Мастер-класс "Общение-образ или образ-общение?"
план-конспект урока (мировая художественная культура, 11 класс) на тему

Белякова Людмила Михайловна

Как организовать диалог на уроке? И даже полилог? А может быть, и декалог? Это возможно, если урок проводить, во-первых, в режиме мастер-класса (динамично, образно, интонационно выстроено), во-вторых, использовать нетрадиционные подходы (например, герменевтический), в-третьих, при отборе учебного материала ориентироваться на триаду: интересно, ново, трудно.

Именно таким пастулатам отвечает представленный мастер-класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_po_sovremennomu_iskusstvu.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс в рамках конкурса «Учитель года России-2008»

«Самое главное в общении – это то, что не было сказано» (Питер Дранер)

Словарь урока:

Аллегория – иносказание, изображение идеи посредством образа; имеет однозначный смысл.

Метафора – перенесение свойств одного предмета на другой («говор волн»).

Символ – характеристика художественного образа с точки зрения его идеи. Отличается неисчерпаемой многозначностью.

Яблоко в произведениях искусства:

И к царевне наливное,

                                                           Молодое, золотое,

Прямо яблочко летит...

В руки яблочко взяла,

      К алым губкам поднесла,

 Потихоньку прокусила

 И кусочек проглотила.

А.С. Пушкин «сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

 

Яблоко раздора в мифологии. Афина, оскорблённая тем, что Парис присудил золотое яблоко не ей, а Афродите, поддержала греков в Троянской войне. Она направила копьё Диомеда, и тот ранил бога войны Ареса.

                                 Греческий миф о яблоке раздора между Афродитой и Афиной.

Адам и Ева вкусили запретный плод (яблоко), познали Добро и Зло.

1. Завязка-интрига мастер-класса.

     Учитель демонстрирует яблоко и просит учеников ответить на один вопрос: «Какое оно?» (крупное, красное, крепкое, большое, привлекательное, красивое, сочное). А почему вы решили, что оно сочное? Для этого нам необходимо попробовать его на вкус, т.е. проникнуть в содержание. Этот пример служит метафорой художественного образа, который, как и это яблоко имеет форму и содержание, явное (форма) и скрытое (содержание). Проникнуть в суть образа – значит открыть авторский замысел, значит постичь то, что закодировано, зашифровано автором. Любой художник надеется на встречу с грамотным зрителем, надеется на такое общение, где сквозь культурный текст будет прочитан и подтекст.

     И тема нашего разговора сегодня нашла отражение в точном высказывании американского философа Питера Дранера «Самое главное в общении – это то, что не было сказано».

     А предметом общения станет картина (конечно, мы имеет дело с репродукцией, но условно будем называть в ходе диалога «картина») бельгийского художника прошлого столетия (его последняя картина была написана в 1967 году) Рене Магритта.

2. Демонстрируется на экран и на бумажном носителе репродукция картины «Это не яблоко», но название для учеников закрыто.

3. Диалог:

- Скажите, пожалуйста, она напоминает вам реальное яблоко, то, которое мы характеризовали в начале общения?

- К какому жанру вы отнесёте это произведение?

- Опишите яблоко на картине художника.

- Подберите, пожалуйста, названия к этому холсту (кстати, картина написана маслом на холсте).

- Художник говорил: «Моя живопись ничего не скрывает. (Вы согласны, что картина понятна зрителю?). Она вызывает ощущение волшебства, и, конечно, когда человек видит одну из моих картин, он задаётся вопросом: «Что это значит?».

Что это значит? Что значит яблоко в этом произведении? – нам задал вопрос художник. Предлагаю ответить на него письменно. Очень кратко, одним предложением сформулировать ответ.

(учащиеся в течение 1 мин. записывают ответ на вопрос).

4. Систематизация отзывов (учитель выносит на доску).

5. Кульминация-интрига.

 Учитель:

      Чтобы продолжить наше общение, нам необходимо вернуться к произведению, а вернее к его названию. Внимание на экран. Итак, прочитаем хором. Картина называется «Это не яблоко», т.е. картина имеет название, что не сказано. Перед нами обманчивое видимое.

Удивительная способность мастера: не двигаясь с места, не меняя пространства, времени, перенести нас в иной мир.

        Какой же мир открывает нам Рене Магритт?.

6. Продолжение диалога.

      Опираясь на ваши первичные ассоциации, перед нами предстаёт художник-мыслитель, художник-эстет, художник-человек.

      Какова философская концепция художника? Определите, опираясь на высказывание мастера: «Мы живём не здесь, наша жизнь там, наверху. Поднимите глаза: посмотрите, что вы такое, что вы делаете?». Яблоко – символ  мысли, чистых помыслов.

      Что есть красота (внутренняя составляющая природы человека).  «Искусство всегда тайна», - неоднократно произносил Рене Магритт. Для художника Рене красота – это тайна, как он считал вечная тема в искусстве. «Без тайны ни мир, ни идея невозможны», - утверждал он. И яблоко – это символ иного измерения, это «взломанная дверь» в мир, таящий множество загадок. Картина смотрится как некая эмблема сложного мира.

    Какие нравственные ценности утверждает художник?

     Он стеснён и неловок перед вещами, которые видит, поэтому передавая точную похожесть, он восстанавливает нарушенный порядок, гармонию в жизни, где важны не названия, а сущность.

     7. Наше общение завершается, и я предлагаю открыть тайну ещё одного произведения. (Демонстрируется картина «Это не трубка» и учитель просит дать название произведению).