Урок по МХК "Золотое руно"
методическая разработка по мхк (7 класс) по теме

Резник Снежана Романовна

Творческий урок  по МХК "Золотое руно". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_mhk.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

           Тема урока « В поисках золотого руна».

Цели: развивающая: развитие устной речи семиклассников

                 

Задачи: познакомить с именами древнегреческих  богов; рассказать о           происхождении крылатых выражений

Ход урока:

  1. Слово учителя.

                                                   Слайд №1     зачитать

                                 

                                        Как часто я тоскущей душою

                                         Безумно рвусь  в  твой чудный

                                                                       древний мир

                                       Святая Греция

Действительно « чудный древний мир»  Эллады  привлекал внимание и восхищенные взоры человечества на протяжении многих веков.

Начиная с эпохи Возрождения многие художники и скульпторы стали черпать сюжеты для своих произведений именно из сказаний и мифов древних греков.

Основной предпосылкой своеобразной мифологической « логики»  являлось то, что первобытный человек не мог объяснить появление жизни на земле, назвать причины, призывающие стихийные природные явления, перед  которыми он бессилен. Следствием этого и явилась персонификация.

Само создание мифов было первым шагом человека к творчеству и познанию самого себя.

Часто мифы называют просто сказками, небылицами, но это неверно.

В жизни древних народов мифы играли очень важную роль. При их помощи воспитывали подрастающее поколение, пытались объяснить такие природные явления, как грозу, землетрясение, движение небесных светил.

Мифы отвечали на вопрос о том, как зародился мир, и на другой – самый главный вопрос: для чего человек живет на белом свете?

Эллины населили своими богами горы и долины, леса и ручьи. Во многом они уподобили богов себе: придав им человеческий облик, наделили чертами человеческих характеров.

Сейчас мы с вами вспомним, какой бог чем повелевал. Но для начала,  я попрошу выйти по 2 представителя от команды.

                                     

                                  ( выходят)

 Ваша задача собрать это изображение и дать ответ кого вы увидели на картинке.

              ( на доске появляются имена греческих богов  и богинь)

                      Арес

Сын Зевса и Геры, бог войны и убийств. Римляне называли его Марсом.

                    Афина

Дочь Зевса, богиня мудрости

Покровительница Эллады

                   Афродита

 Прекраснейшая из богинь, воплощение идеальной женской красоты.

                   Посейдон

Бог морей и океанов

                   Деонис  

Бог виноделия

                   Аполлон

   

Бог красоты, покровитель муз

                   Гермес

Бог огня  и  кузнечного дела

                   Гефест

Бог торговли и предпринимательства

- Молодцы!

А сейчас я расскажу вам об одном боге. Он родился на Олимпе, весь был покрыт шерстью, на голове у него были рожки, ноги у него были козлиные, а лицо украшала козлиная бородка. Все над ним смеялись и он ушел жить в лес, стал богом лесов, полей. Считалось, что он имеет способность наводить внезапный необъяснимый и очень сильный страх.  Такой страх называется панический или паника! Вы догадались о каком боге я вам рассказывала?

                  (ПАН) - показ

Слово « панический» действительно прошло от имени древнегреческого бога, и значение этой фразы напрямую связано со способностью бога наводить ужас на заблудившихся в его владениях путниках.

                         

                 Удалось нашим представителям собрать изображение?

                                       ( дети рассказывают, что у них получилось.)

 Древние греки  - деятельный и энергичный народ – не боялись познавать реальный мир, хотя он и был населен враждебными человеку существами. Но безграничная жажда познания  этого мира пересилила страх перед неизвестной опасностью. Стремление познать мир во всех его проявлениях вызвали  к жизни приключения Одиссея, Ясона.

Древние греки придумали героев – особых людей, которые обладали   невиданными качествами, совершали подвиги и уподоблялись богам.

                  ( Каких героев вы знаете?)

                                         Ответы детей. ( Ясон, Одиссей, Тесей, Ахиллес и т д.)

Сейчас мы проведем игру « Так, не так». С ее помощью мы вспомним известные фразы и выражения из древних мифов, которые употребляются до сих пор.

                 Я буду называть крылатые фразы и выражения с пояснениями к ним – правильными и неправильными. Прослушав каждый такой текст, вы должны поднять таблички « так»  если согласны, « не так» - если объяснение не верно.

                            Игра « ТАК.  НЕ ТАК»

          «Авгиевые  конюшни»

ТАК

Выражение « авгиевые конюшни» применяются для обозначения очень грязного помещения, а также сильной запущенности, засоренности, беспорядка в делах, требующих больших усилий для их устранения.

Не так

Очень большое трудоемкое задание, которое не хочется выполнять.

Происхождение:

 В греческой мифологии Авгиевые конюшни – обширные конюшни Авгия, которые на протяжении многих лет не убирались. Очищены они были в один день героем Гераклом: он направил через конюшни реку. Воды которой и унесли весь навоз.

                    « Нить Ариадны»

ТАК

Путеводная нить, руководящая мысль, способ, помогающий выйти из затруднительного положения, решить трудный вопрос.

 

Не так

Плохой совет, который может привести к неудаче.

Происхождение

Выражение связано с историей афинского героя Тесея, убившего Минотавра, чудовищного полубыка – получеловека. Афиняне обязаны были по требованию критского царя Миноса каждый год отправлять на Крит семь юношей и семь девушек на  съедение Минотавру, обитавшему в  построенном для него лабиринте, из которого никто не мог выйти. Совершить опасный подвиг Тесею помогла полюбившая его дочь  критского царя Ариадна. Тайно от отца она дала ему острый меч и клубок ниток. Когда Тесея и обреченных на растерзание юношей и девушек отвели в лабиринт, Тесей привязал у входа конец нитки и пошел по запутанным переходам,

постепенно разматывая клубок. Убив Минотавра, Тесей по нитке нашел обратный путь из лабиринта и вывел оттуда всех обреченных.

                      « Ахиллесова пята»

Так

Ахиллесовой пятой называют уязвимое место в характере  человека.

Не так

Самое защищенное место.

Происхождение:

 В греческой мифологии Ахиллес – один из самых сильных и храбрых героев. Миф сообщает, что мать Ахиллеса, морская богиня Фетида, чтобы сделать тело сына неуязвимым, окунула его в священную реку Стикс; при этом она держала его за пятку, которой не коснулась вода, поэтому пятка осталась единственным уязвимым местом Ахиллеса, куда он и был смертельно ранен стрелой Париса.

                 « Золотое руно»

ТАК

Золотым руном называют золото, богатство, которым стремятся завладеть, заветную мечту.

Не так

Богатство, над которым « дрожат», боятся его потерять.

Происхождение:

В древнегреческих мифах рассказывается, что герой Ясон отправился в Колхиду ( восточное побережье Черного моря) добывать золотое руно ( золотую шерсть барана 0, которое охраняли дракон и быки, извергавшие из пасти пламя. С помощью волшебницы Медеи Ясон, преодолев все препятствия, благополучно завладел золотым руном.

                « Прометеев огонь»

Так

Священный огонь, горящий в душе человека, неугосимое стремление к достижению высоких целей.

Не так

 Огонь, который очень быстро пожирает все вокруг.

Происхождение:

Прометей в греческой мифологии – один из титанов; он похитил с неба огонь и научил людей пользоваться им, чем подорвал веру в могущество богов.  За это разгневанный Зевс повелел Гефесту ( богу огня и кузнечного искусства)

 Приковать Прометея к скале; ежедневно прилетавший орел терзал печень прикованного титана.

                      « Ящик Пандоры»        

Так

Источник несчастий и  великих бедствий.

Не так

Нечто загадочное, что  может нести в себе как удачу, так и неисчислимые бедствия.

Происхождение:

Некогда люди жили, не зная никаких несчастий, болезней и старости. Так продолжалось, пока Прометей не похитил у богов огонь; за это разгневанный Зевс прислал на землю красивую женщину – Пандору; она получила от Зевса ларец, в котором были заперты все человеческие несчастья, Пандора  из любопытства открыла этот ящик, и все беды вылетели наружу.

                              « Яблоко раздора»

 

Так

Всякая  причина споров и распрей.

Не так

Вещь, из-за которой ссорятся лучшие друзья

Происхождение:

Пелей и Фетида забыли пригласить на свою свадьбу богиню раздора Эридиту. Эридита очень обиделась на стол, за которым пировали боги и смертные, золотое яблоко; на нем было написано: « Прекраснейшей». Поднялся страшный спор между тремя богинями: супругой Зевса Герой, Афиной- богиней мудрости, и прекрасной богиней любви и красоты Афродитой. Судьей между ними был избран юноша Парис. Парис присудил яблоко богине красоты. Благодарная Афродита помогла Парису похитить прекрасную Елену. Чтобы отомстить за такую обиду, греки пошли войной на Трою. Так яблоко Эридиты привело к раздору.

          К сюжетам древних мифов обращаются   писатели и  поэты современности.                

                      ( Зачитать стих  Э.Асадова « Яблоко раздора»)

Молодцы!

Кроме богов, героев Эллины придумали фантастические существа. Посмотрите, здесь расположены  их изображения, но  имеются и лишние. Вам нужно будет убрать эти лишение рисунки.

Сейчас я вам раздам карточки с названием древнегреческих фантастических существ с их описаниями. А ваша задача: повесить карточки рядом с изображением соответствующего существа.

                                         ( игра с карточками)

На зданиях во многих  городах мы можем увидеть атлантов, химер, гарпий…  Героев и существ древнегреческих мифов мы встречаем в созвездиях: Андромеда, Цефей, Кассиопея, Зевс…

                   

                  Ребята, а что вам известно о происхождении « Ковша»?

 

Зевс полюбил красавицу Каллиосто, которая родила ему сына Аркада. Но ревнивая его жена Гера превратила Каллиосто в неуклюжую медведицу. А чтобы спасти ее от охотников. Зевс поместил свою возлюбленную на небо. Вот откуда созвездие Большой медведицы…

                     А какие еще созвездия связаны с Древней Грецией?

Орион переходил с острова на остров по воде. Он понравился Артемиде.  И они стали охотиться вместе. Однажды Орион метнул диск дальше богини.  И та   в гневе убила его. Зевс, желая сохранить  красоту юноши, превратил его в созвездие, а рядом расположил Сириуса, верного пса Ориона: нельзя допустить, чтобы небесному  охотнику было скучно одному…

            На этом наше путешествие заканчивается. Сегодняшний урок очень важен в понимании процесса развития человеческой культуры. Мы попытались прикоснуться к ней уже в 21 веке и понять, что хотя и далека от нас эпоха античности, но до сих пор востребованы ее достижения, ее вершины, ее критерии красоты, легенды, мифы, боги…

И в продолжении нашего урока вы получаете домашнее задание – задание с картой.

 

  Вы должны  будете найти  гору Олимп, Парнас, город Афины, остров Крит, Эгейское море. На обратной стороне карту нужно подписать.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В поисках золотого руна. Игра-викторина по мифам и легендам Древней Греции.

Игра-викторина "В поисках золотого руна" поможет проверить знания учащихся мифов Древней Греции, а также узнать много нового и интересного.Предложенный сценарий и презентацию можно использовать во вне...

сденарий музыкальной сказки "Золотое руно"

Сценарий подойдет для подготовительной группы детского сада или первого класса общеобразовательной школы....

Творческий новогодний сценарий "Золотое Руно" для учащихся 8-11 классов

Этот творческий сценарий опубликован в помощь для учащихся старших классов, преподавателей музыки, художественных руководителей....

Новогодний сценарий "Золотое руно" для учащихся 8-11 классов

В помощь учащимся старших классов и преподавателям школ, лицеев, гимназий....

План мероприятий по организации экологической акции «Сохраним природу Ставрополья» в МКОУ СОШ №7 пос. Советское Руно

План разработан для проведения экологической акции "Сохраним природу Ставрополья" дл обучающихся 1-11 классов....

Творческая работа (исследование) по литературе. Тема: «Путешествие за «золотым руном А. Белого».

   В 1922 году в письме к Б. А. Пильняку, которого тогдашняя критика считала последователем и подражателем Андрея Белого, он пишет: «...Белый, человек очень тонкий, рафинированной кул...

программа Золотое руно

Умение шить – совсем не простое дело, далеко не каждый может достичь вершин портновского искусства. Для этого требуется талант, трудолюбие, усидчивость, настойчивость, профессиональные знания. Основны...