. Так же положительное влияние на развитие произвольного внимания оказывается творческость занятий, развитие наблюдательности ребенка и формирование интереса, лично значимого, для ребенка.

Типично выделяются дети с разным уровнем развития внимания: действительно невнимательные дети, стремящиеся быть внимательными, но упускающие суть; дети, которые кажутся внимательными, дети, которые даже не стараются быть внимательными и, наконец, дети, которые кажутся невнимательными, но отвечают на все задаваемые вопросы учителя. Так, можно подчеркнуть, что на развитие произвольного внимания так же оказывают индивидуально-психологические особенностиребенка, а так же особенности организации его нервной системы и темпераментальные особенности.

  1. Воображение. Для осуществления учебной деятельности необходимо развитое абстрактно-логическое мышление, основанием которого выступает воображение. Уже в старшем дошкольном возрасте можно заметить скачок в развитии воображения на примере развития сюжетно-ролевой игры. Так и в условиях обучения, ученику в большей степени приходится «двигаться» в пространстве не конкретных, материальных предметах, а в пространстве идеализированных форм - нематериальных предметах. Воображение младшего школьника, как и все психические функции приобретает управляемость: от первоначального расплывчатого образа до обобщенного и яркого воображения, дополняемого деталями и примерами. Все больше основанием воображения выступает слово, а не предмет, как в дошкольном возрасте.

Память так же требует развития произвольности. Память была ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, что стимулировало познавательную деятельность ребенка. Однако, для учебной деятельности непроизвольного интереса недостаточно. Очень часто ребенок не может запомнить сути урока, о с упоением все рассказывает о любопытном случае, приключившемся с одноклассником во время этого же урока. Память управляема чувствами, а не волей. Особенностью запоминания в младшем школьном возрасте является детальное запоминание непонятного, того, что стимулирует любознательность, интерес. Воспроизведение по-прежнему требует своей тренировки, так как ребенку еще только стоит научится формированию учебной задачи и осуществлению учебных действий с имеющимся материалом. Другими словами, память выступает составляющей частью мышления, которое пока остается неразвитым в плане учебной деятельности. Заучиваниетекстов служит успешной тренировкой произвольного запоминания в младшем школьном возрасте. Принципы наглядности и предметности в организации урока остаются актуальными на протяжении всей начальной школы.

4) Мышление. По Пиаже данный период определяется как стадия конкретных операций с предметами. Ребенку еще только предстоит усвоение понятий, и еще долгое время мышление остается эмпирическим. Формируется представление о пространстве, ребенок способен соотносить план с действительностью. Развиваются мысленные представления. Пиаже отмечал, что происходит прогресс в трех важных областях интеллектуального роста ребенка: консервации, классификации и сериациитранзитивности. Консервация - это способность видеть неизменное на фоне кажущихся перемен. Консервация позволяет ребенку игнорировать изменения (уровень воды в высоком узком сосуде) и различать скрывающуюся за ними непрерывность или неизменность количества. Классификация - способность ребенка классифицировать группу объектов по какому-то признаку. Сериацией называется способность ребенка располагать набор элементов в соответствии с имеющейся между ними связью (ребенка просят расположить несколько палочек по их длине)[25]. Преобладает практически действенный и чувственный анализ. Это означает, что ученики легко решают задачи, где можно использовать практические действия с предметами (палочки, кубики) - практически действенный анализ. Чувственный анализ заключается в умении находить части предметов, наблюдая их непосредственно (буквы из слова). Развитие синтеза идет от простого суммирующего синтеза (соединение частей путем суммирования признаков - перечисление известных признаков птиц) к более широкому и сложному (дает качественно новый результат, новое знание). Анализ для младших школьников является более легким мыслительным процессом, чем синтез. Развитие абстракции у младших школьников проявляется в формировании способности выделять общие и существенные признаки и отвлекаться от несущественных. Выделяют три уровня развития обобщения у детей младшего школьного возраста:

-чувственное обобщение осуществляется при непосредственном соприкосновении с предметами и явлениями в процессе их восприятии или практических действий с ними. В результате возникает сумма элементарных знаний в идее общих представлений: мужчина, женщина.

- образно-понятийное обобщение - это обобщение как существенных, так и несущественных признаков в виде наглядных образов. Например, определение домашних животных: «домашние животные - живут при людях и приносят пользу».

- научное обобщение - это обобщение существенных, сходных признаков предметов и явлений и существенных связей и отношений. Результат – научные понятия и законы.

5) Речь. Высказывания младшего школьника обычно непосредственны. К моменту поступления в школу словарный запас ребенка достаточно велик (7 тысяч слов). Усвоение языка определяется активностью ребенка. Ещё одной ключевой особенностью развития речи в данном возрасте является тот факт, что речь необходима ребенку не для выражения мысли, а в большей степени для поддержания внимания. Так, речь сопровождает все действия ребенка, которые он осваивает. В данном возрасте детям еще трудно переводить устную речь в письменную, в силу особенностей развития мышления и несформированности письменных форм речи, но к концу начальной школы дети вполне овладевают данным умением. Так как функция произвольного  внимания ещё слабо развита, соответственнои контроль письменной речи затруднен, оттого часты ошибки в написании слов и формулировании письменного текста – ребенку трудно удерживать в поле своего внимания содержание текста и его орфографию. Происходит развитее всех сторон речи: фонематической, грамматической, лексической.

Обучение в дошкольном возрасте принципиально отличается от обучения в школьном возрасте. Как указывал Л.С. Выготский: «этот процесс обучения, как он имеет место до наступления школьного возраста, существенно отличается от процесса школьного обучения, который имеет дело с усвоением основ научных знаний»[ 30, с.58].

Как мы писали выше, младший дошкольный возраст характеризуется вхождением в учебную деятельность. Именно в этом возрасте происходит её первоначальное формирование. На протяжении младшего школьного возраста дети овладевают всеми компонентами учебной деятельности. Основными новообразованиями этого периода являются: рефлексия, внутренний план действия и произвольность.

Рассмотрим подробнее, каким образом происходит овладение учебной деятельностью в младшем школьном возрасте - поэтапно, относительно компонентов структуры этой деятельности.

  1. Мотивация младшего школьника.

Специфика мотивационной составляющей учебной деятельности младшего школьного возраста заключается в том, что содержание учебной деятельности одновременно выступает и её побудителем. То есть, уже в старшем дошкольном возрасте у ребенка появляются мотивы учения, однако потребности в теоретических знаниях ещё нет, и не появится вне самой этой учебной деятельности. Потому, особое значение придается организации и содержательному наполнению уроков в начальной школе.

Трудности в мотивационной сфере младшего школьника связаны с особенностями данного возрастного периода. Во-первых, следует указать на то, что ребенок приходит в школу с, отличной от учебной, мотивацией. Как мы указывали выше, его побуждение к обучению в школе не связано с самим обучением непосредственно. Младшего школьника привлекают перемены, возможность общения с одноклассниками, статус школьника и т.д. Так как мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу, сам мотив постепенно начинает терять свою силу. Как считал Д. Б. Эльконин, процесс учения должен быть построен так, чтобы его мотив был связан с собственным внутренним содержанием предмета усвоения. Для этого перед учителем встает непростая задача - формирование познавательной мотивации, мотивации к обучению. Соответственно, формирование такой мотивации связано с организацией и содержанием учебной деятельности. Учителю необходимо учитывать все вышеперечисленные особенности психического и физического развития младшего школьника для того, чтобы наполнить учебную программу актуальным для детей содержанием, используя адекватные для этого возраста формы и методы управления этой учебной деятельностью.

  1. Учебная задача

Овладение данным компонентом учебной деятельности осуществляется на основании взаимодействия с учителем. Первоначально учебную задачу формулирует для учеников учитель, затем выделение учебной задачи осуществляется совместно в ходе беседы, решения проблемной ситуации и так далее. И только потом у ребенка начинает формироваться понимание того, как это делать самостоятельно. Очень эффективным для развития данного умения является проведение в конце каждого занятия упражнения«обратной связи», когда каждому ребенку дается возможность речевого оформления своего понимания смысла заданий, которые выполнялись на уроке.

Распространенной ошибкой в усвоении данного компонента учебной деятельности выступает подмена смысла задания его предметным содержанием. Причиной таких ошибок, как правило, выступает активное использование в обучении принципа наглядности. Так, мы указывали ранее, что мышление младшего школьника носит эмпирический характер, соответственно он мысли преимущественно материальными категориями. А потому, работая с счетными палочками, кубиками и другим наглядным материалом, очень высок рис сведения данной деятельности к практическому манипулированию. Таким образом, учебная задача в восприятии школьника подменяется практической. С другой стороны, особенности организации психики ребенка требуют использования наглядного материала. Решением данной проблемы выступает - использование слова, а точнее понятия. Для того, чтобы отделить свойства предмета от самого предмета и вывести мышление ребенка на другой -метапредметный уровень, учитель должен учить ребенка рассуждать, исследовать данный предмет в речевом плане действия. Например, эффективной может мыть следующее обсуждение: «Как ты думаешь, зачем нужно такое упражнение?», «Что нового ты узнал в процессе его выполнения?», «С какими трудностями столкнулся?», «Как ты думаешь, зачем здесь поставлены скобки?», «А прошлое упражнение было так же полезно для тебя?».

  1. Учебные действия.

Учебные действия формируются на основании овладения ребенком отдельных учебных операций, при этом, ученик активно использует материализованные средства и речь. Овладение учебными действиями представляет для младшего школьника сложную задачу, так как требует не только психической, но и физической трансформации. Например, овладение письмом. В овладении письменной речью заключается фундаментальныйэтап культурного развития человека, это огромный скачок в развитии младшего школьника.

Овладение учебными действиями очень часто осложняется буквальностью понимания ребенком учебной задачи. Например, в силу особенностей самой деятельности (требуется очень много учить наизусть) и развития психических функций ребенка (речь развита слабее, чем память), действие понимания очень часто подменяется буквальным запоминанием. И. В. Дубровина так же подчеркивает, что младшие школьники часто нерационально используют учебные действия, являющиеся общими при усвоении учебных предметов[26]. Вместе с тем описанный этап необходим, но с увеличением объемов изучаемого материала появляется необходимость в формировании нового способа действия с ним - понимания. Дети осваивают новые приемы, такие как систематизация материала, выделение основной мысли, построение плана и т.д. Очень важна роль учителя в этом переходе от запоминания к пониманию. Так как несформированность новых более сложных способов учебных действий влияет на успеваемость учеников в более старших классах. Многие авторы подчеркивают необходимость использования времени начальной школы именно для формирования компонентов учебной деятельности - в ряде случаев это занимает большую часть времени по отношению к содержанию учебной деятельности.

  1. Действия контроля и оценки.

Функция контроля имеет решающее значение в овладении ребенком учебной деятельностью по ряду причин. Во-первых, на этом этапе впервые формируется произвольный самостоятельный контроль ребенком своей деятельности. Причем предполагается его сложная структура, удерживающая ситуацию самой учебной деятельности и позицию ребенка в рассмотрении этой ситуации. В данном случае речь идет о рефлексии, формирующейся в этом возрасте. Ребенок одновременно учится оценивать ситуацию, себя в этой ситуации и выстраивать способ действия относительно её решения. Первоначально контроль в учебной деятельности носит характер оценивания по факту выполненного действия, затем он передвигается на процесс действия. Итоговым этапом овладения данным компонентом учебной деятельности является способность ребенка контролировать выполнения действия на всем протяжении его осуществления одновременно с его коррекцией.

В младшем школьном возрасте первичен внешний контроль, осуществляемый учителем или другим взрослым. Сама функция контроля и её необходимость должны быть развернуты учителем для ребенка в непосредственной учебной деятельности. Так, учитель обращает внимание ребенка на результат его деятельности, расчленяет его на элементы, сопоставляет с эталоном, который заложен в цели деятельности, указывает на возможные несоответствия, обнаруживает пути приведения к необходимому результату и способы его достижения. Функция внешнего контроля постепенно преобразуется во внутренний контроль действия.

Действия оценки в младшем школьном возрасте так же в большей степени осуществляются учителем. Ребенку, как правило, сложно адекватно оценить результаты своей деятельности и объяснить оценку учителя. Очень важно обращать ребенка к рефлексии своей деятельности, объяснять основания своей оценки, работать с пониманием не только оценки результата действия, но и выстраивать перспективную оценку будущего действия. Очень важно учитывать возрастные особенности (развитость эмпирического мышления) при оценивании деятельности ребенка - содержательная составляющая не должна быть укрыта от ребенка за предметной составляющей - непосредственно отметкой. Иными словами, задача учителя сформировать понимание ребенком необходимости оценки своей деятельности для повышения её эффективности, а не использование отметок с отрывом от их сути для своеобразного «коллекционирования» - например, много пятерок, мало двоек.Формирование оценки, умения анализировать собственные действия с точки зрения их соответствия требуемому результату (наряду с контролем) - условие развития рефлексии ребенка.

Для более полного понимания условий развития учебной деятельности в младшем школьном возрасте, следует рассмотреть само обучение, в его соотношении с другими видами деятельности младших школьников.

Так, в первую очередь следует рассмотреть, в каком соотношении находятся учебная деятельность и игровая. Уже в дошкольном возрасте, при выполнении дидактических заданий, появляются зачатки учебной деятельностью, однако ведущей деятельностью дошкольного возраста выступает игра. В начальной школе превалирующее влияние игры и тяготение к данной деятельности у ребенка все еще сильно. Не сформирована еще мотивация к учебной деятельности, несформированы и сами компоненты этой деятельности. Более того, их формирование представляет собой сложный процесс для ребенка, требующий воспитания воли и применения усилия. А потому, нередко периодическое «скатывания» ребенка на этап игровой деятельности, особенно это ярко наблюдается в первом классе. Постепенно происходят значительные изменения в характере самой игровой деятельности. При переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту возрастает значение игры с достижением известного результата (спортивные игры, интеллектуальные игры). В младшем школьном возрасте происходит переход от игр в плане внешних действий к играм в плане воображения. Кроме того, в школьном возрасте меняется соотношение между этими двумя видами деятельности: игра начинает подчиняться учебной деятельности.

Другой важной деятельностью в соотношении с которой выступает учебная, является труд. Так, привлечение младших школьников к элементарной трудовой деятельности формирует необходимые для обучения качества - волю, ответственность. Очень важен и обратный процесс - применение учебных знаний в действительности, возможность чего появляется благодаря участию ребенка в труде. Л.И. Божович подчеркивала большое значение труда для формирования личности школьника. Задача школы заключается не только в том, чтобы дать определенное количество знаний - нужно воспитать ребенка в нравственном отношении. В труде общественный результат деятельности выступает в реальной предметной, вещественной форме.

Рассмотрев понятие учебной деятельности в младшем школьном возрасте, мы можем сделать следующие выводы:

  1. Учебная деятельность получает свое первоначальное формирование именно в начальной школе.
  2. Предназначение начальной школы - научить ребенка учиться.
  3. Овладение младшим школьником компонентами учебной деятельности обусловлено особенностями психического и физического развития ребенка, что необходимо учитывать для эффективного управления учебной деятельностью ребенка.
  4. Учебная деятельность - не формальный компонент школьного обучения, а важный этап в развитии личности ребенка, что подтверждается изменением общей структуры деятельности ребенка: например, в его проявлении себя в игре и трудовой деятельности; в его отношениях с другими людьми и в целом, в отношениях, выстраиваемых школьником с миром.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т.1 - М.: Педагогика, 1980.
  2. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. - Тула: ТГУ, 2002.
  3. Асеев В. Г. Возрастная психология. Учебное пособие - Иркутск: 1989.
  4. Айдарова Л. И. Младший школьник. Педагогика / Л. И. Айдарова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 399 с.
  5. Алексеев Н. Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович, С. А. Обухов, Л. Ф. Фомина // Исследовательская работа школьников. - 2006. - № 5. - С. 3-5.
  6. Асмолов А. Г. Как проектировать универсаль- ные учебные действия в начальной школе / А. Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
  7. Ахметов М. А. Техники управления учебной деятельностью учащихся / М. А. Ахметов, Э. А. Мусенова // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - №2. - С.9-13.
  8. Баяндин Д. В. Управление учебной деятельностью и ее мониторинг на основе тренинговой технологии обучения / Д. В. Баяндин, Н. Н. Медведева, О. И. Мухин // ОТО. - 2012. - №1. - С.505-524.
  9. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: Просвещение, 2001.
  10. Бордовская, Н.В. Педагогика: Учебник для ВУЗов/ Н.В. Бордовская. -СПб.: Питер, 2000.
  11. Возрастная и педагогическая психология/ под ред. А. В. Петровского. -М.,1979.
  12. Выготский Л. С. Собр. Соч. в 6-ти т.-М.,.
  13. Волювач Е. В. Формирование мотивации обучения младших школьников в классе фортепиано : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Е. В. Волювач. - Краснодар, 2005. - 174 с.
  14. Гальперин П. Я., Запорожец А. В. Актуальные проблемы возрастной психологии. - М.: Просвещение,1978.
  15. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая  психология. - М., 2004. - 512с.
  16. Давыдов В. В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении.- Томск.: Пеленг, 1992.
  17. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. - М., 1986. - 243 с.
  18. Дюмина С. В. Управление процессом формирования общих учебных умений и навыков младших школьников / С. В. Дюмина // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - №1. - С.67-76.
  19. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2000. — 508 с.
  20. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь : для студ. высш. и сред. пед. учеб. за- ведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М. : Академия, 2000. – 176 с..
  21. Кямалзаде, Г. М. Динамика развития регулятивных универсальных учебных действий в начальных классах [Электронный ресурс] // Международный студенческий научный вестник. - 2014. - № 3. Режим доступа: https://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=11893 (дата обращения: 02.11.2017).
  22. Маркова А. К. «Формирование мотивации учения в школьном возрасте» - Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983
  23. Мухина В. С. Возрастная психология. - М.: Издательский центр «Академия», 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Пути совершенствования учебной деятельности младших школьников с нарушением слуха на уроках математики»

В докладе говорится о основных путях совершенствования учебной деятельности младших школьников с нарушенным слухом на уроках математики....

Презентация на тему: "Использование здоровьесберегающих приемов в учебной деятельности младших школьников" для учителей общеобразовательных школ

Данная презентация рассматривает статистические данные Министерства здравоохранения России, внешние и внутренние факторы риска, основные правила использования здоровьесберегающих приемов в учебной дея...

Презентация к уроку по теме: Презентация на тему: "Использование здоровьесберегающих приемов в учебной деятельности младших школьников" для учителей общеобразовательных школ

Данная презентация рассматривает статистические данные Министерства здравоохранения России, внешние и внутренние факторы риска, основные правила использования здоровьесберегающих приемов в учебной дея...

Сравнительный психолингводидактический анализ учебников русского языка по программам «Начальная школа 21 века» и «Школа России» по изучению проблемы развития саморегуляции учебной деятельности младших школьников

Анализ целей и задач программ начальной школы гласит о том, что необходимо научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, сист...

«Формирование учебной деятельности младших школьников по системе Н.Ф. Виноградовой в свете ФГОС»

Статья и презентация были подготовлены для муниципального семинара учителей начальной школы и посвящен изучению возможностей УМК Н.Ф.Виноградовой на формирование учебной деятельности младших школьнико...

Преемственность игровой и учебной деятельности младших школьников на логопедических занятиях в условиях дистанционного обучения.

В статье раскрываются способы коррекционно-развивающего логопедического воздействия на учащихся начальной школы, при которых у детей осуществляется плавный переход от игровой к учебной деятельности в ...

Создание ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника.

Ребенок, поступая в школу, надеется добиться признания и мечтает, чтобы его любили и уважали учителя и одноклассники. Если эти мечты не сбываются - это является самой серьезно...