Выступление на педсовете "Развитие креативного мышления учащихся"
презентация к уроку

Костина Лилия Сергеевна

Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству  и готовой обслуживать современное производство. Поэтому школа, работающая на будущее, должна быть сориентирована на развитие творческих способностей личности. В.А. Сухомлинский писал: «Мы должны воспитывать так, чтобы ребёнок чувствовал себя искателем и открывателем знаний. Только при этом условии однообразная, напряжённая, утомительная работа окрашивается радостными чувствами и приносит маленьким людям переживания творца».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_kreativnogo_myshleniya.pptx964.88 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выступление на педсовете Развитие креативного мышления учащихся Подготовила Костина Лилия Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №56» г.Курска

Слайд 2

Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству и готовой обслуживать современное производство. Поэтому школа , работающая на будущее, должна быть сориентирована на развитие творческих способностей личности.

Слайд 3

Креативность – творческие способности, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления, и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.

Слайд 4

« Креативность — это просто создание связей между вещами. Когда творческих людей спрашивают, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что они не сделали ничего на самом деле, а просто заметили. Это становится им понятно со временем. Они смогли связать разные кусочки своего опыта и синтезировать что-то новое. Это происходит потому, что они пережили и увидели больше, чем другие, или потому, что они больше об этом размышляют .» Стив Джобс

Слайд 5

(творческое мышление) – это способность создавать множество идей, это возможность придумывать необычайно умные идеи и доводить их до совершенного вида креативность

Слайд 6

Под творческими ( креативными ) способностями учащихся понимают “…комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действия, направленные на созидание”. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству. Одним из компонентов креативности является способность личности . Креативные способности учащихся

Слайд 7

Пластично , так как творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно. Подвижно , т.е. для творческого мышления не составляет труда перейти от одного вида аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной точкой зрения. Оригинально, оно порождает неожиданные, непривычные решения. Отличительные черты творческого мышления

Слайд 8

Богатство мысли; Гибкость мысли; Оригинальность; Любознательность; Фантастичность; Умение видеть проблему; Беглость. Характеристика креативности

Слайд 9

Природные задатки и индивидуальные особенности; Влияние социальной среды; Зависимость креативности от характера и структуры деятельности. Факторы, определяющие проявление творческое мышления

Слайд 10

1.Отсутствие заданного образца. 2.Эмоциональные переживания по поводу художественного образца, создаваемого в процессе совместной деятельности. 3.Развитие межличностных отношений в классе. Принципы организации творческих уроков

Слайд 11

Замечать любые творческие проявления учеников. Создавать условия для развития творческих способностей. Учитель должен :

Слайд 13

Иллюстрация к прочитанному произведению; Участие в коллективном сочинительстве небольших сказок, историй, стихотворений; Разыгрывание небольших литературных произведений, участие в театрализованных играх; Чтение текста по ролям, рассказывание небольших сказок и историй от лица героев; Появление интереса к словесному творчеству, желания работать с детской книгой. задания Творческие

Слайд 14

План-схема, раздели и запиши или нарисуй; Участи е в сочинительстве загадок, потешек , небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений; «Дописывание», « досказывание », сочинительство четверостиший; Придумывание продолжения произведения, изменение начала и продолжения произведения. творческих заданий : Виды

Слайд 15

Умение составлять модельный, картинный, эскизно-модельный план, схемы «экологических отношений», сравнительные таблицы; Умение писать небольшие сочинения, изложения по текстам литературных произведений, сочинение сказок, загадок, потешек ; Умение писать отзывы, аннотации по книге, сопоставлять каталожную карточку; Умение воспроизводить сценические действия в играх-драматизациях, игровых диалогах, театральных играх; Сочинение собственных произведений, создание книжек-малышек с авторскими работами, умение работать с книгой и справочниками. заданий творческих Виды

Слайд 16

Цель: - приобретение навыков выхода за рамки привычных цепочек рассуждений; -развивать связную речь, воображение. Развитие ассоциативного мышления

Слайд 17

ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку, связывающую понятия « компьютерная мышь » и « солнце ». ПРИМЕР: Компьютерная мышь напоминает живую, мышей ловят в мышеловки, для этого туда кладут сыр, по своей форме сыр напоминает солнце.

Слайд 18

ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку, связывающую понятия « огонь » и « заяц ». ПРИМЕР: Огонь горит в камине, для этого необходимы дрова, которые берут в лесу, в лесу много животных, к примеру зайцев.

Слайд 19

Игры «Ассоциации» Ассоциации по смежности. Глаз Работа в группах Глаза – очки, ресницы, брови.

Слайд 20

Утро: восход солнца, роса, подъём . Болезнь: высокая температура, кашель, лекарство.

Слайд 21

Что бывает круглым? Мяч, шар, колесо, вишня, луна, солнце, яблоко… Что бывает глубоким? Канава, ров, овраг, колодец, река, ручей… Вызывающие такие же эмоции: радость . Праздник, каникулы, подарки, пятёрка…

Слайд 22

Выбрать объект На что похож объект? Какой?(2-3 сравнения) Что такое же? Что делает? Кто делает так же? Чем отличается? Вставить слова «Как», « но не», «а не» Прочитать загадку Алгоритм составления загадок

Слайд 23

репейник Как Но не Колючий,как ёж, Лохматый, как собака, Приставучий, но не смола. еж собака смола колючий лохматый приставучий

Слайд 24

НО НЕ тает Светит капает лампа снег дождь Светит, но не лампа, Тает, но не снег, Капает, но не дождь. свеча

Слайд 25

арбуз Как Но не Круглый, как мяч, Сочный, как апельсин, Зелёный, но не трава. мяч апельсин трава круглый сочный зелёный

Слайд 26

НО НЕ бежит течёт стоит на месте вода человек столб Течёт, но не вода, Бежит, но не человек, Стоит на месте, но не столб. время

Слайд 27

Метафора - это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов.

Слайд 28

1. Выбрать объект 2.Что делает? 3. На что похож?( выбрать другой объект, совершающий такое же действие) 4. Где? (назвать место, где обычно находится первый объект или происходит действие) 5. Пункт 4 (Прилагательное) + Пункт 3 (существительное)= метафора 1. холодильник 2.морозит 3.айсберг 4.в доме 5.холодильник- домашний айсберг Метафора

Слайд 29

Люстра 1. Освещает 2. Солнце 3. В доме 4. Люстра – домашнее солнце. Вентилятор 1. Освежае , дует 2. Ветер 3. В доме 4. Вентилятор – домашний ветер.

Слайд 30

Дождь Льёт 2. Слёзы. 3. Небо. Дождь – небесные слёзы. Будильник 1. Будит. 2. Петух. 3. На столе. 4. Будильник – настольный петух.

Слайд 31

Цель: -Учить видеть хорошие и плохие качества предмета, полезные и вредные явления, их взаимосвязь; -Развивать связную речь, воображение. Понятие « Противоречие »

Слайд 32

Постоянно открывать перед детьми «тайну двойного» во всем: в каждом предмете, каждом веществе, явлении, событии, факте. «Тайна двойного» - это наличие противоречия в объекте, когда что-то полезно, а что-то вредно. Здесь используются такие игры, как: «Суд», «Спор», «Сумей в плохом найти хорошее», и т.д.

Слайд 33

Игра « Учитель-ученик ». Учащиеся заранее готовят друг для друга примеры для отработки приемов устного счета, задания и вопросы теоретического характера при отработке названий компонентов математических действий, их взаимосвязей. «Лови ошибку! » Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, особенно в младших классах, им можно даже подсказать “опасные места” интонацией или жестом. Научите школьников мгновенно реагировать на ошибки.

Слайд 34

Заключение Элементы этих приемов можно использовать на уроках литературы, русского языка, математики и т.п. Такой подход к обучению повышает интерес ученика, формирует творческие способности, уверенность в себе.

Слайд 35

«Мы должны воспитывать так, чтобы ребёнок чувствовал себя искателем и открывателем знаний. Только при этом условии однообразная, напряжённая, утомительная работа окрашивается радостными чувствами и приносит маленьким людям переживания творца». В.А. Сухомлинский.

Слайд 36

Спасибо за внимание! Успехов в работе!

Слайд 37

- Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.-с.80-81. - Сидoрчук Т.А. Фoрмирoвaниe крeaтивнoсти личнoсти нa нaчaльнoм этaпe ee стaнoвлeния нa oснoвe систeмы твoрчeских зaдaний: Дис. … кaнд. пeд. нaук. - М., 1998. - 150 с.

Слайд 38

- Пeдaгoгикa: Учeб. пoсoбиe для студ. пeд. вузoв и пeд. кoллeджeй / Пoд рeд. П.И. Пидкaсистoгo. - М.: Пeд. o-вo Рoссии, 2000. - 640 с. - Слoвaрь-спрaвoчник пeдaгoгичeских иннoвaций в oбрaзoвaтeльнoм прoцeссe / Сoст. Л.В. Трубaйчук. - М.: Изд. дoм "Вoстoк", 2001. - 81 с.

Слайд 39

Использованы материалы сайтов: www.trizminsk.org/e/prs/23201602.htm www.sad4.trg.ru/p38aa1.html http://www.trizminsk.org/e/prs/23201602.htm http : //www.trizway.com/art/primary/196.html www.trizminsk.org/e/23105.htm www.trisland.ru http : summerscamp.ru/index.php5/ www.altshuller.ru http : //www.trizland.ru/trizba.php ? id=1 http://www.natm.ru/triz


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тезисы «ВОЗМОЖНОСТИ УРОКА ГЕОГРАФИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ»

В тезисах отражается  мысль, как  формировать креативное мышление у учащихся на уроках географии....

Развитие креативного мышления учащихся в сфере экологии на уроках технологии и биологии и во внеурочное время с целью максимальной реализации их индивидуальных творческих способностей

Использование различных форм обучения для формирования у обучающихся определенных знаний, умений и навыков к развитию творческих способностей в области экологии....

публикация 17.12.2018 г. мастер класс по теме«Развитие креативного мышления у учащихся 5 класса через использование метода проблемного обучения на уроках технологии»

мастер класс по технологии по теме:«Развитие креативного мышления у учащихся 5 класса через использование метода проблемного обучения на уроках технологии»...

Развитие творческих способностей и креативного мышления учащихся в результате использования инновационных технологий

Обучение русскому языку и литературе по инновационным технологиям это организация учебного процесса по-новому, ориентированная на стремление учащихся к активной коммуникативной деятельности, к диалогу...

Методическая разработка Формирование креативного мышления учащихся на уроках информатики.

Формирование креативного мышления  учащихся на уроках информатики. Креативность — это изобретение, экспериментирование, рост, принятие рисков, нарушение правил, совершение ошибок ...

Креативное мышление учащихся на уроках русского языка и литературы

В докладе представлены задания на развитие у учащихся креативного мышления на уроках русского языка и литературы...

Развитие креативного мышления учащихся на уроках английского языка

Методы развития креативного мышления учащихся на уроках английского языка....