Доклад, из опыта работы.
статья

Золотаренко Наталья Николаевна

Гражданско-патриотическое воспитание в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_iz_opyta_raboty.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность патриотического и духовно-нравственного воспитания в современной школе (из опыта работы).

(доклад)

     Актуальность этого важного вопроса определяется тем, что одной из главных задач образования в настоящее время является освоение детьми общественной морали, патриотического воспитания, освоение духовных ценностей, накопленных человечеством. Повсеместная компьютеризация, владение новой техникой сегодня вытесняет духовно-ценностное измерение, способствует формированию новых нравственных установок в среде обучающихся: школьники практически перестали читать. Произведения школьной программы изучают в сокращенном или электронном варианте. Среди молодежи успешно внедрилась «новая форма» общения — переписка через Интернет. При общепризнанной загруженности учащихся компьютер занимает одно из ведущих мест в формах проведения досуга. Кажущаяся в данном случае глобализация ведет к упрощению развития ребенка, утилизации его сознания, невосприятию культурного фона, к низкому уровню общекультурной подготовки, снижению грамотности. Все эти факторы оказали негативное влияние на общественное сознание некоторых возрастных групп населения города, страны, тем самым принизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма и нравственности. В то время, как культура, по определению Д. С. Лихачева «…огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих огромное пространство, из просто населения — народом, нацией».    

Развитие научного и методического сопровождения системы патриотического и духовно-нравственного воспитания включает в себя:

  • формирование системы научно обоснованного мониторинга эффективности патриотического воспитания граждан;
  • выявление и использование наиболее эффективной практики патриотического воспитания;
  • развитие исследований, направленных на разработку новых программ, методических подходов и технологий патриотического воспитания;
  • апробацию и внедрение современных программ, методик и технологий в деятельность по патриотическому воспитанию;
  • совершенствование нормативно-правовой базы патриотического воспитания,
  • совершенствование системы подготовки специалистов и повышения их квалификации в области патриотического воспитания;
  • выработку мер по содействию федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба, и органам власти субъектов Российской Федерации, общественным организациям и объединениям патриотической направленности в создании и функционировании оборонно-спортивных лагерей, военно-патриотических и военно-исторических клубов, в проведении военно-спортивных игр и организации поисковой работы.
  • воспитание у обучающихся чувства гордости за исторические и современные достижения страны, уважения к культуре, традициям и истории населяющих Россию народов, улучшение межэтнических и межконфессиональных отношений;
  • воспитание обучающихся в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам социальной жизни, содействие созданию условий для реализации конституционных прав человека, его обязанностей, гражданского и воинского долга;
  • активизацию интереса обучающихся к изучению истории России и формирование чувства уважения к прошлому нашей страны, ее героическим страницам, в том числе сохранение памяти о подвигах защитников Отечества;
  • углубление знаний обучающихся о событиях, ставших основой государственных праздников и памятных дат России;
  • развитие у подрастающего поколения чувства гордости, глубокого уважения и почитания к Государственному гербу Российской Федерации, Государственному флагу Российской Федерации, Государственному гимну Российской Федерации, а также к другим, в том числе историческим, символам и памятникам Отечества;
  • повышение интереса граждан к военной истории Отечества и памятным датам;
  • популяризацию подвигов героев и видных деятелей российской истории и культуры от древних времен до наших дней, в том числе Георгиевских кавалеров, Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, Героев Труда;
  • создание условий для повышения активности ветеранских организаций в работе с образовательными учреждениями, использование их опыта, нравственного и духовного потенциала для укрепления и развития преемственности поколений.

Из опыта работы педагога-организатора (Золотаренко Натальи Николаевны) по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию.

     Я, как педагог-организатор большое внимание уделяю духовно-нравственному и  патриотическому воспитанию своих учеников. Работа в тесной взаимосвязи с родителями и учениками. Во внеурочное время стараюсь воспитывать в них порядочность, уважение к старшим, ответственность, отзывчивость, воспитываю интерес и уважение к истории своей семье, школе, города, страны через проектную и исследовательскую деятельность («История семьи в истории Великой Отечественной войны 1941-1945гг.», «Моё родословное  древо»). В моих группах занимаются дети разных национальностей, поэтому традиционно провожу дни национальных культур, где у ребят есть возможность  познакомиться с традициями и культурой одноклассников – представителей других национальностей (киргизов, узбеков, азербайджанцев, татар, и др.) Со своими учениками участвую во всех гражданско-патриотичеких акциях, проводимых в нашей школе.

     В своей школе, я педагог-организатор и курирую гражданско – патриотическое направление работы. Работаю в тесном содружестве с учителями истории, музыки и классными руководителями. Гражданско – патриотическая работа в нашей школе ведется в системе. Последние несколько лет были подготовлены и реализованы гражданско – патриотические проекты «Победная весна» к 77-й годовщине Победы в Великой Отечественной войны 1941-1945гг., «Без срока давности», «Поединок хоров», танцевальный марафон «Мы победители!», «900 дней мужества», «Открытый микрофон: мы помним и гордимся», конкурс чтецов «Мы никогда не забудем…», они уже стали ежегодными и традиционными.

     Регулярно ребята школы навещают ветеранов войны и труда, чтобы поздравить и оказать посильную помощь. В преддверии, важных исторических дат календаря, традиционно проводим

смотры стоя и песни, посвященные Дню защитника Отечества, Великой Победе,  участвуем в городской акции « Бессмертный полк», «Вахта Памяти», проводим онлайн-концерты для ветеранов «Салют, Победа!». Ежегодно принимаем участие в городском конкурсе патриотических стихотворений «Джалиловские чтения»,  в городских конкурсах творческих работ «Во славу тех, кто одержал Победу!». Ребята нашей школы, ежегодно участвуют во Всероссийских конкурсах исследовательских работ «МЫ ГОРДОСТЬ РОДИНЫ», «МОЙ ВКЛАД В ВЕЛИЧИЕ РОССИИ» и регулярно удостаиваются звания победителей (я, соавтор двух работ). Мои ученики участвуют в городском конкурсе сочинений «Помним и Гордимся».

     Реализуя историко – краеведческое и экскурсионное направления, ученики нашей школы регулярно бывают на экскурсиях в городском краеведческом музее им. Т. Шуваева.  Современные дети – это цифровое поколение. Это не остановить, да и не стоит. Одним из направлений моей деятельности  является создание интерактивных тематических плакатов патриотической направленности в рамках музейной работы. Материалы для плакатов готовят волонтёры из числа обучающихся и педагогов виртуального школьного музея.

    Я - волонтёр Победы. Вместе с коллегами, в рамках работы  по сохранению исторической памяти и преемственности поколений ведём работу в школьном виртуальном музее. Совместно с волонтёрами обновляем старые и создаём новые экспозиции в интерактивном формате с использованием QR-кода. В школе развито волонтерское движение. Много лет работает волонтерский клуб «Сделаем вместе». Одним из значимых направлений в патриотическом воспитании является шефство над ветеранами войны и педагогического труда.

     Главной целью этих мероприятий является раскрытие учащимися смысла понятий «Любовь к Родине», «Любовь к родному краю», воспитание у юных граждан чувств уважения к своему городу, Отечеству. Параллельно с воспитанием патриотизма формируются правовые знания учащихся, правила поведения в обществе, т.е. осознанная правильная социальная адаптация несовершеннолетних. Важно воспитать у учащихся уважение к закону, гражданской ответственности, заботу о благополучии своей страны и сохранение человеческой цивилизации.

     Гражданско-патриотическое воспитание неразрывно связано с духовно-нравственным воспитанием, так как оно является той средой, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие - в первую очередь, духовная культура семьи и образовательного учреждения, вынужденного брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания. Тот дух, который царит в семье, школе, дух которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка. Влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, средств массовой информации, улицы.

      Одним из обязательных результатов гражданского и патриотического воспитания является социальная активность учащихся, когда они свои знания, умения, ценностные ориентации применяют в деятельности, социальной практике. Учащиеся школы сами планируют и проводят мероприятия, я лишь осуществляю общее руководство процессом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из опыта работы

доклад из опыта...

Презентация к докладу "Из опыта работы по теме "Лексика" по учебнику М.М.Разумовской 5 класс"

Презентация к докладу "Из опыта работы по теме "Лексика" по учебнику М.М.Разумовской 5 класс"...

Доклад "Из опыта работы с одаренными детьми"

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен ре...

доклад "Из опыта работы учителя физкультуры".

Здесь содержится материал о проведении уроков физкультуры в начальных классах коррекционной школы 8 вида....

ТЕМА: «Роль воспитательной системы в организации жизнедеятельности детского объединения» - доклад из опыта работы педагога дополнительного образования.

Процесс воспитания – это устойчивый, обладающий свойствами целостности педагогический механизм, с достаточной степенью вероятности реализующийся в опыте, в практике. Концепция воспитательной системы о...

Доклад "Из опыта работы по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по физике"

ЕГЭ по физике  - серьезное испытание, требующее большого напряжения сил и серьезной подготовки. Это, прежде всего, многоплановая, кропотливая работа учителя в течение длительного времени; ученику...