Тренинг для учащихся 10 - ых классов: «Soft skills: Креативность речи и мышления»
классный час (10 класс)

Пашуева, С. М. Тренинг для учащихся 10 - ых классов «Soft skills»: методическая разработка / С. М. Пашуева – Грозный: «Гимназия №1 им. А. Х. Кадырова», 2022.-  9 с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met_raz3.docx47.71 КБ

Предварительный просмотр:

 

Департамент образования Мэрии г. Грозного

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №1 им. А. Х. Кадырова» г. Грозного

(МБОУ «Гимназия № 1 им. А. Кадырова» г. Грозного)

Соьлжа-ГIалин Мэрин дешаран Департамент

Соьлжа-ГIалин муниципальни бюджетни йукъардешаран хьукмат

«А. КАДЫРОВН ЦIАРАХ № 1 ЙОЛУ ГИМНАЗИ»

(Соьлжа-ГIалин МБЙХь «А. КАДЫРОВН ЦIАРАХ ГИМНАЗИ №1»)

Тренинг для учащихся 10 - ых классов: «Soft skills: Креативность речи и мышления»

Методическая разработка

                             

 

                                                                                  Автор - составитель:

                                                                                  Пашуева Себила Майрбековна,

                                                                                  педагог - логопед

     

г. Грозный, 2022 год

Пашуева, С. М. Тренинг для учащихся 10 - ых классов «Soft skills»: методическая разработка / С. М. Пашуева – Грозный: «Гимназия №1 им. А. Х. Кадырова», 2022.-  9 с.

Аннотация  

Тема: Тренинг для учащихся 10 - ых классов «Soft skills»

Цель: Развитие и тренировка креативности речи и мышления. 

Задачи:

  1. Научить строить метафоры, приводить аллегории, создавать креативные речевые обороты.
  2. Развивать навык составления связного, эмоционального, образного рассказа.
  3. Научить видеть объекты с разных сторон, сопоставлять, сравнивать.

Структура тренинга:

1. Организационный момент

2. Упражнения на развитие речевой интуиции

1. «В поисках прилагательного»

2. «Горячий лед»

3. «Расшифровка слов»

4. «Редактор»

3. Заключительная часть. Итог

Оборудование, необходимое для проведения тренинга: учебник, линейка, ручка, блокнот.

Ход тренинга

  1. Организационный момент

Если Вы хотите стать великим оратором, выступления которого будут слушать затаив дыхание, то Вам непременно нужно знать, что ответить и сказать в любой ситуации. Важно, чтобы ответ был по существу вопроса, оригинальным по своей форме и доступным для понимания. Очень редко люди рождаются с умением легко создавать креативные речевые обороты, как правило, это умение необходимо тренировать.

Упражнения, которые мы выполним по ходу занятия, направлены как раз для тренировки ответов экспромтом. Если Вы приложите максимум усилий, будете не только интересным оратором, чья речь выразительна и увлекательна, но и отличным собеседником, с которым можно беседовать на абсолютно любые темы.

  1. Упражнение  «В поисках прилагательного»

Берем любое слово и пишем к нему 5 прилагательных, которые подходят к нему по смыслу. Например, конверт – старый, вместительный, почтовый, белый, бумажный, отправленный. Затем, напишите 5 прилагательных, которые никак не подойдут к нему. Например, тот же конверт – живой, ясный, быстрый, сумасбродный, питательный. Выполняя упражнение, Вы заметите, что не так легко вытащить из своей памяти заданные прилагательные.

  1. Упражнение  «Горячий лед»

Составление словосочетаний со словами, обладающими противоположным смыслом. Допустим, сухая вода, маленький великан, горький сахар, быстрая черепаха и так далее. Это положительно сказывается не только на красноречии, но и на креативном мышлении.

  1. Упражнение  «Расшифровка слов»

Необходимо выбрать слово, а затем вообразить, что оно представляет собой аббревиатуру, которую необходимо расшифровать. Для начала лучше всего использовать короткие слова, далее можно переходить к более сложным словам.  Скажем, лето – «лев ежедневно тушит озеро». Сначала можно пренебречь здравым смыслом, и постепенно «перевод» будет получаться все более удачным « ЛЮБОПЫТСТВО ЕДИНОГЛАСНО ТРЕБУЕТ ОДОБРЕНИЯ».

  1. Упражнение  «Редактор» (Приложение 1)

Отлично помогает пополнить словарный запас следующее упражнение. Берёте любой текст (рекламную листовку, журнальную статью, распечатанный отрывок из книги, сказку для детей можно распечатать несколько абзацев из сказки), зачёркиваете в каждом предложении по несколько произвольных слов, а затем вслух читаете этот текст, при этом на ходу заменяя вычеркнутые слова синонимами, подходящими по смыслу. Не бойтесь, сначала это может показаться очень сложным, но с каждым разом Вам будет становиться все легче подобрать нужное слово.

  Заключительная часть. Итог Развитие речи человека происходит на протяжении всей его жизни. Еще с младенчества мы реагируем на общение с взрослыми, пытаемся уловить эмоции собеседника пытаясь поддержать диалог. Все этапы развития речи ребенка являются  кирпичиками для основы правильной речи человека. Корректировка дефектов и постановка правильной речи возможна и во взрослом возрасте.

  Сейчас мы живем в период информационной эпохи, когда базисом всех ценностей и знаний является информация. Для успешного карьерного роста, для успешного общения и достижения своих целей нам просто необходимо уметь правильно преподать ту информацию, которую от нас хочет услышать собеседник. А это, в свою очередь, очень трудно сделать без правильной речи.

У древнегреческого философа Демосфена был слабый голос и короткое дыхание, он подергивал одним плечом. С раннего детства он был косноязычным, не мог выговаривать многие согласные звуки, особенно «р». Произносил слова с ошибочным ударением.  Чтобы придать своему языку подвижность и гибкость,  а звуку отчетливость и ясность, он набирал в рот черепки и камешки и с ними пробовал говорить громко  и выразительно. Чтобы усилить голос и дыхание, он взбегал на крутые склоны, на одном выдохе произнося стихи  и речи. В своем доме, в подвале, он устроил комнату, в которой проводил все время. Поставил зеркало во весь человеческий рост  и перед ним выполнял упражнения, с потолка свисал острый меч, и, если ритор забывался и начинал дергать плечом, появлялись долго не заживающие раны.

  Многое здесь, возможно, вымышлено и преувеличено, но достоверно одно: Демосфен, приложив много усилий, исполнил свою мечту -  стал великим оратором.

Главное желание изменить свою речь, гордиться успехами и применять на практике полученные знания...

                               

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

КУРОЧКА РЯБА

Жили-были дед да баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко, не простое — золотое.
Дед бил, бил — не разбил.
Баба била, била — не разбила.
Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось.
Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:
— Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое — простое!

ПЛОТНИК И КОШКА (Японская сказка)

Жил в старину бедный плотник, и была у него кошка. Хозяин любил свою кошку, каждый вечер приносил ей рыбу. Кошка тоже любила плотника.
Но вот однажды напала на плотника хворь: глаза стали слепнуть. Не может он работать, денег совсем не стало, не на что и рыбы кошке купить. Вот он ей и говорит:
— Хоть мы и бедно с тобой жили, но все же сносно. А теперь я совсем ослеп, нечем мне тебя кормить. Придется тебе другого хозяина искать.
Заснул плотник. А кошка подошла к нему и стала глаза вылизывать. Сначала левый, потом правый, левый, правый, левый, правый…
Прошло десять дней, глаза у плотника перестали болеть, и он стал видеть, как прежде.

БЛАГОДАРНЫЙ МЕДВЕДЬ (Мордовская сказка)

Гуляет девочка по лесу, а навстречу медведь, на двух ногах идёт, как человек. Испугалась девочка, хотела убежать, да с места тронуться от страха не может. А медведь подошёл и лапу протягивает. Смотрит девочка, а в лапе заноза. Вытащила она занозу, медведь поклонился и в лес ушёл.
Никто в деревне ей не поверил, и пошла она снова в лес. Подняла глаза, а перед ней медведь. В лапах большой улей с мёдом держит. Положил он перед девочкой улей, опять поклонился и в лес ушёл.
Всей деревней этот мёд ели.

ВОЛК И БАРАН (Литовская сказка)

Увидал волк барана и говорит ему:
— Слушай, баран, а я тебя сейчас съем.
— Ничего не поделаешь — ешь. Только прошу тебя не портить на мне шкуру. Ты стань у плетня, разинь хорошенько пасть, я разбегусь и прыгну тебе прямо в глотку.
Волк ноги расставил, пасть разинул и ждет. Баран разбежался и — трах! — волка рогами по лбу. Волк свалился без памяти, а баран — не будь дураком — убежал. Отлежался волк и думает: «Съел я его или не съел? Должно быть, съел!..»

ДВА ВЕРБЛЮДА (Курдская сказка)

Два верблюда, старший и младший, паслись на зелёном лугу. Младший всё время отставал от старшего. Старший решил поддразнить юного спутника и сказал ему с насмешкой:
— Ведь мы не по узкой тропинке идём, тебе и рядом со мной места хватит. Отчего же ты все сзади тянешься?
— А что ты скажешь о вежливости, — ответил младший. — Старших всегда следует пропускать вперед, правда?
Почему у осла длинные уши (Ингушская сказка)
Узнал осёл, что раздают уши. Он не знал точно, что такое уши, а только слышал о них. Пришёл он к тому месту, где раздавали уши и крикнул:
— Здесь раздают уши?
— Здесь, — отвечают ему.
— А какие они?
— Какие пожелаешь. Есть маленькие, есть большие, есть длинные, есть круглые…
— А сколько они стоят?
— Их дают бесплатно.
«Если уши дают бесплатно, то какой же дурак станет брать маленькие».
Вот почему у осла такие длинные-длинные уши.

КАК ЕЖ ВЫДУМАЛ СЕРП (Ногайская сказка)

В давние времена люди, как и звери, ели траву. Надоело им траву есть, посеяли они пшеницу, но как убирать урожай, никто не знал. Сошлись все люди и звери и стали спрашивать друг у друга, как собрать зерно.
— Всё знает мудрый ёж, — сказал один старик, — но его нет с нами. Он очень обидчивый, наверно, над ним кто-нибудь посмеялся… А когда ёж сердится, он разговаривает сам с собой. Если подслушать, можно услышать дельный совет.
Подслушать вызвалась кошка. Она незаметно подкралась к ежу и услышала, как тот ворчал:
— До чего же бестолковые эти люди! Чего проще: взять полоску железа и бить по ней молотком, пока не станет похожей на молодой месяц. Потом насечь зубчики, и серп готов.
Кошка запомнила эти слова, передала их людям, люди понаделали серпов и убрали урожай.

КАК ЗАЯЦ ВЫРУЧИЛ СЛОНА (Вьетнамская сказка)

Заяц спросил у слона, почему у него грустный вид.
— Я проиграл спор тигру, — ответил слон, — и завтра он меня должен съесть.
— Не печальтесь, я вас выручу, дядюшка слон. Завтра приходите сюда.
Наутро заяц сказал слону, чтобы тот встал на колени, вскочил на его спину и стал ждать тигра. Как только мелькнула тигриная тень, заяц начал что-то жевать и кричать на весь лес:
— Ха-ха! Я уже досыта наелся слоновьим мясом, а теперь мне захотелось съесть тигра! Где добыть этого зверя?
Тигр перепугался и удрал.

УМНЫЙ БУЙВОЛ (Китайская сказка)

Тигр подкараулил буйвола и хотел его съесть. Но тот сказал:
— Твои зубы слишком тупы, тебе не прокусить моей кожи. Давай встретимся через три дня. Ты наточишь зубы, а я рога. Вот тогда и сразимся.
Три дня тигр точил зубы, а буйвол занимался совсем другим делом. Он обмотал себя соломой и катался по земле, пока не покрылся толстым слоем глины. В назначенный день тигр и буйвол явились в условленное место.
Три раза вонзал тигр клыки в тело буйвола, но прокусывал только засохшую глину. А потом буйвол так три раза боднул тигра, что из того и дух вон.
С тех пор люди считают буйвола самым умным животным.

ПОЧЕМУ У ЛОСЯ И БАРАНА РОГА РАСТУТ (Чукотская сказка)

Спросил раз медведь у лося:
— Отчего это все звери разные? На твоей голове ветвистые деревья растут, а на моей нет.
— И, правда: мы совсем не похожи, — поразмыслив согласился лось,— отчего бы это?
Встретили они горного барана.
— Скажи-ка, баран, почему мы друг на друга не похожи. Да и ты на нас не похож. На твоей голове растут два толстых полена.
Уселись звери и начали думу думать, почему они друг на друга непохожи. Долго думали. Наконец лось взмолился:
— Нет, я не могу больше думать. Голова разболелась.
— И у меня от думы голова кружится, — поддержал его баран и убежал вместе с лосем.
— Вот, оказывается, почему мы не похожи, — догадался медведь. — Лось и баран глупы, они же думать не могут, вот у них на голове и выросла всякая дрянь.

КУРИЦА И ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ (Бурятская сказка)

Захотелось курице подружиться с летучей мышью. Взлетела курица на насест и закудахтала:
— Где ты, соседушка, я пришла с тобой подружиться.
— Я не могу выйти, — ответила ей летучая мышь из тёмной щели. — Днём жара высушит мои крылья.
В сумерках летучая мышь прилетела к курице.
— Курочка, добрый вечер, я к тебе в гости пришла.
— Я ночью ничего не вижу, — ответила курица жалобно. — Я не смогу тебя угостить.
Так курица и летучая мышь и не смогут подружиться. Курице мешает ночь, а летучей мыши — день.

ПОЧЕМУ КУРИЦА НЕСЕТ ЯЙЦА (Африканская сказка)

Лесная птица сказала курице:
— Почему ты не летаешь? У тебя же есть крылья.
Курица обиделась на то, что посторонняя птица вмешивается в её дела и хотела уйти. Но птица продолжала:
— Скоро хозяин тебя зарежет. Лучше уйти в лес.
Курица не обратила внимания и на эти слова, но вскоре узнала, что хозяин впрямь собирается её зарезать. Птица посоветовала:
— Ты должна каждый день нести яйца, тогда хозяин оставит тебя в живых.
Курица так и сделала и была очень благодарна лесной птице за сове



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с элементами тренинга для учащихся 5 классов «Что мы знаем друг о друге»

Цели: способствовать формированию коммуникативной компетентности и  культуры общения пятиклассников в период адаптации к школе.Задачи:формировать ценностное отношение к общению, развивать коммуни...

Тренинг для учащихся 9 классов коррекционной школы VIII вида.

В спокойной, домашней обстановке мы увидим мир ребёнка, его отношения к жизни.Данный тренинг поможет взрослому быть ближе к ребёнку....

Занятие с элементами тренинга для учащихся 5 класса

Занятие с элементами тренинга на сплочение класса (5 класс).Переход в среднее звено предъявляет повышенные требования к личностному и интеллектуальному развитию учащихся, к степени сформированно...

Тренинг для учащихся 5 класс (адаптация)

Тренинговые занятияпо формированию социальных навыковдля учащихся 5-го класса...

Тема: « Развитие связной речи у учащихся 1 класса с общим недоразвитием речи»

Тема: « Развитие связной речи у учащихся 1 класса с общим недоразвитием речи»...

Программа коммуникативных тренингов для учащихся 5 классов «Первый раз в пятый класс»

Цель программы: оказание психолого-педагогической помощи в период адаптации.Задачи:Повышение адаптивных возможностей и уровня психологической комфортности школьников.Снижение уровня школьной тревожнос...