Занятие с элементами тренинга для учащихся 10-го класса "Подготовка к ЕГЭ"
план-конспект занятия по психологии (10 класс) на тему

Сазикова Анастасия Олеговна

Данное занятие является одним из серии занятий, направленны на психологическую подготовку учащися 9-11 классов к кзаменам. Представленное тут занятие направлено на работу с  памятью, ее тренировку. Так же, прилагается материал по способам снятия морально-психического напряжения и памятка для работы с состоянием или настроением "Как стать оптимистом"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие с элементами тренинга для учащихся 10-го класса

"Психологическая подготовка к ЕГЭ"

Цель занятия: отработка с выпускниками навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.

Задачи:

  • Знакомство выпускников со способами релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения.
  • Развитие ассоциативного мышления, воображения.
  • Обучение приемам активного запоминания.

Ход занятия:

1. Приветствие

1 минута

2. Разминка  Комплимент в форме «Я-высказывания»

5 минут

3. Мини-лекция «Приемы запоминания»

  • Группировка — разбиение материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и т. п.).
  • Выделение опорных пунктов — фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы излагаемого в тексте, примеры, шифровые данные, сравнения и т. п.).
  • План — совокупность опорных пунктов.
  • Классификация – распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков.
  • Структурирование — установление взаимного расположения частей, составляющих целое.
  • Схематизация (построение графических схем) — изображение или описание чего-либо в основных чертах или упрощенное представление запоминаемой информации.
  • Ассоциации — установление связей по сходству, смежности или противоположности.

Апробация каждого метода.

Делимся на 4 группы, каждый получает отрывок  и думает, какие методы можно использовать.

  • Обсуждение

10-12 минут

4. Игра «Ассоциация»

школьники придумывают ассоциации на слово “ЕГЭ”, отвечая на конкретные вопросы, например: “Если ЕГЭ – это мебель, то какая?”, “Если, одежда – то, какая?” и т. д. Это упражнение преследует следующие цели:

• активация психологической динамики группы;

• создание позитивных установок у группы на дальнейшее обсуждение темы ЕГЭ;

актуализация самосознания старшеклассников на тему сдачи ЕГЭ.

Обсуждение

7 минут

5. Упражнения на релаксацию

 «Мышечная релаксация»

1) осознавайте и запоминайте ощущение расслабленной мышцы по контрасту с перенапряжением;
2) каждое упражнение состоит из 3 фаз:
«напрячь–прочувствовать–расслабить»;
3) напряжению соответствует вдох, расслаблению — выдох.

«Кинезиологическое упражнение»

Большим и указательным пальцами одной руки с силой сдавливаем фалангу каждого пальца другой руки, начиная с ногтевой фаланги, сначала в тыльно-ладонной, затем в межпальцевой плоскости. Потом меняем руки.

Упражнение «Концентрация на нейтральном предмете»

– Медленно сосчитать предметы, никак эмоционально не окрашенные: листья на ветке, буквы на отпечатанной странице и т. д.

– Выбрать любой предмет (часы, кольцо, ручку и т.д.), положить его перед собой и попробовать в течение определенного времени (не более 3-5 минут) удерживать все внимание на этом предмете, внимательно его рассматривать, стараясь не отвлекаться ни на какие посторонние мысли.

Упражнение   «Ресурсные образы»

Вспомните или придумайте место, где вы чувствовали бы себя в безопасности, и вам было бы хорошо и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь именно в этом месте. Ощутите запахи, прислушайтесь к шелесту травы или шуму волн, посмотрите вокруг. Постарайтесь представить это как можно более четко, в мельчайших деталях.

Рефлексия. Менялось ли ваше состояние в ходе выполнения этих упражнений? Какой способ снятия тревоги показался наиболее подходящим лично для вас.

советы

Экстренные Способы снятия нервно-психологического напряжения 

Релаксация
Спортивные занятия. 
Контрастный душ. 
Пальчиковое рисование
Скомкать газету и выбросить ее. 
Газету порвать на мелкие кусочки, «еще мельче». Затем выбросить на помойку. 
Смотреть на горящую свечу. 
Погулять в тихом месте, на природе. 

15-20 минут

6. Игра «встряхнись»

 «Стряхни» 
Цель: научить избавляться от мешающих и неприятных эмоций. 

Я хочу показать вам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств.

Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное - плохие чувства, тяжелые заботы и плохие мысли о самих себе – слетает с вас как с гуся вода. 
Потом отряхните свои ноги с носков до бедер. А затем потрясите головой. 


Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает, и вы становитесь все бодрее и веселее. 
Обсуждение: как изменилось ваше самочувствие после выполнения задания? 

2-4 минуты

7. Памятка «Как стать оптимистом» (раздаются)

1. Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах.

2. Никогда не говорите о себе плохо.

3. Позволяйте себе расслабиться, прислушаться к своим мыслям, заняться тем, что вам по душе.

4. Ваши друзья и близкие тоже испытывают неуверенность. Помогите им!

5. Радуйтесь каждому своему успеху на пути к этим целям, хвалите себя.

6. Помните, что вы – творец своей жизни.

2-3 минуты

8. Подведение итога занятия. Обсуждение

2-4 минуты



Предварительный просмотр:

Костно-мышечная система рыб состоит из скелета и мышц. Основу скелета образуют череп и позвоночник. Позвоночник состоит из отдельных позвонков. Каждый позвонок имеет утолщенную часть – тело позвонка, а также верхние и нижние дуги. Верхние дуги вместе образуют канал, в котором лежит спинной мозг. Дуги защищают его от травм. Вверх от дуг торчат длинные остистые отростки. Нижние дуги в туловищной части разомкнуты. К боковым отросткам позвонков примыкают ребра – они прикрывают внутренние органы и служат опорой для туловищной мускулатуры. Особенно мощная мускулатура расположена у рыб в области спины и хвоста. В хвостовой части нижние дуги позвонков образуют канал, в котором проходят кровеносные сосуды.

С начала вторжения французской армии на территорию Российской империи в июне 1812 года русские войска постоянно отступали. Быстрое продвижение и подавляющее численное превосходство французов лишали главнокомандующего русской армии генерала-от-инфантерии Барклая-де-Толли возможности подготовить войска к сражению. Затянувшееся отступление вызвало общественное недовольство, поэтому император Александр I сместил Барклая-де-Толли и назначил главнокомандующим генерала-от-инфантерии Кутузова[2]. Однако и новый главнокомандующий избрал путь отступления. Стратегия, выбранная Кутузовым, была основана, с одной стороны, на изнурении противника, с другой — на ожидании подкреплений, достаточных для решающего сражения с армией Наполеона[3].

В данный момент я этот свой неписаный  кодекс поведения нарушил. Сидел,

скорчившись, сидел в одних  носках, и не где-нибудь в  кабинете,  а сидел  в

кухне и, как  огнепоклонник,  вдохновенно  и страстно тянулся  к  пылающим в

плите  березовым  поленьям. На левой руке у  меня  стояла  перевернутая дном

кверху кадушка,  и  на ней  лежали  мои  ботинки, рядом  с ними  ободранный,

голокожий петух с окровавленной шеей, рядом с петухом его разноцветные перья

грудой. Дело в том, что еще в состоянии окоченения я успел  произвести целый

ряд  действий,  которых потребовала  сама жизнь.  Востроносая  Аксинья, жена

Егорыча, была утверждена  мною в должности моей кухарки. Вследствие этого  и

погиб   под  ее  руками  петух.  Его  я   должен  был  счесть.

Для сравнения, сложения и вычитания дробей их следует преобразовать (привести) к виду с одним и тем же знаменателем. Пусть даны две дроби: \frac{a}{b} и \frac{c}{d}. Порядок действий:

  • Находим наименьшее общее кратное знаменателей: M=[b,d].
  • Умножаем числитель и знаменатель первой дроби на M/b.
  • Умножаем числитель и знаменатель второй дроби на M/d.

После этого знаменатели обеих дробей совпадают (равны M). Вместо наименьшего общего кратного можно в простых случаях взять в качестве M любое другое общее кратное, например, произведение знаменателей. Пример см. ниже в разделе Сравнение.



Предварительный просмотр:

Памятка «Как стать оптимистом»

1. Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах.

2. Никогда не говорите о себе плохо.

3. Позволяйте себе расслабиться, прислушаться к своим мыслям, заняться тем, что вам по душе.

4. Ваши друзья и близкие тоже испытывают неуверенность. Помогите им!

5. Радуйтесь каждому своему успеху на пути к этим целям, хвалите себя.

6. Помните, что вы – творец своей жизни.

Памятка «Как стать оптимистом»

1. Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах.

2. Никогда не говорите о себе плохо.

3. Позволяйте себе расслабиться, прислушаться к своим мыслям, заняться тем, что вам по душе.

4. Ваши друзья и близкие тоже испытывают неуверенность. Помогите им!

5. Радуйтесь каждому своему успеху на пути к этим целям, хвалите себя.

6. Помните, что вы – творец своей жизни.

Памятка «Как стать оптимистом»

1. Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах.

2. Никогда не говорите о себе плохо.

3. Позволяйте себе расслабиться, прислушаться к своим мыслям, заняться тем, что вам по душе.

4. Ваши друзья и близкие тоже испытывают неуверенность. Помогите им!

5. Радуйтесь каждому своему успеху на пути к этим целям, хвалите себя.

6. Помните, что вы – творец своей жизни.

Памятка «Как стать оптимистом»

1. Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах.

2. Никогда не говорите о себе плохо.

3. Позволяйте себе расслабиться, прислушаться к своим мыслям, заняться тем, что вам по душе.

4. Ваши друзья и близкие тоже испытывают неуверенность. Помогите им!

5. Радуйтесь каждому своему успеху на пути к этим целям, хвалите себя.

6. Помните, что вы – творец своей жизни.

Памятка «Как стать оптимистом»

1. Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах.

2. Никогда не говорите о себе плохо.

3. Позволяйте себе расслабиться, прислушаться к своим мыслям, заняться тем, что вам по душе.

4. Ваши друзья и близкие тоже испытывают неуверенность. Помогите им!

5. Радуйтесь каждому своему успеху на пути к этим целям, хвалите себя.

6. Помните, что вы – творец своей жизни.

Памятка «Как стать оптимистом»

1. Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах.

2. Никогда не говорите о себе плохо.

3. Позволяйте себе расслабиться, прислушаться к своим мыслям, заняться тем, что вам по душе.

4. Ваши друзья и близкие тоже испытывают неуверенность. Помогите им!

5. Радуйтесь каждому своему успеху на пути к этим целям, хвалите себя.

6. Помните, что вы – творец своей жизни.

Памятка «Как стать оптимистом»

1. Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах.

2. Никогда не говорите о себе плохо.

3. Позволяйте себе расслабиться, прислушаться к своим мыслям, заняться тем, что вам по душе.

4. Ваши друзья и близкие тоже испытывают неуверенность. Помогите им!

5. Радуйтесь каждому своему успеху на пути к этим целям, хвалите себя.

6. Помните, что вы – творец своей жизни.

Памятка «Как стать оптимистом»

1. Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах.

2. Никогда не говорите о себе плохо.

3. Позволяйте себе расслабиться, прислушаться к своим мыслям, заняться тем, что вам по душе.

4. Ваши друзья и близкие тоже испытывают неуверенность. Помогите им!

5. Радуйтесь каждому своему успеху на пути к этим целям, хвалите себя.

6. Помните, что вы – творец своей жизни.

Памятка «Как стать оптимистом»

1. Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах.

2. Никогда не говорите о себе плохо.

3. Позволяйте себе расслабиться, прислушаться к своим мыслям, заняться тем, что вам по душе.

4. Ваши друзья и близкие тоже испытывают неуверенность. Помогите им!

5. Радуйтесь каждому своему успеху на пути к этим целям, хвалите себя.

6. Помните, что вы – творец своей жизни.



Предварительный просмотр:

Способы снятия нервно-психического напряжения

Негативные эмоции мешают нам приступить к работе, собраться с мыслями. Как же можно помочь себе в ситуации, когда вы уже испытываете эти эмоции?

  • Можно разрядить свои эмоции, высказавшись тем людям, которые поймут и посочувствуют.
  • Если ты один, можешь поколотить подушку или выжать мокрое полотенце – это поможет расслабиться, так как обычно при негативных эмоциях большая часть энергии копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах.
  • Производи любые спонтанные звуки – напряжение может быть «заперто» в горле.
  • Свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше. Другую газету порвать на мелкие кусочки, затем выбросить. Из другой газеты слепить свое настроение. Закрасить газетный разворот (рисование кляксами, пальчиковое рисование гуашью).
  • Потанцевать под музыку, громко спеть свою любимую песню.
  • Погулять в тихом месте на природе.

Обсуждение:  какими еще способами можно воспользоваться?

Упражнения на релаксацию

«Мышечная релаксация»

В свободные минуты, паузы отдыха, осваивайте последовательное расслабление различных групп мышц, соблюдая следующие правила:
1) осознавайте и запоминайте ощущение расслабленной мышцы по контрасту с перенапряжением;
2) каждое упражнение состоит из 3 фаз: «напрячь–прочувствовать–расслабить»;
3) напряжению соответствует вдох, расслаблению — выдох.
Можно работать со следующими группами мышц: лица (лоб, веки, губы, зубы); затылка, плеч; грудной клетки; бедер и живота; кистей рук; нижней части ног.

«Кинезиологическое упражнение»

Большим и указательным пальцами одной руки с силой сдавливаем фалангу каждого пальца другой руки, начиная с ногтевой фаланги, сначала в тыльно-ладонной, затем в межпальцевой плоскости. Потом меняем руки.
Большим пальцем правой руки нажимаем на середину левой ладони. С ощутимым нажимом совершайте круговые движения от центра ладони к периферии, по спирали с выходом на большой палец. Затем то же другой рукой.

Упражнение «Концентрация на нейтральном предмете»

– Медленно сосчитать предметы, никак эмоционально не окрашенные: листья на ветке, буквы на отпечатанной странице и т. д.

– Выбрать любой предмет (часы, кольцо, ручку и т.д.), положить его перед собой и попробовать в течение определенного времени (не более 3-5 минут) удерживать все внимание на этом предмете, внимательно его рассматривать, стараясь не отвлекаться ни на какие посторонние мысли.

Упражнение   «Ресурсные образы»

Вспомните или придумайте место, где вы чувствовали бы себя в безопасности, и вам было бы хорошо и спокойно. Это может быть картина цветущего луга, берег моря, поляны в лесу, освещенной теплым летним солнцем, и т. д. Представьте себе, что вы находитесь именно в этом месте. Ощутите запахи, прислушайтесь к шелесту травы или шуму волн, посмотрите вокруг, прикоснитесь к теплой поверхности песка или шершавому стволу сосны. Постарайтесь представить это как можно более четко, в мельчайших деталях.

Рефлексия. Менялось ли ваше состояние в ходе выполнения этих упражнений? Какой способ снятия тревоги показался наиболее подходящим лично для вас.

Упражнения для снятия стресса

Упражнение 1.

Этот комплекс очень прост и эффективен, для его выполнения вам не потребуется ничего, кроме стены.

1.  Нахмурьте лоб,  сильно напрягите лобные мышцы на 10 секунд; расслабьте их тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1 секунду. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени.

2.  Крепко зажмурьтесь, напрягите веки на 10 секунд, затем расслабьте — тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее.

3.  Наморщите нос на 10 секунд. Расслабьте. Повторите быстрее.

4. Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее.

5.  Сильно упритесь затылком в стену, пол или кровать. Расслабьтесь. Повторите быстрее.

6.  Упритесь в стену левой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.

7.  Упритесь в стену правой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.

Упражнение 2.

Если обстановка вокруг накалена и вы чувствуете, что теряете самообладание, этот комплекс можно выполнить прямо на месте, за столом, практически незаметно для окружающих,

1.  Так сильно, как можете, напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их.

2.  Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки.

3.  Напрягите и расслабьте икры.

4.  Напрягите и расслабьте колени.

5.  Напрягите и расслабьте бедра.

6.  Напрягите и расслабьте ягодичные мышцы.

7.  Напрягите и расслабьте живот. S. Расслабьте спину и плечи-

9.  Расслабьте кисти рук.

10. Расслабьте предплечья.

11. Расслабьте шею.

12. Расслабьте лицевые мышцы.

13. Посидите спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем. Когда вам покажется, что медленно плывете, — вы полностью расслабились.

Упражнение 3.

Это упражнение можно делать в любом месте. Нужно сесть поудобнее, сложить руки на коленях, поставить ноги на землю и найти глазами предмет, на котором можно сосредоточить свое внимание.

1. Начните считать от 10 до 1, на каждом счете делая вдох и медленный выдох. (Выдох должен быть заметно длиннее вдоха.)

2. Закройте глаза. Снова посчитайте от 10 до 1, задерживая дыхание на каждом счете. Медленно выдыхайте, представляя, как с каждым выдохом уменьшается и наконец исчезает напряжение.

3.  Не раскрывая глаз, считайте от 10 до 1. На этот раз представьте, что выдыхаемый вами воздух окрашен в теплые пастельные тона. С каждым выдохом цветной туман сгущается, превращается в облака.

4. Плывите по ласковым облакам до тех пор, пока глаза не откроются сами.

Чтобы найти нужный ритм счета, дышите медленно и спокойно, отгораживаясь от всевозможных волнений при помощи воображения. Этот метод очень хорошо ослабляет стресс. Через неделю начните считать от 20 до 1, еще через неделю — от 30 и так до 50.

Способы снятия нервно-психического напряжения
Когда вы отдыхаете между занятиями во время подготовки к экзаменам, иногда важно потратить на это как можно меньше времени, но отдохнуть за это время максимально. Вот некоторые способы, которые могут помочь «преодолеть препятствия», а вы можете выбрать те, которые подойдут вам. 
(«Способы» представляют собой карточки, которые раздаются каждому учащемуся). 

Способы снятия нервно-психологического напряжения 
1. Релаксация: метод аутотренинга (И Шульц), мышечная релаксация (Э. Джекобсон), релаксация с помощь дыхания, медитация. 
2. Приемы снижения экзаменационной тревожности: переименование, «разговор с самим собой», «лесенка ситуаций» (Джозеф Вольпе), создание модели успешной деятельности. 
3. Спортивные занятия. 
4. Контрастный душ. 
5. Стирка белья. 
6. Мытье посуды. 
7. Пальчиковое рисование (ложка муки, ложка воды, ложка краски). Кляксы. Потом поговорить об этом. 
8. Скомкать газету и выбросить ее. 
9. Соревнование: свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше. 
10. Газету порвать на мелкие кусочки, «еще мельче». Затем выбросить на помойку. 
11. Слепить из газеты свое настроение. 
12. Закрасить газетный разворот. 
13. Громко спеть любимую песню. 
14. Покричать то громко, то тихо. 
15. Потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную». 
16. Смотреть на горящую свечу. 
17. Погулять в тихом месте, на природе. 
18. Вдохнуть глубоко до 10 раз. 
19. Погулять в лесу, покричать. 
20. Посчитать зубы языком с внутренней стороны. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с элементами тренинга для учащихся 11-го класса "Психологическая подготовка к ЕГЭ"

Цель занятия:отработка с выпускниками навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.Задачи:Знакомство выпускников со способами р...

Занятие с элементами тренинга для учащихся 7-9 классов "По одежке встречают, по уму провожают".

Данное занятие  предназначено для психологов, классных руководителей. Цель занятия: формирование информационного пространства учащихся, развитие мотивов самоактуализации, формирование навыков раб...

Занятие с элементами тренинга для учащихся 5 классов «Что мы знаем друг о друге»

Цели: способствовать формированию коммуникативной компетентности и  культуры общения пятиклассников в период адаптации к школе.Задачи:формировать ценностное отношение к общению, развивать коммуни...

Занятие с элементами тренинга для учащихся 5 класса

Занятие с элементами тренинга на сплочение класса (5 класс).Переход в среднее звено предъявляет повышенные требования к личностному и интеллектуальному развитию учащихся, к степени сформированно...

Занятие с элементами тренинга для учащихся 11-го класса "Психологическая подготовка к ЕГЭ"

Занятие с элементами тренинга для учащихся 11-го класса "Психологическая подготовка к ЕГЭ"...