Междисциплинарное обучение
рабочая программа (5 класс)

Рабочая программа по МДО 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mdo_5_klass.doc252 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 61

ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании

ИО директора ГБОУ   гимназии № 61

Педагогического совета

               

Протокол №________от ________

Н. С. Андреева

Приказ № ________от ___________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ

«ТЕХНОЛОГИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ОБУЧЕНИЯ»

(МДО)

5 классы

                 

Согласовано:

председатель объединения

методического технического цикла и технологий

Аксенова Н. В.

2024 год

                                   

 Составители:

                                                         учителя:

Соболева Н.С., Грекова Т.В.

                                                                     

Санкт - Петербург

2024-2025 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации. Цель программы сохранение единого образовательного пространства, предоставление широких возможностей для реализации различных подходов к построению учебного курса. Одна из основных задач – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, литература и средства обучения, приложение (календарно-тематическое планирование).

Данная программа  является началом цикла по междисциплинарному курсу, охватывающему 5-7 классы. Курс обучения ориентирован на детей, чья любознательность и потребность в осмыслении мира выходит далеко, за пределы возможностей традиционной программы. Предполагается, что дети' уже оперируют такими понятиями .как, гипотеза, доказательство, критерий, - индукция, дедукция и т.п., у них сформированы навыки исследовательской работы, они умеют вести диалог и решать проблемы в малых группах. Содержание программы строится вокруг широких глобальных тем. Каждая новая тема предполагает возвращение к предыдущим темам, но уже на новом витке спирали. Междисциплинарные обобщения позволяют обеспечить развитие у школьников целостной картины мира. Программа МДО совершенствует коммуникативные способности, учит сотрудничеству, что обеспечивает создание благоприятного психологического климата для каждого учащегося.

Занятия по этой программе обеспечивают условия для успешной социальной адаптации учащихся в школе и в обществе, т.е. дает возможность влиять на образовательную и социальную среду школы.

     1.1. Цели и задачи.

Изучение предмета «Технология. Междисциплинарное обучение» (далее МДО) в 7 классе  направлена на достижение следующих целей:

- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, самостоятельного и осознанного определения образовательных и жизненных планов;

- развитие познавательных интересов,  мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организационных способностей;

- воспитание целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к окружающим и результатам их труда;

- получение опыта применения знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

 1.2. Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена программа линии «Вентана-Графт».

 Данная рабочая программа составлена на основании:

  1. Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования) с изменениями (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1644)
  3. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (далее – ФГОС среднего общего образования)
    (для X классов образовательных учреждений, для XI классов образовательных учреждений, участвующих в апробации ФГОС среднего общего образования в 2024/2025 учебном году);
  4. Авторская  программа Шумаковой Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М.,2004.
  5. Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской̆ Федерации от 28.12.2018 No 345;
  6. Приказа Минпровсещения России от 8 мая 2019 г№ 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. №345»
  7. распоряжения Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 16.04.2024 No 988-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2024/2025 учебном году»;
  8. распоряжения Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 21.04.2024 N 1011-р "О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2024/2025 учебный год
  9. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 No 189 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10).

1.3. Сведения о программе.

 Данная рабочая программа по МДО определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы,   методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.

Программа обучения детей в 5 классе строится на принципах изложенных  изданиях: Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М.,2004; Одаренный ребенок: особенности обучения. Под ред. Шумаковой Н.Б. М., 2006; Психология и школа, 201 1,№3 и др..

Гимназия №61 дает углубленное изучение  предметов гуманитарного цикла — иностранный язык (основной- английский язык), литература, история. Данное направление требует от школьников не только хорошей памяти, трудолюбия, способностей, но и развитых аналитических, организационных, креативных навыков и умений. Администрация гимназии выбрала авторскую программу московского ученого-психолога Шумаковой Н.Б. Программа   апробирована в учебном процессе московской гимназии № 1569 «Созвездие», ряда школ Сибири и Центральной России. Программа обучения детей по технологии МДО начинается в гимназии с 5  класса и строится на стандартах современного российского образования, что дало гимназии стратегическое преимущество во внедрении Федеральных Государственных Образовательных Стандартов.

Связующим методическим принципом является научный метод познания, широкое использование активных форм проблемно-диалогического обучения и совместной деятельности учащихся.

Фокусом программы обучения для 5-го класса является тема "Преемственность". Выбор данной темы связан с особенностями обязательной общеобразовательной программы для  5-го класса, предусматривающей расширение круга изучаемых дисциплин за счет предметов гуманитарного цикла (история, обществознание, литература), а также с познавательными запросами детей данного возраста.

В 5-м классе дети впервые начинают изучать основы наук, поэтому очень важно, чтобы на этом этапе познание учащихся не оставалось на уровне непосредственного знания с его "предметоцентризмом", а поднялось на более высокую ступень, когда явление познается как элемент системы явлений.

Курс обучения, построенный на основе глобальной' темы "Преемственность", и должен обеспечить изучение явлений окружающего мира как элементов системы явлений.

           1.5. Определение места и роли предмета в овладении требований к уровню подготовки обучающихся.

     Данный учебный курс по МДО в полном объеме соответствует федеральным государственным образовательным стандартам    

 1.6. Информация о внесенных изменениях.

        Рабочая программа имеет незначительные отличия от рабочей программы под редакцией Н.Б.Шумаковой. Данная программа составлена с учетом   набора в гимназию с 5-го класса и неосвоенностью учащимися навыков и умений, которые по программе Шумаковой Н.Б. закладываются в начальной школе.  Поэтому программа построена с учетом освоения недостающих навыков, чтобы в 6 классе учащиеся переходя к структурированию материала не испытывали недостатка умений и навыков в использовании активных форм проблемно-диалогического обучения и совместной деятельности учащихся.

               1.7. Информация о количестве учебных часов.

     В соответствии с учебным планом, а также годовым календарным учебным графиком рабочая программа рассчитана на 1 учебный час в неделю (34 часа в год). 

               1.8. Формы организации образовательного процесса.

     Основной формой организации образовательного процесса является урок открытия новых знаний, обязательным является выполнение годового классного (группового) проекта.Годовой проект в 5 классе носит краеведческую направленность. Результаты работы класса представляются на ежегодной конференции МДО.   

                1.9. Технологии обучения.

     Урок предполагает использование определенных образовательных технологий, т.е. системной совокупности приемов и средств обучения и определенный порядок их применения. На уроках МДО, в соответствии с требованиями Шумаковой Н.Б. (автора программы), используется технология проблемно-диалогического обучения,  которая предполагает открытие нового знания самими обучающимися.   При проблемном введении материала методы постановки проблемы обеспечивают формулирование учащимися вопроса для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» знания школьниками.    

    1.10. Механизмы формирования ключевых компетенций.

Междисциплинарная технология дифференциации содержания обучения, предполагающая широкое применение методики исследования, обуславливающей открытие или доказательство обобщений, все больше пронизывает преподавание по предметам.:

  • ценностно-смысловая компетенция,                                                                    
  • общекультурная компетенция,                                                                           
  • учебно-познавательная компетенция,                                                                
  • информационная компетенция,                                                                            
  • коммуникативная компетенция,                                                                          
  • социально-трудовая компетенция,                                                                        
  • компетенция личностного самосовершенствования.

Данные компетенции формируются через УУД.

Ожидаемые результаты в конце 5 класса:

     Личностные:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование личностных представлений о целостности мира, как результата преемственности;
  • развитие ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования
  • развитие эмоционально – ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

    Метапредметные:

  • Познавательные:устанавливают зависимости между объектами, выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеров качестве доказательства выдвигаемых положений; воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя
  • Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера; вступают в коллективное учебное сотрудничество; взаимодействуют в ходе групповой работы, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
  • Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке;  прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и позицию, допускают существование различных точек зрения; планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий.

   

     1.11.  Требования к уровню подготовки учащихся по МДО (предметные результаты)

Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «МДО» являются:

  • В познавательной сфере:

рациональное использование учебной и дополнительной технологической информации для совместной деятельности и создания проектного продукта; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания проектного продукта; овладения способами и методами подачи  информации; применение общенаучных знаний по предметам  в процессе подготовки и осуществления технологического процесса.

  • В трудовой сфере:

подбор материалов с учетом характера предложенного задания; проектирование последовательности операций и составление рабочего листа.

  • В мотивационной сфере:

оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности; согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности; осознание ответственности за качество командных  результатов труда.

  • В эстетической сфере:

моделирование художественного оформления проектного продукта  и оптимальное планирование работ; формирование рабочей группы для выполнения предложенного задания с учетом общности интересов и возможностей членов группы; публичная презентация своей работы.

     1.11. Виды и формы контроля.

     Согласно уставу ГБОУ Гимназии №61  и локальному акту образовательного учреждения основными видами контроля считать текущий (на каждом уроке), тематический (осуществляется в период изучения той или иной темы), промежуточный (ограничивается рамками четверти, полугодия), итоговый (в конце года).

Формами контроля может быть:

  • практическая работа,
  • доклады, рефераты, сообщения;
  • результат моделирования и  конструирования;
  • результаты проектной и исследовательской деятельности учащихся;
  • рефлексия.

Содержание учебного предмета

 Центральным звеном обучения  является развитие способности к решению проблем, что предполагает использование всех умений, приобретенных на предыдущей ступени. В связи с этим изучение каждого раздела программы, посвященного одному из междисциплинарных обобщений курса, завершается либо занятием-применением, которое предполагает использование изученных обобщений для решения проблем в разных областях, либо специальным занятием, предполагающим решение той или иной проблемы, возникшей у учащихся при изучении раздела.

Эффективное осуществление этой программы в средней школе невозможно без согласованной работы всех учителей, ведущих обучение в одном и том же классе. Занятия по междисциплинарному обучению обеспечивают лишь «канву» учебного процесса, в то время как уроки по различным предметам помогают продвинуться вглубь  изучаемых проблем, создавая тем самым основу для дальнейшего развития «канвы». Учителя, работающие в одном классе, должны владеть технологией построения дифференцированного обучения по программе «Одаренный ребенок» и уметь работать совместно, координируя свои учебные планы и осуществляя эффективную интеграцию.

Междисциплинарная технология дифференциации содержания обучения, предполагающая широкое применение методики исследования, обуславливающей открытие или доказательство обобщений, все больше пронизывает преподавание по предметам.

Часть 1. Введение в тему «Преемственность».

Значение понятия «преемственность». Преемственная связь и последовательность процессов, явлений и событий. Примеры проявления преемственности в природных условиях, обществе, культуре, собственной жизни. Значение и причины существования преемственности в природных процессах, обществе, духовной и материальной культуре.

Часть 2.Ничто не исчезает бесследно.

«Следы» прошлого в настоящем. Классификация «следов». Условия сохранения «следов».

Часть 3. Открытое и скрытое проявление преемственности.

Открытое и скрытое проявление преемственности в природных процессах, обществе, вещах, созданных человеком. Причины различного проявления преемственности. Реконструкция прошлого и прогнозирование будущих событий, явлений процессов в природе и обществе, на основе изучения преемственной связи. Решение проблем по воссозданию прошлого и прогнозированию будущего и их критическая оценка.

Часть 4.  Преемственность существует независимо от человека.

Объективность существования преемственности. Прерывный и непрерывный характер преемственности в науке, культуре, истории, жизни людей. Причины и последствия влияния человека на преемственность в природе, оюществе, культуре. Критическое оценивание последствий вмешательства человека в преемственную связь событий с помощью разноообразных критериев и с разных ролевых позиций. Традиции как важнейшая форма проявления преемственности.

Часть 5. Преемственность существует независимо от человека.

        Преемственность обеспечивает движение вперед. Преемственность. Прогресс и регресс Преемственность обеспечивает движение вперед.

        Часть 6. Приемственность и эволюционные изменения.

        Преемственность – эволюционный процесс, ее нарушение – в основе революции. Преемственность – эволюционный процесс, ее нарушение – в основе революции. Преемственность – эволюционный процесс, ее нарушение – в основе революции.

Преемственность есть везде Сходные вещи могут быть связаны преемственной связью, а могут быть и не связаны

Отчет группы по проделанной работе перед классом. Ничто не исчезает бесследно.

Тематическое планирование

Название темы

 Количество часов

Практические работы  

Проекты

Введение в тему «Преемственность».

5

Ничто не исчезает бесследно.

4

Открытое и скрытое проявление преемственности.

4

 Преемственность существует независимо от человека.

8

Приемственность в прогрессе.

3

Приемственность и эволюционные изменения.

10

итого

34

Календарно-тематическое планирование  

Под

тема

 (название урока)

Времен-ные ресурсы

Содержание

(что планируется изучать)

Методы (действия учащихся)

Источники

(ресурсы урока)

Самостоя-тельная работа

Плани-руемые

сроки

Тема 1 Введение в тему «Преемственность» (5 часов)

1

 

Подведение под понятие.

 

1час

Многозначность слова «Преемственность».  Понятие «Преемственность» в разных науках.

Групповая работа.

Интернет ресурс

2

 

Дедуктивное исследование.

1 час

Преемственность есть везде.

Работа с текстом в мини-группах:

 

3

Индуктивное исследование.

1 час

Новое всегда связано со старым

4

Эмпирическое  исследование-применение.

1 час

Новое всегда связано со старым.

Групповая работа

Интернет ресурс

5

Индуктивное исследование.

1 час

Сходные вещи могут быть связаны преемственной связью, а могут быть и не связаны

Групповая работа.

Схематический  конспект

Тема 2. Ничто не исчезает бесследно (4 часа)

6

Дедуктивное исследование. «Ничто не исчезает бесследно»

1 час

Единство и борьба сил противоположного направления как источник развития.

Формирование кретериальной шкалы и система тизация материа лов анализа.

Интернет ресурсы

7

Индуктивное исследование.

1 час

Следы могут быть идеальными и материальными

8

Углубление дедуктивного исследования

1 час

Ничто не исчезает бесследно

9

Эмпирическое  дедуктивное исследование

1 час

Ничто не исчезает бесследно

Тема  3. Открытое и скрытое проявление преемственности   (4 часа)

10

Индуктивное исследование

1 час

Открытое и скрытое проявление преемственности

11

Дедуктивное исследование

1 час

Открытое и скрытое проявление преемственности

12

Индуктивное исследование

1 час

Преемственность помогает воссоздавать прошлое

13

Решение проблем – применение.

1 час

Преемственность помогает воссоздавать прошлое.

Тема 4. Преемственность существует независимо от человека (8 час)

14

Дедуктивное исследование  с индуктивным выводом .

1 ч

Преемственность существует независимо от человека. Преемственность может носить прерывный и непрерывный характер.

15

Индуктивное исследование.

1 час

Человек может влиять на преемственность.

16

Дедуктивное исследование.

1 час

Последствия влияния человека на преемственность

17

Индуктивное исследование.

1 час

Последствия влияния человека на преемственность.

18

Индуктивное исследование.

1 час

Объективность существования преемственности. Прерывный и непрерывный характер преемственности в науке, культуре, истории, жизни людей.

19

Дедуктивное исследование

1 час

Причины и последствия влияния человека на преемственность в природе, обществе, культуре.

20

Индуктивное исследование

1 час

Критическое оценивание последствий вмешательства человека в преемственную связь событий с помощью разноообразных критериев и с разных ролевых позиций.

21

Урок Применения.

1 час

Традиции как важнейшая форма проявления преемственности.

Тема 5. Приемственность в прогрессе.(3 часа)

22

Индуктивное исследование.

1 час

Преемственность обеспечивает движение вперед

23

Дедуктивное исследование с индуктивным выводом.

1 час

Преемственность. Прогресс и регресс

24

Решение проблем. Применение.  

1 час

Преемственность обеспечивает движение вперед.

Тема 6. Приемственность и эволюционные изменения. (10 часов)

25

Индуктивное исследование.

1 час

Преемственность – эволюционный процесс, ее нарушение – в основе революции

26

Решение проблем.

1 час

Преемственность – эволюционный процесс, ее нарушение – в основе революции.

27

Дедуктивное исследование

1 час

Преемственность – эволюционный процесс, ее нарушение – в основе революции.

28

Урок- применение. енность есть везде».

1 час

Преемственность есть везде

29

Урок- применение.

1 час

Сходные вещи могут быть связаны преемственной связью, а могут быть и не связаны

30

 Промежуточный отчет по классным проектам

1 час

Отчет группы по проделанной работе перед классом.

31

Урок-применение.

1 час

Ничто не исчезает бесследно

32

Урок-обобщение.

1 час

Обобщение по  теме: «Приемственность»

33

Конференция.

1 час

Защита классных проектов.

34

Итоговое занятие

1 час

Обобщение по итогам года

Приложение 1

Учебно-методичический комплекс на  2024- 2025 учебный год

Класс

Название учебного курса

 Основной  учебник

Дидактические материалы для учащегося

Дополнительная литература для учителя

Медиаресурсы

5 класс

Технология. Междисциплинарное обучение.

А.Т.Тищенко, В.Д.Симоненко «Технология. Индустриальные технологии». 5 класс М,«Вентана-Графт», 2014.

Книга для чтения. Собрание 5, М., из-во «Созвездие», 2012

Методические материалы по программе «Одаренный ребенок» под редакцией Н.Б.Шумаковой, М., 2012

Интернет ресурс

Приложение 2

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ОЦЕНКА УСТНОГО ОТВЕТА

Отметка «5»

  • ответ полный и правильный на основании изученного материала;
  • материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
  • ответ самостоятельный.

Отметка «4»

  • ответ полный и правильный на основании изученного материала;
  • материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»

  • ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»

  • при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Отметка «5»

  • ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»

  • ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»

  • работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2»

  1. работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Таблица 1. Критериальное оценивание проекта.

 

Баллы

Критерии и уровни

Целеполагание и планирование

0

Цель не сформулирована

5

Определена цель, но не обозначены пути её достижения

10

Определена и ясно описана цель, и представлено связное описание её достижения

Сбор информации, определение ресурсов

0

Большинство источников информации не относится  к сути работы

5

Работа содержит ограниченное количество информации из ограниченного количества подходящих источников

10

Работа содержит достаточно полную информацию, использован широкий спектр подходящих источников

Обоснование актуальности выбора, анализ использованных средств

0

Большая часть работы не относится к сути проекта, неадекватно подобраны используемые средства

5

В работе в основном достигаются заявленные цели, выбранные средства относительно подходящие, но недостаточны

10

Работа целостная на всём протяжении, выбранные средства использованы уместно и эффективно

Анализ и творчество

0

Размышления описательного характера, не использованы возможности творческого подхода

5

Есть попытка к размышлению и личный взгляд на тему, но нет серьёзного анализа, использованы элементы творчества

10

 Личные размышления с элементами аналитического вывода, но анализ недостаточно глубокий, использован творческий подход

15

Глубокие размышления, собственное видение и анализ идеи, и отношение к ней

Организация письменной части

0

Письменная работа плохо организована, не структуирована, есть ошибки в оформлении

5

Работа в основном упорядочена, уделено внимание оформлению

10

Чёткая структура всей работы, грамотное оформление.

Анализ процесса и итогового результата

0

Обзор представляет собой простой пересказ порядка работы

5

Последовательный обзор работы, анализ целей и результата

10

Исчерпывающий обзор работы, анализ цели, результата и проблемных ситуаций

Личная вовлечённость и отношение к работе

0

Работа шаблонная, мало соответствующая требованиям, предъявляемым к проекту

5

Работа отвечает большинству требований, в основном самостоятельная

10

Полностью самостоятельная работа, отвечающая всем требованиям.

Таблица  2.  Критериальное оценивание доклада

Баллы

Критерии и уровни

Качество доклада

0

Композиция доклада не выстроена, работа и результаты, не представлены в полном объёме.

1

Композиция доклада выстроена; работа и её результаты представлены, но не в полном объёме.

2

Композиция доклада выстроена; работа и её результаты представлены достаточно полно, но речь неубедительна.

3

Выстроена композиция доклада, в нём в полном объёме представлена работа и её результаты; основные позиции проекта аргументированы; убедительность речи и убеждённость оратора.

Объём и глубина знаний по теме

0

Докладчик не обладает большими и глубокими знаниями по теме; межпредметные связи не отражены

1

Докладчик показал большой объём знаний по теме, но знания неглубокие; межпредметные связи не отражены.

2

Докладчик показал большой объём знаний по теме. Знания глубокие; межпредметные связи не отражены.

3

Докладчик показал большой объём знаний по теме, знания глубокие; отражены межпредметные связи.

Педагогическая ориентация

0

Докладчик перед аудиторией держится неуверенно; регламент не выдержан, не смог удержать внимание аудитории в течение всего выступления; использованные наглядные средства не раскрывают темы работы.

1

Докладчик держится перед аудиторией уверенно, выдержан регламент выступления; но отсутствует культура речи, не использованы наглядные средства.

2

Докладчик держится перед аудиторией уверенно, обладает культурой речи, использовались наглядные средства, но не выдержан регламент выступления, не удалось удержать внимание аудитории в течение всего выступления.

3

Докладчик обладает культурой речи, уверенно держится перед аудиторией;  использовались наглядные средства; регламент выступления выдержан, в течение всего выступления удерживалось внимание аудитории

Ответы на вопросы

0

Не даёт ответа на заданные вопросы.

1

Ответы на вопросы не полные, нет убедительности, отсутствуют аргументы.

2

Докладчик убедителен, даёт полные, аргументированные ответы, но не стремиться раскрыть через ответы сильные стороны работы, показать её значимость.

3

Докладчик убедителен, даёт полные, аргументированные ответы на вопросы,  стремится использовать ответы для раскрытия темы и сильных сторон работы.

Деловые и волевые качества докладчика

0

Докладчик не стремится добиться высоких результатов, не идёт на контакт,  не готов к дискуссии.  

1

Докладчик желает достичь высоких результатов, готов к дискуссии, но ведёт её с оппонентами в некорректной форме

2

Докладчик не стремиться к достижению высоких результатов, но доброжелателен, легко вступает с оппонентами в диалог.

3

Докладчик проявляет стремление к достижению высоких результатов, готов к дискуссии, доброжелателен, легко идёт на контакт.

Таблица  3  Критериальное оценивание компьютерной презентации.

   

Баллы

Критерии и уровни

Информационная нагрузка слайдов

0

Не все слайды имеют информационную нагрузку

1

Каждый слайд имеет информационную нагрузку

Соблюдение последовательности в изложении

0

Не соблюдается последовательность в изложении материала

1

Соблюдается последовательность изложения материала

Цветовое оформление слайдов

0

В оформлении слайдов используется большое количество цветов

1

Количество цветов, использованных для оформления слайда, соответствует норме (не более трёх)

Подбор шрифта

0

Величина шрифта, сочетание шрифта не соответствует норме

1

Величина шрифта, сочетание шрифта соответствует норме

Таблицы и графики

0

Таблицы и графики содержат избыток информации. Плохо читаемы

1

Таблицы и графики содержат необходимую информацию, хорошо читаемы

Карты

0

Отсутствует название карты, не указан масштаб, условные обозначения

1

Карта имеет название, указан масштаб, условные обозначения

Иллюстрации

0

Иллюстрации, фотографии не содержат информацию по теме

1

Иллюстрации, фотографии содержат информацию по теме

Анимация

0

Мешает восприятию информационной нагрузки слайдов

1

Усиливает восприятие информационной нагрузки слайдов

Музыкальное сопровождение

0

Мешает восприятию информации

1

Усиливает восприятие информации

Объём электронной презентации

0

Объём презентации превышает норму – 7Мб

1

Объём презентации соответствует норме

        Все группы навыков, представленные в таблицах – это неслучайный набор,  а элементы системы. Если исключить хотя бы один элемент, система учебной деятельности рассыплется, и, следовательно, проект не может быть выполнен.  

Количество набранных учащимися баллов соотносим с «5» бальной шкалой оценок:

  • 86 - 100 баллов - «5»
  • 70 - 85 баллов - «4»
  • 50 - 69 баллов –«3»

В соответствии с механизмом критериального оценивания неудовлетворительная оценка учебного проекта должна быть выставлена в следующих случаях:

-отказ от исполнения проекта;

-нет продукта (= нет технологической фазы проекта);

-нет отчёта (= нет рефлексии);

-нет презентации (= нет коммуникации);

-проект не выполнен к сроку (= нет организационных навыков);

-проект выполнен без учёта имеющихся ресурсов («хромают» организационные навыки);

-отказ от работы в группе (= нет коммуникации).

   Оценивание учебных проектов с помощью методики критериального оценивания позволяет снять субъективность в получаемых оценках. После того, как баллы за проект выставлены, ученику следует дать возможность поразмышлять. Что лично ему дало выполнение этого учебного задания, что у него не получилось и почему (непонимание, неумение, недостаток информации и т.д.);  если обнаружились объективные причины неудач, то как их следует избежать в будущем; если всё прошло успешно, то в чём залог этого успеха. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и других.

Приложение 3

Контрольно-измерительные материалы

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ МДО

В РАМКАХ  КУРСА «ПРИЕМСТВЕННОСТЬ». (34 часа)

В 5 КЛАССАХ

урока

дата

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(название раздела, темы урока)

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

УУД

Корректировка

Раздел 1. Введение в тему «Преемственность» (5 часов)

Познавательные:устанавливают причинно-следственныесвязи и зависимости между  объектами.

Коммуникативные:оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера; вступают в коллективное учебное сотрудничество.

Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке

1.

Подведение под понятие.

2.

Дедуктивное исследование. «Преемственность есть везде».

3.

Индуктивное исследование. «Новое всегда связано со старым»

4.

Эмпирическое  исследование-применение. «Новое всегда связано со старым»

5.

Индуктивное исследование. «Сходные вещи могут быть связаны преемственной связью, а могут быть и не связаны»

Раздел 2. Ничто не исчезает бесследно (4 часа)

Познавательные:выявляют особенности и признаки объектов; приводят примерыв качестве доказательствавыдвигаемых положений.

Коммуникативные:взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог,участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения,

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу

6.

Дедуктивное исследование. «Ничто не исчезает бесследно»

7.

Индуктивное исследование. «Следы могут быть идеальными и материальными»

8.

Углубление дедуктивного исследования «Ничто не исчезает бесследно»

9.

Эмпирическое  дедуктивное исследование «Ничто не исчезает бесследно»

Раздел 3. Открытое и скрытое проявление преемственности   (4 часа)

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя.

Коммуникативные:принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Регулятивные:планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей

10.

Индуктивное исследование «Открытое и скрытое проявление преемственности»

11.

Дедуктивное исследование «Открытое и скрытое проявление преемственности»

12.

Индуктивное исследование «Преемственность помогает воссоздавать прошлое»

13.

Решение проблем – применение. «Преемственность помогает воссоздавать прошлое»

Раздел 4. Преемственность существует независимо от человека (8 час)

Запуск классных проектов «Шуваловский парк»

14.

Дедуктивное исследование  с индуктивным выводом . «Преемственность существует независимо от человека. Преемственность может носить прерывный и непрерывный характер».

15.

Индуктивное исследование. «Человек может влиять на преемственность».

16.

Дедуктивное исследование. «Последствия влияния человека на преемственность»

17.

Применение. «Последствия влияния человека на преемственность».

18.

Индуктивное исследование. Работа над проектом. Представление проектов.

Раздел 5.Приемственность в прогрессе.(3 часа)

19.

Индуктивное исследование. «Преемственность обеспечивает движение вперед».

20.

Дедуктивное исследование с индуктивным выводом. «Преемственность. Прогресс и регресс»

21.

Решение проблем. Применение. «Преемственность обеспечивает движение вперед».

Раздел 6.Приемственность и эволюционные изменения. (6 часов)

22.

Индуктивное исследование. «Преемственность – эволюционный процесс, ее нарушение – в основе революции»

23.

Решение проблем. «Преемственность – эволюционный процесс, ее нарушение – в основе революции»

24-25.

Проект. Защита. «Преемственность – эволюционный процесс, ее нарушение – в основе революции».

26.

Урок- применение. Тема: «Преемственность есть везде».

27.

Урок- применение. Тема: «Сходные вещи могут быть связаны преемственной связью, а могут быть и не связаны»

28.

 Промежуточный отчет по классным проектам

29

Урок-применение. Тема: «Ничто не исчезает бесследно».

30.

Урок-обобщение. Тема: «Приемственность»

31.

Конференция. Защита классных проектов.

33-34.

Резерв.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья" Междисциплинарное обучение: на бумаге или на уроке?"

В этой статье мною сделана попытка рассмотреть некоторые направления и особенности связи курсов физики и биологии применяемые мною....

методическая система учителя математики «Междисциплинарная проектная деятельность как средство обучения, развития и воспитания обучающихся»

Целью системы является использование математических знаний и навыков при создании исследовательских и творческих междисциплинарных проектов, способствующих формированию у учащихся метапредметных компе...

междисциплинарное обучение

уроки, которые помогают учиться...

Междисциплинарное обучение.

Основная характеристика междисциплинарного обучения - всемерное поощрение  и развитие познавательной и исследовательской активности ребенка....

Междисциплинарное обучение в форме станционной игры

Проект "Междисциплинарное обучение в форме станционной игры"...