Программа занятия с элементами тренинга для учащихся 9-х классов «Психологическая подготовка к экзаменам»
рабочая программа по психологии (9 класс) на тему

Занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_psihologicheskogo_zanyatiya_ekzamen.docx24 КБ

Предварительный просмотр:

Программа психологического занятия

с элементами тренинга для учащихся 9-х классов
«Психологическая подготовка к экзаменам»

Составитель: педагог-психолог

Потапова Т.Г.

Южно-Сахалинск
2015 г.

Цель занятий: отработка с учащимися навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение их уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.

Задачи:
1. Обучение выпускников способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения, повышение сопротивляемости стрессу;
2. Обучение учащихся способам волевой мобилизации и способам поддержания рабочего самочувствия в ходе подготовки к экзаменам;

Используемые методы: дискуссии, минилекции, тренинговые упражнения.

Условия проведения: класс или любое другое просторное помещение; стулья; доска или листы ватмана; фломастеры; ручки и тетради для записей учащимися информации, полученной в ходе мини-лекций;

Участники: 9-е классы

Общее время: 2 часа

Подробный план семинара-тренинга.

Тема

время

Вводная часть

– правила работы в группе

– ожидания и опасения

10 мин

 Мозговой штурм «Мое представление о экзаменах»

10 мин.

Мини-лекция  «Как подготовиться к экзаменам»

Мини-лекция "Как вести себя во время экзаменов"

(презентации)

Дискуссия в малых группах

30 мин

Упражнение 2.«Мышечная релаксация»

5 мин.

Упражнение 3.«Дыхательная релаксация»

5 мин.

Упражнение 4 «Сосредоточение на предмете»

10 мин.

Упражнение 5. «Эксперимент»

10 мин.

Упражнение 6.«Статуя уверенности и неуверенности»

20 мин.

Упражнение 7. «Мои ресурсы»

20 мин.

Всего:

2 часа.

Разогрев

Мозговой штурм

Упражнение 1.«Ассоциации»

Участники получают инструкцию: «Ассоциации — это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое-то слово или видите какой-то предмет. Вам нужно придумать ассоциации на то слово, которое скажет предыдущий участник. Постарайтесь не задумываться подолгу, говорите первое, что приходит в голову. Итак, я начинаю: экзамен…»

Мини-лекция «Как подготовиться»

Как подготовиться психологически.

Конечно, экзамены –  это прежде всего испытание ума и знаний. Но, чтобы выдержать экзаменационный марафон до конца, в первую очередь понадобится хорошая физическая форма.

Первое и необходимое условие – высыпаться. 

Для того, чтобы подготовка к экзамену не была в тягость, необходимо знать, в какое время суток вы лучше всего работаете. Вы, конечно, слышали, что среди людей есть “совы” и “жаворонки”. “Совы” наиболее активны с 7 часов вечера до 24 часов. “Жаворонки” - рано утром - с 6 до 9 часов и в середине дня. Понаблюдав за собой, можно узнать, кто вы “сова” или “жаворонок”. Постарайтесь заметить, в какое время суток вы наиболее деятельны. Выберите для самостоятельной работы или подготовки к экзаменам правильное время!

Ни в коем случае не наедаться на ночь, тем более не пить крепкого чая или кофе. Лучший напиток перед отходом ко сну – слабый отвар ромашки или мяты (он продается в виде пакетиков чая, которые остается только заварить кипятком).

Что делать, если устали глаза? 

Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули.

— напиши глазами свое имя, отчество, фамилию;
— попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (20 секунд);
— нарисуй квадрат, треугольник — сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.

Место для занятий.

Организуй правильно свое рабочее пространство. Поставь на стол предметы или картинку в желтой и фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность. Наведи порядок.

Мини-лекция "Как вести себя во время экзаменов"

Рекомендации по поведению до и в момент экзамена 
1. За день до начала экзамена постарайся ничего не делать. Если ты чего-то не доучил, лучше не пытайся. "Перед смертью не надышишься". Отдыхай, развлекайся и постарайся забыть о предстоящем экзамене.
2. Перед экзаменом обязательно хорошо выспись.
3. И вот ты перед дверью класса. Успокойся! Скажи несколько раз: "Я спокоен! Я совершенно спокоен".
4. Приведи в порядок свои эмоции, соберись с мыслями. 
5. Смело входи в класс с уверенностью, что все получится. 
6. Выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения:
— сядь удобно,
— глубокий вдох через нос (4–6 секунд),
— задержка дыхания (2–3 секунды).
7. Слушай внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов об оформлении тестирования. Тебе все объяснят: как заполнить бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д. 
8. Постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих. Для тебя существуют только часы, регламентирующие время выполнения теста, и бланк с заданием. Читай задания до конца. Спешка не должна приводить к тому, что ты поймешь задание по первым словам, а концовку придумаешь сам.
9. Просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах на которые ты не сомневаешься. В любом тесте есть вопросы, ответы на которые ты прекрасно знаешь, только соберись с мыслями. 
10. Когда приступаешь к новому заданию, забудь все, что было в предыдущем, — как правило, задания в тестах не связаны друг с другом.
11. Действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят. 
12. Если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор. Доверься своей интуиции!
13. Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
14. Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Ведь тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, а для хорошей оценки достаточно одолеть 65% заданий.

Обсуждение: какими еще способами можно воспользоваться? Дайте советы друг другу.

Дискуссия в малых группах

Участники разбиваются на 4 малые группы, выбирают секретаря, спикера, таймера и председателя.
Функции председателя: следить за тем, чтобы группа не отклонялась от темы обсуждения, соблюдала принципы "мозгового штурма"; поощрять участие каждого.
Функции секретаря: записывать идеи, предложения разборчиво, аккуратно; использовать ключевые слова и фразы членов группы.
Функции спикера: излагать ясно, кратко и лаконично идеи и предложения, выдвинутые группой. 
Функции таймера: следить за временем, отведенным на дискуссию.
Ведущий объясняет группе значение понятия "мозговой штурм" и его 
принципы:
— Выработайте как можно больше идей.
— Все идеи записываются.
— Ни одна идея не отрицается.
— Ни одна идея не обсуждается, для них еще придет время.
Материал: 4 листа, фломастеры. 
Инструкция: Я приветствую вас в нашем дискуссионном клубе! Для работы предлагаю разделиться на 4 малые группы. При формировании групп будем использовать следующую технику деления: утро — день — вечер — ночь. 
Предлагаю вам задания для обсуждения.
Задание 1-й группе: как лучше подготовиться к экзаменам? 
Задание 2-й группе: как организовать рабочее место для подготовки к единому государственному экзамену, как вести себя за день до экзамена? 
Задание 3-й группе: как вести себя во вовремя экзамена?
Задание 4-й группе: что нужно сделать, чтобы успешно сдать экзамен? 
Постарайтесь работать продуктивно, соблюдая правила ведения мозгового штурма и 
правила группы. 
На обсуждение дается 2 минуты. 
Затем спикеров просят доложить выработанные групповые идеи по обсуждаемым вопросам.

Упражнение 2.«Мышечная релаксация»

Цель: научить справляться с мышечным напряжением.

Инструкция: «Примите, пожалуйста, удобное положение, положите руки на колени и закройте глаза. Сосредоточьте ваше внимание на руках. Вам нужно ощутить тепло своих рук, их мягкость. Если в руках есть напряжение, просто позвольте ему быть.

О том, что достигнуто полное расслабление, можно судить, если руки теплеют и становятся тяжелыми».

Упражнение 3.«Дыхательная релаксация»

Цель: научить справляться с тревогой, используя дыхание.

Наиболее простой способ — это дыхание на счет. Нужно предложить детям принять удобную позу, закрыть глаза и сосредоточиться на дыхании. На счет 1 делается вдох, на четыре 2— выдох.

Упражнение. 4 «Сосредоточение на предмете»

Цель: научить справляться с тревогой с помощью медитации.

Инструкция: «Каждый из вас должен выбрать любой предмет (часы, кольцо, ручку и т.д.) и положить его перед собой. В течение четырех минут удерживайте все внимание на этом предмете, внимательно его рассматривайте, стараясь не отвлекаться ни на какие посторонние мысли».

Рефлексия

Учащимся предлагается ответить на некоторые вопросы:

— Как себя чувствуете?

— Какой способ снятия тревоги показался наиболее подходящим лично для вас?

— Что было легко, а где почувствовали трудности?

— Какие есть пожелания на следующее занятие?

Необходимо объяснить участникам, что не существует единственно правильного способа справиться со стрессом, каждый должен выбрать то, что подходит лично ему.

Упражнение 5. «Эксперимент» (10 мин.)

Цель: научить самообладанию в стрессовых условиях.
Рекомендации ведущему: каждому участнику выдаются карточки, на которых написаны тексты с хаотичным на первый взгляд набором букв, и дается задание прочитать текст. 
Инструкция: Вам необходимо за 30 секунд прочитать три последовательных отрывка:

ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗА ЛОБХВАТИМОЮШЕЮ

НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕ

нестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНКаВБе ЗОПаСНОемЕсТО

наК ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОгБеГ УщиХ ног

Упражнение 5.«Статуя уверенности и неуверенности» 

Цель: расширить представление учащихся об уверенности.

Инструкция: «Представьте, что у дверей школы решили поставить скульптуру, которая будет называться «Уверенность и неуверенность». Сейчас мы все попробуем себя в роли скульпторов. Нужно разбиться на две команды. Одна команда строит скульптуру «Уверенность», а другая — скульптуру «Неуверенность». В скульптуре должен быть задействован каждый учащийся. Через 4 минуты вы должны продемонстрировать свои скульптуры. Затем необходимо подвести итоги упражнения и сформулировать «образ уверенности» (из каких составляющих он складывается). Записать на ватмане, какие особенности присущи образу уверенного человека, и прочитать».

Упражнение 6. «Мои ресурсы»

Цель: помочь учащимся найти в себе те качества, которые помогут на экзамене чувствовать себя уверенно.

Инструкция: «Разделите лист бумаги на две части. В одной части напишите: «Чем я могу похвастаться». Здесь вы должны записать те свои качества и характеристики, которыми можете гордиться, которые считаете своими сильными сторонами. Когда первая часть упражнения будет выполнена, озаглавьте вторую часть листа «Чем это может мне помочь на экзамене». Напротив каждой своей сильной стороны вы должны написать, каким образом она сможет помочь вам во время экзамена. Желающие озвучивают результаты выполнения упражнения».

ЛИТЕРАТУРА

Журавлев Д. Экзамен — способ проверки знаний или психологическое испытание? // Народное образование. — 2005.– № 4.

Кадашникова Н.Ю., Илларионова Т. Ф. Как  подготовить ребенка к экзамену: трениги, тесты, игры, упражнения. Волгоград: Учитель:2010.-137 с.

Чибисова М.Ю. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка (Психолог в школе). — М.: Генезис, 2004.

Шевцов С.А. Горе от ума // Школьный психолог. — 2006. — № 8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с элементами тренинга для учащихся 11-го класса "Психологическая подготовка к ЕГЭ"

Цель занятия:отработка с выпускниками навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.Задачи:Знакомство выпускников со способами р...

Занятие с элементами тренинга для учащихся 7-9 классов "По одежке встречают, по уму провожают".

Данное занятие  предназначено для психологов, классных руководителей. Цель занятия: формирование информационного пространства учащихся, развитие мотивов самоактуализации, формирование навыков раб...

Занятие с элементами тренинга для учащихся 10-го класса "Подготовка к ЕГЭ"

Данное занятие является одним из серии занятий, направленны на психологическую подготовку учащися 9-11 классов к кзаменам. Представленное тут занятие направлено на работу с  памятью, ее тренировк...

Занятие с элементами тренинга для учащихся 11-го класса "Психологическая подготовка к ЕГЭ"

Занятие с элементами тренинга для учащихся 11-го класса "Психологическая подготовка к ЕГЭ"...

Психологическое занятие с элементами тренинга для учащихся 9 класса по результатам диагностики склонности к различным типам профессий (ДДО Е. Климова)

Методическая разработка занятия с элементами тренинга по профориентации для обучающихся 9 классов...

Программа психологического занятия с элементами тренинга для учащихся 9-х классов «Психологическая подготовка к экзаменам»

Цель занятий: отработка с учащимися навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение их уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.Задачи:1. Обучение выпускников способам рела...