"Библия как источник знаний и вдохновения"
план-конспект урока мхк (7 класс) по теме

Пучкова Мария Владимировна

Общественный смотр знаний по разделу "Библия. Новый Завет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novyy_zavet.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Гимназия №19» г.о. Саранск Республики Мордовия

Урок мировой художественной культуры

в 6-м классе

"Библия как источник знаний и вдохновения.

Новый завет"

                                                       Разработала: Пучкова М.В.,

                                                                              учитель МХК

2012

Урок МХК в 6-м классе "Библия как источник знаний и вдохновения. Новый завет"

Цель урока:

  1. расширить представления учащихся о Библии как о религиозном, историческом, нравственном и эстетическом источнике;
  2. закрепить знания  библейских традиций в литературе, музыке, живописи, отзвуков библейских историй в русской фразеологии

Оформление урока:

  1. в качестве сопровождения используется компьютерная программа "Презентация"
  2. музыка: " Не отвержи  меня во старости " М. Березовского

Ход урока

Вступительное слово учителя о Библии.

Опрос учащихся по теме

  1. Цифровой ряд
  2. Библейские герои
  3. Фразеологизмы
  4. Заповеди Божьи
  5. История одного шедевра
  6. Библия и музыка.
  7. Библия в нашей жизни.

Подведение итогов урока.

"Есть Книга в которой каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из которой нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы наизусть, которое не было бы уже пословицей народов... " (А.С. ПУШКИН)

Как называется эта книга?

Уважаемые гости, ребята, я рада Вас приветствовать на смотре знаний. Первое полугодие мы посвятили изучению Библии, и сегодня мы собрались, что бы оценить ваши знания. Класс разделился на 5 групп, каждой будут предоставлены пакеты с равнозначными заданиями. Оценивать результаты будут эксперты: представители педагогического коллектива, родители и ученики (по экспертным листам). Итак, начнем…

Эпиграфом к уроку нам послужат строки от Матфея.

Просите, и дано будет вам,
Ищите, и найдете,
Стучите, и отворят вам;
Ибо всякий просящий получает,
И ищущий находит,
И стучащему отворят.
Евангелие от Матфея, 7.7 – 8

Во время групповой работы звучат песни Юлии Березовой. О своем творчестве Юлия говорит как о Божьем деле: «Я - композитор и исполнитель Юлия Берёзова, благодарная Богу за свободный дар сотворчества с Ним для человека и для Него!!! Песни про Небо теперь для меня как Воздух»

Библия - это Книга Книг, которая вобрала в себя веками накопленный опыт человечества во всех областях жизни. С древних времён люди искусства обращаются к ней в поисках новых сюжетов, многие страницы её вечно будут пленять людей силой вдохновения, яркостью образов, глубиной мысли. Для миллионов людей эта книга является настольной, к ней они обращаются в поисках ответов на сложные жизненные вопросы, в ней они черпают силы и веру.

  1. Цифровой ряд

У каждой группы в первом задании указано число. Ваша задача аргументировано доказать:  как оно связано с Библией?

1 группа «1» – Библия – самая популярная книга на Земле, т.е. условно ее можно назвать книгой №1.

2 группа «286»- Библия переведена на 286 языков мира.

Работы по переводу Библии на мордовский язык начались около 20 лет назад по благословению Патриарха всея Руси Алексия II. Отдельными брошюрами Новый Завет и Псалтырь в мордовском переводе уже выпускались.

 3 группа «2» – Библия делится на две части. Ветхий Завет (жизнь еврейского народа до рождения Христа) и Новый Завет (рождение, жизнь и смерть Иисуса Христа, деяния его учеников).

4 группа «77» - 77 библейских книг были написаны в течение целой тысячи лет людьми разных поколений.

5 группа «27» - 27 книг содержит Новый Завет. Эта часть Библии рассказывает о земной жизни Иисуса.

  1. Библейские герои

Имена многих библейских героев нам хорошо знакомы. Назовите их, дайте краткую характеристику, а помогут вам в этом произведения искусства.

1группа – Мария. (Микеланджело. Пьета) Мать Иисуса Христа, одна из самых почитаемых фигур. В православии, католицизме почитается как Богородица.

2 группа – Иосиф. (Рафаэль. Обручение Марии, фрагмент) Обрученный муж пресвятой Девы Марии. Он по прямой линии происходил из рода царя Давида, жил в бедности и, проживая в Назарете, занимался плотничеством. О жизни его, кроме обстоятельств рождения Христа,

 3 группа – Иоан Креститель (Караваджо. Иоанн Креститель) Предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии, жил в пустыне аскетом, затем проповедовал крещение покаяния для иудеев, крестил в водах Иордана Иисуса Христа, затем был обезглавлен из-за козней иудейской царевны Иродиады и её дочери Саломеи.

4 группа - Ирод. (Джотто. Избиение младенцев) Иудейский царь. Не желая делиться с властью ни с кем, повелел воинам убить младенцев в возрасте до 2-х лет. Погибло 14 тысяч детей.

5 группа – Иисус. (А.Дюрер. Двенадцатилетний Иисус в храме). Центральная личность в христианстве, которое рассматривает его как Мессию, предсказанного в Ветхом Завете.

  1. Фразеологизмы

Библия - кладезь человеческой мудрости. Многие строки, выражения из нее стали фразеологизмами. Что такое фразеологизмы? (Фразеологизм – устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной лексемы (словарной единицы).

Объясните их значение.

1 группа  - Не хлебом единым. "Не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа" (Втор. 8,3). Цитируется Иисусом Христом во время Его сорокадневного поста в пустыне в ответ на искушение сатаны (Матф. 4,4; Лук. 4,4). Употребляется по отношению к пище духовной.

2 группа –  Время разбрасывать камни, время собирать камни (всему свое время). "Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться и время умирать; ... время разбрасывать камни, и время собирать камни; ... время войне, и время миру" (Еккл. 3,1-8). Вторая часть выражения (время собирать камни) употребляется в значении: время созидания.

3 группа -  Выпить чашу до дна (претерпеть испытание до конца). "Воспряни, воспряни, восстань, Иерусалим, ты, который из руки Господа выпил чашу ярости Его, выпил до дна чашу опьянения, осушил" (Ис. 51,17).

4 группа –  Голгофа ― место, где был распят Христос. "И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его" (Иоан. 19, 17-18). Употребляется как символ страдания. В этом же значении применяется выражение "крестный путь" ― путь Христа на Голгофу.

5 группа - Избиение младенцев (расправа над беззащитными). Когда царю Ироду стало известно, что в Вифлиеме родился Христос, он велел убить всех младенцев возрастом до 2-х лет (Матф. 2,16). Сын Ирода, Ирод Антипа, также был жестоким человеком ― по его приказу был обезглавлен Иоанн Креститель. Имя "Ирод", как символ жестокости, стало нарицательным, также как и другие библейские имена: "Голиаф" ― великан, "Иуда" ― предатель, "Каин" ― братоубийца.

4.Заповеди Божьи

Библия – это прежде всего религиозное произведение В ней записаны законы человеческого общения, они были записаны Моисеем на двух скрижалях, и известны, как десять заповедей - во всем мире. Христос внушает верующим избегать нарушения заповедей не только делом, но в самих мыслях и желаниях, требуя от них чистоты сердца.

Перед вами текст, назовите две пропущенные заповеди.

1 группа - Бог для всех один.

Не поклоняйся идолам.

2 группа - Не произноси имя Бога всуе.

Шесть дней работай, один отдыхай.

3 группа - Люби отца и мать своих.

Не убивай.

4 группа - Не прелюбодействуй.

Не кради.

5 группа - Не доноси и не лги.

Не завидуй.

5.История одного шедевра.

Ни одна из книг, когда-либо написанных человеком, не порождала такого непреходящего интереса к себе, как Библия. Для многих миллионов людей она была и остается настольной книгой, для других - это еще и источник вдохновения. Библейские сюжеты вдохновляли на создание великих полотен Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта, Рубенса. Русские художники – не исключение. Они прикасались к темам об Иисусе Христе издавна, хотя и позднее, чем многие другие народы христианского мира.

Мы проводили с вами заочную экскурсию по Эрмитажу и Третьяковкой галерее. Постарайтесь вспомнить библейские сюжеты, по которым написаны эти полотна.

  1. Ф.Сурбаран. Отрочество Марии. 1600 г
  2. Леонардо да Винчи. Благовещение. 1475 г.
  3. А.А. Иванов. Явление Христа народу. 1837-1857гг
  4. И.Н. Крамской. Христос в пустыне.1872 г.
  5. И.Е. Репин. Воскрешение дочери Иаира.1871 г.

Мы живем в Республике Мордовия, в республике, где чтят традиции предков, гордятся талантливыми художниками, скульпторами. Назовите авторов предложенных произведений.

С. Эрьзя «Моисей». Скульптор выполнил фигуру библейского пророка из тысячелетнего дерева в Аргентине. «Ну что, горько тебе? Мне тоже не легко» Ничего не поделаешь, видно доля наша такая – наставлять на путь истинный неразумных людей», - говорил со скульптурой мастер. И когда один из миллионеров захотел купить его, автор ответил:» Я бездетный человек. Мои работы – мои дети. А «Моисей» - любимый ребенок. Не продам, повезу на родину…»

Иван Кузьмич Макаров «Нагорная проповедь». Картина относится к религиозно-мифологическому жанру, но решена как сцена из реальной жизни. Однажды благодаря своей силе Александр III спас жизнь своим детям и жене. Специальный поезд, построенный для передвижения царя,  потерпел крушение - вагоны сошли с рельсов. Люди оказались под обломками, а тяжелая крыша вагона медленно оседала на них, грозя заживо похоронить. Александр смог удержать крышу  на своих плечах, пока люди не выбрались на  свободу. Затем подоспела помощь и царю.

6. Библия и музыка.

Очень много музыкальных произведений композиторов посвящено библейским сюжетам.  

Сейчас вы услышите интерпретацию псалмов Давида, которую предложил русский  композитор М.С. Березовский. Как вы думаете, почему его концерт «Не отвержи меня во старости» стал вершиной творческих исканий композитора? Какое впечатление он производит на вас?

Он современен в буквальном смысле этого слова, хотя бы по силе эмоционального воздействия. Я не встречал еще человека, даже считающего себя некомпетентным в области музыки или не обладающего слухом, который бы с первых же тактов не испытал потрясения от соприкосновения с этим поистине великим творением. Предельно скупыми средствами композитор создает музыкальное произведение, раскрывающее неисчерпаемое богатство эмоций человека, прожившего жизнь и познавшего всю глубину горестей и разочарований. Выраженная в начальных словах псалма мольба так и остается в словах, но не в музыке. Это скорее мужественное размышление с заглушённой болью, чем жалобы или мольба. Главная тема-образ произносится полураспевом-полуговором, глуховато и тяжело, как высказывается мысль потаенная и тревожная, боящаяся прозвучать вслух. Медленно и будто нехотя возникнув из глубин басов, она поднимается. И лишь простершись над всем регистровым полем, провозглашается в мощном звучании всей хоровой массы, словно пронизывая холодом обреченности.  «Да постыдятся и исчезнут оклеветающии душу мою». Его напористая токкатная инструментальная тема, кстати, выросшая из первоначальной темы концерта, остается в слуховой и эмоциональной памяти как образ или символ несломленного человеческого достоинства.

7. Значение Библии.

Роль Библии как источника знаний в различных областях культуры, литературы и искусства неоспорима: «Можно ли жить без веры?» (Дома каждый ученик должен письменно сделать вывод о значении Библии для себя самого.)

Для миллионов людей эта книга является настольной, к ней они обращаются в поисках ответов на сложные жизненные вопросы, в ней они черпают силы и веру.

Этот союз нужен людям для того, чтобы с уверенностью встречать невзгоды и испытания. Даже если человеку было очень тяжело, он вспоминает о том, что Бог – его союзник, и не сходит с пути добра.

Подведение итогов. Эксперты дают оценку деятельности учеников на уроке, представитель каждой группы афиширует оценки каждого ученика.

Верующие убеждены, что ценности люди получают от Бога. Бог дает людям нравственный закон – знание о правильной жизни, о том, как избежать зла, страха и болезней и даже смерти, не причинять вред другим, жить в любви, гармонии и согласии с людьми и окружающим миром. Христос воздействовал удивительным образом на жизнь человека. Не будет преувеличением сказать, что все армии, когда-либо маршировавшие; все суда, когда-либо плававшие, и самолеты, когда-либо летавшие; все парламенты, когда-либо заседавшие, и все короли, когда-либо правившие, — все это вместе взятое не оказало на человечество такого воздействия, как эта единственная ЖИЗНЬ.

  1. Библия и современное искусство.

Мы говорили с вами о произведениях искусства, созданных в давно минувшие столетия. Живопись, скульптура, архитектура, музыка…как вы думаете, какие виды искусства в современном мире вновь обращаются к  мифологическим темам? ТВ, кино…

Вашему вниманию я предлагаю видеоролик «Интервью с Богом».

Заключительное слово учителя. Я надеюсь, ребята, что вы станете сверять свои помыслы и поступки с нормами христианской морали, а знания и материал, полученные вами на уроках МХК, помогут вам стать разносторонне развитыми личностями.

Литература

  1. Варданян Р.В. Мировая художественная культура: Архитектура. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 400 с.
  2. Саранск – стлица Мордовии: рассказы о столице нашей респ. для ребят./Морд.гос.ун-т им. Н.П. Огарева. Саранск, 2008. – 48с.
  3. Русская культура/ Волков А.Д., Голдовский Б.П., Дмитриев Ю.АВ. и др. – М.: «Энцик-лопедия», 2007. – 320 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока истории "Былины- источник знаний о Киевской Руси"

урок в 7 классе коррекционной школы 8 вида на тему: 2Былины- источник знаний о Киевской Руси"....

Грамота за участие в проекте "Источник знаний" на интернет-портале "Про школу.ру"

Грамота за участие в проекте "Источник знаний" на интернет-портале "Про школу.ру"...

Источники знания о прошлом (Что такое исторические источники)

Технологическая карта урока истории в 5 классе...

Источники красоты и вдохновения

Урок – мастерская творческого письма ...