Сборник задач «Великая Отечественная война в цифрах и задачах»
материал для подготовки к егэ (гиа, 9 класс)

Рябкова Ольга Викторовна

Сборник задач является приложением к одноимённой исследовательской работе. Содержит математический материал по темам 9 класса на основе фактов Великой Отечественной войны. Задания позволяют учащимся повторить темы по математикеи  истории к сдаче ГИА, расширяют кругозор учащихся, формируют у подростков патриотическое мировоззрение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сборник816.73 КБ

Предварительный просмотр:

Сборник задач «Великая Отечественная война в цифрах и задачах»

2024 год

Оглавление

  1. Начало Великой Отечественной  войны
  2. Битва за Москву
  3. Блокада Ленинграда
  4. Сталинградская битва
  5. Курская дуга
  6. Ртищево в годы Великой Отечественной войны
  7. Великая победа

Начало Великой Отечественной войны

  1. К началу войны общее количество вооруженных сил Германии составляло 8,5 млн. человек. На востоке против СССР было сконцентрировано 5,5 млн. человек. Советские войска насчитывали 5,2 млн. человек. В западных военных округах находилось 2,9 млн. человек. Кто имел превосходство в общем количестве и на сколько? Во сколько раз превосходили немецкие войска на востоке советские?

  1. Расположив числа в порядке возрастания, запишите соответствующие буквы и угадайте слово.

0,375

110,67

61,981

10,8

0,41

В

А

Н

Й

О

  1. Когда началась Великая Отечественная  война? Вы узнаете, решив уравнения:

х+140,2=162,2

х-0,7=5,3

1950,4-х=9,4

3. Состав германского вермахта включал 214 дивизий, из них 179 пехотных и кавалерийских, 35 дивизий и 7 бригад танковых моторизованных. На востоке против СССР были сконцентрированы 152 дивизии и 2 бригады. Кроме немецких военных соединений у границ Советского Союза сконцентрировались 29 дивизий и 16 бригад союзников Германии: Финляндии, Венгрии, Италии и Румынии. Сколько всего дивизий насчитывала германская коалиция? Сколько бригад? Каков процент дивизий, находящихся на востоке? На сколько больше германских дивизий, чем союзников?

4. Сколько дней и ночей длилась Великая Отечественная война? Вы узнаете ответив на вопросы:

а) выберите наибольшее число 

1) 871,3

2) 162,7

3) 234,27

б) выберите наименьшее число 

1)685,111

2) 1383,64

3) 394,5

в) выберите ни наименьшее, ни наибольшее 

1)56,66

2) 152,2

3) 798,38

г) сложите эти числа  и выберите ответ

1) 568; 2) 1418; 3) 1435, 34

5. перед вами таблица соотношения сил СССР и Германии на начало ВОВ.

        Германия

            СССР

Результат сравнения

Солдаты и офицеры

          5,5 млн.чел.

         2,9 млн.чел.

Танки

         3,5 тыс.

        1,5 тыс.

Самолеты

         5 тыс.

        1,5 тыс.

На сколько больше солдат и офицеров было в армии Германии, чем в СССР?

На сколько меньше танков было у России?

Сравните количество самолетов и сделайте вывод.

Битва за Москву

1. Наступление на московском направлении нацисты готовили как «генеральное», решающее. Соотношение сил и средств к 30 сентября 1941г.

Силы и средства

Советские войска

Вермахт

Соотношение

Личный состав(тыс.чел.)

1250

?

1:1,4

Орудия и минометы

7600

Более 14000

1:1,8

Танки

1000

1700

?

Самолеты

667

?

1:2

Заполнить пропуски в таблице.

2. Командование поручает важную задачу. Наши войска находятся в деревне Ивантеевка. В 6 часов утра начинается наступление войск. До этого времени вам надо доставить туда боеприпасы. До Ивантеевки 150 км. Успеете ли вы довезти боеприпасы к назначенному сроку, если максимальная скорость вашей машины 30 км\ч, а сейчас 12 часов ночи?

Особенно прославилась в боях под Москвой дивизия генерал-майора Ивана Панфилова. 16 ноября у разъезда Дубосеково на Волоколамском шоссе горстка бойцовпанфиловцев ценой своей жизни четыре часа отбивала танковые атаки. Немцы так и не смогли прорваться к Москве.

  1. Выполните задание и узнайте фамилию человека, сказавшего слова, которые стали впоследствии девизом всей обороны столицы: «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва!».

-4(5-2с)+3(с-4)=6(2-с)-5с

 (х-5)2-х2=3

6+(2-4х)+5=3(1-3х)

8у-3-(5-2у)=4,3

5х+6х(2-3х)=9х(5-2х)-36

 -3(2х+1)-(8х+5)=20

(4х-3)(3+4х)-2х(8х-1)=0

о

к

л

в

ч

-2

2

2,2

4,5

1,23

4. «Во время боѐв под Москвой, 7 ноября, в городе прошѐл парад на Красной площади. Всего в параде участвовало около 28,5 тыс. человек, 140 артиллерийских орудий,  танков – на 20 больше, и  машин – на 68 меньше, чем орудий и танков вместе. Узнайте, сколько участвовало в параде  танков и сколько машин».

На параде, как и в мирное время, были представлены пехота, конница, артиллерия, моряки, войска ПВО, прошли торжественным маршем курсанты военных училищ и рабочие батальоны. Парад был одновременно и проводами на фронт.

5.  В битве под Москвой участвовало примерно 2360 танков, причем советских танков было на 660 меньше, чем немецких. Сколько танков с каждой стороны участвовало в битве?

6. В битве под Москвой соотношение советских и фашистских самолетов было 1:2. Сколько советских самолетов и самолетов противника принимали участие в боях, если  всего было 1704 самолетов?

7. Славную страницу в истории битвы за Москву вписали наши лѐтчики.  Впервые в истории авиации ночной таран совершил при защите Москвы лѐтчик-истребитель. Его фамилию вы узнаете, выполнив задание:

12,4 - Маресьев Алексей Петрович

9,2 –Талалихин Виктор Васильевич

8,2 – Покрышкин Александр Иванович

В битве под Москвой успешно использовались артиллерийские установки, немцы называли их "пушками смерти". Народное название этих гвардейских минометов -реактивных установок залпового огня - "Катюша". Оружие было неточным, но очень эффективным при массированном применении. Немаловажен был и эмоциональный эффект: во время залпа все ракеты выпускались практически одновременно — за несколько секунд территорию в районе цели буквально перепахивали тяжелые реактивные снаряды. При этом оглушительный вой, которым сопровождался полѐт ракеты, сводил с ума солдат противника. Те, кто не погибал во время обстрела, часто уже не могли оказывать сопротивление, так как были контужены, оглушены, психологически подавлены. Мобильность установки позволяла быстро сменять позицию и избежать ответного удара.

8. Если вычислить значение  этого выражения : (10√4225 + 7√6400)*7, то мы узнаем дальность полѐта снаряда «Катюши».

Блокада Ленинграда

( 8 сентября 1941 года - 27 января 1944 года.)

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f5/RIAN_archive_907_Leningradians_queueing_up_for_water.jpg/220px-RIAN_archive_907_Leningradians_queueing_up_for_water.jpg

 Гитлер особое значение придавал взятию Ленинграда. Наступление на Ленинград началось 10 июля 1941 года. Немецко-фашистская армия в сентябре не смогла силой оружия взять город. Тогда Гитлер провозгласил новый план – взять Ленинград голодом, на голод он смотрел как на своего верного союзника по уничтожению населения. Недостаток пищи, наступившие холода, постоянное нервное напряжение изнуряли осажденных. Немецкая авиация уничтожила склады с продовольствием. Население Ленинграда начало голодать. Самой тяжелой оказалась зима 1941-1942 годов. Выдержать ее защитники Ленинграда смогли благодаря «Дороге жизни», проходящей по льду Ладожского озера. В январе 1943 года блокада Ленинграда была прорвана. В Ленинград начали поступать продовольствие, вооружение, сырье для промышленных предприятий. Но полностью снять блокаду удалось лишь в январе 1944 года.

Задачи:

  1. Наиболее трудный и трагический период в жизни Ленинграда в годы Великой Отечественной войны продолжался с 8 сентября 1941года по 27 января 1944 года, город был блокирован врагами. Сколько дней продолжалась блокада?
  2. На изготовление дневной нормы хлеба в блокадном Ленинграде требовалось 40 граммов соломы и столько же опилок, муки в 2 раза меньше чем опилок, а отрубей на 5 граммов больше, чем муки. Узнайте вес кусочка хлеба, который съедали за день жители блокадного Ленинграда.

  1. Из чего же состоял блокадный хлеб? Долгое время технологию изготовления хлеба скрывали, на документах пекарей стоял гриф «секретно». Муки не хватало, в хлеб добавляли мякину, отруби, целлюлозу.

Пищевая целлюлоза

10%

Хлопковый жмых

10%

Обойная пыль

10%

Вытряски из мешков

2%

Кукурузная мука

3%

Ржаная мука

73%

Вычислите, сколько граммов составляет каждый компонент хлеба. (Вес хлеба найдите в предыдущей задаче)

Ответ:

Пищевая целлюлоза-_____

Хлопковый жмых-____

Обойная пыль-____

Вытряски из мешков-_____

 Кукурузная мука-______

Ржаная мука-______

  1. В течение блокады в городе умерло около 1 млн человек, причем только 3% умерших погибли от бомбежек, остальные 97% погибли от голода. Вычислите на сколько  больше людей погибло от голода, чем от бомбѐжки? 22 ноября стала действовать ледовая трасса «Дорога жизни» на автотранспорте по Ладожскому озеру из Кобоны до Кокорева, далее до Ленинграда по железной дороге.

5.  В первую блокадную зиму автомобильная дорога работала 152дня (до 24 апреля). За это время было завезено в Ленинград 367тыс. тонн груза, в том числе 270 876 т продовольствия, эвакуировано 539400 человек. Как только озеро освободилось ото льда, эвакуация была продолжена водным путем. С мая по ноябрь 1942 года на судах было вывезено еще 448010 человек. Сколько всего человек было эвакуировано из блокадного Ленинграда по Дороге жизни?

Сталинградская битва

17 июля 1942 - 2 февраля 1943

        Сталинградская битва – решающее сражение Великой Отечественной войны, в котором советские войска одержали крупнейшую победу. Эта битва ознаменовала начало коренного перелома войны. Закончилось победное наступление немецко фашистских войск и началось их изгнание с территории Советского Союза.

Задачи:

  1. План предстоящего наступления советских войск под Сталинградом получил название «Уран». Он предусматривал окружение врага. Глубина операции намечалась в 120 км. На всю операцию отводилось 4 суток. Определить скорость продвижения советских войск (выразить ее в км/час).

  1. Сколько дней продолжалась Сталинградская битва, вы узнаете, решив уравнение 0,5х2-15х+100=0 и вычислив произведение его корней.

  1. В октябре и ноябре 1943 года в район Сталинграда было подано 74697 вагонов с личным составом и боевой техникой, причем в ноябре на 8225 вагонов больше, чем в октябре. Сколько вагонов было поставлено в район боевых действий за каждый месяц?
  2. К началу января 1943 года в  состав окруженной под Сталинградом немецкой группировки входили  танки, артиллерийские орудия и боевые самолеты, в отношении 6:82:2. Вычислить сколько было  танков, самолетов и артиллерийских орудий, если известно, что всего 4500 единиц  техники.

В Сталинградской битве сотни тысяч советских воинов проявили беспримерный героизм и высокое воинское мастерство.

5.Самые ожесточѐнные бои шли на Мамаевом кургане. Выполнив действия, вы узнаете величину главной высоты города: 318,46 + 24,38 – 240,84

Сегодня на Мамаевом кургане возведѐн памятник – ансамбль «Героям Сталинградской битвы». Центральная фигура композиции – скульптура «Родина – мать зовѐт!». Мамаев курган входит в число семи чудес России.

Курская битва

(5 июля — 23 августа 1943 года)

Курская битва также известна как битва на Курской дуге. По своим масштабам, задействованным силам и средствам, напряжённости, результатам и военнополитическим последствиям является одним из ключевых сражений Великой Отечественной войны. Самое крупное танковое сражение в истории, в нём участвовали около двух миллионов человек, шесть тысяч танков, четыре тысячи самолётов, сражение проложило «путь к великим советским наступательным действиям 1944-45 годов».

Задачи:

  1. Расстояние от города Курска до Прохоровки 110 км.  С какой скоростью надо ехать боевой машине для обороны от немецко-фашистских войск, чтобы преодолеть это расстояние за 2 ч? За какое время пройдет это расстояние пехота со скоростью 2,5 км/ч?

  1. Советские войска выдвинулись 3 августа из города Курска в город Богодухов.  В первый день они прошли четверть всего пути, во второй день- 80% пути, пройденного в первый день, а за третий день войска прошли остальные 154км. Сколько километров прошли советские войска в первый и во второй дни?

3. Выполнив это задание, вы узнаете число бойцов и офицеров, получивших звание Героев Советского Союза на Курской дуге. 3^2*2^4+6^2= 180

4.  Группировке войск противника к югу от курского выступа нанесено решительное поражение. Стратегическая операция продолжалась 21сутки. Пространственные параметры операции: глубина- 140 км, полоса наступления по фронту -300 км. Какова площадь боевого сражения?

5. По сводке 8 июля 1943 года в воздушном бою участвовали 759самолетов: разведывательные самолеты, бомбардировщики, истребители. Их отношение равно 30:126:97. Сколько самолетов каждого вида было задействовано в бою?

      

  1. Выполнив это задание, вы узнаете имена легендарных летчиков, принимавших участие в Курской битве.

а) х^3·х=

х^2·х^3·х^4=

х·х^5·х^4=

х^7:х^6=

х^12:х=

х^n:х^(n-5)=

х^0·х·х^3·х^4:х^8=

(х·х^5):(х^4:х)=

М

С

А

В

Р

Е

Ь

Е

X^4

X^11

X^9

X^3

X^10

X

X^5

1

б) 3,5*3m=

 -8a^2b^2*8 a^3b^5=

25a^4*(3a^3)^2=

 (-10c^4)*0,0001c^15=

(-2x^3)^2*(-0,25x^4)=

 (-x^2y^2)*(-xy^)2=

-0.6a^3b*(-2a^2b^3)^3=

Ж

У

Б

К

Д

Е

О

225a^10

- х^4у^4

4,8a^9 b^10

10,5m

- х^10

-0,001с^19

-64a^5b^7

  1. Одним из наиболее известных танков принимавших участие в Курской битве был танк Т-34.

Примерное значение боевой  массы  танка Т-34 (в тоннах) является  корнем  уравнения 0,4х – 12,36=0    и  на 26 т меньше массы немецкого танка «Тигр». Найдите массу  Т-34  и   массу  «Тигра».

  1. В Курской битве участвовало 6000 танков. Составьте уравнение корнем которого будет число 6000.

Победа

  1. мая 1945 года

9 мая 1945 года ликовали все жители Советского Союза. Голос Левитана, 4 года назад объявивший о начале войны, сообщил о ее триумфальном окончании. Страна праздновала завершение самой страшной и кровопролитной войны в своей истории, унесшей, по последним подсчетам, более 20 миллионов жизней.

Задача:

  1. Страшные цифры войны. используя найденные ответы, заполните пропуски в тексте».

А)______ дней длилась Великая Отечественная война. Было разрушено и сожжено Б     __ городов и поселков, свыше __В)__ тысяч сёл и деревень нашей Родины.

Было разрушено __Г)__ фабрик и заводов, __Д)__ тысячи школ, __Е)__ высших учебных заведения.

Около __Ж)__ миллионов жизней советских людей унесла война. Если за каждого погибшего во второй мировой войне объявить минуту молчания, мир молчал бы __З)__ лет.

А) Вычислите: 1019,08+398,92

Б). решите уравнение: х- 146, 3=1563,7

В). Решите уравнение: х+84,36=154,36   

Г). Чему равен корень уравнения:

2х-4000=60000       

Д). решите уравнение: х+51,73=135,73 

Е). вычислите: 191,56+142,44                                

Ж). Вычислите: 2,25+24,25                               

З). Чему равен корень уравнения: 3х+600=750   

Ртищево в годы ВОЙНЫ.

В годы ВОВ на фронт ушли более 15 тысяч ртищевцев. 9412 из них пали смертью храбрых на полях сражений.

Чем дальше в прошлое уходит война, тем больше мы хотим знать о своих земляках, знать, насколько это возможно, о каждом из них.

  1. Сколько человек из города Ртищево и сёл района удостоены высокого звания Героя Советского Союза?

Ответим на этот вопрос, выполнив задание.

8,9 +2,17

?

-3,05

?

+24,37

?

-20,2

?

+7,81

?

  1. зашифрованы фамилии героев -ртищевцев. Найдите значение выражений:
  1.  (16,5-8,9)+3,4                                  
  2. 5,6+4,7-7,9                                        
  3.  18,4-(7,3+4,19)                                
  4.  19-(5,81+6,7)                                  
  5.  9,63+5,7-9,3                                    
  6.  73,12-(5,34+13,12)                          

к

л

и

м

о

в

11

2,4

6,91

6,49

6,03

54,66

3.  Найдите значения выражения.

1) 4,2 – (0,98 + 1,75)
2) (2,5 + 7,3) – 5,4
3) 16,52 – (4,9 + 10,95)
4) (12,5 – 7,25) + 0,6
5) (6,7 + 2,8) – 8,03
6) 15,2 – (0,15 + 4,7)







т

р

ы

н

и

н

1,47

4,4

0,67

5,85

1,47

10,35

28 июня 1941 года постановлением Государственного Комитета Обороны СССР район Ртищева объявлялся прифронтовой зоной. Городские и районные власти обязывались принять экстренные и исчерпывающие меры к охране узла и к бесперебойному продвижению поездов с неизмеримо возросшим потоком грузов. На следующий день бюро райкома ВКП(б) утвердило мероприятия по защите от вражеской авиации железнодорожного узла и города.

По распоряжению Государственного Комитета Обороны в начале ноября 1941 года на территории Ртищевского района был сформирован 100 – й отдельный батальон воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС). Он выполнял ответственную задачу – обеспечивать охрану наших городов и сёл от вражеской авиации. 

В - воздушное                    

Н - наблюдение

О - оповещение

      С - связи 

8 апреля 1942 года – дата второго рождения 100-го батальона, как батальона практически женского.

4.Заполните пропуски. За участие в войне _____ девушек награждены орденами, ____ девушек – медалями.

 Расставьте запятые так, чтобы получилось верное равенство (не изменяя ответы в примерах):

     46+514 =56

   5478-128=535

  1. Сотый батальон прошёл героический путь от Ртищево до Львова.

Файл:Путь 100-го ОБ ВНОС.png

Сколько км прошел 100-й батальон от Ртищево до Львова мы узнаем выполнив следующее задание:                      

  1. Ртищево – Поворино – 194,6 км
  2. Поворино – Валуйки – 434 км
  3. Валуйки – Харьков – 174, 3 км
  4. Харьков – Полтава – 141,4 км
  5. Полтава – Фастов – 406 км
  6. Фастов – Киев – 73, 6 км
  7. Киев – Житомир – 137,8 км
  8. Житомир – Львов – 402,5 км

Материал об этом батальоне вы можете найти в музее боевой славы, находящемся в школе № 7 или на сайте школы.

  За 50 лет поисковой работы ученики нескольких поколений с руководителем и основателем музея Александрой Степановной Овчинниковой разослали тысячи писем по нашей стране и за рубеж.

  1. Сколько ветеранов 100-го отдельного батальона и 243-его артдивизиона найдено членами поисковой группы?

Решите уравнение: х- (270,83+46,9)=2,27

  1. В 1978 году состоялась первая встреча ветеранов батальона. Всего в Ртищево приехало около _______ человек.

Узнаете вы это решив уравнение:

Х-(87,21+16,23)=46,56


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Нумерация многозначных чисел.Великая Отечественная война в цифрах"

Цель: закрепление вычислительных навыков по теме «Нумерация многозначных чисел», воспитание патриотизма младших школьников.   Задачи: -закрепление навыков устного счета, решения задач,...

Великая Отечественная война в числах и задачах

Дидактический материал для учащихся 5-9 классов, итог проектной деятельности с учащимися 6 класса...

ПРОЕКТ «Великая Отечественная война в цифрах»

ПРОЕКТ «Великая Отечественная война в цифрах»разработан на основе материалов народного музея «Память». Его целью является пробудить  интерес к истории своей стр...

Конспект урока по математике «Великая Отечественная война в цифрах и фактах», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне для 5 класса с презентацией.

Урок подготовлен к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Конспект представленного урока является обобщающим уроком по пройденной теме «Сложение и вычитание десятичных дробей». ...

«ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА в числах и задачах» 70-летию Победы посвящается (Математическая игра)

Данная игра посвящена Великой Отечественной войне. Все этапы позволяют окунуться в историю того времени. О войне можно говорить много не только в день Победы 9 мая, но и в будние дни....