Выступление на педагогическом совете «Мониторинг сформированности личностных учебных действий обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости»
методическая разработка

Чиряева Дина Рафиковна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx37.8 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете «Мониторинг сформированности личностных учебных действий обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости»

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностным результатам освоения АООП относятся:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;    

13) проявление готовности к самостоятельной жизни.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. При  этом, некоторые личностные результаты (например, комплекс результатов: «формирования гражданского самосознания») могут быть оценены исключительно качественно.

Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями может осуществляться на основании применения метода экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов). Состав экспертной группы определяется общеобразовательной организацией и включает педагогических и медицинских работников (учителей, воспитателей, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, врача невролога, психиатра, педиатра), которые хорошо знают ученика. Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной). Результаты анализа должны быть представлены в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единицах: 0 баллов ― нет фиксируемой динамики; 1 балл ― минимальная динамика; 2 балла ― удовлетворительная динамика; 3 балла ― значительная динамика. Подобная оценка необходима экспертной группе для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной (жизненной) компетенции ребенка. Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося (дневник наблюдений), что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.

Основной формой работы участников экспертной группы является психолого-медико-педагогический консилиум.

На основе требований, сформулированных в Стандарте, Организация разрабатывает программу оценки личностных результатов с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, которая утверждается локальными актами организации. Программа оценки включает:

1) полный перечень личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС, которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции учащихся. Перечень этих результатов может быть самостоятельно расширен общеобразовательной организацией;

2) перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата. Пример представлен в таблице 1:

Таблица 1. Программа оценки личностных результатов

Критерий

Параметры оценки

Индикаторы

Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий

сформированность навыков коммуникации со взрослыми

способность инициировать и поддерживать коммуникацию с взрослыми

способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях

способность обращаться за помощью

сформированность навыков коммуникации со сверстниками

способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками

способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях

способность обращаться за помощью

владение средствами коммуникации

способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации

адекватность применения ритуалов социального взаимодействия

способность правильно применить ритуалы социального взаимодействия согласно ситуации

3) систему бальной оценки результатов;

4) документы, в которых отражаются индивидуальные результаты каждого обучающегося (например, Карта индивидуальных достижений ученика) и результаты всего класса (например, Журнал итоговых достижений учащихся __ класса);

5) материалы для проведения процедуры оценки личностных и результатов.

6) локальные акты Организации, регламентирующие все вопросы проведения оценки результатов.

Мониторинг сформированности личностных учебных действий обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости,1-2классы

№п/п

ФИО

1.Понимает, что такое "добро", "семья"

2. Устанавливает контакт с одноклассниками

3.Выражает на доступном уровне свои желания и потребности

4.Принимает помощь взрослых

5.Соблюдает дисциплину на уроках

6.Знает название своего города

7.Называет предметы гигиены, владеет навыками самообслуживания

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

Макс.

Итого:

Уровень:

0-не выполняет

1-выполняет на минимальном уровне

2-выполняет на достаточном уровне

Достаточный уровень 75-100%

Средний уровень   50-74%

Минимальный уровень  25-49%

Мониторинг сформированности личностных учебных действий обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости,3-4 классы

№п/п

ФИО

1.Понимает, что такое "друг", "природа", "семья"

2.Доброжелательно относится к окружающим

3.Способен контролировать свои эмоции

4.Выполняет поручения взрослых

5.Подражает  примеру взрослых в совместной деятельности

6.Знает название своего города, называет свой адрес

7.Называет предметы гигиены и владеет навыками самообслуживания

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

Макс.

Итого:

Уровень:

0-не выполняет

1-выполняет на минимальном уровне

2-выполняет на достаточном уровне

Достаточный уровень 75-100%

Средний уровень   50-74%

Минимальный уровень  25-49%

Мониторинг сформированности личностных учебных действий обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости,5-6 классы

№п/п

ФИО

1.Владеет базовыми ценностями "Родина" "природа", "семья"

2.Уважительно относится   к окружающим

3.Понимает правила поведения в обществе, управляет своим поведением и эмоциями

4.Способен выполнять поручения под контролем взрослых

5.Адекватно реагирует на замечания взрослого

6.Знает  и понимает основные традиции народов нашей страны

7. Знает назначение предметов гигиены и владеет навыками самообслуживания

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

Макс.

Итого:

Уровень:

0-не выполняет

1-выполняет на минимальном уровне

2-выполняет на достаточном уровне

Достаточный уровень 75-100%

Средний уровень   50-74%

Минимальный уровень  25-49%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час о дружбе в 6 классе для обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости

На классном часе использованы коррекциооные игры и задания. Классный час проведён с использованием интерактивной доски. Материал подобран с учётом возрастных и психологических особенностей воспитанник...

Урок социально бытовой ориентировки проведён в 7 классе для обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости по теме: "Общественный транспорт".

На уроке формировала знания о правилах поведения в городском общественном транспорте, правилах безопасного поведения при посадке в транспорт и при выходе из него. Урок носит коррекционную направленнос...

Карта сформированности речевых навыков обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости.

Карта сформированности речевых навыков обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости....

Организация работы тьютора с обучающимися с умеренной степенью умственной отсталости ( интеллектуальными нарушениями)

Данная презентация раскрывает цели, требования и основные направления работы тьютора. Динамика деятельности ребенка фиксируется специалистом в Дневнике наблюдений обучающегося. Данный материал будет п...