Занятие с элементами тренинга для учащихся 5 классов «Что мы знаем друг о друге»
план-конспект занятия по психологии (5 класс) на тему
Цели: способствовать формированию коммуникативной компетентности и культуры общения пятиклассников в период адаптации к школе.
Задачи:
- формировать ценностное отношение к общению, развивать коммуникативные навыки (умение слушать, становиться на точку зрения других, работать сообща, и др.), потребность во взаимопомощи;
- формировать Эго-компетентность: знание своих ресурсов, слабых и сильных сторон, умение подать себя.
- формировать психологический климат в коллективе, способствующий снятию комплексов замкнутости, застенчивости.
Методы: групповой дискуссии, игрового моделирования.
Возраст участников: учащиеся 5 классов.
Материалы: воздушный шар, мяч.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_chto_my_znaem_drug_o_druge.docx | 23.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие с элементами тренинга для учащихся 5 классов «Что мы знаем друг о друге»
Разработка педагога-психолога МБОУ «Мариинская гимназия» Сургачевой И. В.
Цели: способствовать формированию коммуникативной компетентности и культуры общения пятиклассников в период адаптации к школе.
Задачи:
- формировать ценностное отношение к общению, развивать коммуникативные навыки (умение слушать, становиться на точку зрения других, работать сообща, и др.), потребность во взаимопомощи;
- формировать Эго-компетентность: знание своих ресурсов, слабых и сильных сторон, умение подать себя.
- формировать психологический климат в коллективе, способствующий снятию комплексов замкнутости, застенчивости.
Методы: групповой дискуссии, игрового моделирования.
Возраст участников: учащиеся 5 классов.
Материалы: воздушный шар, мяч.
- Первый этап - организационный: создание психологической комфортности в группе.
- Второй этап - формулирование темы занятия, основных целей; проведение упражнений.
- Третий этап - заключительная часть: рефлексия занятия.
Ход занятия:
Первый этап - организационный (5 минут)
Учащиеся входят в аудиторию. Занимают места (стулья расставлены по кругу). Психолог выводит учащихся на воспроизведение правил поведения на психологическом занятии:
- Доверительный стиль общения;
- Общение по принципу "Здесь и теперь";
- Искренность в общении;
- Конфиденциальность всего происходящего в группе;
- Активное участие в происходящем;
- Оцениваем не участника, а его действия и поступки;
- Уважение говорящего.
Психолог проводит ритуал принятия правил.
Второй этап. Отработка темы занятия
Упражнение «То, что я люблю». Цель: знакомство, введение в тренинговую ситуацию, самораскрытие, снятие напряжения. Время – 10 минут.
Подростки рассаживаются по кругу. Один из участников представляется остальным и завершает предложение «Я люблю…». Второй выступающий сначала повторяет имя и высказывание предыдущего участника, затем добавляет собственную комбинацию. Третий повторяет оба варианта и потом представляется сам. Так происходит и дальше по кругу. В конце игры психолог делает вывод: все мы разные, но давайте поищем сходства у участников тренинга.
Упражнение «Мы с тобой одной крови»
Цель игры: направить мышление учащихся на поиск сходства у различных людей по разнообразным вариантам признаков.
Процедура: задача игроков - найти сходство с участниками тренинга и пригласить в круг ученика на основании этого сходства. Примечание: можно передавать друг другу при этом какое-либо движение, например, соприкасаться ладонями. Например: «Я выбираю Олю, потому что мы с ней живем в одном доме». Оля выходит в круг и ищет сходство со следующим учеником в классе (ведущий занимает место Оли). Игра продолжается до последнего участника. Время: 10 минут.
Рефлексия по первым двум упражнениям: поменяйтесь местами, кому понравилось упражнение? Что мы узнали друг о друге? Какие мнения меня впечатлили? К кому я теперь испытываю интерес? Для чего было дано упражнение?
Психолог: Ключевой вопрос является темой занятия: Что мы знаем друг о друге
Упражнение «Бинго».
Цели: основная – отработка умения работать в команде; второстепенная – продолжить узнавать друг друга. Время: 10 минут.
Процедура: члены группы разбиваются в две-три команды, расходятся в разные стороны и заполняю подготовленный заранее формуляр игры «Бинго». Перед подростками ставится задача: вписать в формуляр себя и запомнить информацию о других участниках команды. Далее проводится соревнование: чья команда была дружнее, участники которой лучше узнали друг о друге.
Рефлексия: Для чего было дано упражнение? Понравилось ли работать в команде? Чувствовали ли вы себя в безопасности? Ваше мнение выслушивали?
Упражнение «Поменяйтесь местами».
Цель: продолжить поиск сходства, снятие напряжения после тренинга.
Задача игроков: поскольку количество стульев на 1 меньше, чем участников, по команде ведущего дети называют признак, по которому меняются местами участники тренинга: «Меняются местами те, у кого хорошее настроение, у кого в одежде присутствует белый цвет и т.д.» Ведущим становится тот, кому не хватило стула. Время: 5 минут.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
Ритуал завершения. Цель: выход из ситуации тренинга, получение обратной связи, прощание. Ход: участники по очереди делятся впечатлениями о тренинге и упражнениях, которые были использованы в нём.
Литература:
- Вачков И. В. Психология тренинговой работы. Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой работы, - М: ЭКСМО, 2007
- Зарипова Ю. Поверь в себя: программа психологической помощи подросткам – М.: Чистые пруды, 2007.
- Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. — М.: Генезис, 2002. — 336 с.)
Приложение
Формуляр игры «Бинго»
Играет на музыкальном инструменте | Занимался дайвингом | Единственный ребёнок в семье | Любит литературу | Блондин/ка |
Имеет братьев-сестёр (родных) | Имеет русые волосы (шатен) | Ходит в художественную школу | Любит лето | Умеет играть в шахматы |
Любит математику | Любит зиму | Летал/ла на самолёте | Имеет домашнее животное | Имеет чёрные волосы (брюнет) |
Любит осень | Любит историю | Занимается в спорт. секции | Любит весну | Умеет плавать |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-культурный проект "Узнаем друг о друге, узнаем друг от друга!"
В 2010 году команда старшеклассников ГБОУ СОШ № 294 Центрального района Санкт-Петербурга, под руководством учителя Герасимовой Т.Н. принимала участие в Молодежном Фестивале-конкурсе "Культурной столиц...
Занятие с элементами тренинга для учащихся 11-го класса "Психологическая подготовка к ЕГЭ"
Цель занятия:отработка с выпускниками навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.Задачи:Знакомство выпускников со способами р...
Занятие с элементами тренинга для учащихся 7-9 классов "По одежке встречают, по уму провожают".
Данное занятие предназначено для психологов, классных руководителей. Цель занятия: формирование информационного пространства учащихся, развитие мотивов самоактуализации, формирование навыков раб...
Занятие с элементами тренинга для учащихся 5 класса
Занятие с элементами тренинга на сплочение класса (5 класс).Переход в среднее звено предъявляет повышенные требования к личностному и интеллектуальному развитию учащихся, к степени сформированно...
Занятие с элементами тренинга для учащихся 10-го класса "Подготовка к ЕГЭ"
Данное занятие является одним из серии занятий, направленны на психологическую подготовку учащися 9-11 классов к кзаменам. Представленное тут занятие направлено на работу с памятью, ее тренировк...
Конспект занятия с элементами тренинга с учащимися 7-х классов «Мир без насилия - вместе мы справимся»
Тренинг для обучающихся 7 классов...