Междисциплинарное обучение в форме станционной игры
проект по обществознанию (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Проект "Междисциплинарное обучение в форме станционной игры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhdistsiplinarnoe_obuchenie.docx20.03 КБ

Предварительный просмотр:

Междисциплинарное обучение на основе станционной игры в вопросах и ответах

На сегодняшний момент дети на уроках изолированно изучают различные предметы. При этом часто возникают затруднения с целостным восприятием мира. Решить эту проблем призваны интегрированные уроки и межпредметное обучение, которое может быть организовано в школе и проводиться в виде нетрадиционных игровых уроков или с применением кейс-метода. Цель данной технологии – сформировать у учащихся целостное представление об объекте, предмете или явлении. Новизна данной технологии заключается в комбинации междисциплинарного обучения с форматом игры.

Как выбрать тему игры?

Тема игры должна выбираться не только учителями, но и ученики могут проявить инициативу в выборе темы, артефакта для изучения. При возникновении разногласий  в подборе темы можно провести голосование с использованием приложения kahoot.com, что, несомненно, заинтересует учеников. Выбор темы должен основываться на возможности ее рассмотрения на предметах, которые являются понятными и близкими ученикам (артефакты). Например, реклама, плакат, инструкция, приложение и др.

Например, общая тема междисциплинарной станционной игры «Система как основа многообразия мира» В данный модуль можно включить тему по обществознанию «Общество как динамическая система», физике «Открытые и закрытые системы и особенности их управления», биологии «Организм живого существа как система», географии «Природа как система».

В данном случае, центром изучения становится понятие «система», которое часто встречается в различных дисциплинах.

Как подойти к выбору понятия?

1) оно должно перекликаться с различными науками, его понимание учеником должно помочь успешно осваивать различные предметы, должно быть базовым

2) оно должно быть абстрактным и обобщенным;

3) оно должно быть известным для ученика, но он не всегда способен привести его примеры в разных сферах жизни;

4)должно быть актуальным, интересным (достигается за счет подборки интересного артефакта).

Примеры понятий: система, прогресс, инерция.    

Также выбор темы игры может быть определен путем использования следующих точнее соприкосновения:

1) эпоха

2) человек

3) изучение истории родного края и др.

Как выбрать предметы, которые будут использоваться при междисциплинарном подходе?

Целесообразно соблюдать триаду наук для поддержания интереса учеников разной научной направленности:

1) общественные науки;

2) точные науки;

3) естественные науки.

Исходя из этого получается взгляд с трех сторон на один и тот же предмет, что позволяет создавать целостную картину мира.

Когда проводить междисциплинарные уроки?

Междисциплинарное обучение в форме станционной игры удобно проводить в шестой учебный день, что позволит школьникам отдохнуть от привычных форматов обучения, также субботняя тема для междисциплинарного обучения позволит обобщить все изученное за неделю (месяц). В целом при необходимости такие уроки могут быть проведены и в любые другие дни

Как оценивать учащихся при реализации междисциплинарного обучения?

Поскольку уроки пронизаны одной логикой, оценивание должно быть сквозным. То есть учитывать достижения на всех этапах междисциплинарного обучения. Реализовано это может быть путем раздачи жетонов участникам за их активное участие и верные ответы. Также целесообразно разделить учеников на несколько команд, что позволит отрабатывать навыки работы  в команде, появится соревновательный момент. На выходе станционной игры каждой команде предлагается создать продукт (модель системы, сборник сочинений, презентация), в котором прежде всего должна оцениваться его оригинальность.

Рассмотрим данный проект с позиции формулы SMART.

Во-первых, конкретность. Необходимо выбрать тему, на усвоение которой будет направлена станционная игра и разбить ее на микротемы. Например, усвоение понятия «система» должно предполагать понимание  слов «часть», «целое», «взаимосвязи».

Во-вторых, измеримость. Ученики должны приводить примеры систем, выявлять их классификации, давать им характеристики, моделировать системы.

В-третьих,  достижима. Уроки должны быть построены с учетом особенностей учащихся и на выходе должен получиться продукт, оформленный в виде мини-проекта.

В-четвертых, актуальность. Необходимо продумать и донести до учеников, в каких областях пригодятся данное понятие, полученные навыки.

В-пятых,  ограничена сроком. Станционная игра дложна проводится в течение не более чем трех часов.

Игра предполагает прохождение различных станций, которыми являются уроки, подчиненные все единой теме, изучение материалов которой позволит ученикам сформировать целостное представление об объекте, явлении, процессе. Для проведения игры должны быть продуманы  три условных станции с естественными, гуманитарными и точными науками. За выполнение заданий учащимся даются игровые деньги, которые можно обменять на подсказки. Чтобы справиться с итоговым заданием.  Ученики вместе с учителем разрабатывают критерии создаваемого продукта по различным дисциплинам, кому какая больше нравится в начале занятия.

Таким образом, данная технология может быть использована на разных уровнях обучения, позволит ученикам создать целостное представление о мире и сформирует полезные практические навыки.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья" Междисциплинарное обучение: на бумаге или на уроке?"

В этой статье мною сделана попытка рассмотреть некоторые направления и особенности связи курсов физики и биологии применяемые мною....

Станционная игра посвященная празднику «День единения России» Я-ТЫ-ОН-ОНА – вместе дружная страна

Станционная игра посвященная празднику «День единения России»Я-ТЫ-ОН-ОНА – вместе дружная странаЦели и задачи:1.Воспитание  у подростков  патриотизма, уважения к родной стране, её исто...

Станционная игра посвященная празднику «День единения России» Я-ТЫ-ОН-ОНА – вместе дружная страна

Станционная игра посвященная празднику «День единения России»Я-ТЫ-ОН-ОНА – вместе дружная странаЦели и задачи:1.Воспитание  у подростков  патриотизма, уважения к родной стране, её исто...

междисциплинарное обучение

уроки, которые помогают учиться...

Использование междисциплинарных связей и формы контроля по разделу «Военно-подготовка» в ходе реализации ФГОС СПО по дисциплине «Физическая культура"

Междисциплинарные связи и формы контроля по разделу «Военно-подготовка» в ходе реализации ФГОС СПО по дисциплине «Физическая культура"...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА «Особенности обучения технике игры в баскетбол с использованием нетрадиционных форм двусторонней игры»

Баскетбол - универсальное средство физического воспитания, которое широко представлено в физическом воспитании, в учреждениях общего и профессионального образования....