Интегрированный урок как средство межпредметного взаимодействия
методическая разработка

Интегрированный урок как средство межпредметного взаимодействия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok.docx34.31 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Интегрированный урок как средство межпредметного взаимодействия

1. 5 минут. Введение. «Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе XXI века использовать неэффективные, устаревшие технологии обучения, изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие качество образования...»

М. Поташник, действительный член  Российской академии образования

Согласно классификации тенденций образовательных технологий интегрированный урок относится к группе технологий «воспитания в процессе жизни».

2. 20 минут. Интегрированный урок-это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.

Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов:

  • повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);
  • рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;
  • организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;
  • показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.
  1. Умения синтезировать материал;
  2. Органично связать между собой материал;
  3. Проводить урок без перегрузки детей впечатлениями.

Что же касается интегрированных уроков, то здесь однозначного ответа быть не может. Все зависит от умения учителя синтезировать материал, органично связать между собой и проводить интегрированный урок без перегрузки впечатлениями и не был мозаикой отдельных картин.

3. 10минут. В чем преимущества интегрированных уроков?

  • Являются мощным стимулятором мыслительной деятельности;
  • На уроках можно научить применению теоретических знаний в практической жизни;
  • Интегрированные уроки приближают процесс обучения к жизни;
  • На уроках дети начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями.

Часто интегрированные уроки проводятся в форме семинаров. Это распространенная практика. Сегодня педагогика склоняется к тому, что в основе интегрированных уроков должна быть гуманистическая направленность. Стирается  обезличенность знаний, на первый план выходит социальная важность учебного материала. Это направляет учителя на поиск ярких, живых примеров, на адаптацию к актуальным интересам ученика, на личную значимость материала для ребенка. Интегрированные уроки могут объединять самые разные дисциплины как в полном их объеме, порождая интегративные предметы типа Основы безопасности жизнедеятельности или Мировая художественная культура, а могут включать лишь отдельные составляющие содержание, методы. Например, можно интегрировать содержание дисциплин с сохранением методов обучения ведущей дисциплины. Также можно интегрировать методику обучения разным дисциплинам при сохранении содержания только одного предмета.

4. 10 минут.  К использованию интегрированного урока учителя прибегают нечасто и главным образом в следующих случаях:

  • при обнаружении дублирования одного и того же материала в учебных программах и учебниках;
  • при лимите времени на изучение темы и желании воспользоваться готовым содержанием из параллельной дисциплины;
  • при изучении межнаучных и обобщённых категорий (движение, время, развитие, величина и др.), законов, принципов, охватывающих разные аспекты человеческой жизни и деятельности;
  • при выявлении противоречий в описании и трактовки одних и тех же явлений, событий, фактов в разных науках;
  • при демонстрации более широкого поля проявления изучаемого явления, выходящего за рамки изучаемого предмета;
  • при создании проблемной, развивающей методики обучения предмету.

Конечно, есть и другие случаи мотивации использования интегрированных уроков. Прежде чем решиться на интегрированный урок, надо обратить в союзника учителя другого предмета, с которым затевается интеграция. Обоим учителям предстоит определить совместный интерес в интегрировании своих дисциплин. Оба педагога должны давать себе отчет, что их ждет большой труд и немалые затраты времени и сил, гораздо большие, чем при подготовке и проведении раздельных уроков.

5. 30 минут. 6. Самое узкое место интегрированного урока - это технология взаимодействия двух учителей, последовательность и порядок их действий, содержание и методы преподнесения материала, продолжительность каждого действия. Взаимодействие их при этом может строиться по-разному. Оно может быть паритетным, с равным долевым участием каждого из них; один из них может выступать ведущим, а другой - ассистентом или консультантом; весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя.

Продолжительность интегрированного урока тоже может быть разной. Но чаще всего для него используют два или три урочных часа, объединенных в один урок. Любой интегрированный урок связан с выходом за узкие рамки одного предмета, соответствующей понятийно-терминологической системы и метода познания. На нем можно преодолеть поверхностное и формальное изучение вопроса, расширить информацию, изменить аспект изучения, углубить понимание, уточнить понятия и законы, обобщить материал, соединить опыт учащихся и теорию его понимания, систематизировать изученный материал.

Интегрировать на уроке можно любые компоненты педагогического процесса: цели, принципы, содержание, методы и средства обучения. Когда берется, например, содержание, то для интегрирования в нем может выделяться любой его компонент: понятия, законы, принципы, определения, признаки, явления, гипотезы, события, факты, идеи, проблемы и т. д. Можно также интегрировать такие составляющие содержания, как интеллектуальные и практические навыки и умения. Эти компоненты из разных дисциплин, объединяемые в одном уроке, становятся системообразующими, вокруг них собирается и проводится в новую систему учебный материал. Системообразующий фактор является главным в организации урока, поскольку разрабатываемая далее методика и технология его построения будут им определяться.

Чтобы интегрировать, т. е. правильно соединить объединяемые компоненты учебного процесса, надо совершить определенные действия, которые изначально носят творческий характер. В ходе этой подготовительной деятельности учитель определяет:

  • свои мотивы проведения интегрированного урока и его цель;
  • состав интегрирования, совокупность объединяемых компонентов;
  • форму интегрирования;
  • характер связей между соединяемым материалом;
  • структуру (последовательность) расположения материала;
  • методы и приёмы его предъявления;
  • методы и приёмы переработки учащимися нового материала;
  • способы увеличения наглядности учебного материала;
  • распределения ролей с учителями интегрируемого предмета;
  • критерии оценивания эффективности урока;
  • форму записи подготовленного урока;
  • формы и виды контроля обученности учащихся на данном уроке.

Мотивы, побудившие учителя использовать этот тип урока, определяются теми противоречиями, которые обнаружены им в учебном процессе, и осознаваемыми потребностями их разрешения. Ответ на вопрос, зачем этот урок нужен детям и мне как их учителю, возможен только при понимании противоречия в организации учебной деятельности учителя и ученика. Практик понимает противоречие как недостаток, проявляющийся в несоответствии, например, узко предметных знаний ученика и отсутствием у него способности применять их при анализе глобальных или просто жизненных явлений; в несоответствии дидактической задачи необходимости использования знания из одного предмета и умений переносить их в другую ситуацию и т.д. Всё это и есть типичные недостатки учебно-воспитательного процесса на предметном уроке.

Поставив цель, кратко и понятно её сформулировав, учитель отбирает материал для объединения его в одном уроке, т.е. определяет состав интегрирования. Это делается уже вместе с учителем того предмета, который привлекается к созданию интегрированного урока. На этом этапе отбираются лишь учебные темы и их отдельные части, которые составят содержательную основу интеграции. Здесь достигается взаимное согласие участвующих в интеграции учителей.

Далее оба учителя анализируют предварительно отобранный материал и делят его на основной и вспомогательный. Основной материал становится системообразующим компонентом урока. Системообразующей может быть лишь та часть интегрируемого содержания, которая определяется целью задания. Таким компонентом становятся отдельные понятия, законы, идеи, методы или средства обучения. Выделение системообразующего компонента обязательно, именно он определяет, какой материал надо интегрировать в урок, чтобы его полнее отворить, точнее объяснить или найти причины его появления.

Определение формы интегрирования зависит от цели урока и выбора системообразующего компонента, т.е. от того, вокруг чего будет проводиться интеграция.

Безусловно, что на выбор одной из форм интегрирования значительное влияние оказывает знание учителем самого явления педагогической интеграции, её видов, форм, структур и технологии осуществления. Влияет и уровень развития учащихся, их умение совмещать знания из разных дисциплин. В этом деле тоже нужен практический опыт участия в уроках того рода. Каждый последующий интегрированный урок будет легче проводиться всеми участниками педагогического процесса.

После того как определили цель урока, интегрируемые блоки знания, выделили один из них в качестве системообразующего и, наконец, определились с формой интегрирования, следует заняться очень тонкой работой – рассмотрением связей, которые следует установить между интегрируемыми блоками знаний. Связи – это устанавливаемые или восстанавливаемые последовательные зависимости интегрируемых компонентов между собой. На этом этапе учитель несколько дольше задержится: найти связи и зависимости, определить их характер не так просто. Здесь нет выбора, а есть заданность, определяемая природой и характером изучаемых явлений.

6. 15  минут. Теперь о структуре интегрированного урока. Здесь тоже много вариантов. Можно, конечно, составить один большой урок из мини- уроков, построенных на материале других дисциплин. Можно его сделать целостным с единой методической структурой. Есть вариант построения интегрированного урока как серии модулей (алгоритмов, проблем, учебных задач и заданий), комплексно объединяющих в себе интегрируемые знания, умения, навыки. Разработка структуры интегрированного урока- совместное дело учителей интегрируемых предметов. Интегрированный урок в силу своей сложности требует сценария, а не простого плана или конспекта. В нём действуют несколько субъектов процесса познания, разнохарактерный материал, разнопредметные методы обучения. Всё это требует продуманного управления по сути новым процессом познания.

Интегрированный урок может проводить и один учитель, владеющий материалом интегрируемой дисциплины. Такие уроки так же необычайно интересны.

Разбор интегрируемого урока . Работа в группах.

(Можно ли приведенный урок назвать интегрируемым и почему?

В чем состоит  интенрация?)

Интегрированный урок физики и информатики.

Тема: Магнитные явления

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний по разделу физики «Магнитное поле» с применением информационных технологий

ЦЕЛИ: Способствовать развитию умения применять полученные знания в новой ситуации и объяснять наблюдаемые явления

Задачи урока:

Обучающие - систематизировать знания по разделу физики ”Магнитное поле” с применением информационных технологий.

Развивающие - развивать умение выделить главные свойства магнитов, развивать умения правильно обобщить данные и делать вывод, развивать познавательный интерес к дисциплине.

Воспитательные - способствовать формированию информационной культуры, внимательности, аккуратности, стремление к обобщению знаний из различных областей жизни, способствовать формированию коммуникативных качеств, культуры межличностных отношений, навыков коллективной работы, самостоятельности, воспитание трудолюбия.

Способствовать развитию умения применять полученные знания в новой ситуации и объяснять наблюдаемые явления. Повторить и обобщить знания по теме: “Магнитные явления”. Способствовать формированию навыков коллективной работы, самостоятельности.

Ход урока

Этап 1. Организационный

<Отрывок из мультфильма ЛУНТИК И ЕГО ДРУЗЬЯ. МАГНИТ>

Конечно, вы догадались, что речь пойдет о магните, а именно - мы с вами заканчиваем изучение темы «Магнитные явления» и сегодня наша цель обобщить те знания, которые вы получили на уроках, систематизировать основные моменты темы и выделить главные понятия, которые необходимы нам при дальнейшем изучении предмета. Так же мы сегодня обратимся к вашим компетенциям, которые вы приобрели на уроках информатики - поработаем с организацией поиска информацией, электронным тестирование, электронными ресурсами интернета. Таким образом, у нас сегодня получится комбинированный урок физики и информатики.

Природу одолеть превыше наших сил:

Смиримся же пред ней, не умствуя нимало.

 "Зачем ты льнешь?" - Магнит Железу говорил.

 "Зачем влечешь меня?" - Железо отвечало.

Прелестный, милый пол!

чем кончу я рассказ, Легко ты отгадаешь;

 Подобно так и ты без умысла прельщаешь;

 Подобно так и мы невольно любим вас.

Этап 2. Формирование умений и навыков

 Придя в кабинет, вы обратили внимание, на необычную расстановку мебели. Во время урока вы будете перемещаться в кабинете по карте, которую получите. Кроме того, вы сегодня будете работать по три человека, поэтому можете уже думать, с кем бы вы хотели сегодня заниматься.

Итак, мы начинаем нашу работу. И для начала посмотрим, насколько вы помните основные понятия, связанные с магнитизмом, магнитным полем и магнитными явлениями.

На доске вы видите Филворд, который содержит слова, связанные с Магнитным полем. Ваша задача найти знакомые слова, маркером зачеркнуть (показываем работу с интерактивной доской). Филворд сопровожден рисунками-подсказками, которые должны вам помочь. Кто может показать первое слово, прошу к доске (слово вычеркивается). Далее отвечающим учеником выбирается пара, они получают карту работы и проходят на свою первоначальную станцию. Таким образом, всем выдается карта заданий и объединившись в тройки, учащиеся приступают к заданиям.

Всего сегодня 10 станций, то есть чем больше станций вы успеете пройти, тем лучше, тем больше шансов у вас правильно ответить на вопросы теста который завершит наш сегодняшний урок, так как вопросы теста будут содержать задания станций. На каждой станции студенты могут находиться не более 3 минуты. Для чувства времени каждое рабочее место будет снабжено песочными часами по 3 минуты, то есть когда учащиеся садятся на станцию - они переворачивают часы.

Задания на станциях:

1 станция

Физический опыт.

На штативе укреплен магнит. На нити висит английская булавка. При поднесении булавки в к магниту - булавка притягивается.

На столе стоит спиртовка. Что произойдет, если булавку нагреть?

Ответ учеников

В результате опыта мы видим, что булавка падает (перестает притягиваться к магниту, т.е. теряет свои магнитные свойства)

Слова, которые подчеркнуты в бланках ответа у студентов, будут пропущены, их задача будет это дописать.

2 станция

Используя единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru повторить материал по теме «Электромагнитные явления» и с помощью правила буравчика определите направление линий магнитного поля, возникающего вокруг проводников с током (страница 8)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba077-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_1.swf (для студентов это уже будет открыто, чтобы время они не тратили)

В их бланке ответов нужно будет нарисован вектор магнитной индукции - точечку и крестик.

3 станция

Физический опыт    На столе два полосовых магнита, железные опилки, лист бумаги. Пронаблюдайте силовые линии магнитного поля. Получите магнитные спектры полосовых магнитов. Результату эксперименты зарисуйте в карточке.

У учащихся на карточках только расположение магнитов, а линии они должны дорисовать сами.

4 станция

Определить полюса магнитов.

Дано один магнит в непрозрачной бумаге, второй обычный полосовой магнит. Определить полюса неизвестного магнита и изобразите на непрозрачной бумаге обозначения полюсов.

5 станция

Используя ресурс «Открытая физика» рассмотрите модель 1.15 Электромагнитная индукция. Определите силу току, электромагнитную индукцию, поток и время движения свободно заряженных частиц по проводнику длинной 0, 5 метра, сопротивлением 3 Ом и скоростью движения 10 м/с.

В карточках учащихся внешний вид программы, в которую надо вписать данные.

6 станция    Определить какой процесс демонстрирует видеофрагмент?

https://www.youtube.com/watch?v=piNzMOyAz78 (я уберу звук из видео когда называется вид явления)

7 станция

Укажите, на каком рисунке магнитные линии магнитного поля прямого проводника с током изображены правильно?

8 станция

Из букв, которые входят в слова: ВИТОК+ДЕТАЛЬ+ЭРГ+ЛЕС, составьте название электрического устройства, приводящего в действие различные механизмы и машины. Букву С не использовать.

Ответ: ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ

9 станция

Просмотрите видеофрагмент «Магнитное поле Земли»

Обозначьте на рисунке изографические и магнитные полюсы Земли.

10 станция

Просмотрите видеоролик «Применение магнитов в промышленности»

С помощью сети интернет найдите варианты применения магнита в повседневной жизни.

Этап 3. Проверка усвоения учебного материала

Тестирование. После того как все пары прошли станции, всем предлагается пройти тестирование, которое составлено на основе того материала, который они вспомнили, проводя опыт, точнее сказать, что тестовые вопросы представляют собой карточки учащихся, по которым они работали на станциях. Таким образом, мы одновременно проверим выполнение всех заданий.

Обсуждение ошибок в группах.

Этап 4. Подведение итогов урока

Результаты получены, а теперь мы предлагаем посмотреть на магнит с другой стороны.

С понятием магнит связаны много интересных фактов.

Вот, например, Итальянцы считают изобретателем магнитного компаса (1302 г.) своего предка Флавио Джойя, жителя города Амальфи. В Неаполе ему поставлен памятник.

А еще в музее хранится китайский компас тысячелетней давности, напоминающий по форме хохломскую ложку.

...Маленькой дрожащей стрелке, с одного конца выкрашенной в черный цвет, с другого - в красный, мы обязаны удивительными открытиями. Неизвестные миры, экзотические животные, благоухающие острова, ледяные континенты и не знающие цивилизации народы предстали перед глазами изумленных «водителей фрегатов», сверявших свой путь с маленькой стрелкой компаса...

Мы много знаем о магнетизме и с каждым днем узнаем все больше и больше. Но за одной проблемой встают другие, не менее сложные и интересные. Жизнь всегда будет полна загадок. И наряду с самыми сложными - загадкой жизни и загадкой Вселенной - загадка магнита всегда будет давать пищу для любознательного ума.

...Альберт Эйнштейн на всю жизнь запомнил тот день, когда ему, четырехлетнему ребенку, подарили новую игрушку - компас. На всю жизнь сохранил он детскую удивленность чудесными свойствами магнита, теми самыми свойствами, которые тысячи лет назад волновали наших предков.

Рефлексия.

По окончанию урока заполните анкету на рефлексию. Ответьте на вопросы:

1. Что нового я узнал на уроке?

2. Что я сегодня сделал?

3. Что мне понравилось больше всего?

4.  В чем я испытал трудности? И как я их преодолел?

5. Какие у меня возникли вопросы по теме урока?

7. 30 минут. Практика интегрированных уроков.

  • Интегрированный урок по истории и английскому языку по теме: «Английская и Французская революции: сходства, различия, этапы, лидеры, результаты». К сожалению, подобная «изолированная» подача материала дает лишь узкое, одностороннее представление о крайне важном историческом процессе. Для изучения иностранного языка однозначно необходимы страноведческие и исторические знания о стране изучаемого языка. Нельзя говорить о владении языком, абсолютно не разбираясь в истории, географии, культуре, традициях, литературе этих государств. Интегрированный урок позволяет учащимся получить более комплексное, целостное представление по данной теме.
  •  Интегрированный урок по химии, физике и французскому языку по теме «Радиация, радиоактивные элементы. Пьер и Мария Кюри». Как может показаться на первый взгляд, объединение весьма смелое и, возможно, необоснованное. Однако, это не так. Позволим себе напомнить, что ключевым моментом, отправной точкой в планировании интегрированного урока является поиск пересечений тем или связующего звена. В данном случае, как в курсе физики, так и в курсе химии рассматривается тема «Радиация, радиоактивные элементы», а на уроках французского в разделе «Великие ученые Франции» мы обязательно изучаем биографию Пьера и Марии Кюри, авторов данного научного открытия. Интегрированный урок по трем предметам помогает узнать и понять суть явления, важность, сферы применения разработок французских ученых, как для физики, так и для химии, познакомиться с их биографией, интересными сведениями, оценить их жертву во имя науки. Материал 3 уроков удается в более оптимальной и эффективной форме представить за 1–2 занятия. В качестве эксперта или активного наблюдателя можно пригласить учителя истории, так как в данном предмете обязательно затрагиваются великие ученые различных эпох, их открытия, вклад в науку и биографии.
  •  Интегрированный урок математика, география и французский язык. Тема данного урока сама по себе является комбинированной: «Различные системы счета и системы координат». В данном случае, связующим звеном выступает французский язык. Во-первых, система счета во французском языке носит весьма интересный, нестандартный, нетипичный для большинства языков характер. Французские числительные после 60 ведут себя немного странно, и образуются по следующим формулам: 60+10=70, 20•4 = 80, 20•4 + 10=90, что является зримым отголоском древних систем счета. Во-вторых, именно французский ученый Рене Декарт разработал систему координат, которой мы пользуемся до сих пор. При проведении данного интегрированного занятия французский язык позволяет получить общие, страноведческие сведения. Математика и география дают возможность более детально, фундаментально изучить системы счета и координат, а также понять их применение на практике. Преподавателя истории уместно пригласить в качестве эксперта, наблюдателя, соведущего, гостя. Если позволит хронометраж занятия, то педагог-историк может выступить с сообщением об исторической важности данного открытия или с историческим экскурсом по разделу «Древние системы счета», что будет весьма уместно, интересно, а главное — познавательно.
  • Приведу пример интегрированного урока по теме: «Растворы. Решение задач на растворы». На данном уроке проходит интеграция химии и математики. В заданиях ЕГЭ по обоим предметам входят задачи на данную тему. Методика решения задач разная, но результат одинаков. Жаль, что эксперт по математике не засчитывает химическое решение правильным. В химии все проще. Данный вопрос входит в первую часть экзамена. Заодно отрабатывается техника математического счета.
  • Очень много точек соприкосновения между химией и физикой. У меня, как у учителя химии, в начале курса возникают проблемы, что дети фундаментально выучили в 7 классе по физике строение вещества. Утверждают, что любое вещество состоит из молекул, молекулы из атомов. Известно, что существует всего 97% молекулярных веществ. Проведение на данном этапе интегрированного урока целесообразно.
  • Особого внимания требует интеграция предметов биология и химия. Строение живой материи, свойства органических веществ: белков, жиров, углеводов, аминокислот, нуклеиновых кислот, витаминов, гормонов и т.д.

Совершенно обосновано, что в условиях ФГОС среднего общего образования физика, химия, биология и география объединены в курс естествознания. Научная картина мира должна выглядеть как единое целое. Каждый урок такого курса должен стать интегрированным, и вести его будет один учитель. Сегодня есть отличная возможность учителю естественных дисциплин подготовится ведению такого курса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Технология интегрированного урока как средство осуществления межпредметных связей"

Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.  Проблема интеграции обучения и воспитани...

Методический семинар "«Формирование УУД на уроках информатики средствами межпредметной интеграции и приемами технологии РКМЧП в рамках внедрения ФГОС».

Девизом моей педагогической деятельности стали слова Блеза Паскаля: «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим.» ...

«Формирование УУД на уроках информатики средствами межпредметной интеграции в рамках внедрения ФГОС»

«Формирование УУД на уроках информатики средствами межпредметной интеграции в рамках внедрения ФГОС»«Формирование УУДна уроках информатики средствами межпредметной интеграции в рамках внедрения ФГОС»...

«Интегрированные уроки - эффективное средство укрепления межпредметных связей в современной школе»

В статье речь идет об эффективном методе укрепления межпредметных связей. Даны методические рекомендации по проведению нестандартных интегрированных уроков....

"Интегрированный урок как средство осуществления межпредметных связей".

quot;Интегрированный урок как средство осуществления межпредметных связей"....

Презентация "Интегрированный урок как средство межпредметного взаимодействия"

Презентация "Интегрированный урок как средство  межпредметного взаимодействия"...

Интегрированный урок – эффективное средство реализации межпредметных связей ОБЖ с другими школьными дисциплинами

Школьный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности»  уже по своей сути призван отражать современные насущные проблемы человечества. Именно поэтому, а также  в соответствии с...