Конспект занятия с элементами тренинга с учащимися 7-х классов «Мир без насилия - вместе мы справимся»
классный час (7 класс)

Шуткина Полина Сергеевна

Тренинг для обучающихся 7 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_nsportal.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Шуткина Полина Сергеевна

Педагог-психолог

МБДОУ г. Иркутска

детский сад №100

«Берегиня»

Конспект занятия с элементами тренинга с учащимися 7-х классов

«Мир без насилия - вместе мы справимся»

Цель: закрепить и углубить знания детей о правах человека, о насилии и его видах

Задачи:

  1. Образовательные:

формировать навыки правомерного поведения, умение самостоятельно принимать решения, отстаивать собственное мнение;

  1. Развивающие:

развивать коммуникативные способности учащихся, логическое мышление;

  1. Воспитательные:

воспитывать толерантность в отношении к людям.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, двигательная.

Оборудование: компьютер, презентация PowerPoint, ручки, ватман, разрезные задачи, дерево, листочки с пожеланиями.

План работы:

I. Создание мотивационного поля (организационный момент):

- Упражнения на снятие психоэмоционального напряжения;

II. Теоретическая часть:

-Беседа

III. Практическая часть:

- Работа в подгруппах с элементами тренинга;

-Представление результатов подгрупповых работ.

IV. Итоги тренинг –практикума:

-Рефлексия по активному методу «Дерево желаний»;

Формы работы:

  1. Создание мотивационного поля (организационный момент):

1. Формирование групп.

2. Правила группы.

3. Объявление темы и цели занятия.

  • Упражнения на снятие психоэмоционального напряжения

Игра «Поздороваемся»

Цель: настроить детей на работу

-Поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение

- Поднимите руку те, кто пришел с плохим настроением.

- Поднимите руку те, кто знает, что мы сейчас будем делать.

- Поднимите руку те, у кого в группе есть друзья.

II. Теоретическая часть:

-Беседа

Определение понятий.

Цель: вспомнить определение понятий «насилие», «агрессор», «жертва», а также - информацию о видах насилия).

Насилие - это любые умышленные действия одного человека по отношению к другому, если эти действия нарушают права и свободы человека и наносят ей физическую, моральную или психическую вред.

Всемирная организация здравоохранения определяет насилие как глобальную угрозу здоровью. Согласно социологическим исследованиям, проведенным в разных странах мира, физического или психологического насилия испытывает каждая 4 женщина и каждый 10 мужчина.

Насилие может быть:

- Физическое - избиение, толкание и нанесения других телесных повреждений;

- Психологическое - насмешка, обида, унижение, преследование, сплетни, принуждение;

- Сексуальное - вероятная или фактическая сексуальная эксплуатация человека;

- Экономическое - умышленное лишение жилья, еды, одежды, средств и другого имущества, которое может привести к смерти или нанести вред здоровью.

К сожалению, многие действия можно назвать насильственными. Не все об этом знают. Возможно, именно поэтому многие подростки подвергаются насилию, не осознавая этого. Очень важно знать об этом, чтобы не допускать случаев насилия по отношению к себе.

Агрессор - это человек, который совершает насилие.

Жертва - это человек, который подвергается насилию. (демонстрация рисунка с агрессором и жертвой)

III. Практическая часть:

- Работа в подгруппах с элементами тренинга;

Мозговой штурм «Кто может совершать насилие?»

Цель: достичь участниками понимание того, насилие могут осуществлять разные люди.

Задача участников: сказать, кто может совершать насилие (1 вариант от группы).

Упражнение «Перетягивание газеты».

Цель: иллюстрация сценария, в котором развиваются конфликты).

Участники объединяются в пары, получают газету и сворачивают ее в трубочку, становятся на расстоянии 1 м друг от друга, подгибают одну ногу и придерживают ее рукой. Свободной рукой они берут трубочку из газеты и начинают ее перетягивать, стараясь вывести друг друга из равновесия, но при этом не разорвать газету.

-Представление результатов подгрупповых работ.

Практикум «Анализ ситуаций».

Цель: формировать умение различать виды насилия, агрессора и жертву ситуации насилия).

Каждой группе вручается задачи.

Задача: определить вид насилия, указать агрессора и жертву ситуации.

Ситуация 1

Петя, войдя в столовую, как всегда, сел не на свое место. К нему подошла Лена и попросила освободить ее стул. Он оттолкнул девочку с такой силой, что она упала на пол.

Ситуация 2

Во время перерыва Юрий бегал по классу и толкнул Иру. Девочка, падая, случайно разбила вазу на столе учителя. В класс зашла учительница и увидела разбитую вазу. Ирина пыталась объяснить, что случилось на перемене, но учительница не выслушала оправданий и накричала на нее.

Ситуация 3

Десятилетние Оля и Леся отдыхали на берегу моря. К ним подошли незнакомые мужчины и предложили научить их плавать. Когда они оказались в воде, незнакомцы позволили себе грубое поведение.

Ситуация 4

После окончания школы-интерната Иван вернулся в родное село. Выяснилось, что в его доме проживает сожительница умершего отца. Она прогнала его из родного дома.

Ситуация 5

Дима взял без разрешения ручку Олега. Когда Олег это увидел, ударил Диму.

Ситуация 6

7-классница Юля гуляла в парке со своей собакой. Рядом на скамейке незнакомые ребята употребляли алкоголь. Они упорно предлагали Юле к ним присоединиться.

В конфликтной ситуации агрессор наносит вред не только жертве, но и себе. Он не хочет отвечать за свои поступки, специально причиняет вред другим, тем самым он разрушает свое здоровье. Ведь ярость, жестокость и злость разрушают его нервную систему - и болезни неизбежны.

IV. Итоги тренинг –практикума:

Круг идей «Как остановить насилие».

Цель: как избежать ситуации насилия.

Задача участников: обсудить этот вопрос и предложить один вариант, объяснив его.

• Избегайте ситуаций, которые могут привести к насилию.

• Говори спокойно и уверенно.

• Дай агрессору возможность остановиться.

• Отойди в сторону. Это не признак слабости!

• Не стремись мстить врагам. Умей просить прощения.

• Попроси помощи. Это не признак слабости или трусости!

• ПОМНИ!

• Ты имеешь право отказаться делать то, к чему тебя принуждают силой или оскорбительными, злыми словами.

• Мы подобные, но все разные.

• Ваша собственность принадлежит только тебе.

• Ты имеешь право на помощь.

• Каждый человек имеет право жить свободно, в безопасности, чувствуя тепло и любовь!

-Рефлексия по активному методу «Дерево желаний»;

  • Сегодня мы обсудили важный вопрос. Надеюсь, что вы сможете изменить свое отношение к миру, людям, которые нас окружают. Мудрый царь Соломон много веков назад сказал, что добро возвышает человека, а зло унижает. Желаю вам только добра. Надеюсь, что это занятие никого из вас не оставило равнодушным.

Список использованной литературы:

  1. Меновщиков В. Ю. Психологическое консультирование. Работа с кризисными и проблемными ситуациями. М.: Смысл, 2001. - С. 26 - 49.
  2. Предотвращение насилия в семье / Под ред. Захаровой Ж. А. - М: Оргсервис. - 2005. - 162 с.
  3. Сошникова И. В. Насилие в семье: социальные предпосылки и факторы риска/ И. В. Сошникова, Г. А. Чупина/ Вестник Челябинского государственного университета. - 2010. - № 20 (201). - С. 170 - 184.
  4. Сошникова И.В. Воспитательные меры по предупреждению насилия в семье/ И.В. Сошникова/ Известия Уральского государственного университета. - 2010. - № 4 (81). - С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с элементами тренинга для учащихся 11-го класса "Психологическая подготовка к ЕГЭ"

Цель занятия:отработка с выпускниками навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.Задачи:Знакомство выпускников со способами р...

Занятие с элементами тренинга для учащихся 7-9 классов "По одежке встречают, по уму провожают".

Данное занятие  предназначено для психологов, классных руководителей. Цель занятия: формирование информационного пространства учащихся, развитие мотивов самоактуализации, формирование навыков раб...

Занятие с элементами тренинга для учащихся 5 классов «Что мы знаем друг о друге»

Цели: способствовать формированию коммуникативной компетентности и  культуры общения пятиклассников в период адаптации к школе.Задачи:формировать ценностное отношение к общению, развивать коммуни...

Занятие с элементами тренинга для учащихся 5 класса

Занятие с элементами тренинга на сплочение класса (5 класс).Переход в среднее звено предъявляет повышенные требования к личностному и интеллектуальному развитию учащихся, к степени сформированно...

Занятие с элементами тренинга для учащихся 10-го класса "Подготовка к ЕГЭ"

Данное занятие является одним из серии занятий, направленны на психологическую подготовку учащися 9-11 классов к кзаменам. Представленное тут занятие направлено на работу с  памятью, ее тренировк...

Занятие с элементами тренинга для учащихся 11-го класса "Психологическая подготовка к ЕГЭ"

Занятие с элементами тренинга для учащихся 11-го класса "Психологическая подготовка к ЕГЭ"...